Скачать презентацию ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ Возрождение или Ренессанс целая историческая Скачать презентацию ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ Возрождение или Ренессанс целая историческая

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.ppt

  • Количество слайдов: 44

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ Возрождение, или Ренессанс, – целая историческая эпоха, процесс идейного и культурного развития ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ Возрождение, или Ренессанс, – целая историческая эпоха, процесс идейного и культурного развития общества от начала разложения феодальной системы до ранних буржуазных революций.

 • Возрожде ние, или Ренесса нс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая • Возрожде ние, или Ренесса нс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. • Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Отличительные черты эпохи Возрождения: • светский характер культуры • антропоцентризм (то есть интерес, в Отличительные черты эпохи Возрождения: • светский характер культуры • антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). • интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Социокультурные условия Возрождения Изменение общественных отношений в Европе. u Рост городов u Рост влияния Социокультурные условия Возрождения Изменение общественных отношений в Европе. u Рост городов u Рост влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. u Кризис иерархической системы ценностей, созданной в средневековой церковной культурой. u Отказ от аскетизма смиренности духа. u

u Кризис церковного мировоззрения. u Формирование централизованных государств. u Эпоха великих географических открытий. u u Кризис церковного мировоззрения. u Формирование централизованных государств. u Эпоха великих географических открытий. u Формирование новых производственных отношений. u Рост торговли.

u Это привело к появлению гуманизма — общественнофилософского движения, рассматривавшего человека, его личность, его u Это привело к появлению гуманизма — общественнофилософского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

n В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне n В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. n Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ n n n n Николай Кузанский Леонардо Бруни Марсилио Фичино Николай ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ n n n n Николай Кузанский Леонардо Бруни Марсилио Фичино Николай Коперник Пико делла Мирандола Лоренцо Валла Манетти Пьетро Помпонацци Жан Боден Мишель Монтень Томас Мор Эразм Роттердамский Мартин Лютер Томмазо Кампанелла Джордано Бруно Николо Макиавелли

Основные черты философии эпохи Возрождения: n n n n Антисхоластичность Антропоцентризм (человек – центр Основные черты философии эпохи Возрождения: n n n n Антисхоластичность Антропоцентризм (человек – центр всего) Гуманизм – философское направление, рассматривающее человека как высшую ценность Антирелигиозный характер (высмеиваются религиозные деятели) Формируется материалистический взгляд на мир Развивается пантеизм – философскорелигиозное учение, растворяющее Бога в природе Индивидуализм – каждый человек уникален и защищает свои интересы, которые лежат в основе его поведения

Периоды в развитии философии эпохи Возрождения гуманистический (13 -14 вв). Представители: Данте, Петрарка, Монтени. Периоды в развитии философии эпохи Возрождения гуманистический (13 -14 вв). Представители: Данте, Петрарка, Монтени. неоплатонический вторая половина 15 в. Представители: Николай Кузанский, Мирандола. Натурфилософский (15 -16 вв). Представители: Кеплер, Бруно, Коперник, Леонардо да Винчи.

Концепции гуманистического периода: • идея гуманизма (человек – высшая ценность); • идея антропоцентризма (человек Концепции гуманистического периода: • идея гуманизма (человек – высшая ценность); • идея антропоцентризма (человек – центр Вселенной); • идея равенства; • идея индивидуализма.

Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения

Рафаэль Санти l Рафаэ ль Са нти 1483 — 1520) — великий итальянский живописец, Рафаэль Санти l Рафаэ ль Са нти 1483 — 1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

 В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились: l гуманистические идеалы Высокого Возрождения о В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились: l гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, l гармония с миром, l идеалы жизнеутверждающей красоты. l Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы

 • Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, 1504, Галерея Питти, • Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, 1504, Галерея Питти, Флоренция; “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница”, 1507, Лувр, Париж; “Мадонна со щеглом”, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.

u ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ Да нте Алигье ри (1265 — 13 или 1321) — итальянский u ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ Да нте Алигье ри (1265 — 13 или 1321) — итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» позднее получившей эпитет «Божественной» .

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА u 1304— 1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА u 1304— 1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса

u Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем u Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с её глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с её критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей.

Неоплатонический период вторая половина 15 в. Для него характерно: l возрождение античной идеи тождества Неоплатонический период вторая половина 15 в. Для него характерно: l возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма; l идея познания (как устроено наше познание) « Об ученом незнании» l Формируется новая картина мира, где уменьшается роль Бога l Частичка функций Бога передаётся человеку l Основные познавательные функции передаются разуму, вера остаётся только в познании Бога l Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе l Представители: Н. Кузанский, Мирандолла

Пико Мирандола • Джова нни Пи ко де лла Мира ндола ко лла ндола Пико Мирандола • Джова нни Пи ко де лла Мира ндола ко лла ндола • (1463 – 1494) • итальянский мыслитель эпохи Возрождения , • представитель раннего гуманизма.

Никола й Куза нский, u Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс —кардинал, крупнейший Никола й Куза нский, u Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс —кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковнополитический деятель

 «Бог во всём и всё в Боге» . n n Николай Кузанский внёс «Бог во всём и всё в Боге» . n n Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм» , немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы поновому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает.

n n n Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум» , в n n n Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум» , в то же время, отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге» . Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос» , намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли

Натурфилософский период n n Устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. Доминировала Натурфилософский период n n Устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. Доминировала качественная, органицистская модель природы. Основоположник экспериментального естествознания Леонардо да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом.

n Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и n Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него.

Леонардо да Винчи n Леона рдо ди сер Пье ро да Ви нчи, 1452 Леонардо да Винчи n Леона рдо ди сер Пье ро да Ви нчи, 1452 — 1519 — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК n Никола й Копе рник 1473 — 1543 — польский и прусский НИКОЛАЙ КОПЕРНИК n Никола й Копе рник 1473 — 1543 — польский и прусский астроном, математик, экономист, каноник эпохи Ренессанса. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.

ИОГАН КЕПЛЕР 1571 --1630 n немецкий математик, астроном, оптик и астролог, первооткрыватель законов движения ИОГАН КЕПЛЕР 1571 --1630 n немецкий математик, астроном, оптик и астролог, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы. n «Я выяснил, что все небесные движения, как в их целом, так и во всех отдельных случаях, проникнуты общей гармонией — правда, не той, которую я предполагал, но ещё более совершенной» . (И. Кеплер)

Установки: Новая трактовка природы. n n n идея бесконечности природы множественность миров однородность этих Установки: Новая трактовка природы. n n n идея бесконечности природы множественность миров однородность этих миров (единство, связь) формирование гелиоцентрической модели мира Внимание к политической философии. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей.

Никколо Макиавелли (1469 -1527) p p p p Ученый, разделявший политику и мораль, проповедующий: Никколо Макиавелли (1469 -1527) p p p p Ученый, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши. Главное интерес человека. Люди лживы и эгоистичны. Необходимость государства Хуже всего искать срединные пути. Выдающиеся люди стремятся к максимальному достижению своих целей. Макиавелизм.

Социально-философское течение представлено направлениями: l l l Реформационное Социально-политическое Протестанцизм Социально-философское течение представлено направлениями: l l l Реформационное Социально-политическое Протестанцизм

Томас (Фома) Мюнцер o радикальный проповедник времён Реформации, o проповедовал всеобщее равенство на основе Томас (Фома) Мюнцер o радикальный проповедник времён Реформации, o проповедовал всеобщее равенство на основе евангельских идеалов o выступал против традиционной церкви и дворянства. o С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).

Т о м а с М о р • Томас Мор • 1478 — Т о м а с М о р • Томас Мор • 1478 — 1535, — английский мыслитель, писатель. • Святой Католической церкви.

– Главное произведение: Утопия • опубликована в 1516 году, гениальное по своему замыслу произведение – Главное произведение: Утопия • опубликована в 1516 году, гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. • Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона ( «Государство» , «Критий» , «Тимей» ), романыпутешествия XVI века • Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.

Томмазо Компанелла • 1568 --- 1639 гг. • Итальянский философ и писатель, один из Томмазо Компанелла • 1568 --- 1639 гг. • Итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.

n n Кампанелла был итальянским священником, который планировал освободительное восстание с целью свержения испанских n n Кампанелла был итальянским священником, который планировал освободительное восстание с целью свержения испанских захватчиков. План был раскрыт, а Кампанелла брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Именно в тюрьме был написан ряд произведений, одно из которых — «Город Солнца» . Книга «Город Солнца» написана через сто лет после «Утопии» (1516 год) Томаса Мора, в один год с «Новой Атлантидой» Френсиса Бэкона.

Город солнца n n Основная причина зла, по мнению Кампанеллы, — в людских пороках, Город солнца n n Основная причина зла, по мнению Кампанеллы, — в людских пороках, прежде всего в эгоизме, порождающем у одних желание жить за счёт других. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине» . Достичь этого Кампанелла хочет с помощью государства, которое карает и пресекает неправильное поведение. Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому особое внимание уделено народному образованию и воспитанию.

l l Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме» , то есть имеет l l Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме» , то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны.

l l В подчинении Могущества находятся дела войны и мира. Мудрость руководит науками и l l В подчинении Могущества находятся дела войны и мира. Мудрость руководит науками и просвещением. Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие» . В городе Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п.

l l l Кампанелла задается «восстановлением наук» , то есть созданием новой универсальной науки l l l Кампанелла задается «восстановлением наук» , то есть созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение. Сохраняемые памятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт — основание всякой «мирской» науки» .