л-1.ppt
- Количество слайдов: 32
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА к. пед. наук, доцент Г. И. Китайгородская 2012
Цели курса • раскрыть единство и целостность мира, его познания и отражения, охватив весь окружающий мир от элементарных частиц и атомов до Галактики и Вселенной в целом, мир живой и неживой природы в единстве и целостности; • познакомить с концепциями, принципами и подходами современного естествознания; • показать взаимосвязь и взаимообусловленность естественных и гуманитарных наук;
Задачи курса • определить роль и специфику гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления; • сформировать представления о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления; • - сформировать понимание о роли фундаментальных законов природы, составляющих основу современной естественнонаучной области знаний
Задачи курса • представить естествознание как часть общей культуры: • раскрыть единство человека и природы; • выяснить роль и место естественных наук в сохранении цивилизации, решении глобальных проблем человечества.
Структура курса • Раздел 1. Наука и культура • Раздел 2. История и методология • Раздел 3. Фундаментальные понятия и принципы естествознания • Раздел 4. Мир эволюционирующий
Ожидаемые результаты: Вы приобретете: • знания об основных характеристиках естественнонаучной картины мира, о месте и роли человека в природе; • умения применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности; • овладеете технологиями приобретения, использования и обновления естественнонаучных знаний
Организация занятий 1. Лекции 2. Семинары 3. Самостоятельная работа (сообщения, доклады, рефераты) 4. Рейтинговая система оценки 5. Зачет
Рекомендуемая литература 1. Физические основы естествознания: пособие для вузов / Г. А. Бордовский. – 2 -е изд. , испр. – М. : Дрофа, 2004. 2. Концепции современного естествознания: учебник для вузов/Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб. : Питер, 2008. 3. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ А. П. Садохин. – 3 -е изд. , - М. : Издательство «Омега» , - Л. , 2008. 4. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В. О. Голубинцев и др. ; под общ. ред. С. И. Самыгина. – 9 –е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 5. Романов В. П. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов. – 3 – е изд. , испр. и доп. – М. : вузовский учебник, 2008. 6. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М. : Высшее образование, 2008
Рекомендуемые ресурсы Интернет • • • http: //www. en. ru http: //www. ufn. ru http: //www. sciam. сom http: //www. nature. сom http: //www. physicsweb. org /articles/news http: //www. prl. aps. org http: //www. nobelprise. org http: //physics. nad. ru/physics. htm http: //www. mathsoft. com http: //www. wolfram. сom http: //www. chandra. nasa. gov
Рекомендуемые ресурсы Интернет • • • http: //nobelprise. org/nobelhttp: //thescientificworld. comhррр http: // www. astronaut. ru http: // www. kosmos. info/index. htm http: // www. machaon. ru/dcosmos/hist/
Искусство - СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ВОСПРИЯТИЯ И ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ • Объект: ИСТИНЫ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ КОТОРЫХ НЕ ДОКАЗУЕМА ЛОГИЧЕСКИ (ПРАВДА, КРАСОТА, НЕНАВИСТЬ, ЛОЖЬ, ДОБРО, СОВЕСТЬ ). • ЦЕЛИ: познание человеком окружающего мира. • Метод: интуиция (прямое усмотрение истины без логического доказательства). • ИСКУССТВО субъективно, интравертно, рефлексирует «в себя» . • Главный критерий: личная удовлетворённость создателя. • Восприятие произведений искусства: акт резонансного ощущения мира человеком-зрителем и человеком-художником. • Диалогичность искусства: « Человеческая мысль становится идеей только в условиях живого контакта с чужой мыслью» (М. М. Бахтин). • Эмпатия – понимание искусства путём вчувствования в мир другого.
• Иррациональное мышление (противоречит нормам и фактам бытия). • Абсолютные истины – догмы, требующие веры и подчинения. • Канонизация религиозных текстов, не допускающая перевода в современную понятийную сетку. (Библия. Евангелие от Луки, Коран, Бхагаватгита и др. ). • Личностная форма текстов (послания, жития, суры).
• Интуитивное мышление на основе глубоких и разносторонних знаний. • Объект: реальность и познающий её человек БЫТИЕ СОЗНАНИЕ Онтологические постулаты • Цель: ценностно-ориентированное миропонимание. • Назначение: рефлексия (осознание роли и места всех компонентов культуры)
Наука и ее роль в современном мире • В. Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, которая преобразовала всю поверхность Земли и существенно повлияла на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека. При этом «вторая природа» встала в резко конкурентные отношения с естественной природой планеты. Для сегодняшней эпохи характерна любознательность человека в познании природы, которая часто противоречит нравственности.
• Цель: выявление человеком объективных законов мира • для освоения природы и прогноза своего будущего. НАУКА: объективна, экстравертна, монологична, имеет однозначный, внеличностный смысл. Многовариантный смысл, Окрашенность личностным отношением Рациональное знание, подтвержденное опытом Научный метод Герменевтический метод о г е ц и в й тип а и в Т е х н о г е н Т е хйн т и п н н ы и л и з ц ц и и л и з а ц и и ны Отчуждение человека от природы Создание средств массового уничтожения Экологическая катастрофа
Культура • В широком смысле культура означает все то, что создано человеком и человечеством на всем историческом пути развития. Она создается человеческим трудом при непосредственном участии сознания, мышления, знаний, чувств и воли. • Культура – это результат (продукт) человеческой деятельности.
Культура • Материальная культура (орудия труда, техника и т. п. ) • Социальная культура (система правил поведения и общения) • Духовная культура (мораль право, мировоззрение, наука, искусство и т. п. )
НАУКА • Наука это – динамическая система объективно истинных знаний о существующих связях действительности, одна из форм общественного сознания, включает как деятельность по получению знаний, так и ее результат – систему знаний, лежащих в основе научной картины мира. • Наука и искусство есть отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве – в форме художественных образов.
Функции науки • Описательная – выявление существенных свойств и отношений действительности. • Систематизирующая – отнесение описанного по классам и разделам. • Объяснительная – систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития. • Практическая – возможность применения полученных знаний в производстве, социальном управлении и др.
Функции науки • Прогностическая – предсказание новых открытий в рамках существующих теорий и рекомендации на будущее. • Мировоззренческая – внесение полученных знаний в существующую картину мира, рационализация отношений человека и действительности
Различие познавательной позиции, языка, метода, критериев, ценностей – разделение культуры на 2 ветви: Культура естествознания Культура гуманитарная Современная интеграция знания, сложность изучаемых объектов Новая парадигма: «От познания ради жизни – к жизни ради познания» Творческая деятельность человека: объединение рационального, художественно-образного, интуитивного
Теорема К. Гёделя: в любой стройной и самосогласованной теории обязательно есть внутренние противоречия, разрешаемые только в рамках более общей концепции Содержательная и непротиворечивая картина окружающего человека мира обеспечивается единством всех компонентов культуры, включая духовность и нравственность
Познание мира • Научное познание мира • Художественное познание мира • Религиозное познание мира
Специфика научного знания, его критерии и признаки • Критерий научности – это правила, по которым оценивается соответствие (несоответствие) некоторых знаний обобщенным гносеологическим представлениям об установленных стандартах научного знания Критерии научности истинность, интерсубъективность, системность.
Научность знания – истинность знания • Под истинностью знания традиционно понимается соответствие его познаваемому предмету. • Интерсубъективность - выражает свойство общезначимости, общеобязательности, всеобщности знания в отличие, например, от мнения, характеризующегося необщезначимостью, индивидуальностью • Системность - собрание разрозненных знаний, в связную систему. Одновременная реализация этих признаков в известном результате познания в полной мере определяет его научность
Естествознание • Естествознание – это система наук о природе • Естествознание как компонент единой культуры человечества
Естествознание как феномен общечеловеческой культуры • Естественнонаучная культура • Гуманитарная культура Разделение культуры на гуманитарную и естественнонаучную во многом обусловлено существованием двух основных способов процесса мышления, которые имеют физиологическую природу
Естествознание • Естествознание – это наука о природе как единой целостности • Естествознание – это совокупность наук о природе, взятая как единое целое Предметом естествознания является познание различных форм движения материи
Философия • Философия изучает наиболее общие законы природы и общества, объясняя мир с точки зрения единства и взаимосвязи его самых общих свойств. В отличии от естествознания, которое исследует мир сам по себе, философию интересует отношение человека к миру
Значение естествознания в современном мире • За последние 100 лет пик достижений естественных наук пришелся на физику • Физика как важнейший источник знаний об окружающем мире • Физика как основа научно-технического прогресса • Физика как важнейший компонент человеческой культуры