Скачать презентацию Эпоха Возрождения Философские концепции Вольные города Скачать презентацию Эпоха Возрождения Философские концепции Вольные города

Философия эпохи Возрождения.ppt

  • Количество слайдов: 33

Эпоха Возрождения Философские концепции Эпоха Возрождения Философские концепции

Вольные города – основа эпохи Возрождения • Город делился на несколько кварталов, ограниченных улицами, Вольные города – основа эпохи Возрождения • Город делился на несколько кварталов, ограниченных улицами, которые расходились по радиусам от центрального кремля или собора к стенам города. • Эти концы были заселены, • каждый, особым • ремеслом или • мастерством; • новые ремесла • занимали слободы, • которые со временем • также вносились в черту • городских стен.

Вольные города • Каждая улица и приход представляли особую земельную единицу; • они имели Вольные города • Каждая улица и приход представляли особую земельную единицу; • они имели своего • уличанского или • приходского старосту, • свое уличанское вече, • свое народное судилище, • своего избранного священика, • свою милицию, свое знамя • и часто свою печать-символ независимости. • Эту независимость они сохраняли и при вступлении в союз с другими улицами и приходами.

Вольные города Все слободы и приходы, вошедшие в состав города, вместе с братствами и Вольные города Все слободы и приходы, вошедшие в состав города, вместе с братствами и гильдиями, создавшимися в нем, составляли amitas("дружбу"), • выбирали своих судей и клялись быть верными возникшему постоянному союзу между всеми этими группами

П. Кропоткин: Значение вольных городов • Вся современная промышленность ведет свое начало от этих П. Кропоткин: Значение вольных городов • Вся современная промышленность ведет свое начало от этих городов. В течении трех столетий ремесла и искусства достигли такого совершенства, что наш век превзошел их разве только в быстроте производства, редко- в качестве и почти никогда в художественности изделий.

П. Кропоткин: Значение вольных городов • Несмотря на все наши усилия оживить искусство, разве П. Кропоткин: Значение вольных городов • Несмотря на все наши усилия оживить искусство, разве мы можем сравниться в живописи по красоте с Рафаэлем? • По силе и смелости с Микеланджело? • В науке и искусстве с Леонардо да Винчи? • В поэзии и красоте языка -с Данте? Или в архитектуре- с творцами соборов в Лионе, Реймсе, Пизе, Флоренции, которых "строителями", по прекрасному выражению Виктора Гюго, "был сам народ"?

От теоцентризма к антропоцентризму • Теоцентризм – представлением о Боге как о высшей, предельно От теоцентризма к антропоцентризму • Теоцентризм – представлением о Боге как о высшей, предельно совершенной и единственно достойной внимания реальности. • Антропоцентризм – новое философское сознание. • Человек - самое совершенное существо мироздания. • Главная задача наук и искусств в изучении человека, в постижении его природы.

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий) • В эпоху Возрождения на место Бога был Гуманизм (от лат. humanus – человеческий) • В эпоху Возрождения на место Бога был поставлен Человек • Представители философии, искусства и науки, исповедовавшие идеи антропоцентризма стали называться гуманистами

Ренессанс (фр. renaissance) • Свободное осмысление произведений античности • Отказ от готовых и неизменных Ренессанс (фр. renaissance) • Свободное осмысление произведений античности • Отказ от готовых и неизменных истин • Философы выступают не как представители закрытых школ, а • Как отдельные исследователи • Научный интерес сосредотачивается на вопросах, которые имеют практическое значение и пользу

Античность -Средние века Новое время • Гуманисты ввели трехчленную схему исторического времени. Средние века Античность -Средние века Новое время • Гуманисты ввели трехчленную схему исторического времени. Средние века - это бессмысленное «темное» время (безвременье), огромный исторический пробел, период глобального застоя.

Секуляризация (от лат. secularis – отдельный) • Разрыв многовековой связи человека с Богом, отделение Секуляризация (от лат. secularis – отдельный) • Разрыв многовековой связи человека с Богом, отделение их (в идейном смысле) друг от друга. Пантеизм Деизм Атеизм

Первый способ секуляризации пантеизм • Представление о тождественности природы и Бога. • Окружающий мир Первый способ секуляризации пантеизм • Представление о тождественности природы и Бога. • Окружающий мир и есть безличное, то есть везде и во всем находящееся божество. • Бог и природа в пантеизме равны другу. • Природа, будучи несотворенной и неподлежащей уничтожению, наделяется статусом бесконечности. • В пантеизме умаляется роль Бога, но • возрастает роль Природы и Человека, как ее частицы.

Второй способ секуляризации деизм • Бог создал мир, наделил его законами и самоустранился. • Второй способ секуляризации деизм • Бог создал мир, наделил его законами и самоустранился. • Наш мир развивается далее по собственным законам без всякого божественного вмешательства. • Совершенный Бог не мог создать что-либо несовершенное. • Следовательно, мир совершенен, и не подвержен никакой поломке, значит, невмешательство Бога гарантированно. • В деизме из совершенства Бога выводится полное отсутствие его влияния на человеческую жизнь.

третий способ секуляризации атеизм • Утверждение об отрицании Бога: нигде, никак и никогда. • третий способ секуляризации атеизм • Утверждение об отрицании Бога: нигде, никак и никогда. • Пантеизм существовал еще в древности • Деизм появился приблизительно в XVI веке • Атеизм появился в XVII-XVIII вв. • Возрождение проходило под идейными знаменами пантеизма, тем более что античность, которой подражали в данную эпоху, всецело являлась пантеистической. • Поэтому деизм и атеизм – идейные явления более позднего времени (переход к Новому времени)

Философия Ренессанса Гуманизм Ранний период ХIV-XV Литературный гуманизм Данте Алигьере Франческо Петрарка Реформаторский период Философия Ренессанса Гуманизм Ранний период ХIV-XV Литературный гуманизм Данте Алигьере Франческо Петрарка Реформаторский период ХV-XVI Демонополизация католической церкви Эразм Роттердамский Никколо Макиавелли Мишель Монтень Натурфилософский период XVI-XVII Пантеизм Джордано Бруно Николай Кузанский

Данте Алигьери • Человек детерминирован Богом и Природой. К блаженству ведут два пути: философское Данте Алигьери • Человек детерминирован Богом и Природой. К блаженству ведут два пути: философское поучение (человеческий разум); «духовное поучение, исходящее от святого духа. Человек сам ответственен за свое благо.

Франческо Петрарка – отец гуманизма • Создал уникальную библиотеку латинских текстов. Идея активной самореализации Франческо Петрарка – отец гуманизма • Создал уникальную библиотеку латинских текстов. Идея активной самореализации Человека. В центреэтические проблемы

Николай Коперник Геоцентрическая система мира (от греческого слова гэ – Земля). Земля является неподвижным Николай Коперник Геоцентрическая система мира (от греческого слова гэ – Земля). Земля является неподвижным центром Вселенной, а Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг нее по неизменным орбитам. Гелиоцентрическая система (от греч. гелиос – Солнце) Солнце является центром мироздания, а наша Земля вместе с другими планетами вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу поочередно одной или другой стороной, отчего и происходит смена дня и ночи.

Пико делла Мирандола • Человек как особый микрокосмос. Человек имеет исключительное право на то, Пико делла Мирандола • Человек как особый микрокосмос. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей. Человек сам творец своего счастья(fortunae suae ipse faber)

Пьетро Помпонацци • Преимуществом человека является не достижение бессмертия, а возможность счастья и блаженства Пьетро Помпонацци • Преимуществом человека является не достижение бессмертия, а возможность счастья и блаженства на основе рационального познания, что является целью и смыслом существования рода человеческого. Религию следует сохранить лишь для воспитания народа

Реформация (XV-XVI вв. ) • Революционная критика и атака на монопольное положение католической папской Реформация (XV-XVI вв. ) • Революционная критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учения в политической и идеологической системе тогдашнего европейского общества • Воинствующий гуманизм • Критика средневековой схоластики

Реформация: Мартин Лютер выступил против церкви как единственного посредника между Богом и Человеком. Спасение Реформация: Мартин Лютер выступил против церкви как единственного посредника между Богом и Человеком. Спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой верой, которая является «божьим даром» .

Эразм Роттердамский • «Похвала Глупости» . • Христианство должно избавиться от схоластической псевдо научности. Эразм Роттердамский • «Похвала Глупости» . • Христианство должно избавиться от схоластической псевдо научности. Философия должна сойти «с неба на землю» , заниматься основными вопросами естественной жизни человека

Мишель Монтень • Противник схоластической модели «добродетельной жизни» , ее суетности, сумрачности. Выдвигает гуманистический Мишель Монтень • Противник схоластической модели «добродетельной жизни» , ее суетности, сумрачности. Выдвигает гуманистический идеал яркой, любвеобильной, умеренной добродетели, непримиримой к злобе, страху и унижениям. • Идея независимости и самостоятельности человеческой личности

Николай Кузанский -пантеист Бесконечное мироздание и есть Бог, находящийся во всем существующем, везде и Николай Кузанский -пантеист Бесконечное мироздание и есть Бог, находящийся во всем существующем, везде и потому нигде конкретно, слитый со всем воедино. Бог – это все вообще – само Бытие или «максимум Бытия» . Все вещи, предметы и тела мироздания – это воплощенное в нечто конкретное и телесное божество. Вселенная есть развернутый Бог, а Бог – свернутая в единое Вселенная.

Джордано Бруно: Вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно. Нас окружающий мир устроен Джордано Бруно: Вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно. Нас окружающий мир устроен разумно и правильно. Все небесные тела неизменно движутся по стройным орбитам. Неразумная и неживая материя – вещество, лишенное духа и жизни, никак не могло бы самостоятельно устроиться гармонично и разумно. Следовательно, необходимо предположить, что вещество является живым и разумным, что материя одушевлена. Данный взгляд называется гилозоизмом(от греч. гило – вещество и зоос – жизнь).

Якоб Бёме • Тезис о непосредственном существовании Бога в вещах, в природе, в человеке. Якоб Бёме • Тезис о непосредственном существовании Бога в вещах, в природе, в человеке. Природа замкнута в Боге как наивысшем и активном первом принципе Бог не может познать самого себя Самооткрытие Бога – через его превращение в природу. Переход от Бога к Природе –процесс диалектического раздвоения. Человек – «малый Бог» (единство божественного и природного, добра и зла)

Никколо Макиавелли • Отделяет политику от теологии • Идея «фортуны» (судьбы, счастья) • Политика Никколо Макиавелли • Отделяет политику от теологии • Идея «фортуны» (судьбы, счастья) • Политика – воплощение свободной человеческой воли в рамках необходимости ( «фортуны» ) • Политику определяет не Бог или мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология

Томас Мор • Основатель утопического социализма. «Утопия» . Причина социальных антагонизмов – существование частной Томас Мор • Основатель утопического социализма. «Утопия» . Причина социальных антагонизмов – существование частной собственности Общественная собственность, высосоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства

Теория естественного права В эпохи, предшествовавшие Ренессансу, право интерпретировалось двумя способами: 1. Проявление Божьего Теория естественного права В эпохи, предшествовавшие Ренессансу, право интерпретировалось двумя способами: 1. Проявление Божьего суда, и поэтому оно имело характер необходимости, абсолютности и вечности (средневековье) 2. Продукт договора людей, который может изменяться, является относительным (античность) Эпоха Ренессанса: Право имеет человеческое происхождение, потому что его сущность вытекает из общей человеческой природы

Гуго Гроций • Решать социально-правовые конфликты призван Разум (ratio) • Разум имеет общекритическое и Гуго Гроций • Решать социально-правовые конфликты призван Разум (ratio) • Разум имеет общекритическое и всеоценивающее значение, это «свет разума» , а не божественное откровение • Гражданское право (jus civile) возникает исторически • Естественное право (jus naturale) вытекает из общественного характера человека • Из этого вытекает необходимость общественного договора – отсюда государственный союз

Выводы • Конец феодализма • Начало капитализма • Новое мировоззрение: натурализм, индивидуализм, рационализм. • Выводы • Конец феодализма • Начало капитализма • Новое мировоззрение: натурализм, индивидуализм, рационализм. • Интерес к античности диктуется потребностью веры в собственные силы, в возможность создания свободной естественной жизни для индивида • Пантеизм против спиритуализма • Основной признак философии Ренессанса – его светская, земная направленность • Предмет философии Средневековья – Бог • Предмет философии Возрождения - природа