Скачать презентацию ЭПОХА ИСКУССТВА ВОЗРОЖДЕНИЯ В НИДЕРЛАНДАХ Подготовила студ-ка 1 Скачать презентацию ЭПОХА ИСКУССТВА ВОЗРОЖДЕНИЯ В НИДЕРЛАНДАХ Подготовила студ-ка 1

Эпоха искусства Возрождения.Кучеренко 15-5pptx.pptx

  • Количество слайдов: 31

ЭПОХА ИСКУССТВА ВОЗРОЖДЕНИЯ В НИДЕРЛАНДАХ Подготовила: студ-ка 1 -го курса Арх-15 -5: Кучеренко О. ЭПОХА ИСКУССТВА ВОЗРОЖДЕНИЯ В НИДЕРЛАНДАХ Подготовила: студ-ка 1 -го курса Арх-15 -5: Кучеренко О. А. Приняла: Ассоц. Профессор: Галимжанова А. С.

Содержание: v. Введение v. Скульптура v. Живопись v. Ян ван Эйк v. Иеро ним Содержание: v. Введение v. Скульптура v. Живопись v. Ян ван Эйк v. Иеро ним Босх v. Пи тер Бре йгель Ста рший v. Заключение v. Глоссарий v. Список Литературы

Введение: v. Нидерландами в XV в. называли земли у берегов Северного моря, где теперь Введение: v. Нидерландами в XV в. называли земли у берегов Северного моря, где теперь расположены Голландия и Бельгия. Богатые области, объединенные под властью бургундских герцогов, первенствовали среди европейских стран в экономическом и культурном отношении. Рост городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к конкретной повседневной деятельности. Обыденные жизненные явления окружались благоговейным почитанием и ореолом святости: мое дело, моя семья, мой дом, мое имущество, моя капелла, мой святой покровитель. Во всех слоях общества чрезвычайно усилилось стремление к украшению и опоэтизированию повседневности. Нидерландские художники буквально обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и во всем этом видели прекрасное. v. У нидерландских художников не было стремления к идеализации, героизации, возвеличиванию человека и его деяний. Напротив, их отличали пристальный взгляд на мир и его правдивое, непосредственное изображение, уважение к будничной жизни и любовь к миру вещей. Все это привело к появлению картин на бытовые темы.

v Среди нидерландских горожан было немало людей искусства. Живописцы, скульпторы, резчики, ювелиры, изготовители витражей v Среди нидерландских горожан было немало людей искусства. Живописцы, скульпторы, резчики, ювелиры, изготовители витражей объединялись в цехи наряду с кузнецами, ткачами, гончарами, красильщиками, стеклодувами и аптекарями. В те далекие времена звание мастера считалось весьма почетным титулом, и художники носили его с неменьшим достоинством, чем представители других, более прозаических, на взгляд современного человека, профессий. Главенствующее место среди североевропейских художественных школ 15 столетия заняла нидерландская живопись: художники Ян ван Эйк, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Иос ван Гент, Дирк Баутс, Альберт Оуватер, Хуго ван дер Гус, Петрус Кристус, Ханс Мемлинг, Жак Дарэ, Гертген тот Синт-Янс и другие живописцы.

Скульптура: v. Поскольку нидерландские церкви возводились больше из кирпича, чем из камня, то и Скульптура: v. Поскольку нидерландские церкви возводились больше из кирпича, чем из камня, то и церковная скульптура не получила большого развития. Блестящим исключением в культуре Нидерландов стал Клаус Слютер, работавший при дворе бургундского герцога Филиппа Смелого. Самым прославленным произведением Слютера стал так называемый «Колодец пророков» — почти двухметровый шестигранный постамент, на котором некогда помещалось монументальное Распятие. Украшающие «Колодец» статуи шести библейских пророков (особенно могучая фигура старца Моисея) замечательны монументальностью форм, жизненной выразительностью и мужественной силой образов. На самом деле это шестигранное подножие Распятия, окруженное монументальными статуями ветхозаветных пророков: Моисея, Давида, Иеремии, Захарии, Даниила и Исайи. На углах помещены фигуры скорбящих ангелов. Все статуи выполнены в стилистике готич еского натурализма. Фигуры (за исключением Моисея) облачены в широкие, ниспадающие тяже лыми складками одежды. Воздействие скульптурной группы Слютера на простых зрителей было так велико, что в 1418 г. папский легат (посланник папы римского) обещал отпущение грехов каждому, кто из благочестивых побуждений придет взглянуть на эту скульптурную группу. Творчество Слютера оказало значительное влияние на развитие искусства Возрождения во Франции, Нидерландах и Германии.

Слютер Клаус (1340/1350— 1406) Колодец пророков. 1395— 1406 Камень. Высота 183 см Археологический музей, Слютер Клаус (1340/1350— 1406) Колодец пророков. 1395— 1406 Камень. Высота 183 см Археологический музей, Дижон

Давид и Иеремия. Давид и Иеремия.

Живопись: v. Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и Живопись: v. Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация. v Становление нового искусства началось в первой трети XV в. Живописцу Яну ваи Эику безоговорочно принадлежит первенство в нидерландском ренессансе. Главное творение ван Эйка- грандиозный Гентский алтарь — полиптих (т. е. сложенный много раз) для одной из капелл в Генте, в котором выражено новое мировоззрение, новое представление о человеке и вселенной. Образ вселенной создают 12 изображений на наружных створках полиптиха (в закрытом виде) и 14 на внутренних (в раскрытом виде) — небесные сферы, населенные небожителями, и земля с се далями, лесами, долинами и горами.

Ян ван Эйк (ок. 1385 или 1390— 1441) vначал как миниатюрист, фламандский живописец раннего Ян ван Эйк (ок. 1385 или 1390— 1441) vначал как миниатюрист, фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, Ван Эйку традиционно приписывают изобретение техники масляной живописи. Это не совсем точно, поскольку способ применения растительных масел как связующего вещества для краски был известен и раньше. Но художник усовершенствовал этот способ и впервые применил масляную живопись при создании алтарных картин. Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны, вытеснив темперу.

Гентский алтарь: • Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, Гентский алтарь: • Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех» , и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве» . v. Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря. v. Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий. Христа.

 « Чета Арнольфини» - 1434 год. , Ян ван Эйк. v. Супруги изображены « Чета Арнольфини» - 1434 год. , Ян ван Эйк. v. Супруги изображены стоящими в спальне. Они держат друга за руки в момент торжественной клятвы в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в зеркале, висящем на стене. Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» ( «Ян ван Эйк был здесь» ).

v. Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ. Живописец v. Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ. Живописец подписывает свою работу не как автор, а как свидетель. Возможно, он изобразил в зеркале самого себя, в виде фигуры в тюрбане и синем одеянии, переступающим порог комнаты.

Иеро ним Босх (Хиеронимус ван Акен) около (1450— 1516) • Его творчество отличается своеобразием, Иеро ним Босх (Хиеронимус ван Акен) около (1450— 1516) • Его творчество отличается своеобразием, субъектным мироощущением. Одни считают его еретиком, другие – религиозным ортодоксом, третьи мрачным мизантропом, четвертые – человеком с очень развитым ироничным складом ума, пятые – безумцем с болезненным воображением, шестые – мистиком. Понять творчество этого художника можно лишь через противоречие эпохи Возрождения в целом и конкретной страны в частности. Босх как бы стоит на грани двух великих эпох европейской культуры: средневековья и Ренессанса. И все противоречия этой эпохи воплотились в творчестве мастера.

Родился и прожил всю жизнь в городе Хертогенбос. Писал преимущественно алтарные триптихи. Его картины Родился и прожил всю жизнь в городе Хертогенбос. Писал преимущественно алтарные триптихи. Его картины - это картины притчи, картины пророчества. В своем творчестве он активно использует язык символов, свойственный готическому стилю. Творчество Босха, несмотря на своеобразие, сугубо религиозно и вполне соответствует традиции Северного Возрождения. Наиболее ярко это выразилось в картине-триптихе - «Сады земных наслаждений» . v. На левой створке триптиха, что вполне канонично, изображен рай и сотворение Евы. На правой ад. В центральной части основная тема картины - сады земных наслаждений. v. В соответствии с готической традицией земные наслаждения часто сплетаются с пороками и грехами. Грехи представлены в картине в символическом виде. Где то эти символы согласуются со средневековыми традициями (чревоугодие - свинья, гнев - лев, грифон - зависть, осел - жадность), а где то они совершенно неожиданны самобытны и не подлежат простому объяснению. v. Аллегории Босха многогранны и неоднозначны, они вполне актуальны и сегодня, поскольку всегда актуальнамтема борьбы добра со злом, «полем для которой являются человеческие сердца» .

 «Сады земных наслаждений» . «Сады земных наслаждений» .

Еще один знаменитый триптих Босх - «Воз сена» . Еще один знаменитый триптих Босх - «Воз сена» .

v. Нидерландская пословица гласит: «Мир - это воз сена, и каждый берет из него v. Нидерландская пословица гласит: «Мир - это воз сена, и каждый берет из него все что удастся ухватить. » v. Развивая эту тему в своей картине, Босх вновь напоминает человеку о тщетности земных желаний и их тесной связи с пороками, о реальной людской нищете, ведь земные блага это только сено. v. Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.

 «Несение креста» «Несение креста»

 • Босх написал довольно много картин на тему страстей (страданий) Христа. Одна из • Босх написал довольно много картин на тему страстей (страданий) Христа. Одна из них, наиболее знаменитая - «Несение креста» , где Христос изображен в окружении монстров, он закрыл глаза будто устав от людских пороков. Тяжесть креста утраивается этими лицами, искаженными страстями. Темный густой фон картины выделяет цветовые удары почти так же интенсивно как в готических витражах, и делает картину подобной чудовищному сновидению или наваждению, от которого хочет проснуться и сам Христос. • Страшные образы Босха всегда есть обличение зла. • В его картинах также всегда есть альтернатива злу в лице добра и красоты живущих в мире. Добро часто представлено также символами и аллегориями, но концентрируется прежде всего в облике Христа, и святых изображаемых художником.

Особенности творчества Босха v В русле религиозного жанра, притчевый иносказательный характер картин. v Мистицизм, Особенности творчества Босха v В русле религиозного жанра, притчевый иносказательный характер картин. v Мистицизм, фантастичность, сказочность. v Необычный подход к каноническим сюжетам. v Сложная символика. v Композиционная насыщенность, многофигурность. v Детализация, подробная гладкая живописная манера. v Декоративность цветовых решений картин. v Иронический взгляд на человеческие поступки.

"Семь смертных грехов"

"Семь смертных грехов" — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Центральная круглая композиция этой картины напоминает глаз — Всевидящее око Бога, наблюдающее за грешным человечеством, в зрачке которого изображена фигура Христа, предупреждающего и благословляющего на добрые дела. Христос окружен кругом золотых лучей. Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё". Дальше следует представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие(похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) и зависть. Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой. (вращение против часовой стрелки; так задумал Босх) Выше и ниже круга в центре картины - два текста Ветхого Завета из книги Второзакония : 28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. 29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет! 32: 20 И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности. Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние. Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" (по выражению проповедников того времени): Смерть, Страшный суд, АД и Рай Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата

Сад земных наслаждений (триптих) Сад земных наслаждений (триптих)

v. На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она v. На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира…

Пи тер Бре йгель Ста рший ок. (1525 — 1569) • Босх уже 4 Пи тер Бре йгель Ста рший ок. (1525 — 1569) • Босх уже 4 года как умер, когда Брейгель родился. И тем не менее, Брейгель считал себя его учеником. • Работал в Антверпене. Учился у Кука ван Альста. • Писал картины в манере Иеронима Босха, но все же по иному. • Был прозван «мужицкий» , а также Питер - шутник.

Особенности: v Притчевый характер картин. v Пестрота и многолюдность композиций. v Ирония и юмор Особенности: v Притчевый характер картин. v Пестрота и многолюдность композиций. v Ирония и юмор по отношению к человеку. v Много аллегорий, иносказаний и символики. v Точка зрения - с высоты птичьего полета. v Спокойствие и совершенство природы в противовес суетливой мелочности людей. Значительная роль пейзажа. v Простонародные типажи, гротеск, бытовые сюжеты.

Картины: v «Падение Икара» - 1555 - 58 г. г. v «Нидерландские пословицы» - Картины: v «Падение Икара» - 1555 - 58 г. г. v «Нидерландские пословицы» - 1559 г. v «Крестьянский танец» - 1568 г. «Слепые» - 1568 г.

v Триумф смерти (1562) «Декабрь. Охотники на снегу» - 1565 г. v Триумф смерти (1562) «Декабрь. Охотники на снегу» - 1565 г.

Заключение: v. Искусство в период возрождения было главным видом духовной деятельности. Почти не было Заключение: v. Искусство в период возрождения было главным видом духовной деятельности. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Искусство наиболее полно выражает и идеал гармонического мира, и место человека в нем. . v. Живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие. v. Характерная черта культуры Возрождения - тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира. Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Это открытие помогло расширить круг изображаемых явлений, включить в живописное пространство пейзаж, архитектуру, превратив картину в своеобразное окно в мир. Соединение ученого и художника в одной творческой личности было возможно только в эпоху Ренессанса. В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие.

Глоссарий: v. Опоэтизировать —Представить кого либо или что либо в художественных образах, поэтично. v. Глоссарий: v. Опоэтизировать —Представить кого либо или что либо в художественных образах, поэтично. v. Героизация - наделение кого-либо или чего-либо героическими чертами. v. Натурализм — направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии. v. Полиптих - в античности и в начале средних веков — три или более навощённые дощечки, скреплённые наподобие книги и использовавшиеся для записей. v. Реформа ция — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. v. Ортодо ксия — твёрдость в вереили следовании какомулибо учению или мировоззрению, поддержка принятых позиций, консервативный [2] тип религиозного сознания, в противовес всякому модернизму и реформаторству.

Список литературы: v. Энциклопедия Кирилла и Мефодия vhttp: //nearyou. ru/story 0. html- о художниках Список литературы: v. Энциклопедия Кирилла и Мефодия vhttp: //nearyou. ru/story 0. html- о художниках и картинах vhttp: //smallbay. ru/article/later_renaiss_niderland. html vhttp: //www. grandars. ru/college/sociologiya/iskusstvo-severnogo-vozrozhdeniya. html v. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М. : Аванта+, 2003; Королева А. Ю. v Великие художники Нидерландов XV—XVII вв. — М. : «ОЛМА-ПРЕСС Образование» , 2005. vhttp: //festival. 1 september. ru/articles/592975/ vhttps: //sites. google. com/site/gimnaziceskijblog/home/severnoe-vozrozdenie v. Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. - М. , 1996. v. Культурология / под ред. Радугина А. А. - М. , 1996. v. Сапронов П. А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. vhttps: //ru. wikipedia. org/wiki/