355015.ppt
- Количество слайдов: 43
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Урок 8 10 класс Древняя Индия Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. ОСОБЕННОСТИ БУДДИЙСКОЙ ПЛАСТИКИ И ЖИВОПИСИ Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Казаретина О. В.
Присущее индийцам созерцательное восприятие красочного, напоенного звуками и ароматами мира рассматривалось как идеальное состояние души, поддержать которое можно было разумным отношением к своим потребностям. Неслучайно одна из самых распространенных в Индии религий — буддизм — учила достигать умиротворения отказом от желаний, порождающих страдание.
Возникновение буддизма с его традицией ритуального обхода по часовой стрелке вокруг «дерева мудрости» (дерево Ботхи) продиктовало появление новых архитектурных форм. Дерево Ботхи. Будда под деревом Боти. http: //www. vokrugsveta. ru/encyclopedia/index. php? title=%D 0%91%D 0%BE%D 0%B 4%D 1%85%D 0%B 3%D 0%B 0%D 1 %8 F
Классическая форма буддийского культового сооружения — ступа — представляет собой монолитную кирпичную полусферу. Ее сакральный план символизирует космос и божественное присутствие. Божественное присутствие отмечает центральная точка — источник возникновения и гибели вселенной. СТУПА - архитектурное сооружение мемориального характера, которое является хранилищем ("сосудом") для различного рода реликвий. Согласно буддийской традиции, Будда в ответ на вопрос о том, как следует его похоронить, молча перевернул патру (чашу для подаяний). Полусфера перевернутой чаши соотносится с насыпью погребальных курганов, а содержимое ступы - реликвия - может быть соотнесено с драгоценным содержимым священных сосудов. По достижении Буддой нирваны (конечной цели буддийского учения) его земное тело в соответсвии с принятой практикой было кремировано (огонь в эсхатологии - средство очищения, возрождения) и приобрело статус реликвии (мощи, прах - сакральный центр).
Купол ступы повторяет форму могильного кургана и является по сути гигантским реликварием, поскольку скрывает хрустальный ковчег с пеплом Будды. Так выглядит и Большая ступа в Санчи (I в. до н. э. ). Возникший вслед за этим конфликт между последователями учения о праве на обладание прахом Будды (спор за сакральный центр, "истину") был решен путем его деления на восемь частей (дифференциация сакрального центра) и строительством соответственно восьми ступ. Ступа как архитектурное сооружение является одним из условий проведения буддийского ритуала (поклонение и обход по часовой стрелке pradakhsina-patha).
Некогда Большую ступу покрывала белоснежная штукатурка, ослепительное сияние которой дополняло свечение вызолоченного шпиля. Шпиль увенчан тремя зонтиками, символизирующими небесные сферы и три буддийские ценности: Будду, Учение и монашескую общину.
Гладкую поверхность ступы эффектно оттеняет ограда из песчаника красного цвета. Она очерчивает пространство ритуального обхода и как бы воспроизводит движение звезд и солнца вокруг мировой горы.
Проход к ступе обеспечивают ворота, расположенные по осям север — юг, запад — восток. Они образуют крест, центр которого совпадает с центральной точкой воображаемой вселенной и означает равномерное распространение учения Будды во все стороны. Кроме того, ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного.
Ворота Санчи Ворота состоят из двух квадратных в плане столбов и трех изогнутых горизонтальных балок, которые соединяются скульптурами или плитами. Рельефы на столбах и балках на сюжеты из жизни Будды делают их похожими на иллюстрированные рукописи, когда-то переносимые странствующими рассказчиками из деревни в деревню.
Большая ступа в Санчи. III—II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э. , ворота I в. до н. э. ). Западные ворота
Дерево мудрости Рельеф западных ворот, например, воспроизводит «дерево мудрости» — наиболее часто встречающийся мотив буддийского изобразительного искусства. К дереву, украшенному цветочными венками, с обеих сторон движутся последователи религиозного учения Будды: здесь и небесные девы, парящие в воздухе с гирляндами и сосудами в руках, и пузатые духи деревьев верхом на мифических львах, и богатства Кубера, любимое божество купцов, и сами купцы.
Симметричное расположение фигур вокруг дерева с густой круглой кроной, линейный ритм молитвенно сложенных рук, тяжелые браслеты, повторяющие абрис постамента, из которого вырастает дерево, придают всей композиции очертания круга, вызывая ассоциации с колесом Судьбы, запущенным благодаря просветлению Учителя.
Помимо «дерева мудрости» на воротах воспроизводятся знаки, напоминающие о ключевых событиях из жизни Будды и обозначающие самого Будду, пока во II в. н. э. не сложился его антропоморфный образ. Дерево мудрости
Бык (знак зодиака Гаутамы) символизирует рождение, цветок лотоса — медитацию, колесо и олень служат аллегорией первой проповеди, Колесо Учения
Дхармачакра в скульптурной отделке Храма Солнца, Конарк, Орисса, Индия
ступни намекают на реальное присутствие Будды и обозначают духовный след, оставленный Учителем на земле, ступа — вхождение в нирвану. Печатью Будды и символом счастья в буддийской традиции является свастика — знак, встречающийся в доарийской индийской культуре как воплощение солнечной энергии и распределения ее по четырем сторонам света.
Со временем у основания ступы на пути религиозной процессии стали помещать статую Будды — стоящего, идущего или сидящего в позе святого отшельника, достигшего просветления.
Близость индийцев к природе обусловила появление изобразительного канона, приближающегося к природным формам: стройная фигура, как у дерева баньян, ноги, как у газели, «львиный корпус» — широкие плечи, тонкая талия, разрез глаз, напоминающий восхитительные изгибы лотоса. Отличительными признаками Будды служат знаки величайшей мудрости: выпуклость на темени, родимое пятно на лбу, удлиненные мочки ушей.
Наряду со ступой местом отправления буддийского культа был пещерный храм, где молитвенные залы соседствовали с жилищем монахов. Аджанта 100 фотографий Аджанты 1280 х960
Аджанта 100 фотографий Аджанты 1280 х960
Змеиный царь
Портик и солнечное окно
Главным украшением пещерных храмов служила живопись. В пещерных храмахв Аджанте (IV—VII вв. ) она покрывает широкие пространства стен и потолков.
Среди буйной зелени, пышных цветов, переплетенных лиан, усеянных розовыми, лиловыми, красными плодами, раскачиваются кофейно-бежевые обезьяны, зацепившись хвостами за ветки; величаво шествуют темно-серые слоны, выставив белоснежные бивни; таятся в зарослях оранжево-черные тигры, выгнув спины для прыжка. Процессия на сланах
Этот роскошный красочный мир, расширяя пространство над головой, уничтожает самый намек на давление скалы. Образно передавая сказочное изобилие и богатство растительного и животного царства, фрески служат также религиозной идее сакральности пещеры как чрева-утробы мировой горы.
В отличие от рельефных изображений в Санчи, иллюстрирующих жизнеописание Будды, в росписях Аджанты преобладают бытовые, жанровые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений. Неслучайно живопись Аджанты по богатству сюжетов считается энциклопедией индийской жизни.
Вот в роскошных садах с экзотическими растениями и прозрачными водоемами нежатся черноволосые красавицы; Девушки в саду
Фреска из пещеры в Аджанте. II в. до н. э. – VII в. н. э. Скопированы мастером Саркисом Хачатуряном
вот на городских площадях среди пешеходов, разносчиков воды, фокусников движутся религиозные процессии, слоны и повозки; вот различные посетители наводняют приемную залу дворца в ожидании властителя (см. цв. вкл. , рис. 10, 11). И все это ярко и празднично. Один цикл от другого отделяют колонны, дворики, ворота, не нарушающие общей панорамы. Придворная сцена
Атмосферу живой жизни в росписях Аджанты создают позы, точно схваченный типаж, предельно выверенная линия рисунка. Омовение принца
Особенно это проявляется в женских образах, полных грации и изящества. Они воплощают индийский идеал женской красоты: широкие бедра, тонкая талия, тяжелая грудь, голова яйцевидной формы, длинные волосы, миндалевидные глаза и удлиненные брови. Девушки качелях
Чтобы передать кокетливый, призывный и в то же время ускользающий взгляд обольстительных женщин, художники изображали полузакрытые глаза с узкой, нарочито удлиненной щелью, поэтому было не ясно, куда и на кого смотрит красавица, о чем ее и вопрошали поэты: Ирадани на качелях
К любви зовущими, и томными, и ждущими ответа, в полон берущими, глядящими то искоса, то прямо, вовек не лгущими, огромными и нежными глазами, о простодушная, о скромная, кому в глаза ты глянешь? (Перевод Н. Горской) Бодхисатва Девушка с подносом
Теплая медовотерракотовая гамма, оттененная вспышками золота, снежно-белыми, изумруднозелеными и пурпурно-красными мазками, делала фрески настоящим апофеозом красоты. Ботхисатва Авапокитешвара Падмапати
Буддийские подвижники
Апсара (небесная дева). Пещерный храм № 17
Индра - «Владыка» , Господь, божество индуистского пантеона, бог - воитель, Громовержец, царь богов, миродержец Востока, покровитель военной дружины. Летящий Индра. Пещерный храм № 7
Культуру Древней Индии можно интерпретировать как метафору сакрального, ибо основу архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, танца, музыки, театрального действа здесь составляло представление об Абсолюте. Вместе с тем щедрая, изобильная природа развила у индийцев любовь к созерцательности и склонность к радостям и наслаждениям. В связи с этим вдохновение они черпали не только в беспредельном стремлении к Абсолюту, но и в чувственном жизнелюбии. Неслучайно аскетически суровая простота внутренних помещений храма ассоциируется с небесами и предназначена для богов, а пышный наружный декор ориентирован на людей. Такой магический сплав глубины мистических учений и роскошной фантазии знойного юга делает индийскую культуру столь притягательной во все времена.
Дхармачакра в скульптурной отделке Храма Солнца, Конарк, Орисса, Индия
Дхармачакра (санскр. «колесо дхармы» , «колесо закона» ) — мандала, символ непрекращающегося круга рождений и смертей (самсары) в дхармических религиях. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами. Значение: Обычно восемь спиц трактуются как изображение составляющих Благородного восьмеричного пути: правильное понимание (правильное воззрение), правильное стремление (правильная решимость), правильная речь, правильная деятельность (правильное поведение), правильные средства к существованию (правильный образ жизни), правильное усилие, правильная осознанность (правильное направление мысли), правильная концентрация. Изображение бхавачакры — другого визуально сходного широко известного символа в виде колеса самсары (санскр. «блуждание» , «круговорот» ) демонстрирует бесконечное круговращение бытия, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением в различных местопребываниях.
Ступу можно образно разделить на 5 основных частей: верхушка - 1, зонт 2 , шпиль - 3 , сфера - 4 и основание - 5.
Автор: Казаретина Оксана Васильевна, учитель истории школы № 103 г. Новосибирска