Экзистенциализм.pptx
- Количество слайдов: 13
Экзистенциализм как одно из направлений философской мысли XX века. Проблема человека.
Экзистенциализм, или философия существования (от позднелатинского existentia – существование) зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность. Актуализации и расцвету экзистенциализма способствовали следующие причины: • нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними; • бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д. ); • опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа); • усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку; • распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность; • бессилие человека перед природой и техногенным обществом.
Идеи экзистенциализма возникали в разных странах в различные годы. Так, в России, накануне первой мировой войны, теория экзистенциализма проповедовалась Л. Шестовым и H. A. Бердяевым, которые в 20 -х годах в эмиграции распространяли свои взгляды за границей, главным образом во Франции. В Германии экзистенциализм начал складываться после первой мировой войны и связан с именами К. Ясперса, М. Хайдеггера и О. Ф. Больнова; в период второй мировой войны и после нее он чрезвычайно быстро распространился во Франции – Г. Марсель, Ж. -П. Сартр, А. Камю – и других европейских странах – Испании (Ортега-и-Гассет), Италии (Э. Пачи, Н. Аббаньяно и др. ).
Исторические катаклизмы приводят к выводу о бессмысленности традиционных взглядов на историческое развитие и неустранимом трагизме человеческого существования. Философия экзистенциализма отвечает запросам выбитого из колеи человека, смятенного перед лицом прогресса науки и великих исторических сдвигов современного мира. Один из представителей экзистенциализма характеризует это состояние так: безопасность исчезла. Поэтому эту философию часто называют «философией отчаяния» , или «философией кризиса» . Социальный пессимизм получил в экзистенциализме свое дальнейшее развитие.
Направления экзистенциализма Условно экзистенциализм разделяется на два направления: атеистическое (представители – М. Хайдеггер в Германии, Ж-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное – К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция) и др.
Представители религиозного направления Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге "Психология мировоззрений", вышедшей в 1919 году – после окончания первой мировой войны). Основной идеей является «философская вера» основанная на библейской религии. «Осевая эпоха» - время, когда человек осознает свое бессилие перед познанием «последних вопросов бытия» Бытие становится предметом незнания, а следовательно, веры, поскольку незнание для Ясперса выступает не показателем бессилия человеческого ума, а свидетелем наличия особого рода бытия (недоступного эмпирическому познанию).
Представители религиозного направления Николай Александрович Бердяев (1874 -11948) - русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализма. Понять человека можно только в отношении к тому , что выше него самого, в отношении к Богу. Личность - универсум, независимое целое. Человек как личность имеет гораздо большую ценность, чем нация, государство, а поэтому у него есть право и долг защищать свою духовную свободу и независимость от них.
Представители атеистического направления Сартр Жан-Поль (1905 -1980) - французский философ, беллетрист, политический деятель. Его главный теоретический труд «Бытие и ничто» (1943). «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего собственного внутреннего мира. Человек свободен сам созидать свою сущность, он не завершен подобно вещи, и сам делает из себя то, чем является: честного или подлеца, труса или героя.
Представители атеистического направления Альбер Камю (1913 -1960) - французский писатель и философ. «Жизнь человека в сущности бессмысленна» . Смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека. Абсурд заключен в противостоянии человеческой потребности в смысле, с одной стороны, и безразличного, бессмысленного мира, с другой. Существование подразумевает «абсолютное отсутствие надежды» .
Проблемы и понятия Центральным понятием учения является экзистенция – человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Для всех экзистенциалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только, бытие человеческой личности. Это бытие – начало и конец любого знания, и прежде всего философского. В центр своей философии экзистенциализм ставит отчуждение личности от общества. Его представители утверждают, что тот человек обладает достоинством, который сумел избавиться от общества.
• Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. • «Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? » . Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты в этих вопросах исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия.
• Важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, то есть выход за свои пределы. • Личность, согласно экзистенциализму, есть самоцель, коллектив - средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. Общество при этом лишь ограничивает личность. Отсюда центр тяжести перемещается с родового, общественного на единичного человека. • Экзистенциализм вычленяет в человеке как бы несколько слоев: природный (биологически-физиологический и психологический), изучаемый естественными науками и составляющий его природную, эмпирическую индивидуальность; социальный, изучаемый социологией; духовный, являющийся предметом изучения истории, философии, искусствознания и т. д. , и, наконец, экзистенциальный, который не поддается научному познанию и может быть лишь освещен или "прояснен" философией
• Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все» , но только ценой отказа от себя как личности. • Жизнь бессмысленна, абсурдна, человек испытывает страх и отвращение и поэтому стремится к небытию, к смерти как к высшей свободе. Ответить на основной вопрос философии – это судить о том, стоит жизнь того, чтобы жить, или нет. • На пути к смерти человек попадает в «пограничную ситуацию» , «когда смерть проносится рядом» . Человек понимает, что его бытие конечно. Это ведет к самопостижению. Цель – найти уникальность, свой путь, выделиться из общей массы, достигается через пограничные ситуации.