Эрих Фромм Бегство от свободы.ppt
- Количество слайдов: 21
ЭРИХ ФРОММ БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ
Эрих Фромм (1900 — 1980) Немецкий социолог, философ, психоаналитик. Родился 23 марта 1900 года во Франкфуртена- Майне в семье ортодоксальных иудеев. В 1918 году он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера, он защитил докторскую диссертацию. Три года спустя Фромм, завершил обязательную психоаналитическую подготовку, и открыл собственную частную практику. После прихода Гитлера к власти, Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в Нью-Йорк.
В Америке - сначала в США, а затем в Мексике - Фромм занимался исследовательской и педагогической деятельностью, вел большую клиническую практику, писал и издавал книги: «Бегство от Свободы» , «Человек для себя» (1947), «Сказки, мифы и сновидения» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любви» (1956), «Революция надежды» (1968), «Иметь или быть? » (1976) В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. Вскоре после окончания знаменитой работы «Иметь или быть» , с ним случается второй, а потом и третий инфаркт. Он скончался в Швейцарии, в своем доме, за пять дней до восьмидесятого дня рождения.
В 1941 году увидела свет книга «Бегство от свободы» , разоблачавшая различные модификации тоталитаризма. Книга принесла автору известность в Америке и вызвала к нему ненависть в Германии. Еще накануне второй мировой войны Фромм показал, что тоталитаризм, то есть подавление независимой мысли и свободы воли, - результат не только узурпации и террора власти, но и неспособности миллионов людей ценить и любить свободу и разум, что делает их молчаливыми соучастниками злодеяний, а то и палачами.
В своей книге Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провел анализ периода становления личности эры капитализма, периода формирования новой философии, нового мировоззрения на человека и его смысл жизни.
Большое внимание он уделяет периоду Реформации и учениям Лютера и Кальвина, видя в их идеях истоки современного капиталистического уклада. На примере психологического анализа Лютера и Кальвина Фромм пытается дать развернутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы.
Фромм различает "свободу от" (негативную) и "свободу на" (позитивную). Обратной стороной "свободы от" является одиночество и отчуждение. Такая свобода бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма "бегства" (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера.
Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе.
Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть «как все» , боясь или нехотя выражать собственное мнение.
Третий - в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.
Выход Фромм видит в таком реформировании общества, которое открыло бы простор «свободе на» . Главная задача в построении душевно здорового общества - это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности.
Продуктивность - это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Это основной принцип, на котором должно строиться душевно здоровое общество.
История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития.
Миф отождествляет начало человеческой истории с актом выбора, но при этом особо подчеркивает греховность этого первого акта свободы и те страдания, которые явились его следствием. Согласно мифу, формально грех состоял в том, что человек вкусил от древа познания. Таким образом, акт неподчинения, акт свободы прямо связывается с началом человеческого мышления.
Эгоизм и любовь к себе Фромм считал, что любовь не создается каким-то специфическим "объектом", а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь "приводится в действие" определенным объектом. Как ненависть - это страстное желание уничтожить, так и любовь - страстное утверждение "объекта"; это не "аффект", а внутреннее родство и активное стремление к счастью, развитию и свободе объекта любви. Любовь - это готовность, которая в принципе может обратиться на кого угодно, в том числе и на нас самих.
Моя собственная личность в принципе также может быть объектом моей любви, как и любая другая. Утверждение моей собственной жизни, счастья, роста, свободы предполагает, что я вообще готов и способен к такому утверждению. Если у индивида есть такая способность, то ее должно хватать и на него самого; если он может "любить" только других, он вообще на любовь не способен. Эгоизм - это не любовь к себе, а прямая ее противоположность. Эгоизм коренится именно в недостатке любви к себе. Кто себя не любит, не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем нет внутренней уверенности, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и утверждения.
Фромм проанализировал типы социальных характеров, формирующиеся различными типами культур и пришел к заключению, что человек может, а значит, и должен противопоставить собственные разум и волю как внешнему авторитету власти, так и анонимному авторитету общественного мнения. То есть спасение от авторитарности во всевозможных ее видах Фромм видел в самостоятельности и самосовершенствовании человека.
Человеку предстоит самостоятельно выбирать путь меж двух бездн агрессивности и покорности. Разумом он отличается от прочих живых существ, и, кроме разума, ему не на что рассчитывать. По существу, и в сегодняшнем мире единственным достойным и надежным противодействием отрицанием самого себя остаются только разум и добрая воля.
«Здоровое общество» , о котором размышлял Фромм, все еще не построено. Одиночество, отчуждение, психопатология в обыденной и общественной жизни, бегство от угнетающей реальности в мир наркотических иллюзий, изнурительная рутина сизифова труда - разве это не наши сегодняшние проблемы?
Поэтому и сегодня актуально звучат слова Фромма: «Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех, - или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности» .
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно… Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность
Эрих Фромм Бегство от свободы.ppt