Критика практического разума.ppt
- Количество слайдов: 24
Естественная философия должна определять свои законы природе как предмету опыта, нравственная - воле человека, поскольку причины воздействуют на нее;
• при этом первые законы [определяются] как законы, по которым все происходит, • вторые же - как законы, по которым все должно происходить
Понятие абсолютного добра – отрицательное (продолжение) Доброе не должно иметь причины вовне. • поступок из чувства долга имеет свою моральную ценность не в той цели, которая может быть посредством него достигнута, а в той максиме, согласно которой решено было его совершить
Проблема рационального обоснования добра • Если правила морали рациональны, то они должны быть одними и теми же для всех рациональных существ, как правила арифметики
Понятие абсолютного добра – положительное • Только человек как существо разумное причастен к добру без ограничения • представление о законе самом по себе, которое имеется, конечно, только у разумного существа, поскольку это представление, а не ожидаемый результат есть определяющее основание воли (понятие автономии воли)
Понятие абсолютного добра – сначала отрицательное Доброе должно быть добрым без изъятия. Этим качеством не обладают смежные феномены. • Обуздание аффектов и страстей, самообладание и трезвое размышление не только во многих отношениях хороши, но, повидимому, составляют даже часть внутренней ценности личности; однако многого недостает для того, чтобы объявить эти свойства добрыми без ограничения
Постановка проблемы • Мораль не имеет обоснования в желаниях, мораль не имеет обоснования в вере (в Бога или в предустановленный порядок). Мораль нуждается в своем самостоятельном обосновании.
Платоновская «идея равного и неравного предшествует возможности сравнения» • Никто не благ (не прообраз блага), кроме единого Бога (которого вы не видите). Но откуда же у нас понятие о боге как о высшем благе? Только из идеи нравственного совершенства, которую разум составляет a priori и которую он неразрывно связывает с понятием свободной воли.
Невозможность выведения понятия абсолютного добра из опыта Естественный образец доброго невозможен. Даже святой праведник из Евангелия должен быть сопоставлен с нашим идеалом нравственного совершенства, прежде чем мы признаем его таким идеалом;
Своеобразие моральной сферы • За моральную причинность не следует принимать сопутствующие феномены: полезность, естественную склонность, привычку и т. д.
Специфика морального закона • Каждая вещь в природе действует по законам. Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т. е. согласно принципам
Специфика морального отношения к человеку «Будучи применима к человеку, этика ничего не заимствует из знания о нем (из антропологии), а дает ему как разумному существу априорные законы»
• правила поведения делятся на • субъективные правила (максимы) – имеющие значение для данного отдельного человека; • объективные практические законы, т. е. имеющие "силу для воли каждого разумного существа", (императивы, т. е. правила, выражающие долженствование
Представление об объективном принципе, поскольку он принудителен для воли, называется велением (разума), а формула веления называется императивом.
Все императивы, далее, повелевают или гипотетически, или категорически. Первые представляют необходимость поступка как средство к чему-то другому, чего желают достигнуть. Категорическим императивом был бы такой, который представлял бы какойнибудь поступок как объективно необходимый сам по себе, безотносительно к какой-либо другой цели
В чистой воле не осталось ничего кроме общей законосообразности поступков вообще, которая и должна служить воле принципом. Это значит: я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон
Абсолютная воля • Та воля безусловно добра, которая не может быть злой, стало быть, та, максима которой, если ее делают всеобщим законом, никогда не может противоречить себе
В самом деле, для того, что должно быть морально добрым, недостаточно, чтобы оно было сообразно с нравственным законом; оно должно, совершаться, также, и ради него
Добрая воля добра не благодаря тому, что она приводит в действие или исполняет; она добра не в силу своей пригодности к достижению какойнибудь поставленной цели, а только благодаря волению, т. е. сама по себе
Таким образом, существует только один категорический императив, а именно: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
• Только человек сам по себе обладает абсолютной ценностью, поэтому только он может рассматриваться как цель сама по себе
Практическим императивом, таким образом, будет следующий: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Иллюстрация разумного основания воли • Давая ложное обещание, я спрашиваю самого себя: был бы я доволен, если бы моя максима (выйти из затруднительного положения посредством ложного обещания) имела силу всеобщего закона (и для меня, и для других
Кому-то из-за многих несчастий, поставивших его; в отчаянное положение, надоела жизнь, но он еще настолько разумен, чтобы спросить себя, не будет ли противно долгу по отношению к самому себе лишать себя жизни. И вот он пытается разобраться, может ли максима его поступка стать всеобщим законом природы.