Скачать презентацию Экспрессионизм как одно из ведущих направлений художественной культуры Скачать презентацию Экспрессионизм как одно из ведущих направлений художественной культуры

martynenko_21_gr.ppt

  • Количество слайдов: 87

Экспрессионизм как одно из ведущих направлений художественной культуры 20 века Экспрессионизм как одно из ведущих направлений художественной культуры 20 века

История возникновения n С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на История возникновения n С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости» , которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Заново открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока, Океании. Всё это отразилось на формировании нового течения в искусстве.

Expressio (лат. ) – выражение n n n Экспрессиони зм — течение в европейском Expressio (лат. ) – выражение n n n Экспрессиони зм — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Экспрессионизм –это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения. Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения.

Экспрессионизм n Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение Экспрессионизм n Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура n Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. n Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. 1910 1920 1930

Главная особенность С помощью ярких красок и рваных форм экспрессионизм показывает жестокость мира, пытаясь Главная особенность С помощью ярких красок и рваных форм экспрессионизм показывает жестокость мира, пытаясь передать ощущение несправедливости и безрадостности. Европу тревогу, которая вылилась в 1914 г. в ужасную I мировую войну. Выбор ярких экспрессивных цветов, едких и обжигающих, хорошо передавал ощущение скрежещущего и хохочущего мира, насмешливого и жестокого. Эмиль Нольде «Троица» , 1910 год

Экспрессионизм Художественные приёмы: n Отказ от иллюзорного пространства n Стремление к плоскостной трактовке предметов Экспрессионизм Художественные приёмы: n Отказ от иллюзорного пространства n Стремление к плоскостной трактовке предметов n Деформация предметов n Любовь к резким красочным диссонансам n Особый колорит, заключающий в себе аппокалиптический драматизм.

Предшественники экспрессионизма Своими предшественниками экспрессионисты считали: - французских постимпрессионистов, - Венсент Ван Гога – Предшественники экспрессионизма Своими предшественниками экспрессионисты считали: - французских постимпрессионистов, - Венсент Ван Гога – голландца, развившего свою особую художественную манеру на почве французской школы, постимпрессиониста, - Джеймс Энсора– бельгийского художника– символиста, - Эдварда Мунка– норвежского художника – символиста, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению. В экспрессионизме было много противоречий. Громкие декларации о рождении новой культуры, казалось бы, плохо согласовались со столь же яростными проповедями крайнего индивидуализма, с отказом от действительности ради погружения в субъективные переживания. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.

Джеймс Энсор( 1860 -1949) Известный бельгийский художник-символист, живописец и график. Художник оказал влияние на Джеймс Энсор( 1860 -1949) Известный бельгийский художник-символист, живописец и график. Художник оказал влияние на становление экспрессионизма. Энсора называют предтечей сюрреализма и современного фантастического искусства. В ранний период творчества Энсор писал навеянные фламандской живописью XVII века и произведениями Гюстава Курбе бытовые сцены (“Мальчик с лампой”, 1880, “Завтрак с устрицами”, 1882). В 1885 г. творчество Энсора уходит на позиции символизма; появляются сюжеты, в которых нашли отражение художественные поиски нового содержания, в произведениях становится заметным дар чувственного восприятия. Он перешел к символикофантастическим, кричаще-ярким по колориту композициям с изображениями масок, пляшущих скелетов и т. п. , в которых острая ирония и гротеск, сатира на пошлость окружающего мира сочетаются со зловещей пародией на жизнь человечества. Энсор выполнил также ряд многофигурных офортов, полных драматизма и беспокойного движения (“Собор”, 1886; “Смерть, преследующая человеческое стадо”, 1896).

n В полотнах мистической направленности, в особенности в работе «Въезд Христа в Брюссель» (1888), n В полотнах мистической направленности, в особенности в работе «Въезд Христа в Брюссель» (1888), отразилась вся суть его творчества. К Новозаветному сюжету Энсор добавил тему маски. Зловеще – гротескное содержание работы показало ряд абсолютно противоположных миров – истины и лжи, возвышенности и бездушия, а также мифа и современности. Оркестр, толпа разъяренных горожан, лица-маски которых стали отвратительными из-за внутреннего уродства, созданы художником в экспрессивно-утрированном стиле.

Скелеты, сражающиеся за тело повешенного, 1894 Музей Энсора, Остенде Два скелета сражаются за тело Скелеты, сражающиеся за тело повешенного, 1894 Музей Энсора, Остенде Два скелета сражаются за тело повешенного. Странные фигуры, столпившиеся в дверных проемах по обеим сторонам, сочувственно обратили лица-маски к происходящему. Гротескная сцена символизирует царство абсурда и хаоса, отвечая мироощущению художника, его трагическому чувству бытия. Драматический характер живописи Энсора, ее мощное эмоциональное воздействие импонировали немецким художникамэкспрессионистам. Энсор оказал очень большое влияние на творчество Эмиля Нольде.

Henry De Groux Portrait of the Artist James Ensor 1907 г. Kunstmuseum aan Zee, Henry De Groux Portrait of the Artist James Ensor 1907 г. Kunstmuseum aan Zee, Ostend, Belgium “Смерть, преследующая человеческое стадо”, 1896

Эдвард Мунк (1863 -1944 гг. ) Норвегия Художник Эдвард Мунк начинал свой творческий путь Эдвард Мунк (1863 -1944 гг. ) Норвегия Художник Эдвард Мунк начинал свой творческий путь с реалистического изображения людей и природы своей родины. Под влиянием декадентских настроений на рубеже 20 века в его произведениях начинают появляться трагические, пессимистические ноты, зачастую доходящие до мистики, выраженные с большой эмоциональной силой. Влияние выставок Мунка в странах Центральной Европы в значительной мере способствовало возникновению экспрессионистических тенденций. Произведения Мунка прекрасно иллюстрируют первоначально тесную связь между симво- лизмом и экспрессионизмом «Болезнь, безумие и смерть – чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» . (Из дневника Э. Мунка).

В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза. Эдвард Мунк. Больная девочка 1886 год

Эдвард Мунк: «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы – солнце зашло, небо окрасилось Эдвард Мунк: «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы – солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет, - и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет. Над городом и над чёрно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи. Мои друзья продолжили свою дорогу, а я стоял, пригвождённый к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы» .

Крик. 1893 г. Проданная на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Ранее Крик. 1893 г. Проданная на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Ранее она принадлежала сыну миллиардера Томаса Олсена и никогда не демонстрировалась широкой публике. При этом эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на ровне с «Подсолнухами» Ван Гога или «Черным квадратом» Малевича.

Экспрессионизм утверждал: в мире нет Бога, на земле «правит бал» слепая сила, калечащая души Экспрессионизм утверждал: в мире нет Бога, на земле «правит бал» слепая сила, калечащая души и тела, не оставляя надежды на любовь и счастье. Жизнь - танец. Простая идея вдохновила мастера на создание этого полотна. Слева юность, справа старость, в центре зрелая пара. Если юность полна нетерпеливого ожидания начала танца, то старость с грустью наблюдает за парами, погруженная в воспоминания. Центральная пара нетороплива и основательна, главное в них - наслаждение настоящим. Прошел юношеский задор и суетливость, старость в недалеком будущем. Эдвард Мунк. Танец Жизни. 1899

 Работа выполнена в характерной для Мунка манере. Пластичные линии словно перетекают одна в Работа выполнена в характерной для Мунка манере. Пластичные линии словно перетекают одна в другую, создавая ощущение мягкости и теплоты. Дорога, убегающая за пределы картины, как символ временности и "непрочности" сюжета. Автор пытается намекнуть на будущее. Девушки на мосту. 1901 год

n Художественный язык экспрессионизма был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную “варварскую” непосредственность: тяжелые массы n Художественный язык экспрессионизма был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную “варварскую” непосредственность: тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. В картинах выражено предчувствие какого-то ужаса через деформацию предметов, природных форм, как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым. Художники обращаются к литературным темам, иллюстрируют романы Ф. М. Достоевского. ( Э. Хеккель “Двое мужчин за столом", 1912 г. Литературная подоснова: “Идиот”, сцена первого визита князя Мышкина в дом Рогожина. ) ЭРИХ ХЕККЕЛЬ. ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ.

В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. • Первый или В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. • Первый или ранний период. К первому периоду относят творчество немецких художников Пауля Клее, Альфреда Кубина и Оскара Кокошки, объединений “Мост”, “Синий всадник”. • Второй период: экспрессионизм периода первой мировой войны и в послевоенные годы.

Экспрессионизм. Первый или ранний период Экспрессионизм. Первый или ранний период

“Мост” (1905 -1912 гг. ). Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения “Мост” (1905 -1912 гг. ). Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» n Основатели – студенты архитектурного факультета города Дрездена: • Эрнст Людвиг Кирхнер • Фриц Блейль • Эрих Хеккель • Карл Шмидт-Ротлуфф Они создали нечто вроде средневековой цеховой коммуны — вместе жили и работали. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество — «мост» в искусство будущего. Они сознательно противопоставляли себя реализму, импрессионизму и стилю “модерн” (югендстиль). Они выступили с идеей большей абсолютизации и максимального заострения цветовых и пространственных ощущений реальности. n

 «Мост» Впоследствии к ним присоединились: Эмиль Нольде Макс Пехштейн, швейцарец Куно Амье финн «Мост» Впоследствии к ним присоединились: Эмиль Нольде Макс Пехштейн, швейцарец Куно Амье финн Аксель Галлен – Калола и другие. Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 г. в помещении завода осветительной аппаратуры. И эта и последующие выставки мало интересовали публику. Лишь экспозиция 1910 г. была снабжена каталогом. Но с 1906 г. «Мост» ежегодно издавал так называемые папки, каждая из которых воспроизводила работы одного из членов группы. Эрнст Людвиг Кирхнер. Художники группы «Мост» .

 «Мост» n n Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни «Мост» n n Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» . В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост» » . Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев» , посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. В результате объединение официально прекратило существование. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.

Эмиль Ханзен (Нольде) 1867 -1956 гг. Один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, график , считается Эмиль Ханзен (Нольде) 1867 -1956 гг. Один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, график , считается одним из величайших акварелистов XX в. Эмиль Нольде известен своей энергичной манерой письма и выразительным выбором цветов. Нольде не хотел отступить от своей позиции «одинокого художника» . Он всегда сторонился художественных групп, лишь ненадолго примкнув к «Мосту» , затем к «Синему всаднику» . Но если искать одного, самого характерного экспрессиониста, возможно, им окажется именно Нольде — художник поразительной интенсивности переживания и редкой открытости в выражении своих чувств, художник трагического темперамента и высокого религиозного напряжения. Для него, вечно недовольного собой, погруженного в меланхолию, живопись была единственным средством высказывания и освобождения от сомнений, единственной возможностью жить. «Мой прекрасный, мой трагический мир» . (Эмиль Нольде)

 «Пляска вокруг золотого тельца» , 1910 г. «Выплескивая» на полотна свои страхи, боль, «Пляска вокруг золотого тельца» , 1910 г. «Выплескивая» на полотна свои страхи, боль, экспрессионисты редко говорили о социальных или нравственных проблемах. Но картина Эмиля Нольде «Пляска…» исключение из правил. На полотне полуобнажённые женщины с искаженными пропорциями тела в каком-то экстазе совершают таинственные движения – символ бессмысленного поклонения человечества власти денег.

В 1910 г. Нольде начал объемную серию из более чем 20 картин под названием В 1910 г. Нольде начал объемную серию из более чем 20 картин под названием "Осенние моря", в которой приблизился к абстрактной живописи: однотонная водная поверхность сливается с небом и лишь местами отражает небольшие участки света. В дальнейшем морской мотив стал постоянным в работах Нольде. Эмиль Нольде «Осень, море VII» , 1910

Сутью экспрессионизма является изображение реальности с субъективной точки зрения. Нольде написал эту картину после Сутью экспрессионизма является изображение реальности с субъективной точки зрения. Нольде написал эту картину после изучения масок в Берлинском музее. На протяжении всей жизни он увлекался другими культурами, и эта работа не является исключением. «Натюрморт из масок» . 1911

Смерть в пустыне. 1912 Смерть в пустыне. 1912

В карине Нольде «Господин» (1914) человеческие фигуры резко деформированы и переданы путем нанесения краски В карине Нольде «Господин» (1914) человеческие фигуры резко деформированы и переданы путем нанесения краски большими мазками. Человек как считают экспрессионисты, раздавлен городом.

Экспрессионист Нольде изобразил прародителей человечества как рассорившуюся супружескую пару со стажем: Адам смотрит на Экспрессионист Нольде изобразил прародителей человечества как рассорившуюся супружескую пару со стажем: Адам смотрит на Еву с ненавистью, а она со стеклянными глазами пялится вдаль. Единственный симпатичный персонаж здесь ― Господь Бог-зубоскал в образе царственного льва. Потерянный рай. 1921

Картина художника Эмиля Нольде «Иисус Христос и грешница» 1926 г. «Молодая пара» 1935 г. Картина художника Эмиля Нольде «Иисус Христос и грешница» 1926 г. «Молодая пара» 1935 г.

Пауль Клее (Paul Klee, 1879 -1940)—немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из Пауль Клее (Paul Klee, 1879 -1940)—немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Творчество Пауля Клее относят к главным художественным течениям ХХ века — экспрессионизму, кубизму, сюрреализму и абстракционизму. Но в то же время можно утверждать, что оно не принадлежало целиком ни к одному из них. В 1910 -м году открылась первая выставка рисунков и гравюр художника. Со следующего года он вошел в группу «Синий всадник» . Среди прочих идей, которые были ему близки, можно выделить особенно внимательное отношение к выразительности детского рисунка. В то же время знакомство с кубизмом сделало композиции Клее более геометричными. Несмотря на красочность живописных работ своего окружения, Пауль Клее поначалу мало интересовался проблемой цвета. Однако после поездки в Тунис, в 1914 -м году, в его дневнике появляется запись: «Цвет захватил меня, — записал он. — Мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет едины, я — художник» .

ПАУЛЬ КЛЕЕ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРАБЛЕЙ. 1917 «Космическая композиция» 1919 г. ПАУЛЬ КЛЕЕ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРАБЛЕЙ. 1917 «Космическая композиция» 1919 г.

Нежные цветовые гармонии стали естественной средой для утончённых, волшебных геометрических структур Клее. Его необычные Нежные цветовые гармонии стали естественной средой для утончённых, волшебных геометрических структур Клее. Его необычные композиции, кажется, рождены новым знанием, новым пониманием связей мира, его устройства. В картине «Полная луна» (1919 г. ) ночной пейзаж, составленный из мозаики разновеликих прямоугольников, таинствен, но не страшен. «Полная луна» (1919 г. )

Открытая книга(1930, книга( Нью-Йорк, Музей С. Гугенхейма) К Парнасу(1932 Холст, масло. 100 х 136 Открытая книга(1930, книга( Нью-Йорк, Музей С. Гугенхейма) К Парнасу(1932 Холст, масло. 100 х 136 см Художественный музей, Берн. )

В 1933 г. Клее покинул Германию и вернулся на родину, в Берн. В последние В 1933 г. Клее покинул Германию и вернулся на родину, в Берн. В последние годы жизни в работах смертельно больного художника появилась глубокая печаль ( «Страх» , 1934 г. ; «Смерть и пламя» , 1940 г. ; «Мрачное путешествие на корабле» , 1940 г. ). Клее всегда верил, что изобразительное искусство «не передаёт только видимое, а делает зримым тайно постигнутое» . «Страх» , 1934 г «Смерть и пламя» , 1940 г

Эрнст Людвиг Кирхнер 1880 -1936 гг. Немецкий художник-экспрессионист. Инициатор и главный идеолог группы «Мост» Эрнст Людвиг Кирхнер 1880 -1936 гг. Немецкий художник-экспрессионист. Инициатор и главный идеолог группы «Мост» . В дрезденский период, когда «Мост» находился еще в этом городе, Кирхнер часто обращался к изображению женской натуры, работая над этим сюжетом как в мастерской, так и на лоне природы, куда часто выезжали члены группы; в полотнах этого периода заметен французский постимпрессионизм, особенно почитаемый им Ван Гог. За счет приемов, применяемых голландцем, и представлявших слияние прерывистых мазков, составленных из разных цветов, в картинах присутствует эффект подвижной массы.

Из серии Из серии "Берлинские улицы» , 1913 г. Экспрессия Кирхнера превращает городские улицы в агрессивное окружение человека, в то зло, которое порождает психологический и душевный дискомфорт.

Уличная сцена в Берлине. 1914 «Они возникли в 1911 -14 годах, в одни из Уличная сцена в Берлине. 1914 «Они возникли в 1911 -14 годах, в одни из самых одиноких периодов моей жизни, в течение которых мучительное беспокойство днем и ночью заставляло меня выбегать на улицу, заполненную людьми и машинами. » Эрнст Людвиг Кирхнер Так описал Эрнст Кирхнер появление своих знаменитых уличных сцен в картинах и рисунках. В картине «Уличная сцена в Берлине» он описал: лихорадочное отчаяние, предчувствие трагедии, невыносимое одиночество, которое толкало бежать от себя без оглядки к таким же потерянным людям, как и он сам. Уставшим и ершистым. Толпа в его глазах как-будто выглядит стаей хищных птиц в странных, колючих оперениях. А он ее невидимая жертва.

В живописи Кирхнера характерна некоторая «смазанность» женских фигур и удлиненные пропорции. «Улица с красной В живописи Кирхнера характерна некоторая «смазанность» женских фигур и удлиненные пропорции. «Улица с красной кокоткой» , 1914 «Школа танцев» 1914 г.

Автопортрет в солдатской форме. 1915 Картина «Автопортрет в солдатской форме» – саркастическая работа, созданная Автопортрет в солдатской форме. 1915 Картина «Автопортрет в солдатской форме» – саркастическая работа, созданная под влиянием фронтовых переживаний.

Красная башня в Хале, 1915 г. Картина написана им в 1915 году, в разгар Красная башня в Хале, 1915 г. Картина написана им в 1915 году, в разгар первой мировой войны. Стилистически картина близка «Belle-Alliance-Platz» . Правда, вместо монумента победы – башня на площади перед собором, мрачная и угрюмая, тяжелая и несуразная. Нельзя не заметить и полного отсутствия людей, и несколько другую цветовую гамму. Но такое же смещение относительно центра картины, такая же «сползающая натура» . И совсем уж мрачные и безнадежные мысли.

Фрэнци в резном кресле, (19101920), Миннеаполис, Институт искусства Благодаря гравюре на дереве он вырабатываетсвой Фрэнци в резном кресле, (19101920), Миннеаполис, Институт искусства Благодаря гравюре на дереве он вырабатываетсвой собственный стиль, полный напряжения, в котором яркие краски сочетаются со сдержанным рисунком.

 «В теплице» 1916 г. Карандаш. акварель. «Горный лес» 1919 -20 г. Холст, масло. «В теплице» 1916 г. Карандаш. акварель. «Горный лес» 1919 -20 г. Холст, масло. 1

Творчество художника отмечено робкой попыткой работать в области лирической абстракции (1926 -1929), а также Творчество художника отмечено робкой попыткой работать в области лирической абстракции (1926 -1929), а также желанием синтезировать декоративизм и экспрессию . Все это свидетельствует о некоторой робости Кирхнера вообще перед новыми, отличными от экспрессионизма формами искусства. Согласно каталогу В. Дюба, изданному в 1967, графическое наследие Кирхнера составляют 971 гравюра на дереве, 665 офортов, 458 литографий. Так, в 1917 -1918 появилась серия ксилографированных портретов и автопортретов.

Макс Пехштейн 1881 -1955 г. n Пехштейн, художник, которого по праву считают одним из Макс Пехштейн 1881 -1955 г. n Пехштейн, художник, которого по праву считают одним из признанных авторитетов в области новых художественных направлений Европы. С 1896 по 1900 гг. , обучаясь в качестве художника-декоратора, Пехштейн начал свою творческую карьеру, которую продолжил в Дрездене в Художественнопромышленном училище. Следующим этапом развития стала учеба в Академии образовательных наук (1903 -1906 гг. ), под руководством Отто Гусманна, профессора декоративной и монументальной живописи. В 1905 в Дрездене знакомится с работами ван Гога; в 1906, знакомится с участниками группы «Мост» , и почти сразу входит в ее состав, всецело отдавшись артистической работе и горячо принимая участие в обсуждениях коллектива.

В этот период он рисует, используя импрессионистский стиль, а благодаря новым коллегам по группе, В этот период он рисует, используя импрессионистский стиль, а благодаря новым коллегам по группе, Пехштейн «корректирует» творческие подходы, энергичными движениями ударяя кистью по полотну, при этом он использует чистые цвета, а их комбинация отличается резкостью. «Портрет фрау Курт» 1908 г. «Голова женщины» 1911 г.

ПЕХШТЕЙН. КРИТИК МАКС ПЕХШТЕЙН. ГОЛОВА БОРОДАТОГО РЫБАКА 1921 ПЕХШТЕЙН. КРИТИК МАКС ПЕХШТЕЙН. ГОЛОВА БОРОДАТОГО РЫБАКА 1921

Оскар Кокошка 1886 -1980 гг. В свое время преподаватели венской Художественно-промышленной школы были едины Оскар Кокошка 1886 -1980 гг. В свое время преподаватели венской Художественно-промышленной школы были едины во мнении, что студент Оскар Кокошка не принадлежит к числу многообещающих живописцев; может быть, это и стало главным побудительным мотивом, который позволил Кокошке «взойти» на третье место в большом трио знаменитых художников Вены, после Климта и Шиле.

Портрет девушки. 1913 г. Портрет Адольфа Лооса. 1909 г. Портрет девушки. 1913 г. Портрет Адольфа Лооса. 1909 г.

 После знакомства с Кирхнером стиль художника становится еще более экспрессивным. В нервной резкой После знакомства с Кирхнером стиль художника становится еще более экспрессивным. В нервной резкой манере написаны его работы библейской серии «Благовещение» , «Исход в Египет» и «Распятие Голгофа» , законченные в 1912 г. В 20 е гг. Кокошка постепенно отошел от жесткого экспрессионизма, вернувшись к импрессионистской красочности Благовещение, 1912 г. «Распятие Голгофа» , 1912 г

 «Синий всадник» n В 1909 году В. Кандинским и А. Явленским было основано «Синий всадник» n В 1909 году В. Кандинским и А. Явленским было основано “Новое художественное объединение” в противовес отказавшемуся принимать произведения “авангардистских” художников “Мюнхенскому Сецессиону”. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альмонах “Синий всадник”. В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал навязчивому журналисту, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский всадников. n В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф. Марка, А. Макке и др. , которая положила начало объединению “Синий всадник”. Для “Синего всадника”, в противоположность объединению “Мост”, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая трансцендентную сущность вещей.

Василий Кандинский 1866 – 1944 г. n С именем русского живописца Василия Васильевича Кандинского Василий Кандинский 1866 – 1944 г. n С именем русского живописца Василия Васильевича Кандинского связывают подлинный переворот в искусстве авангардной живописи, по праву считая его абстрактные композиции одними из первых образцов нового творческого направления. В 1911 году вместе с Франком Марком (Frank Marc) Кандинский основал общество художников "Синий всадник" (Der Blaue Reiter). В группу вошли известные художники, близкие к экспрессионизму. Часть из них вскоре обратилась к абстрактной живописи. Организация художников просуществовала до 1914 года.

В. Кандинский «Синяя гора» 1908 г. В. Кандинский «Синяя гора» 1908 г.

Постепенно Кандинский все больше отходит от экспрессионизма. В 1910 году появляются его первые абстрактные Постепенно Кандинский все больше отходит от экспрессионизма. В 1910 году появляются его первые абстрактные картины, положившие начало истории современного абстрактного искусства: "Абстрактная акварель" , "Импровизация IX". Свои картины художник делит на импрессии, импровизации и композиции.

В Кандинский «Ангел Страшного суда» 1911 г. «Москва I» 1916 г. В Кандинский «Ангел Страшного суда» 1911 г. «Москва I» 1916 г.

Марк Франц 1880 – 1916 г. n Немецкий художник, представитель экспрессионизма, соединивший в своем Марк Франц 1880 – 1916 г. n Немецкий художник, представитель экспрессионизма, соединивший в своем творчестве черты символизма и экспрессионизма. n Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году. Здесь он открыл для себя великих художников — Сезанна, Гогена и Ван Гога. Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца. Излюбленным мотивом Франца Марка становятся изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей. Марк являлся одним из основателей группы экспрессионистов "Синий всадник» .

Две женщины. 1906 Две женщины. 1906

Широко известны серии его картин о лошадях и о лесных животных, в которых он Широко известны серии его картин о лошадях и о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы. В своих работах (например, "Синие лошади", 1911, он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет.

Разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий Разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни» , красный – гнет «грубой и тяжелой» материи Красный и синий кони. 1912

В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Во время дождя 1912, Городская галерея, Ленбаххаус, Германия Птицы, 1914

Август Маке 1887 -1914 г. n n n Немецкий художник-экспрессионист. В 1900 г. юный Август Маке 1887 -1914 г. n n n Немецкий художник-экспрессионист. В 1900 г. юный Август побывал в Базеле, где открыл для себя живопись символиста Бёклина. После переезда в 1910 на Тегернское озеро, наступает самый плодотворный этап в творчестве Маке, а в его работах заметен индивидуальный стиль, формирование которого связывают как с отечественным, так и французским постимпрессионизмом. В этом же году в Бонне Маке познакомится с ярким представителем экспрессионизма Ф. Марком. Далее последует встреча с В. Кандинским, и эти контакты будут способствовать вхождению Маке в группу «Синий всадник» . Разнился его подход в вопросе взаимопроникновения формы и цвета, особенность, которая для «Синего всадника» находилась в области духовного, выходя за пределы внешней оболочки жизни.

Влияние коллег на его живопись будет недолгим, т. к. в собственном образном мире художника Влияние коллег на его живопись будет недолгим, т. к. в собственном образном мире художника владычествуют гармония и покой, и это отличало работы Маке от других экспрессионистов. «Дети и солнечные деревья» 1913 г. «Цирк» 1911 г.

А. Макке. Женщина перед большой витриной, 1913 г. «Всадники и пешеходы на бульваре» 1914 А. Макке. Женщина перед большой витриной, 1913 г. «Всадники и пешеходы на бульваре» 1914 г.

Экспрессионизм. Второй период n n n Второй период: экспрессионизм периода первой мировой войны и Экспрессионизм. Второй период n n n Второй период: экспрессионизм периода первой мировой войны и в послевоенные годы. К началу нового периода объединения “Мост” и “Синий всадник” распались, Франц Марк (в 36 лет) и Август Макке (в возрасте 27 лет) погибли во время мировой войны. Герман Бар писал об этом периоде: “Вопль искусства в темноту, оно вопит о помощи, зовет дух: это экспрессионизм”. Экспрессионистические тенденции этого периода выразились в творчестве Макса Бекмана ( офорты “Ночь”, “Морг” и др. ), Карла Хофера и Отто Дикса.

Макс Бекман. 1884 -1950 г. n n Немецкий живописец и график, художник – экспрессионист. Макс Бекман. 1884 -1950 г. n n Немецкий живописец и график, художник – экспрессионист. В начале творческой деятельности был далек от новаторских начинаний авангарда, входил в состав правления консервативного "Берлинского сецессиона" (1910— 1911). В конце 1910 -х, после выхода из «Сецессиона» , пленэрная реалистическая живопись перестает интересовать Бекмана, приближаются грозовые предвоенные годы, а с ними в его творчестве появляются драматические настроения. Послевоенный период (после первой мировой войны) в творчестве художника связан с нарастанием в его картинах экспрессионистских тенденций, и усилением в них ярко выраженной социально-обличительной направленности.

Появилась картина «Ночь» , созданная на событии, взятом из жизни. Запечатлев шокирующую сцену, Бекман Появилась картина «Ночь» , созданная на событии, взятом из жизни. Запечатлев шокирующую сцену, Бекман воздействует на зрителя картиной ужаса. Знаковость этой работы в том, что в ней отражены ассоциации как социального, так и исторического плана, характерные для Германии этого периода. «Ночь» 1918 г.

Художник выработал собственный вариант экспрессионизма. Тесное пространство его композиций заполняют сильно вытянутые, конвульсивно изогнутые Художник выработал собственный вариант экспрессионизма. Тесное пространство его композиций заполняют сильно вытянутые, конвульсивно изогнутые фигуры, выражающие физические и моральные страдания; холодные, мертвеннобледные цвета усиливают ощущение удушливой, невыносимой атмосферы. Серия «Ужасы войны»

 «Похищение Европы» 1933 г. «Похищение Европы» 1933 г.

Отто Дикс 1891 -1969 гг. Авангардист, в 1920 -е годы был связан с дадаизмом Отто Дикс 1891 -1969 гг. Авангардист, в 1920 -е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гроссом Дикс был представителем так называемой «новой вещественности» . Полотна Дикса отличают социальные и пацифистские мотивы, мучительные духовные искания. Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

n Отто Дикс. Инвалиды войны играют в карты, 1920 г. Отто Дикс Главный и n Отто Дикс. Инвалиды войны играют в карты, 1920 г. Отто Дикс Главный и самый печальный жизненный опыт художник приобрёл во время Первой мировой войны, в окопах которой провёл несколько лет. Война стала главной темой его творчества. Более чем в ста портретах и рисунках Дикс запечатлел её ужасы и мерзости, разработав для этого специальную технику – «кромсание на куски» : форма предмета разбивалась на отдельные составные части.

 «Мать с ребёнком» , 1921 В 20 -х гг. идущие от экспрессионизма, дадаизма, «Мать с ребёнком» , 1921 В 20 -х гг. идущие от экспрессионизма, дадаизма, «новой вещественности» гротескная фантастика, жёсткая точность деталей и беспощадность характеристик соединяются в произведениях Дикса с трагическую изломанностью форм и образов, придающих им острый социально-критический пафос ( «Мать с ребёнком» , 1921, триптих «Война» , 1929 -32, — все в Картинной галерее, Дрезден

Он оставляет целую галерею портретов, в том числе один из самых известных, – портрет Он оставляет целую галерею портретов, в том числе один из самых известных, – портрет журналистки Сильвии фон Хаген (1926 год). В своих портретах Дикс объективен и обличителен, его гротескная манера лишь подчеркивает зловещие черты характеров и профессий изображаемых людей.

Во второй половине двадцатых Дикс выступает уже совершенно зрелым мастером. Отличительной чертой его становится Во второй половине двадцатых Дикс выступает уже совершенно зрелым мастером. Отличительной чертой его становится возрождение основательно забытой к тому времени формы алтарного образа. Появляется его ныне знаменитый триптих «Большой город» или «Метрополис» (1927 -28 годы).

Война. Триптих, 1929 -1932 г. Война. Триптих, 1929 -1932 г.

В год прихода Гитлера к власти Отто Дикс создал полотно «Семь смертных грехов» - В год прихода Гитлера к власти Отто Дикс создал полотно «Семь смертных грехов» - яркую карикатуру на диктатора, изображенного в виде недоразвитого подростка, оседлавшего старухузависть «Семь смертных грехов» , 1933 г.

Абстрактный экспрессионизм n n n Абстрактный экспрессионизм( англ. Abstract expressionism) – течение в абстрактном Абстрактный экспрессионизм n n n Абстрактный экспрессионизм( англ. Abstract expressionism) – течение в абстрактном искусстве, возникшее в США в 1940 -х г. г. и представленное главным образом творчеством художников так называемой Нью-Йоркской школы. Беря истоки в раннем творчестве В. Кандинского, отчасти в экспрессионизме и адаизме, Абстракный экспрессионизм сформировался под влиянием сюрреализма и его основополагающего принципа психического автоматизма, воспринятого американскими художниками от европейских мастеров, эмигрировавших за океан в годы Второй Мировой войны: П. Мондриана, А. Бретона, С. Дали, М. Эрнста, Р. Матта. Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism) — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением Особенность: Отказ от изображения реальных предметов, создание образа через цвета, линии, формы.

В. В. Кандинский один из создателей абстрактного искусства Василий Кандинский «Композиция VII» , 1913 В. В. Кандинский один из создателей абстрактного искусства Василий Кандинский «Композиция VII» , 1913

Ганс Гофман 1880 - 1966 n n Американский художник немецкого происхождения, представитель абстрактного экспрессионизма. Ганс Гофман 1880 - 1966 n n Американский художник немецкого происхождения, представитель абстрактного экспрессионизма. Работы Г. Гофмана отличны от полотен других классиков абстрактного экспрессионизма — Адольфа Готлиба, Барнетта Ньюмена или Марка Ротко, которые Гофман находил «трагичными и вневременными» . Г. Гофман же был «Гедонист абстрактного экспрессионизма» — как его назвал Ирвинг Сандлер. (Гедони зм (др. -греч. ἡδονή — «наслаждение» , «удовольствие» ) — этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни).

 «Экстаз» , 1947 The Third Hand 1947 «Экстаз» , 1947 The Third Hand 1947

 «Ворота» (1959— 1960) «Помпеи» , 1959 «Ворота» (1959— 1960) «Помпеи» , 1959

Джексон Поллок 1912 -1956 n n n Джексон Поллок - американский художник, один из Джексон Поллок 1912 -1956 n n n Джексон Поллок - американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950 -х годов. 1930 -х годов на живопись Поллока оказали сильное влияние экспрессионизм и творчество мексиканских художников Хосе Клементе Ороско и Давида Альфаро Сикейроса. После периода экспериментов к 1943 Поллок выработал свою индивидуальную, абстрактную манеру живописи. В произведениях Поллока при всей их оригинальности ощутимо влияние сюрреализма и наиболее нервных, гротескных образов Пикассо. С 1947 Поллок начал использовать в своей живописи дерзкие, революционные методы, которые стали предметом бурных дискуссий и, в конечном итоге, принесли ему всемирную известность. Вместо того чтобы писать кистью, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на необрамленный, расстеленный на полу холст и вычерчивал густую, блестящую паутину линий при помощи разнонаправленных ударов веревки.

Картина «Обнажённый с ножом» представляет собой яркую смесь различных жанров - от традиционного сюрреализма, Картина «Обнажённый с ножом» представляет собой яркую смесь различных жанров - от традиционного сюрреализма, до новой, изобретенной самим Джексоном Поллоком техники. Поллок в своих картинах просто передает движение. Здесь уже нет предметов реальности т. к. реальность ужасна. Д. Поллок «Обнаженный с ножом» . 1938

Джексон Поллок «Картина» (1948) Джексон Поллок «Лето» (1948) Джексон Поллок «Картина» (1948) Джексон Поллок «Лето» (1948)

n Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Полок, Аршиль Горки, Ханс Хофман, Вильям де Куннинг, Марк n Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Полок, Аршиль Горки, Ханс Хофман, Вильям де Куннинг, Марк Ротко, Роберт Мазеруэлл, Барнет Ньюман, Адольф Готлиб, Франц Клайн, Клиффорд Стилл, Филипп Гастон, Сэм Фрэнсис, Грейс Хартиген. n Абстрактный экспрессионизм доминировал в американской культуре вплоть до начала 1960 -х гг. , объединив очень разных в творческих исканиях мастеров, что, однако, не помешало ему стать одним их первых серьезных течений в американской живописи и повлиять на процесс развития европейского искусства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: n n n 1. Зивельчинская Л. Я. Экспрессионизм – М. : СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: n n n 1. Зивельчинская Л. Я. Экспрессионизм – М. : ОГИЗ, 1931 2. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3 -е изд. – М. : Академический проект, 2001 3. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов, под ред. А. Н. Марковой – М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 2001 4. Маклакова Т. Г. Архитектура двадцатого века – М. : АСВ, 2001 5. Энциклопедия экспрессионизма – М. : Республика, 2003

Источники http: //www. visaginart. nm. ru/MOD/ex. htm http: //visaginart. km. ru/POST/kirs. ppt http: //www. Источники http: //www. visaginart. nm. ru/MOD/ex. htm http: //visaginart. km. ru/POST/kirs. ppt http: //www. periscope. ru/prs 98_2/pr 4/best/imgb/ex 1 m. htm http: //www. directorinfo. ru/Article. aspx? id=13925&iid=623 http: //www. directorinfo. ru/Article. aspx? id=13925&iid=624