ИТ.pptx
- Количество слайдов: 26
Электронная коммерция Современные сервисы Интернета позволяют решать практически все задачи по взаимодействию про давца и покупателя: поиск товара или покупателя, коммуникация между продавцом и покупателем, электронные платежи и т. д. Торговые Web-серверы Существует несколько протоколов для серверов, используемых для элек тронной коммерции в Интернете.
Приложения для совершения покупок Нскоторе время назад электронная коммерция выглядела довольно про сто. eb торговцы W создавали HTML версии ферм для заказа, покупате ли их заполняли, распечатывали и присылали по обычной почте. Ката логи продавцов были интерактивными, но сам процесс заказа таковым не являлся.
Затем появились формы заказа, которые покупатели могли пересылать по Интернету. Для этого требовались клиентские HTML формы, взаи модействующие с заказчиками, а также серверные интерфейс CGI и специальные приложения, принимающие и обрабатывающие данные. От пользователей требовалось занести данные в одну или несколько HTML форм. Часто внешний HTML интерфейс генерировался динами чески, в зависимости от базы данных товаров.
Позднее были разработаны более сложные приложения: теперь пользо ватели могли просматривать интерактивные каталоги и заносить пред меты с нескольких страниц в виртуальные списки покупок (virtual shopping cart). Система, установленная на сервере, запоминала все выбранные предметы и объединяла их в общий список по окончании посещения виртуального магазина. Такие приложения известны как приложения для совершения покупок (shopping cart application). Чтобы сохранить список выбранных предметов, приложения для совер шения покупок используют специальные маркеры (cookies) и HTTP за головки. TTP — H протокол без памяти, то есть каждая HTTP команда выполняется независимо от предшествую щий. По этой причине обычно используют некоторый маркер, позволя ющий логически объединить последовательности действий и НТТР транзакции.
Позднее были разработаны более сложные приложения: теперь пользо ватели могли просматривать интерактивные каталоги и заносить пред меты с нескольких страниц в иртуальные списки в покупок (virtual shopping cart). Система, установленная на сервере, запоминала все выбранные предметы и объединяла их в общий список по окончании посещения виртуального магазина. Такие приложения известны как приложения для совершения покупок (shopping cart application). Чтобы сохранить список выбранных предметов, приложения для совер шения покупок используют специальные маркеры ( ookies) и c HTTP за головки. TTP — протокол без памяти, то есть каждая HTTP H команда выполняется независимо от предшествую щий. По этой причине обычно используют некоторый маркер, позволя ющий логически объединить последовательности действий и НТТР транзакции.
S-HTTP Защищенный протокол S HTTP (Secure HTTP), разработанный компа нией nterprise Integration Technology (EJT), является E расширением протокола HTTP. On позволяет браузерам и серверам подписывать, идентифицировать и шифровать сетевые HTTP пакеты. Данный про токол, так же как и обычный TTP, использует MIME H (Multipurpose Internet Mail Extensions) для добавления заголовков, указывающих на необходимость специальной обработки, и для хранения информации о сертификатах и ключах. Процесс установления связи между браузером, поддерживающим протокол S HTTP, и сервером несколько сложнее аутентификации в обычном HTTP. В настоящее время протокол S HTTP используется редко, потому что его в значительной степени потеснил SSL (Secure Sockets Layer).
HTTP и SSL (Secure Sockets Layer) — это метод шифрования, разработанный компанией Netscape Communications для сокетов TCP/IP. Как и S HTTP, SSL обеспечивает защиту сетевых HTTP пакетов. Отличие же в том, что S-HTTP работает только на уровне протокола HTTP, a SSL — на уровне сокетов, обеспечивая безопасность ряда других протоколов Интернета, использующих сокеты. Процесс согласования между клиентом, поддер живающим SL, и сервером S подобен процессу согласования обычных сокетов, но в случае с SSL клиент и сервер дополнительно передают сообщения для выбора алгоритма шифрования и обмена ин формацией о сертификатах и ключах.
Протокол SET (Secure Electronic Transaction) — это протокол электронных плате жей на основе банковских карт, разработанный консорциумом компа ний но главе с aster. Card и Visa. Он превращает финансовые M операции в виртуальные, чем то напоминающие манипуляции с кредитной кар точкой. Покупая товары с помощью обычных кредитных карт, покупатели вза имодействует с продавцами. Последние для проверки сделки обраща ются к банкам, принимающим карточки к оплате, а банки эммитенты взаимодействуют с держателями карт для получения денег за покупку. Применив эту схему к электронным транзакциям, ком пании aster. Card, Visa и другие разработали протокол SET, Он M исполь зует тот же самый базовый процесс, но заменяет реальную кредитную карточку интерактивным протоколом, Протокол SET сохраняет иерар хию доверительных тношений, что существует о между продавцом и Банком, принимающим платеж, а также владельцем карты и банком эммитентом.
Протокол SET не привязан к HTTP. Его можно использовать с самыми разными протоколами. SET не простой прото кол: его сообщения и структуры данных описаны в формате ASN. 1 (Abstract Syntax Notation One). В отличие от SSL, SET шифрует сами сообщения, а не канал связи. В результате возможны более сложные шифры, нежели многоцелевые (как в SSL). Структура SET запроса разбивается на две части — информация о за казе ( rder Information, ОI) и информация о платеже (Payment O Information, PI). Последняя нужна банку; но не продавцу. (Продавцу доста точно получить от банка подтверждение платежа. ) Все данные, относя щиеся к одной транзакции, скрепляются методом двойной подписи (dual signature).
Электронные деньги Помимо существующих методов электронных платежей, копирующих реальные системы оплаты (например, кредитные карточки), развивают ся системы на основе так нызываемых электронных денег. Некоторые из них полностью про граммные, а другие, например смарт карты, требуют дополнительных аппаратных средств. Для большинства видов электронных денег разработаны специальные протоколы обмена финансовыми заявками между клиентом, продавцом и эммитентом денег (банком). Эти протоколы реализованы как для сер верного ПО, так и для клиентского — электронного бумажника.
Микроплатежи Электронные деньги имеют значительное преимущество перед реаль ными: они позволяют осуществлять микроплатежи — платежи, размер которых меньше, чем существующие денежные единицы. Система кредитных карт этого не допускает. Микроплатежи часто связаны с «нематериальными товарами» , такими, как доступ к Web страницам. Существующие системы для обычных платежей не всегда корректно работают со столь малыми суммами.
Электронные бумажники Многие виды электронных денег требуют наличия у клиента так назы ваемого электронного бумажника — программного обеспечения, кото рое посылает информации о финансовой сделке на сервер, используя специальный протокол. Некоторые разработчики программного обес печения создают PI, чтобы для A различных электронных денег, чтобы использовать один и тот же «бумажник» — так же как в реальный бумажник, в который можно положить кредитные карты различных пла тежных систем. Другие компании применяют электронные бумажники для иных целей. Некоторые Web узлы имеют гостевые книги, в которые пользователей просят сообщить информацию о себе и о своих предпочтениях для ди намического формирования содержания узла. Часть этой информации хранят в «бумажниках» .
Смарт-карты Смарт карты (или «интеллектуальные карты» ) внешне напоминают обыч ные кредитные карточки, но содержат микропроцессор, который запо минает определенную информацию. Их применяют в основном при финансовых сделках. Смарт карты используют цифровые подписи и другие криптогафические методы защиты, что делает их более защи щенными от фальсификаций, чем обычные кредитные карточки. Существует целый ряд стандартов для смарт карт. Организация ISO разработала стандарты ISO 7816, определяющие совместимость на ап паратном уровне и на уровне канального протокола контактных смарт карт на основе интегральных микросхем. Europay, Master. Card и Visa разработали спецификации смарт карт, расширяющие стандарты ISO 7816. Эти спецификации содержат дополнительные типы данных и правила кодировании, позволяющие применять смарт карты и финансовой сфе ре. Специалисты SM (Global System G for Mobile Communications) разработали спецификации,
Интернет-магазин Современные сервисы Интернета позволяют решать практически все задачи по взаимодействию про давца и покупателя: поиск товара или покупателя, коммуникация между продавцом и покупателем, электронные платежи и т. д. (рис. ).
Для покупателя это: экономия времени при поиске товара на основе круглосуточного доступа к информации; более широкий выбор (например, магазин Amazon предлагает более 3 млн книг); многие Soft товары нельзя приобрести нигде, кроме как в интернет магазине; - возможность получить товар из любой страны мира; выбор необходимой комплектации (сборка под заказ). Пользователь может собрать нужную кон фигурацию (из представленных комплектующих) и узнать, сколько она будет стоить; возможность разместить заказы на товары, которые еще только готовятся к выпуску; возможность сравнить цены нескольких производителей.
Для продавца это: возможность более гибко планировать ресурсы (заказы от покупателей поступают заранее) и лучше отслеживать бизнес цикл; снижение затрат на аренду помещений, рекламу, размещение заказов; возможность расширить территорию торговли за счет пользователей Интернета; собственное представительство в Интернете; снижение количества посредников.
Онлайновые методы оплаты При покупке многих неэлектронных товаров без доставки или похода в магазин не обойтись, поэтому офлайновая форма оплаты является вполне приемлемой. Однако если вы хотите приобрести элект ронные товары, которые можно скачать непосредственно из Сети, то желательно использовать и электронные формы платежа. Здесь речь идет о покупке программного обеспечения, информации, платных электронных вариантов газет и журналов и т. д.
Web. Money Transfer Воспользоваться этим способом оплаты могут обладатели так называемого электронного кошелька Web. Money. Данный метод можно рекомендовать тем, кто собирается регулярно совершать покупки в Сети. Для получения кошелька клиенту необходимо установить у себя на компьютере специальное программное обеспечение, затем каким либо образом перевести деньги на счет системы Web. Money. Далее, выбрав товар и заполнив форму заказа, покупатель производит оплату. Платежи в системе Web. Money осуществляются мгновенно и безотзывно. Это принципиально приобретении цифро вых товаров ( oft товаров). S
Коммерция на базе посредничества Подобно тому, как в неэлектронном бизнесе продажи возможны за счет работы посредников, диле ров, дистрибьютеров и пр. , в Сети также существует аналогичная система торговли. Ее основная идея состоит в том, что часть своей прибыли интернет магазин отдает посреднику, который приво дит на его сайт покупателей. Суть данного процесса показана на схеме (рис. ). Предположим, что покупатель А заходит по ссылке на сайт, принадлежащий посреднику В (пункт 1), и там находит ссылку на сайт продавца С. Если в результате этого А покупает у С некоторый товар и платит определенную сумму (пункт 3), то, получив оплату, С возвращает часть этой суммы посредни ку В в качестве комиссионных (пункт 4).
Таблица. Формы посреднических услуг, оказываемых интернет-магазинам Тип программы Принцип работы Разделение рисков Размещение баннеров Рекламодатель владелец ( (например, интернет- баннера) берет на магазин) платит за себя все риски. Если размещение на сайте никто по баннеру, посредника баннера Магазин своего рекламодатель ничего не продаст Комиссионная платит Все риски берет на себя программа affiliate или партнерам комиссию с сайт, на котором associate program продаж, если покупатели расположены ссылки. приходят с сайта Если сайт отошлет посредника всех покупателей в интернет-магазин, но никто ничего не купит, то владелец сайта рекламного ничего заработает не
Магазин платит Все риски берет на себя партнерам комиссию с сайт, на котором продаж, если покупатели расположены ссылки. приходят с сайта Если сайт отошлет посредника всех покупателей в интернет-магазин, но никто ничего не купит, то владелец сайта рекламного ничего не заработает Магазин платит Владелец партнерам, если с их владелец сайта к нему приходят котором покупатели, независимо ссылка, баннера и сайта, на размещается разделяют от того, купили они что- ответственность. Оплата нибудь или нет осуществляется только в том случае, если есть щелчки на ссылки
Комиссионные программы Суть комиссионной партнерской программы (commission based affiliate programs) заключается в том, что интернет магазин платит партнерам, если с их сайтов в магазин приходят покупатели (в мировой практике комиссия на некоторые товары может достигать 15%). С каждого заказа, сделанного поку пателем, пришедшим с сайта партнера, партнеру начисляются проценты, которые он может потра тить в партнерском интернет магазине или получить наличными. Если вы даете ссылку на описание товара, то начисляемый процент ниже. Могут также оговариваться условия при размещении ссылки на магазин. Все расчеты могут осуществляться в Сети. Например, владелец сайта партнера, получающий комис сию, может открыть личный счет в интернет магазине, с которым он работает по партнерской про грамме, или завести личный кошелек в вышеописанной системе Web. Money.
СРС-программы Позднее появилась другая форма партнерства — программа СРС Link (CPC — Cost Per Click), кото рую также иногда называют affiliate links или click thru links. Суть ее состоит в следующем: вы помеща ете на вашем сайте ссылку, а компания платит вам за каждого посетителя, перешедшего на сайт компании по этой ссылке. Расценки в этом случае обычно невелики (около 10 центов), поэтому размещать линки на сайте имеет смысл только в случае его большой посещаемости. СРС программа представляет собой что то среднее между размещением баннеров и комиссионной программой. Электронная коммерция дает возможность широким массам пользователей попробовать себя не толь ко в роли покупателей, но и в роли продавцов. И в первую очередь это касается интеллектуальной продукции. Вы можете продавать цифровые фото, сценарии, статьи — все то, что легко передается в цифровом виде. Например, на многих сайтах, где предлагается размещать авторские произведе ния, имеется графа «Укажите стоимость вашего произведения для издателя» . Несколько сложнее продать нецифровой товар, но в Интернете и это порой сделать гораздо проще, чем оформлять продажи через обычный магазин.