Старообрядцы Забайкалья.pptx
- Количество слайдов: 54
ЭЛЕКТРОННАЯ ЭКСКУРСИЯ В ГОСТЯХ У СТАРООБРЯДЦЕВ ЗАБАЙКАЛЬЯ ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 3 КУРСА З/О 331 ГР. КУЗНЕЦОВА Л. Ю
: I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТАРОВЕРОВ СИБИРИ II. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. III. РЕЛИГИЯ. IV. ОДЕЖДА V. ЖИЛИЩЕ. VI. КУХНЯ. VII. СЕМЬИ. VIII. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. IX. ИЗВЕСТНЫЕ СЕМЕЙСКИЕ. X. ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ.
Возрождение и развитие традиционной культуры старообрядцев Забайкалья – Содействие сохранению культурному наследию старообрядцев Забайкалья - Выявить художественно – эстетическое своеобразие устного народного творчества и материальной культуры семейских Забайкалья
Старообрядцы Забайкалья.
Горсточку русских сослали В страшную глушь за раскол, Землю да волю им дали; Год незаметно прошел – Едут туда комиссары, Глядь – уж деревня стоит, Риги, сараи, амбары! В кузнице молот стучит… Вновь через год побывали, Новое чудо нашли; Жители хлеб собирали С прежде бесплодной земли… Так постепенно в полвека Вырос огромный посад – Воля и труд человека Дивные дивы творят!
Откуда пришли сибирские староверы История появления в Забайкалье староверов побуждает нас обратиться ко временам церковного раскола. Во второй половине XVII в. патриарх Никон при содействии царя Алексея Михайловича подверг ревизии церковные книги и обряды, приведя их в соответствие с греческими. Нововведения насаждались в приказном порядке. Церковная и светская власти не потрудились донести до народа истинный смысл преобразований, зато широко применяли силу. По времени никонианские реформы совпали с приходом в Россию немцев и прочих иностранцев, многие русские усмотрели в этих переменах «западничество и сатанинство» . Идейную борьбу не желавших подчиняться нововведениям возглавил протопоп Аввакум, личность столь же сильная и неординарная, как и патриарх Никон. Ко времени Вселенского собора 1666/67 г. , на котором Никон предал сторонников старых обрядов анафеме, в русском обществе произошел раскол
Семейские были переселены в Забайкалье из города Ветка. Город Ветка находится в современной Белоруссии. Во времена раскола находилась на территории Польши. Первый разгром Ветки произошел в 1735 году. 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона» . В 1765 году произошла вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.
Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские. Семейские расселились крупными группами на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов республики Бурятия, а также в Красночикойском районе Читинской области.
Хозяйственная деятельность Семейские принесли с собой высокую сельскохозяйственную культуру. Они выращивали: рожь, пшеницу, ячмень, гречку, овёс, картофель, овощи, коноплю. Скотоводство играло подсобную роль. В XIX веке Верхнеудинский округ стал наиболее развитым в Забайкалье в земледельческом отношении.
Зажиточные бичурянки.
Религия Беспоповщина оставалась устойчивым религиозным направлением семейских. Поповщина в начале была представлена в виде беглопоповщины. Религиозные обряды и службы проводили уставщики. Покойников хоронили в домовинах, выдолбленных из ствола сосны. Значительная часть семейских в период коллективизации раскулачена и выслана. В 1929 году были созданы вооружённые формирования. Центром сопротивления стали сёла Бичура и Малета. В начале 1930 -х произошло Малетинское крестьянское восстание, в котором принимали участие до 600 человек. В 1930 -е и 1940 -е годы в Забайкалье было разрушено более 80 старообрядческих храмов и часовен. В 1960 -е годы прошла ещё одна волна закрытия старообрядческих церквей и молельных домов. К началу 1970 -х в Забайкалье не осталось ни одной официально зарегистрированной старообрядческой общины, действовала единственная старообрядческая церковь в селе Новый Заган.
Одежда семейских северорусская (прямой сарафан в шесть полос, кичка) с элементами польского, белорусского и украинского костюма. Южновеликорусские черты костюма: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, бусы, яркие ткани. Некоторые детали костюма были заимствованы уже в Сибири у старожилов и бурят.
Символика света и орнамента в одежде семейских Одежда семейских имеет определенную символику цвета и орнамента. Каждый цвет и узор, присутствующий в одежде имеет свое значение. Костюмы семейских очень красочны и красивы, в них присутствуют цвета: красный, червонный, алый, багряный, огненно-красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, серый. Каждый цвет имеет свое значение. Красный цвет - жизнь, огонь, кровь; желтый - огонь, зеленый жизнь, огонь; синий и черный - пламя; белый - свет, праздник; голубой и серый - надежду. Одежда была не только защитой от холода, но и была своеобразным оберегом, поэтому в её цвете, узорах зашифрованы магические знаки. Обереги вышивали цветными нитями. В основном вышивки делались по подолу, вороту, рукавам и груди. Ромбы с точками посредине и простые ромбы - символ плодородия; древо жизни - символ матери земли; круги - солнце; кресты и зигзаги - дождь и вода. В орнаменте также есть образы животных. Мужская рубаха обшивалась красной тесьмой - оберегом. Обшивались рукава, подол и ворот. Красная тесьма защищала жениха от сглаза.
Жилище Дома семейских аналогичны тем, что находят при раскопках Москвы, Новгорода, Пскова и других древних городов. Отличительные черты дома – высокое крыльцо, округлые углы внутри помещения, массивная матица, потолок из круглых брёвен, колотые пополам брёвна на полу, богато украшенные ворота и ставни. Масляной краской окрашивали окна, двери, плинтусы, крупными стилизованными цветами расписывали стены, потолок, перегородки.
Кухня семейских с большим количеством хлеба и овощей. Мясо: баранина, свинина, говядина, дикой козы и изюбря. Мясо жаренное и тушеное. Часть блюд заимствована у бурят, например, саломат. Строго соблюдали посты. В году было до 244 постных дней. Чай пили не все; вместо чая пили кипячёную воду, настой трав или бадана. Семейские не курили, алкоголя употребляли мало. В домах на видном месте держали полную бутылку водки — это означало, что хозяин дома не пьёт водку.
Семьи семейских традиционные, патриархального типа, с большим количеством детей. В одной усадьбе жило до 4 поколений одной семьи. Имущество и землю делили редко.
Музыкальные традиции Инструментальная музыка в среде семейских распространена мало. Песенная традиция в современности представлена ансамблями и хорами. Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно. Первые исследования музыкальной культуры семейских проводили П. А. Ровинский в 1873 году и Н. П. Протасов в 1926 году. В некоторых сёлах в музыкальной традиции присутствуют индивидуальные черты. Широко распространены песни: рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, заимствованные у старожилов Забайкалья. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения). Не сохранились календарные обрядовые песни.
Известные семейские И. К. Калашников — советский писатель, родился в селе Шаралдай Мухоршибирского района Бурятии. С. Л. Лобозеров — член Союза писателей СССР, драматург, родился в селе Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятии. Афанасий (Федотов) — старообрядческий епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока.
Домашняя утварь
Старообрядцы Забайкалья.pptx