Франция Англия Возрождение.pptx
- Количество слайдов: 20
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ФРАНЦИЯ XV-XVI вв.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОСТЮМА ФРАНЦИИ В начале XVв. в костюме Франции сохраняются еще простые формы костюма, сложившиеся в конце XV столетия. Но в 20 -х годах образуется живописный стиль крупных объемов, из тяжелых тканей, с характерным разнообразием складок и фактур. Сильное влияние Итальянского костюма. Характерной особенностью костюма 10— 40 -х годов является украшение его поверхности узкими разрезами. С середины XVI века влияние испанского костюма, несмотря на сложные политические отношения между странами. В 70 -х гг. XVIв. вследствие внутри-религиозных распрей и возникших на этой почве два лагеря: католиков и гугенотов. Костюм так же ярко подчеркивает противоречие между враждующими конфессиями. Костюм Франции эпохи возрождения отличает от Италии – более изысканные формы декора и более мягкими цветовыми сочетаниями. От испанской моды: главное -смена глубокого декольте на высокий воротник, но заимствованные формы воротника – не столь жестки, а каркасные формы женского костюма более пышные.
ТКАНИ: ОРНАМЕНТ ДЕКОР ЦВЕТ Право носить костюм ярко-красного цвета (крамуази) имели только принцы и принцессы крови. Придворным дамам разрешалось делать одежду из бархата всех цветов, кроме крамуази. И гамма цветов одежды Франции постепенно меркнет к 70 -м гг. Впоследствии, при правлении Генриха III, цветовая гамма французского двора постепенно светлеет и приобретает пастельные светлые тона (сильное влияние личного вкуса Генриха III) Предпочтение отдается тканям итальянского производства, несмотря на бурно развивающуюся местную ткацкую промышленность. В XVI веке в моде были тяжелые ткани — бархат, парча, шелк, сукно Для простолюдинов – холщевые, льняные, суконные и шерстяные ткани. Для нижней одежды – льняные и хлопчатобумажные ткани Ткани богато декорируются вышивкой. Декор ткани приобретает невероятно вычурный характер. Во Франции в XVI веке зарождается новый центр по производству шелковых тканей, который в XVII— XIX вв. стал крупнейшим в Европе.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ (ФРАНЦИЯ) Мужской костюм конца XV нач. XVI вв. В конце XVв. Форма одежды не сложная. В 20 -е гг. XVIв. Формируется объемный стиль эпохи Возрождения с характерными горизонтальными объемами: Нижняя одежда – рубашка с отделкой по воротнику и рюшами по рукавам на сборке. Шоссы - заменяют двумя видами одежды — «о-де-шосс» , то есть верхними шоссами, очень скоро превратившимися в широкие короткие штаны, собранные внизу на шнур, и «баде-шосс» - то есть длинные чулки. Иногда из трех предметов. Пурпуэн – становиться верхней одеждой. В 10— 30 -х годах делают по итальянскому образцу с глубоким вырезом, изпод которого виден ворот рубашки из тонкого полотна, законченный узким рюшем. От рыцарских доспехов заимствуют длинную, заложенную крупными складками съемную баску для пypпyэна, подобную юбке до колен - давала возможность разнообразить цветовые сочетания костюма «Сэ» - широкая, свободная, но не длинную одежду без рукавов, или с рукавами «шамарр» - верхняя одежда.
КРОЙ МУЖСКОГО КОСТЮМА
МУЖСКОЙ КОСТЮМ (СЕРЕД. XVI ВВ. ) Начиная с 40 -х годов заметно уменьшается общий объем мужского костюма: Облегающий фигуру пурпуэн со стоячим высоким воротником, по краю которого выпускали узкий рюш, и не слишком короткой баской сочетается с короткими, покрытыми вышитыми полосами о-дешосс. Шамарр – с небольшими рукавами шарообразной формы, украшены продольными разрезами Небольшой берет, отделанный страусовым пером и пряжкой, имеет маленькие отогнутые поля. Наконец, в 50 -х годах появляется короткий плащ с отложным воротником или совсем без воротника. Длинная одежда - для пожилых горожан или форма у должностных лиц, или для траурного одеяния ( Широкий соболиный «казак» продолжают носить как верхнюю одежду для улицы. Гамма цветов в костюме постепенно темнеет, приближаясь к черному.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ (ФРАНЦИЯ 2 -Я ПОЛ. XVI) В 60 -е гг. разногласия в религии находят свое отражение в костюме: Католики – роскошные и декоративные одежды и украшения, вычурность форм, светлая цветовая гамма, женственный образ. Лиф пурпуэна делают на жесткой прокладке и так низко опускают передний выпуклый изгиб, что его называют «пане» (брюхо). Баску превращают в узкую отделку нижнего края пурпуэна, о-де-шосс — в валик на бедрах, ба-де-шосс получают форму женских калесон. Маленький короткий плащ и шляпа — женский ток — дополняли этот костюм, отнявший у мужчин здоровый мужественный вид, присущий человеку 20— 30 -х годов XVI века. "Женственность" мужского облика довершилась созданием туфель, где носок был целиком закрыт огромной кружевной розеткой. Гугеноты – скромные прилегающие костюмы, без излишеств и украшений, в темной цветовой гамме.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ (КОНЕЦ XVIВ. ) К концу XVI и началу XVII века (Генрих IV)мужской костюм стал строже, проще. Издан указ об ограничении роскоши и пестроты в костюмах, но только для дворян. Дворяне должны были носить темные, но дорогие и изысканные одежды. Колет сделался свободнее, к нему надевалась не только фреза, но и появившийся в это время отложной воротничок. Панталоны удлинились до колен и приобрели мягкую сборчатую форму. Плащи стали длинными и часто надевались лишь на одно плечо.
МУЖСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ПРИЧЕСКИ Мужским головным убором служили так называемые «французские» береты, имевшие широкие жесткие поля, поверх которых лежало белое страусовое перо. В моду вошли также испанские шляпы с высокой тульей и неширокими полями. Модная прическа — короткая стрижка — дополнялась небольшой бородкой и усами. Во время правления Генриха III - мужчины носили крошечную бородку и усики, красили и завивали волосы, обильно румянились, душились, носили серьги в ушах и ток из перьев на голове. В конце XVIв. (Генрих IV) -прическа сильно изменилась: в моду вошли длинные, гладко зачесанные назад волосы, закрученные вверх усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски. Модным головным убором считалась шляпа с полями, украшенная белыми страусовыми перьями.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ (ФРАНЦИЯ) В конце XV- 1 -е десятилетие XVIв. : Спокойные линии и пропорции французского костюма – как реакция на вычурные формы готического стиля одежды, существовавшего на протяжении почти шестидесяти лет. С 1510 г. - парадный аристократический костюм становиться все более объемным (итальянское влияние). С 20 -х гг. –испанским «вердугос» – на французский манер «верюгад» или «вертюгаль» , но внизу конус шире, чем у испанских. Состав женского костюма : Рубашка с длинными рукавами; Чулки из ткани; Вертюгаль, к которому добавлен лиф на каркасе — «баскин» , стягивающий грудь и талию; Котт с рукавами, надеваемый сверх баскина и вертюгаля, Роб — платье с распашной спереди юбкой. Юбка котт была видна спереди между расходящимися треугольником полами платья, и на ней не допускалось ни единой складки. Такой костюм, с небольшими изменениями, сохранялся как парадное придворное одеянье вплоть до 70 -х годов.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ (СЕРЕДИНЫ XVI В. ) Испанские влияния как и в мужском, так и в женском костюме сказались лишь в отдельных деталях. В 50 -х годах перестают носить декольте, хотя у роб сохраняется вырез каре, который теперь закрывают тонкой тканью рубашки с высоким воротником-стойкой, законченным рюшем, а затем — вставкой из светлой ткани. Рукава делают более узкими, и, подобно пурпуэну, вверху они имеют пышный буф. Появляется и плоеный воротник «фреза» . Кальсоны делали из цветных дорогих тканей, вышивали шелками, золотом, серебром. Именно эти кальсоны взял Генрих III за образец для мужчин. Французский женский костюм 70 -х годов имеет четкий графический силуэт и сравнительно невелик в объеме. Цвета преимущественно темные, хотя встречаются также лиловые, желтые, серые, белые. Сверх роб с нераспашной юбкой носят марлотт — французский вариант испанской ропы и бэрн — марлотт без рукавов.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ (КОНЦА XVI В. ) В конце века француженки натягивали платья на фижмы в виде колеса или барабана. Такие формы юбок, как это можно проследить на всем протяжении истории костюма, появлялись во времена особенной распущенности нравов, так как отменно маскировали беременность. Лиф платья стал еще уже. Чтобы создать впечатление чрезвычайно тонкой талии, спереди мыс лифа продлевали на юбку, что, однако, зрительно сильно укорачивало ноги. Рукава по форме остались прежними, но часто разрезались на долевые полосы, которые скреплялись пряжками. Декольте лифа было округлым и очень глубоким — его приходилось прикрывать Сильно изменились воротники: вместо фрезы в моду вошел стоячий на каркасе воротник, иногда поднимавшийся выше головы. Форма воротников была разной: округлая «французская» и двойная, исходившая из Англии.
АНГЛИЯ XVI В.
АНГЛИЯ XVI В. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО КОСТЮМА В XVI веке Англия усиливает свою политическую независимость и приобретает экономическую самостоятельность. В костюме англичане проявляют небывалое до сих пор самоопределение. Сильное влияние моды Франции и Испании. Культ абсолютного монарха. В течение XVI века мода заметно менялась дважды, и эти изменения соответствовали изменениям во французских модах первой и второй половины XVI века – более медленное изменение одежды (приверженности традициям). Отличие английского костюма заключалось в большей свободе, меньшей затянутости одежд, а также в своеобразии некоторых второстепенных деталей. Роскошь и богатство тканей - «парчовое поле» Добротная и удобная одежда отличает Англию от других стран: массивность и квадратность в пропорциях, преобладание суконных тканей, довольно резкая граница костюмов буржуа и аристократии. Буржуа, отличавшиеся расчетливостью, бережливостью, были умеренней в одежде, в выборе цвета и фактуры тканей. Грандиозность рукавов как в мужском, так и женском наряде была важным элементом английской моды. Именно рукава определяли общую массивность и квадратность в костюме первой половины XVI века (до пяти пар рукавов). Особое изобретательство фасонов фрезы. Вместо одного ряда ткани, набранного складками, фреза делалась из набора ткани в три-четыре этажа, а также могла быть исполнена из кружева.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ (АНГЛИЯ 1 ПОЛ. XVIВ. ) Мужской костюм первой половины века состоял из рубашки, камзола и верхнего кафтана, который, в отличие от французского, не был опоясан. На ногах носили сшитое обтяжное трико и мягкие широкие сборчатые штаны. Волосы в первой половине века стригли коротко, а характерным головным убором был богато украшенный берет.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ (АНГЛИЯ 2 ПОЛ. XVIВ. ) Во 2 -й пол. XVIв. - пышность двора королевы Елизаветы повлияла и на мужской костюм. Модный колет, штаныбуфы шили из тканей ярких цветов, украшали вышивкой, бордюром, драгоценными камнями, а с конца века — кружевами. Колет по форме напоминал испано-французский: имел узкие рукава, крылышки у плеч и стоячий воротник. Панталоны, набитые ватой, приобрели чрезвычайно пышную форму (в парламенте расширили места для сидения). В первой половине века в моде была фреза, замененная к концу века отложным воротничком. Темные, скромные одежды – лишь для буржуа и пуритане. Мужской костюм: Пурпуэн-камзол, сделанного, как правило, из богатого материала, вышитого и украшенного прорезями, из которых выступала контрастного цвета подкладка. Штаны были широкие, подбивавшиеся до фантастических размеров в начале царствования Елизаветы; в дальнейшем - принадлежностью одежды стариков, купцов и ремесленников.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ (АНГЛИЯ) Женский костюм первой половины XVI века имел форму вертюгада: тугой лиф, скрывающий форму груди, декольте в форме каре; рукав, узкий от плеча до локтя, с огромным, широким воронкообразным манжетом. Иногда, чаще в среде буржуазии, носили марлот — распашное от шеи платье, не имевшее талии.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ (АНГЛИЯ 2 ПОЛ. XVI В. ) Чрезвычайно узкий лиф с мысом, который продлевается на весь живот - впечатление непомерно длинной талии. Юбка слегка укоротилась и сильно растянулась в боках. В парадных платьях - натягивали на каркас, на котором лежало вокруг талии «плоёное колесо» . Фреза – двойная : первая - часто разрезанная спереди и воротник на высоком каркасе, имевший характерную форму двойного полукружия. Костюмы знати украшались драгоценными камнями, жемчугом, вышивкой, прорезями и кружевами. В гардеробе английских аристократок появляется платье для верховой езды. Костюмы среднего класса и городского ремесленного населения подражали по форме дворянскому, но без специфически аристократических деталей — каркасов, подкладок и т. д. В конце XVI века особенно нарядными считались ткани зеленого и желтого цветов. Свадебные платья так же были ярких тонов.