ЭСТЕТИКА XIX ВЕКА.pptx
- Количество слайдов: 30
ЭСТЕТИКА XIX ВЕКА ПРОБЛЕМА «ХУДОЖНИК И ОБЩЕСТВО» 1. Иррационалистические концепции в эстетике 19 века. 2. Эстетика романтизма и декаданса. 3. Эстетика позитивизма. 4. Марксизм и эстетика соцреализма.
Иррационалистические концепции в эстетике 19 века Эстетика Шопенгауэра МИР НОУМЕНОВ Не воспринимаемый МИР ФЕНОМЕНОВ Воспринимаемый чувствами. Определяется знанием. Выражается в науке. Наука не чувствами. Определяется волей. Выражается в искусстве. Искусства различаются в зависимости от стадии объективации воли. Высшее искусство — музыка. Эстетический способ постижения. Предполагает непосредственное «проникновение в мир» . Субъект – художник. Позиция наблюдателя. способна выразить конечную сущность явления. Наука - «скольжение» по поверхности мира. Рациональный способ постижения. Предполагает познание мира. Субъект — обычный человек. Позиция желающего.
Эстетика Ницше ДИОНИСИЙСКОЕ НАЧАЛО КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Неумеренность, разгул стихии. Нарушение покоя, выход за пределы нормы. Хаотичность, противоречивость. Символ здоровья культуры. Воплощается в непластических искусствах. Иллюзия-опьянение. Естественность. АППОЛОНОВСКОЕ НАЧАЛО КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Мера, самоограничение. Покой, уравновешенность. Упорядоченность, гармоничность. Символ упадка культуры. Воплощается в пластических искусствах. Искусственность.
Эстетика Ницше Дионисийство соответствует стихийности и иррациональности жизни → Дионисийство чуждо науке. →Наука враждебна жизни. Интеллект разлагает жизненные инстинкты → Искусство, а не наука полнее отображают жизнь. 2 начала объединяются в греческой трагедии. → Трагичность — показатель здоровья культуры. Современная культура упадочна, поскольку ослеплена оптимизмом. → смерть греческой культуры связана со смертью трагедии. Здоровье культуры предполагает рабство. «Занятый добыванием хлеба никогда не станет артистом» .
Эстетика Къеркегора ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ Акцентирование чувственности, культ красоты и наслаждения. Непосредственность, безразличие к выяснению вопроса о смысле жизни. Основывает свою жизнь на том, что есть. Ориентация на удовольствие. Ориентация на внешнее. «Мелководный, но задорно бурлящий ручеек» . ЭТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ Акцентирование умственного и душевного развития личности. Сознательность. Основывает свою жизнь на том, что должно быть. Выполнение долга. Ориентация на внутреннее. «Тихое, но глубокое озеро» .
Эстетика Къеркегора Иллюзорность обоих стадий. → Нет осознания специфики положения человека в мире как срединного между миром и Богом → Эстетизм как «Скрытое отчаяние» → Эстетизм как «Розовые очки» РЕЛИГИОЗНАЯ СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ → через осознание пограничности существования → предполагает выход человека за свои границы, прорыв существования, когда эстетическая и этическая стратегия равно невозможны. «Рождает героев и святых» .
Эстетическая проблематика в психоанализе Искусство — компенсаторное удовлетворение бессознательных влечений. «Достоевской и отцеубийство» (Фрейд). Произведение искусства — результат сублимации. «Детсткое воспоминание Леонардо да Винчи» , «Тема трех ларцов» (Фрейд). Искусство способно разрешать внутрипсихологические конфликты «Магия и сновидения в «Градиве» Йенсена» (Фрейд). Эстетическое наслаждение связано с освобождением человека от внутрипсихического напряжения. Психоаналитический метод анализа произведения — взгляд на него с «незначительной стороны» . Предполагает «заключение в скобки» системы ценностей. Реабилитация «неважных сторон» , «отбросов» , необычных черт.
Эстетика Юнга КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — ОСНОВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА → АРХЕТИП интравертированная художественная деятельность → психологическое произведение искусства интравертированная художественная деятельность → психологическое произведение искусства
Эстетика романтизма Эволюция понятия «романтический» : v 17 век – синоним слова «романический» (как в старинном романе) – красота сопряжена с понятием страсти и чувства, преобладает негативный смысл; v 18 век – химерический – romanesque; vнечто расплывчатое и неопределенное – romantisch (Руссо, первые немецкие романтики); v+магическое, неведомое (позднее); v+ мрачное, иррациональное, связанное со смертью; v стремление ко всему вышеперечисленному. ГЛАВНЫЙ ИТОГ: КРАСОТА ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ФОРМОЙ, ПРЕКРАСНЫМ СТАНОВИТСЯ БЕСФОРМЕННОЕ И ХАОТИЧНОЕ.
Эстетика романтизма 1. Эстетизм. Центрируется вокруг феномена искусства. Образ художника-отшельника, непонимаемого обществом. Ванкенродер. Идея «двойственной жизни» художника — творец живет в двух параллельных мирах. Обыденность — существование, подобное сну. Художник - «редкая и возвышенная душа» , «особо взысканная небесами» . Индустриальный город – царство уныния, однообразия, серости – враждебен искусству. → Идеалы художника под угрозой Красота – синоним истины. В классике – истина порождает красоту, красота сопричастна истине. В романтизме – красота производит истину. .
Эстетика романтизма 2. Поиск новых форм выражения. Принципы невыразимости, бесконечности, незавершенности, хаотичности как критерии ценности искусства. Расплывчатость выражения – элемент борьбы против вычурной придворной красоты. Сама природа является смутной, бесформенной, таинственной, ее невозможно облечь в четкие и ясные формы. → Красоту не надо описывать, ее надо прочувствовать.
Эстетика романтизма 3. Постулирование кризисного состояния человека и культуры. Недовольство переживаемой эпохой. Аристократический мир –ничтожный и холодный. Разрыв человека со своей жизненной основой. Неподлинность существования. Диссонанс внутреннего мира и действительности. → Критика цивилизации. → Культ природы. → Концепция «естественной поэзии» , интерес к народной поэзии, эпосу, сказкам, мифологии. → Движение «буря и натиск» - протест против разума. Переплетение красоты и смерти. Удел красоты – реализоваться не в страсти, а в смерти. «Красота сторониться дневного света» .
Эстетика романтизма 4. Абсолютизация субъективности. Главный смысл искусства — воспроизведение глубин человеческого духа. → психологизм, восприимчивость к тончайшим нюансам человеческой души. → Лучшее искусство для выражение романтических идей — музыка. Музыка — жанр, завязанный на самость, это воплощение чистой духовности, чистого настроения. Первый момент впечатления – момент истины. Вещи изображаются непосредственно, до рационализации.
Эстетика романтизма 5. Поиск нового языка. Иронический дискурс. Ирония подчеркивает дистанцию -диссонанс между субъектом и миром. Позволяет одновременно приближаться к объекту и отдаляться от него. Не дает раствориться в объекте, но и не позволяет впасть в скептицизм. Ирония – форма самоутверждения. Подчеркивает разлад идеала и реальности. → Дерзость, цинизм, отчаяние, самоирония, нигилистическая ирония, декаденство. Красота может выражать себя через единство противоположностей. Безобразное – не отрицание прекрасного, а его оборотная сторона. Красота может быть двусмысленной, мрачной, эротической ← последствия освобождения от классических канонов.
Эстетика декаданса Красота – самодовлеющая ценность, достичь ее следует любой ценой. Искусство отделяется от морали → к миру искусства приобщаются тревожные аспекты жизни – болезнь, преступление, смерть, все мрачное, демоническое, ужасное. Искусство реабилитирует эти аспекты в свете Красоты, делает их притягательными. Сама жизнь может стать произведением искусства – дендизм. Культ собственной жизни, которую надо лепить и шлифовать как произведение искусства. Не жизнь посвящается искусству, а искусство применяется к жизни. Любовь в красоте проявляется как образ жизни и манера одеваться. Может принимать героические формы – «красота отважного поступка» .
Эстетика декаданса Культ исключительности. Религиозность. В религиозном культе выделяется ритуальная сторона, чувственно понятая мистическая традиция. → Интерес к сатанизму, магии, оккультизму, каббалистике. → Интерес к проявлениям демонического начала в искусстве и жизни. Эстетика зла. Прославление расстройства чувств, садизма, мазохизма, порока. Превознесение извращенных, тревожных, жестоких образов. Элементы сладострастия и некрофилии в искусстве.
Эстетика декаданса Идеалом является точный и ясный язык. С помощью стиля можно сделать прекрасным любой сюжет. Стиль – абсолютный способ видения мира. Вкус – автономная способность со своими законами. Только искусственное может быть прекрасным. «Природа обычно ошибается» . «Чем более мы изучаем искусство, тем менее любим природу» . → Опыт тем ценнее, чем больше в нем искусственности. → Любое насилие над природой есть искусство. Идея красоты, рождаемая от противодействия силам природы. В женственности ценится искажение природы.
Эстетика декаданса Символизм. Поэт – расшифровщик символов. Наслаждение заключается в процессе угадывания, в намеке. «Назвать предмет – разрушить наслаждение от стихотворения» . Малларме, Бодлер. Эстетика мистического откровения. Вещи – источник откровения. При соответствующем эмоциональном настрое вещи предстают в новом свете. Экстаз без Бога. Радость от переживания подобных моментов придает смысл жизни. Искусство позволяет передать эти ощущения другим.
Эстетика позитивизма Произведение искусства — факт, находящийся во взаимодействии с другими фактами и обусловленный ими. Произведение искусства — продукт среды. → знание об искусстве может быть сформировано по типу естественнонаучного. Так же, как другие факты, произведение искусства выводится из: 1. «race» - расы — национального темперамента, 2. «milieu» - cреды — природы, климата, социального окружения, 3. «moment historique» - историчекого момента — уровня культуры и традиций. (Тэн). В искусствознании мы должны опираться на: 1. позитивные факты, 2. доказуемые обстоятельства.
Эстетика позитивизма Сильной стороной эстетики позитивизма являлось стремление к объективной научности, эмпирическим фактам и исторической каузальности → собирание, описание и классификация обширных текстовых материалов, → поиск влияний, образцов и параллелей, особенно в истории текстов и мотивов, → создание точных, богатых фактами биографий поэтов и художников, широкомасштабным историко-критическим изданиям (Гердера, Гёте, Шиллера, Клейста), издательским сериям, → поиск естественнонаучных закономерностей в литературе. Свои возможности позитивизм продемонстрировал на работах, ориентированных на источники, например, в биографических исследованиях
Эстетика позитивизма Слабые стороны эстетики позитивизма: Поиск мнимых естественнонаучных закономерностей в истории литературы. Поверхностный (завышенный) биографизм ― объяснение произведения автора из его происхождения, характера, воспитания, переживаний и т. д. Превалирование объяснения над пониманием.
Сциентистские концепции эстетики Фехнер. Идея «экспериментальной эстетики» или «эстетики снизу» . Анализ экспериментальных данных, психологического воздействия. «Преддверие эстетики» . 6 законов эстетического удовольствия: 1. «Принцип эстетического порога» - необходима определенная сила впечатления. 2. «Принцип эстетической помощи или усиления» - для эстетического чувства необходимо совместное действие отдельных эстетических впечатлений. 3. «Принцип единства в соединении многообразного» .
Сциентистские концепции эстетики 4. «Принцип отсутствия противоречий, или принцип истины, правдоподобия» . 5. «Принцип эстетических ассоциаций» , «ассоциативный фактор» . При восприятии вещи действуют два фактора: внешний и внутренний. Внешние - объективные факторы эстетического впечатления. Внутренние —накопленный личный опыт. Эстетическое удовольствие возникает при ассоциировании 1 -го и 2 -го. 6. Закон прегнантности — тенденция воспринимаемого образа принимать наиболее простую, законченную или так называемую «хорошую» форму.
Сциентистские концепции эстетики Теория игры Спенсера. «Основы психологии» Теория игры – часть эволюционной теории. В эволюционном отношении различаются : (1) высшие и (2) низшие организмы; различие основано на понятии «избытка сил» : (1) им обладает, (2) – нет. Избыток сил находит выход в игре. В непосредственном смысле игра бесполезна. Опосредованным путем достигается утилитарная цель—самосохранение индивида или продолжение рода. Игра — это активность, тождественная с художественной деятельностью. Искусство — это игра, характеризующаяся самоценностью. Но опосредованно искусство приносит пользу.
Викторианская эстетика Идеал красоты практичной, прочной, долговечной. Исключена двусмысленность, неопределенность. Сочетание альтернативы роскошь – функциональность, казаться – быть, дух – материя. Отсутствие моральных дилемм. Потребительская стоимость (практическое и эстетическое использование предмета) сочетается со стоимостью меновой (товарная стоимость). Эстетическое использование сочетается с демонстрацией коммерческой стоимости.
Марксизм и эстетика соцреализма Основные положения эстетики марксизма. 1. Сфера культурного производства производна от производства материального обеспечения. 2. Индивидуальное сознание отдельного человека рассматривается как более или менее адекватный репрезентант социального порядка. 3. Литература и искусство рассматриваются как социальные феномены. 4. Художник рассматривается, в первую очередь, с точки зрения его социального положения. 5. Произведение искусства — с точки зрения отражения в нем общественной структуры.
Марксизм и эстетика соцреализма Марксистская эстетическая модель распадается на две ветви: 1. Западную. 2. Советскую. Для западной (неомарксистской) эстетической модели — характерна сильная ориентация на протестный, критический и, в целом, романтический потенциал марксизма. → Эстетика авангарда. Советская модель консервативна. → Эстетика соцреализма.
Марксизм и эстетика соцреализма Соцреализм наследовал такие черты авангарда как (1)проективность (нацеленность не на отражение реальности, а на создание проекта новой, призванной перестроить человеческую психику); (2) медиальность (акцент на распространение искусства, а не на сами работы); (3) представление о картине как об экране смысла. И дополнил его преобразованными положениями марксистской модели.
Марксизм и эстетика соцреализма Произведение искусства должно быть (1) целесообразным - реализовывать цели властного аппарата; (2) Искусство должно ориентироваться на то, чтобы быть понимаемым всем обществом. (3) советский художник должен создавать произведения, обреченные на сакральный характер (отправной точкой развития должен был стать сюжет, как носитель определённого содержания, раскрывающий важнейших «советских» темы: борьбы, труда, спорта, патриотизма и т. д. ), (4) необходимо заимствовать иконографию и типологию, сложившуюся на протяжении всей истории искусства. Из различных стилевых направлений прошлого полагалось брать всё лучшее. На деле же это оборачивалось заимствованием предшествующих традиций в низовых, профанных формах.
Проблема «художник и общество» в эстетике ХIХ века Художник и общество находятся в состоянии конфликта. Идеалы действительности противоречат идеалам искусства. романтизм – «художественный эстетизм» ; декаданс – «практический эстетизм» ; психоаналитическая программа в эстетике; эстетика авангарда (позднее). Художник в искусстве выражает идеи, актуальные для общества. позитивизм; французская идеалистическая эстетика; натуралистическая эстетика; эстетика марксизма: → эстетика соцреализма; эстетика авангарда ←
ЭСТЕТИКА XIX ВЕКА.pptx