« ЭПОХА ЭНЕОЛИТА И БРОНЗОВОГО ВЕКА : КАТАКОМБНАЯ
« ЭПОХА ЭНЕОЛИТА И БРОНЗОВОГО ВЕКА : КАТАКОМБНАЯ И СРУБНАЯ КУЛЬТУРА» Подготовила: Студентка 1-го курса Специальность«Политология» Карапыш Наталья Андреевна
Энеолит (медно-каменный век) начинается на Украине в середине 4 тыс. до н.э. и заканчивается в середине 3 тыс. лет до н.э. Немногочисленные еще медные изделия (топоры-тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Медь поступала из Балкан через племена трипольской культуры или с Северного Кавказа. В энеолите донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета. продолжают существовать старые мастерские у села Красное и Белая Гора, появляются новые у поселка В. Пустошь близ Краматорска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района. Клады энеолитических изделий из донецкого кремня доходят до Днепра. В конце энеолита появился обычай возводить над погребением курган. Первый период эпохи металла называют энеолитом (от лат. aeneus — медный + греч. λίθος — камень) — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку. Термин предложил в 1876 г. на международном археологическом конгрессе венгерский археолог Ф. Пульский для уточнения первоначальной классификации Томпсена, в которой за каменным сразу следовал бронзовый век. Энеолит приблизительно охватывает период IV—III тысячелетия до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит относят к бронзовому веку, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные. Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка).
Бронзовый век - исторический период, пришедший на замену энеолита (медная эпоха) - переходный период после каменного века. Характеризуется изготовлением и использованием бронзовых орудий труда и оружия, появлением кочевого скотоводства, поливного земледелия, письменности, рабовладельческих государств (конец IV - начало I тыс. до н.э.). Сменился железным веком в I тысячелетии до н. э. Под влиянием радикальных изменений в хозяйствовании в эпоху бронзы произошли кардинальные сдвиги в сфере общественных отношений: благодаря значительному усилению роли мужчины в хозяйстве и всех сферах общественной жизни в эпоху бронзы произошла замена матриархата патриархатом, родословная теперь велась по отцовской линии; значительный рост производительности труда привел к появлению дополнительного продукта, который постепенно концентрировался в руках отдельных лиц, что повлекло сначала имущественную, а со временем и социальную дифференциацию общества; с великосимейной общины выделились малая семья (муж, жена, дети); формировались союзы племен, создавались органы руководства союзом племен, выделился стан воинов. выделяется как основной его очаг патриархальная семья; возникает разделение общинников на богатых и бедных (имущественное и сословное неравенство); появляется частная собственность. Чаще встречаются теперь союзы племен, выступающие главным образом как военно-политические объединения. Однако не следует думать, что процесс разложения первобытно-общинного строя проходил везде одинаково. В ряде существенных моментов и в деталях картина развития отдельных племен была гораздо разнообразнее и сложнее. Это своеобразие довольно хорошо вырисовывается по материалам археологических раскопок.
Катакомбная культура С начала и до середины II тысячелетия до н. э. в бассейне Северского Донца обитали племена катакомбной культуры (В других местах, в Поднепровье, в Приазовье, в низовьях Дона и Маныча катакомбная культура существовала дольше. Она появилась на рубеже III и II тыс. до н. э., а поздний этап ее относится к третьей четверти II тысячелетия до н. э.). Условное название «катакомбных» дал им по особой форме погребальных сооружений В. А. Городцов, который в 1901 г. впервые раскопал большое количество курганов этой культуры па берегах Донца в районе Изюма. Последующие исследования разных археологов показали, что катакомбная культура охватывала почти такую же большую территорию, как и древнеямная — от Днепра до Волги и от степей Крыма до южной части лесостепи на севере. Исключение составляет лишь территория вдоль среднего течения Волги, где на основе древнеямной культуры развивается полтавкинская культура. Исследования О. А. Кривцовой-Граковой показали, что появление катакомбной культуры нельзя рассматривать как смену населения в степях Восточной Европы. Катакомбная культура развивалась на основе древнеямной и являлась ее продолжением. Найден целый ряд погребений переходного типа, например, таких, в которых обряд захоронения еще типичен для древнеямной культуры, но вещи уже характерны для катакомбных памятников. Да и в самих вещах, особенно в керамике, можно проследить постепенное появление новых признаков. Следовательно, смена древнеямной культуры катакомбной является отражением определенного процесса исторического развития. Она свидетельствует о том, что на рубеже III и II тысячелетий до н. э. у местных племен происходят значительные изменения в социально-экономической жизни, а в связи с этим меняется материальная культура и обряд погребения. Т. Б. Попова недавно выяснила, что памятники катакомбной культуры принадлежат большой группе родственных племен, которых можно отметить некоторые территориальные особенности в технике изготовления орудий, в форме и орнаментации керамики, в погребальном обряде и т. п.
Попова выделяет шесть локальных вариантов катакомбной культуры, из которых два варианта относятся к бассейну Северского Донца: более северный — харьковско-воронежский и более южный - среднедонецкий. Граница между ними проходит примерно в районе Изюма. Эти локальные варианты, по-видимому, соответствуют отдельным племенам. Здесь, по понятной причине, основное внимание уделяется памятникам, расположенным в бассейне Донца. В настоящее время раскопано уже несколько поселений катакомбной культуры (на р. Оскол и в Поднепровье), но все же, основные материалы для ее характеристики пока дают погребения.
О таком значении кусочков охры свидетельствуют находки ее вместе с золой и углями в глиняных жаровнях и случай, когда глиняный сосуд был поставлен на краску, как на огонь. Иногда красную охру заменяет другая естественная краска — реальгар (киноварь). В качестве заупокойной пищи покойнику у его ног или у входа в катакомбу клали части овец, коз, коров. Изредка находят костные остатки лошади. У головы покойника ставился сосуд с пищей. В некоторых горшках удалось обнаружить остатки проса. Население катакомбной культуры хоронило своих покойников под курганами небольшой высоты, но часто довольно большого диаметра. Каждый курган содержит, как правило, не одно, а несколько погребений этой эпохи. Число их доходит до 25. По-видимому, в одном кургане хоронили всех умерших членов одной патриархальной семьи. Отдельная могила сооружалась следующим образом. Сначала вырывалась входная яма, обычно в виде прямоугольного колодца со ступеньками. В нижней части ямы в одной из стенок вырывалась пещерка — катакомба со сводчатым потолком, в которую помещался покойник. Покойников клали на дно катакомбы или на подстилку в скорченном положении на правом боку. Головой покойники ориентированы на юг, иногда с отклонением к ЮЗ или ЮВ, лицом обращены к входу в катакомбу. Редко встречаются случаи сожжения или захоронения расчлененных покойников. Согласно погребальному ритуалу, покойника часто, как и в древнеямных погребениях, посыпали красной охрой, отчего кости также оказываются окрашенными в красный цвет. Эта посыпка охрой, несомненно, имела культовое значение. Красная краска была символом огня, который по древним верованиям имел очистительную силу.
Инвентарь катакомбных погребений довольно разнообразен. Кроме изделий из камня и кости, найдены медные, бронзовые, серебряные и стеклянные вещи. Металлические изделия в погребениях представлены мелкими предметами. Из медных или бронзовых орудий найдены кованые копьевидные ножи, четырехгранные шилья, желобчатое долото и тесло (или мотыжка) с расширяющимся книзу и слегка выгнутым лезвием. В одном из курганов у хут. Каменки на р. Бахмут В. А. Городцов нашел даже такую кухонную принадлежность, как бронзовый крюк с остатками деревянной рукоятки, предназначенный для вытаскивания мяса из сосудов. Бронзовые топоры этого времени известны лишь из случайных находок, хотя обработка концов плах, закрывавших вход в катакомбы, показывают, что они имелись и у населения, сооружавшего курганы. На глиняных стенках катакомб в ряде, случаев были зафиксировaны следы работы желобчатым долотом, киркой или мотыжкой.
Население катакомбной культуры применяло еще и в большом количестве различные орудия производства и оружие из камня. Из кремня делались ножи, скребки, резцы, наконечники стрел. В большинстве случаев кремневые орудия сделаны из длинных ножевидных пластин, тщательно, обработанных ретушью. Именно в это время появляется тонкая струйчатая ретушь, покрывающая иногда всю поверхность изделий, например, кремневых стрел. Края стрел и дротиков имеют иногда характерную мелкую зубчатость или пильчатость. На охоте и на войне широко применялись лук и стрелы с кремневыми наконечниками. Господствуют треугольные наконечники стрел с небольшой выемкой в основании. Реже встречаются ассиметричные треугольные наконечники с одним шипом и черешковые наконечники стрел. Из диорита, кварцита и других пород камня делались шлифованные топоры, молотки, метательные шары и грушевидные наконечники булавы. Отверстия для рукоятки просверливались полым сверлом. Характерно украшение поверхности некоторых топоров канелюрами или даже шнуровым орнаментом.
В эпоху катакомбной культуры местные жители носили весьма разнообразные украшения. Найдены бронзовые и серебряные спирально изогнутые в полтора оборота височные кольца; бронзовые привески в виде веревочки с петлей и узелком; круглые, боченкообразные или биконические бронзовые бусы; синие стеклянные, белые пастовые (пастой условно называют непрозрачное стекло) и красноватые сердоликовые бусы; спиральные или трубчатые бронзовые пронизи; костяные кольца; подвески из зубов хищных животных. В ранних памятниках встречаются пронизи из трубчатых костей с винтообразной нарезкой и молоточкообразные костяные булавки, украшенные обычно резным геометрическим орнаментом. Редкой вещью является найденная Ю. В. Готье в кургане у хут. Ковалевки, близ Изюма, бронзовая подвеска в виде плоского кольца с ушком. Кольцо и ушко украшены шнуровым орнаментом.
Катакомбная керамика имеет очень характерные формы и орнаментацию, причем, как показала Т. Б. Попова, сосуды южной (среднедонецкой) и северной (харьковско-воронежской) локальных групп имеют некоторые местные особенности. Типична форма плоскодонного горшка с высоким горлом и округлым туловищем, которое плавно сужается ко дну. В южной группе горлышко сосудов почти вертикально, а плечики четко выражены. В северной группе сосуды имеют более вытянутые пропорции, горлышки у них слегка отогнуты наружу, а плечи покатые. На позднем этапе в орнаментации керамики начинают широко применяться налепные валики, образующие иногда сложные узоры. В южной группе среди поздней керамики встречаются не характерные для собственно катакомбной керамики репчатые формы сосудов. Они найдены у с. Камышевахи и Каменки под Изюмом, в курганах близ Луганска и Краматорска. Такие репчатые сосуды с небольшим «воротничком» часто встречаются в памятниках Прикубанья и Северного Кавказа и, наряду с другими фактами, указывают на тесную связь донецких племен с этими южными племенами.
В период катакомбной культуры первые шаги делает местное металлургическое производство. Такие отрасли хозяйства, как охота и рыболовство, начинают постепенно отступать на второй план. Находка глиняного биконического пряслица (грузика для веретена) в Шелаевском поселении свидетельствует о том, что население занималось прядением и, по-видимому, ткачеством. Достаточно высоко для этой эпохи было развито керамическое производство. В катакомбных курганах мы встречаем уже коллективные погребения, где вместе с мужчиной погребены насильственно умерщвленные женщины, повидимому, рабыни или наложницы. Например, в кургане у с. Селимовки, в урочище Шуркино поле (к северу от Артемовска), обнаружено катакомбное погребение, в котором вместе с мужчиной были похоронены две женщины. Одна из них, молодая, была положена рядом с мужчиной. Другая, пожилая, лежала в ногах мужчины, чем явно подчеркивалось ее подчиненное положение. Наблюдаются даже случаи человеческих жертвоприношений. Инвентарь курганных погребений этого периода неоднороден. В одних могилах нет никаких вещей, кроме простого глиняного горшка а, в других содержатся разнообразные, в том числе дорогие привозные вещи. Все это свидетельствует о появлении богатых и бедных семей, о появлении патриархального рабства, о начавшемся разложении родового общества.
Срубная культура На основе материалов, добытых при раскопках курганов на берегах Донца в 1901 году, В. А. Городцов выделил еще одну культуру бронзового века, существовавшую в бассейне Донца позже катакомбной. Эту новую культуру он по Особой форме погребальных сооружений назвал срубной. Постепенно наряду с ямными погребениями, в которых покойники клались на спине, появляются погребения, в которых стены ям облицованы деревянным срубом, а покойники лежат в скорченном положении на боку. В развитой форме срубная культура существовала со второй половины II тысячелетия до н. э. до конца.VIII и даже до первой половины VII в. до н. э.
У племен развитой срубной культуры, со средины II тысячелетия до н. э. скотоводство, несомненно, играет уже очень важную роль в хозяйстве. В состав стада входят все основные домашние животные, известные и в настоящее время: коровы, лошади, овцы, свиньи. Был известен также верблюд. Количественно в составе стада преобладал крупный рогатый скот. Однако постепенно увеличивается и хозяйственное значение лошади, которую начинают использовать для верховой езды, о чем говорят находки деталей от уздечки. Постепенно получает широкое распространение подсечно-огневое (в лесостепи) и мотыжное (в речных поймах) земледелие, зародившееся еще на полтавкинеком этапе. Появляются такие важные хозяйственные орудия, как бронзовые вислообушные топоры, бронзовые серпы, косари, мотыги и другие вещи. Находки литейных форм, глиняных тиглей, шлаков и других остатков свидетельствуют о развитии местного бронзолитейного производства.
Срубная культура на Донце известна преимущественно по курганам. Зафиксировано также несколько поселений, но они еще слабо изучены. Поэтому мы рассмотрим в первую очередь срубные погребения, которые дают более полное представление о характере культуры. Срубные курганы имеют невысокие насыпи. Под курганной насыпью расположена прямоугольная яма, в которой поставлен сруб из бревен дуба, березы или сосны. Иногда бревна отесывались на две или четыре грани. В срубах хорошей сохранности В. А. Городцову удалось наблюдать связывание бревен при помощи пазов в углах. Сверху срубы покрывались плахами из расколотых пополам бревен или даже тесаными досками и очень редко целыми бревнами. Средние размеры срубов: длина—170 см, ширина— 120 см, высота — около 45 см. Дно могилы посыпалось известью, речным песком. Кроме того, подстилкой для покойника нередко служил камыш.
При сооружении могилы большое значение придавалось очистительной силе огня. Само место, на котором сооружался курган, иногда очищалось огнем, На некоторых срубах заметно обугливание от воздействия огня. Изредка встречается и сожжение покойников. Насыпь делали постепенно, причем после сооружения определенной части ее на поверхности сжигался костер. После этого насыпь доводилась до полной высоты. Покойники положены в могиле в скорченном положении на левом боку и ориентированы головой на запад. Как исключение, на правом боку и в противоположном направлении иногда лежат женские и детские костяки. Посыпка тела покойника красной охрой еще встречается, но редко. Вместе с погребенным в качестве заупокойной пищи клались части коров и овец (обычно головы и ноги). Части животных помещались то в срубе, то между стенами сруба и ямы, то на крыше сруба. Кроме того, в могилах находят небольшое количество вещей: глиняные сосуды, каменные топоры, бронзовые ножи, бронзовые топоры, шилья, костяные бляхи-пряжки и прочее.
Металлических изделий как на поселениях, так и в погребениях найдено немного. Ими дорожили и редко теряли их, а испорченные вещи пускали в переплавку. Однако даже то, что найдено, свидетельствует о значительном усовершенствовании металлургической техники и о большем разнообразии форм вещей по сравнению с предыдущей эпохой начала бронзового века. Основным хозяйственным орудием был проушной бронзовый топор, производительность которого была довольно высока. Для срубной культуры характерны вислообушные бронзовые топоры, хотя встречаются иногда и другие типы. Применялись еще и каменные топоры-молоты. Бронзовые листовидные ножи усовершенствовались. В отличие от более ранних они уже имели хорошо выраженные уступы, отделяющие лезвие от черенка рукоятки. Такие ножи хорошо резали мягкий материал (кожу, дерево), а большие экземпляры могли использоваться как кинжалы. Однако кремневые ножи еще не вышли из употребления как более доступные и более приспособленные для обработки твердых материалов (кость, рог). По-прежнему встречаются четырехгранные шилья; некоторые из них бывают вставлены в костяные ручки. Изредка попадаются бронзовые иглы с ушком, напоминающие современные стальные швейные иглы очень крупных размеров. Найдены узкие и длинные клиновидные тесла и втульчатые долота с узким лезвием.
Основные типы металлических и иных изделий, характерных для срубной культуры, найдены и на территории бассейна Донца. При раскопках В. А. Городцова и А. С. Федоровского в погребениях обнаружены характерные бронзовые ножи, рисунок типичного вислообушного топора из находок вблизи Изюма был опубликован Н. В. Сибилевым. Вислообушный, но массивный и широкий топор имеется среди коллекции вещей, собранных у.Куряжского монастыря. Последний относится, по-видимому, к местному типу срубных топоров и похож на один из топоров, находившихся в кладе литейщика у с. Скакун в Курской области, а также на аналогичный топор из Колонтаевского клада. Длинное и узкое клиновидное тесло прикубанского типа и два проушных топора найдены у хут. Кнышевки на Купянщине. Встречаются бронзовые шилья и иглы.
Решая проблемы, связанные с каждой из национальных культур, невозможно обойти вниманием вопрос их происхождения. Поскольку вопрос «нация» в теперешнем понимании тесно связано с государственным устроем народа, который заселяет определенную территорию, национальную культуру в первую очередь следовало бы рассматривать в связи с историей конкретного государства. Однако, как доказывает и новейшая, и древняя история, политические границы отчасти остаются только искусственными и, неустойчивыми образованиями. Они изменяются значительно быстрее, чем традиции народов, которые закреплены в сложном комплексе бытового и социального поведения населения, в его менталитете, что отображается в языке, достижениях материальной и духовной культуры. Весомее следует считать не политические, а языковые и территориальные признаки каждой из культур. Однако современное расселение народов Европы и Азии является, преимущественно, результатом процессов, которые длились в мире со времен «неолитической революции», в результате которой произошла и «революция» демографическая. Связки между языками и языковыми группами позволяют предполагать, что большинство современных народов Евразии получили свой национальный язык из одного источника – индоевропейского праязыка, носители которого передавали его вместе с достижениями своей синкретической на то время культуры. Однако, дальнейшее развитие человечества привело к существенному разветвлению языков и значительной культурной дифференциации народов. Только в неповторимом комплексе естественных, расово-этнических, языковых и геополитических факторов, которые действовали в конкретном историческом времени, и формировались народы теперешнего мира, а вместе с ними росли и их уникальные культуры. Не является исключением и культура Украины.
Спасибо за внимание !
105-epoha_eneolita_i_bronzovogo_veka.ppt
- Количество слайдов: 21