ЭЛЬ ГРЕКО (Испания)
Погребении графа Оргаса"
На похоронах графа, пожертвовавшего церкви большие средства, в 1312 году, согласно легенде, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан. Композиция резко делится на две части. В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. В нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета, в верхнем набор цветов гораздо многообразнее. Земное пространство представлено узкой зоной перед рядом фигур толедских грандов, небесное же раскрывается в неизмеримой глубине, населенной огромным количеством святых, праведников и ангелов. Фигуры земного мира статичны, их жесты при всей выразительности крайне скупы, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах. В земной зоне статична вся композиция, небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, подчеркнутым заметным перепадом масштаба. Особый интерес в "Погребении графа Оргаса" представляет изображение толедской знати. Умные, благородные лица с тонкими, нервными чертами сочетают спокойное достоинство аристократа с печатью интенсивной духовной жизни, мощного интеллекта. Лица почти всех изображенных являют скрытые портреты современников Эль Греко. Действительно, каждый человек индивидуален, но, пожалуй, еще важнее то, что их объединяет: вера, благородство, напряженные духовные поиски» .
Апостолы Петр и Павел. 1587– 1592
ЭЛЬ ГРЕКО. КАРДИНАЛ ГЕВАРА
Лаокоон. 1613– 1614
Троянский жрец, предостерегавший жителей Трои от внесения в город деревянного коня греков. (Греки воспользовались хитростью, сказав, что конь был даром богине Минерве, храм которой находился внутри стен Трои. ) Пока он совершал обряд перед алтарем Нептуна, на берег выплыли две змеи и обвили Лаокоона и двух его сыновей, убив всех троих. Троянцы, устрашившись этого явного знака неудовольства Минервы, втащили коня в город. Одним из крупнейших открытий ренессансной Италии была знаменитая позднеэллинистическая скульптура Лаокоона и его сыновей, обвитых змеями (Ватиканский музей, Рим). Она стала источником вдохновения для художников и скульпторов. Эль Греко, создавший несколько версий этого сюжета, изображает коня и — на заднем плане — городские стены (у него это стены Толедо — города, давшего ему пристанище), а также фигуры Аполлона и Дианы, виновных в гибели Лаокоона (Национальная галерея, Вашингтон)
Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина
«Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (Франсиско Гойя)
Гойя. Автопортрет
Конный Портрет Карла IV 1801 год
Музей Прадо в Мадриде Конный портрет Королевы Испании Марии Луизы 1799 год
– «Портрет семьи Карла IV» :
Маха одетая
Махи на балконе
Портрет Изабеллы Кобос де Порсель,
Зонтик, 1777
Разносчица воды
Сон разума рождает чудовищ Гойя, "Капричос" Не позволяйте разуму уснуть. Заснувший разум - ведьма на погосте: умерших грез выкапывает кости и складывает горкой вам на грудь. Вас давит груз несбывшихся надежд, невыполненных давних обещаний. . . И, как одно из страшных наказаний, - самодовольное суждение невежд. Не позволяйте разуму уснуть - в тупик безумья это верный путь.