искусство протеста и абсурда 7-1,2.pptx
- Количество слайдов: 24
Эстетика и антиэстетика. Внехудожественные и антихудожественные задачи Искусство протеста и абсурда
• «Толпа полагает, что это легко — оторваться от реальности, тогда как на самом деле это самая трудная вещь на свете. Легко произнести или нарисовать нечто начисто лишенное смысла, невразумительное, никчемное: достаточно пробормотать слова без всякой связи или провести наудачу несколько линий. Но создать нечто, что не копировало бы «“натуры” и, однако, обладало бы определенным содержанием, — это предполагает дар более высокий» . Хосе Ортега-и-Гассет
• «Слышать не могу, когда говорят о красоте. Что такое красота? Нужно говорить о проблемах в живописи. Картина — не что иное, как поиск и эксперимент» . Пабло Пикассо • «Изящные искусства, которые вы столь нежно любите и в которых столь хорошо разбираетесь, раболепствуют перед церковниками и королями, знатью и простонародьем, монархиями и республиками. . . От начала истории и поныне они, точно продажные девки, ищут, как бы услужить деспотам и угнетателям» . Джон Адамс, один из первых президентов Соединенных Штатов Америки
1. Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд. Надпись на плакате: «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина!» 1920 «Искусство давно умерло. Мое бездарное творчество — это борода, растущая на лице трупа. Дадаисты — пирующие черви, вот наша основная разница» . Илья Зданевич, писатель и художник, который сотрудничал с дадаистами в Париже.
2. Курт Швиттерс. Мерцкартина. 1921 3. Ханс Арп. Дада-рельеф. 1916
• «То, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классическипрекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образам. Искусство судорожно стремится выйти за свои пределы. Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще от того, что не есть уже искусство, что выше или ниже его» . Русский философ Николай Бердяев. Статья «Кризис искусства» . 1918 год. Разрушение границ искусства. Поиски новых путей
рсе ль Дю ша н. Ф онт ан. 1 917 Экспонаты Дюшана на выставке в галерее Штиглица. 1917 «Я швырнул им в лицо стойку для бутылок с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством» Дюшан Ма Где граница, отделяющая искусство от «неискусства» ? Каковы критерии художественности?
• Послереволюционные опыты русских авангардистов полны радостного пафоса выхода на улицы и в массы. Малевич, например, вместе со своими учениками в бытность свою в Витебске пытались переустроить по законам искусства всю городскую жизнь. Их супрематические композиции украшали дома, вывески, вагоны, трибуны (6) и даже занавес в зале заседания комитета по борьбе с безработицей (7).
6. Николай Суетин. Праздничное оформление трибуны. 1920
7. Эль Лисицкий, Казимир Малевич. Супрематизм (эскиз оформления занавеса для заседания комитета по борьбе с безработицей). 1919
• В классическом натюрморте предметы должны одухотвориться, исполниться своей внутренней жизни? Кубисты предъявили предметы, убитые художественной волей, расчлененные, разъятые, как труп (9). • В скульптуре невозможны сквозные отверстия? Архипенко и Цадкин сделали пустоты отличительной чертой, фирменным знаком своего творчества (10). • Размывались границы жанров. Живопись превращалась в скульптуру, и этот процесс легко проиллюстрировать коллажами Пикассо и контррельефами Татлина (11). Балет смешивался с танцем, как в творчестве Айседоры Дункан. Поэзия постепенно теряла рифмы и ослабляла ритмический костяк, приближаясь к прозе, а проза, напротив, поэтизировалась, обретая новую образность и внутреннюю ритмику.
8. Стенли Спенсер. Двойной портрет, или Обнаженная баранья нога. 1937
9. Жорж Брак. Натюрморт на столе. 1914
10. Осип Цадкин. Разрушенный город (Памятник разрушенному Роттердаму). 1953 11. Владимир Татлин. Угловой контррельеф. 1915 (авторское повторение, 1926)
12. Франсис Пикабия. Женщина со спичками. 1924– 1925
13. Ив Клейн работает над огневой картиной. 1961
14. Ив Клейн. Огонь 4. 1961 15. Пабло Пикассо. Голова быка из велосипедного седла и руля. 1942
Подверглось сомнению самое святое для музейного искусства — понятие подлинника. Художники сознательно изготавливали свои произведения во множестве копий, чтобы стереть грани между оригиналом и копией. Таковы, например, знаменитые «мульти/пли» Йозефа Бойса (часто переводится как «множества» или «копии» ) — тиражированные авторские копии своих произведений (16). 16. Йозеф Бейс. Фетровый костюм. 1970
Раньше рисовали натурщиц? А мы будем рисовать натурщицами. Ив Клейн мажет своих моделей своей фирменной синей краской и прикладывает их всем телом к холсту (17). Или сначала прикладывает, а потом обрызгивает контуры из пульверизатора (18). Получается эффектное действо, а заодно и серия холстов «Антропометрия» (19). 17. Ив Клейн. Антропометрия Синего периода. 1960
18. Ив Клейн. Из серии «Антропометрия» . 1960
20. Александер Кальдер. Большой красный мобиль. 1959 19. Ив Клейн. Из серии «Антропометрия» . 1960.
22. Георг Базелиц. Девушки из Ольмо II. 1938 Никто не писал картины вверх ногами? Значит, так сделаем мы. Ведь сходство с реальностью не имеет значения, важны только живописные качества 21. Жан Тэнгли. Художественная машина. 1959 Скульптура всегда была статичной? Пусть теперь колышется и даже движется, как в работах Александа Кальдера (20) и Жана Тэнгли (21).
Весь ХХ век — это время нарушений табу, развенчания норм, борьбы с запретами. То, о чём раньше нельзя было и помыслить, стало возможным и даже обыденным. И относится это правило как к вершинам человеческого гения, так и к глубинам его низости. Показательны не только крайности, повседневная жизнь обычного человека тоже изменилась: моральные стандарты размылись, а «остатки незыблемых авторитетов — государство, семья, церковь — находятся в опасности и могут быть сметены» (Ханс Рокмакер). Можно всё. И в искусстве тоже. Поражаясь парадоксам и вывертам авангардного искусства, нельзя забывать, что таким же парадоксальным и «вывихнутым» в двадцатом веке был (и остается в веке двадцать первом) весь мир. «Какая кухня, такая и песня» , — говаривал герой Ширвиндта в фильме «Вокзал для двоих» .
Двадцатый век полон экстремальных, гипертрофированных примеров трактовки любых норм и в любую сторону. Можно уничтожать миллионы жизней и в то же время героически покорять Арктику. Можно промывать мозги массам с помощью лживой монументальной пропаганды или бесстыдного «зомбоящика» , но в массах всё равно найдутся непревзойденные образцы человечности и гражданского мужества. Можно лицемерно бороться насилием с насилием и претворять в жизнь оруэлловские лозунги, а можно «жить не по лжи» или идти в газовую камеру вместе со своими учениками. Продолжение следует, но сначала поразмышляем…