ButterflyEffect-13.ppt
- Количество слайдов: 18
Эпоха колонизации. Влияние на европейскую культуру 1. Эволюция восприятия туземцев в европейских художественных произведениях 2. Возросшая роль морской торговли, появление новых образов в литературе 3. Взаимовлияние европейской и колониальных культур
Эволюция восприятия туземцев в европейских художественных произведениях • Этап первый, пренебрежение. Туземцы – низшая раса, нужно познакомить их с христианством, научить послушанию и смирению Пример: Даниель Дефо (ок. 1660 -1731) «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим»
• Этап второй, страх или зависть. Туземцы владеют навыками колдовства , забытыми в Европе. Вариация – туземцы владеют несметными богатствами, жестоки и алчны Ироничный пример: Гилберт Кит Честертон (1834 -1936) рассказы об отце Брауне (например, «Проклятая книга» )
• Этап третий, идеализация. Туземцы – высокодуховные, мужественные и открытые люди, живущие в непосредственном контакте с природой, в отличие от цивилизованных, но вырождающихся европейцев Пример: Джеймс Фенимор Купер (1789 -1851) «Зверобой, или Первая тропа войны» и другие романы этого цикла, Томас Майн Рид (1818 -1883) «Оцеола – вождь семинолов» и другие романы
• Этап четвертый, романтизм. Жизнь в уголках, нетронутых цивилизацией, облагораживает, она сравнима с земным раем Пример: Джек Лондон (1876 -1916) северные рассказы, Джозеф Редьярд Киплинг (1865 -1936) «Книга джунглей» , Эжен Анри Поль Гоген (1848 -1903) картины
•
Появление новых образов в литературе Пиратство – грабители и убийцы • Жюль Верн (1828 -1905) – «Дети капитана Гранта» , «Таинственный остров» • Стивенсон (1850 -1894) «Остров Сокровищ» • Джон Сильвер — грабитель, мародер, для которого нет ничего святого • Отдавая должное его энергии, воле и исключительной приспосабливаемости, Стивенсон все равно показывает его как отрицательного персонажа • Сильвер стремится к наживе любой ценой, человек-хищник
Пиратство – романтики и Робин Гуды • Рафаэль Сабатини (1875 -1950) «Приключения капитана Блада» • Питер Блад — невинно осужденный врач, сосланный на плантации Америки • Питером Бладом руководит чувство ненависти к поработителям — будь то плантатор Бишоп, или король Англии Яков II • В конечном счете Питер Блад занимает пост губернатора одной из баз Англии в Карибском море • Образ пирата как антитеза к образу хищного капиталиста без чести и совести
Трансформация европейской культуры в колониях • Колониальная архитектура Особенности: • наиболее интересные образцы – в испанских и португальских колониях; • призваны показать богатство колонизаторов – обилие украшений, золота • избыточность декора, заполняющего все внешние и внутренние архитектурные элементы (статуи, витые колонны, фигуры, цветы, вазы и т. п. ) • смесь стилей (позднеготического, мудехар, маньеризм, но с преобладанием барокко) • учитываются местные условия (например, возможность землетрясений) – здания невысокие и устойчивые • часто встречается морская тематика
Влияние колониальных культур на европейцев • Колониальная архитектура
Трансформация европейской культуры в колониях Зарождение американской литературы • Эффект «эстетического отставания» – подражание английской литературе (в основном) • Практические формы в литературе, необходимые для освоения континента – путевые заметки, землеописания и т. д. • Развитие на основе не только различий национальных, но и расовых культур (при этом никакого равенства и сплава идей) • Пуританство – развитие литературы на основе религиозных идей. Сама по себе литература не имеет смысла без религии
Трансформация европейской культуры в колониях Музыка Джаз • Возник в конце XIX века • Характерные черты - импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах • Свинг – ритмический рисунок, при котором из каждой пары играемых нот первая продлевается, а вторая сокращается. • Биг-бенды Дюка Эллингтона, Глена Миллера • Луи Армстронг
Регги • Ямайская музыка с 1960 -х годов • В основе – дух мира и гармонии • Духовное совершенство, равенство и братство – социальные основы направления • Боб Марли (1941 -1981 гг. )
Колониальная культура в Европе Мода на экзотические вещи из колоний и столь же экзотические мотивы в живописи и литературе: • шинуазри (XVIII-XIX вв. ) – китайский стиль; многочисленные имитации китайских изделий, новые идеи, уход от надоевшей классики • возвращение Египта (1800 -1880) – желание стать современными фараонами, обелиски, пирамиды, сфинксы в домашней утвари, на надгробиях, на фасадах зданий • ориентализм (XVIII-XIX вв. ) – интерес к исламскому миру, разноцветные подушки и шелка, восточная экзотика в картинах • японизм (1862 -1900) – японские гравюры, картины, лакированная мебель, влияние на театр, музыку
Ф. Буше «Китайский сад» (1742) Ж. -Э. Лионар «Портрет месье Леветта и мадам Гальвани»
Колониальная культура в Европе и Северной Америке • Изучение и запись туземных эпосов, сказаний, мелодий • Генри Уодсворд Лонгфелло (1807 -1882) – изучил эпос американских индейцев и на его основе написал поэму «Гайавата» (1855) • Размер стиха и построение поэмы взяты из финского эпоса «Калевала»
Домашнее задание 1. Проанализировать, почему различные колониальные стили (шинуазри, египетский, арабский, японский) становились популярными в определенные периоды времени? Какие политические и экономические события способствовали этому?