М средние века и феодализм.pptx
- Количество слайдов: 20
Экономические взгляды Средних веков и феодализма Доцент каф. экономики к. э. н. Н. В. Алтухова
В конце V в. н. э. германские племена захватывают Рим, Римская империя перестает существовать, и на ее развалинах формируется целый ряд так называемых варварских государств (королевства франков, вестготов, бургундов и др. ). Рабство постепенно ликвидируется, и начинают формироваться новые феодальные экономические отношения.
Экономическая мысль средневековья тесно связана с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию. Защитники интересов феодалов отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Натурально-хозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель. В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.
Иоанн Златоуст (4 -5 века) относительность богатства: источник всего зла – это избыток и жажда иметь больше, чем необходимо тем не менее, разделение людей на богатых и бедных, свободных и подневольных само по себе не подвергалось сомнению осуждение тех, кто копит богатства (в том числе и ради развития производства), в противовес тем, кто его расходует на необходимые для жизни блага и на пожертвования нуждающимся
Экономические идеи франков – раннее средневековье (VI-X вв. ) Старинная запись судебных обычаев франков "Салическая правда» : • сельское хозяйство выступает как естественное занятие франка • городам и промышленности не уделялось особого внимания • проблемы торговли полностью отсутствуют • защищаются позиции общины, устойчивость общинного землевладения • приоритет общинной собственности над частной • признание рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений
Экономические вопросы средневекового поместья Карла Великого (9 век) "Капитулярии о виллах" (закон о поместьях): закрепляется крепостная зависимость крестьян • задача экономической политики сводится к утверждению крепостничества •
Экономические воззрения канонистов (католических философов) Фома Аквинский (1225 -1275) Сочинение "Сумма богословий» : • Общественное разделение труда - естественное природное явление, лежащее в основе разделения общества на сословия • Частная собственность - основа хозяйства , человек от природы имеет право на присвоение богатства • "справедливая цена» соответствует трудовым затратам, однако отступления от этой цены правомерны, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование • Безоговорочное оправдание получения земельной ренты • Прибыль, получаемая купцами, не противоречит христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд • Отрицательное отношение к ростовщичеству
Ибн-Хальдун (1332 – 1406 гг. ) богоугодность торговли возвышенное отношение к труду порицание скупости, жадности и расточительства дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» . успешное развитие всех отраслей экономики позволит многократно приумножить богатство народа чем ниже устанавливается размер налогов, тем более реален расцвет любого города, общества в целом деньги отображают «количественное содержание человеческого труда
Никола Орем (ок. 1323 – 1382) Трактат «О происхождении, природе, юридическом основании в изменении денег» деньги являются искусственным инструментом, который люди изобрели для облегчения товарообмена Золото и серебро стали деньгами благодаря своим природным свойствам нельзя портить монету, поскольку она не является собственностью короля, хотя и чеканится с его портретом изменение веса и ценности монет наносит ущерб торговле и кредиту, обесценивает разные денежные доходы
Кризис феодального мировоззрения и Реформация (15 -16 века) Теоретики Реформации Мартин Лютер и Жан Кальвин стали основоположниками лютеранской и кальвинистской церквей. Их экономические воззрения близки к библейским заветам.
Идеи реформации были связаны с переворотом в общественном сознании и первоначальным накоплением капитала, составившим предысторию капитализма. Критика феодализма была направлена в первую очередь против католической церкви. Теоретики Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин) использовали идеи первоначального христианства для обоснования буржуазного предпринимательства. Реформация сформировала хозяйственную этику, отличную от этики католического христианства.
Мартин Лютер (1483 -1546) В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать. Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. В глазах Бога нет труда благородного или презренного. Различия между людьми он видел только по их делам, а не по званию. главная цель светской власти и церкви в это время - борьба с ростовщичеством.
Жан Кальвин (1509 -1564) Учение о "божественном предопределении» - неопределенности успеха в мире товарно-денежных отношений и конкуренции. Коммерческая удача, зависит не от воли отдельного человека, а от милосердия неведомых экономических сил. Пропаганда аскетизма, бережливости, расчетливости, . Образ нравственного и скромного предпринимателя, добившегося богатства личными ограничениями и трудом, активного, предприимчивого, бережливого, осмотрительного в выборе партнеров, но смелого и готового идти на разумный риск Хорошо выполнять свою работу и за счет этого богатеть. Расходы никогда не должны превышать доходы Деньги всегда должны быть в обороте и приносить доход Избегать сомнительных сделок и неоправданного риска, основывая дело на трезвом расчете.
Утопические воззрения Утопия (греч) – благое место Социальные утопии. Авторы утопий неизменно критиковали существующую действительность, а затем создавали на книжных страницах остров благоденствия, социального мира и всеобщего счастья. Во времена тотальной безграмотности населения слухи о существовании таких сказочных государств не на шутку волновали многих жителей Европы. Некоторые даже отправлялись на поиски столь чудесного места. В основе социальных утопий лежала легенда о золотом веке человечества, когда существовал общинный строй и социальное равенство.
Виды утопий технократические, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности
Томас Мор (1478 -1535) английский писатель, гуманист, государственный деятель, казненный генрихом VII за непризнание того главой англиканской церкви. В 1516 году появилась его знаменитая "золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом устройстве острова утопии". Первая глава «Утопии» - анализ и критика существующего строя: репрессии короля; его разорительная политика делающая народ нищим и вороватым, ; захватнические войны, порождающие склонность к разбою, наглости и нарушения законов; политика огораживания общинных земель; развитие частной собственности
Вторая глава «Утопии» : Остров - республика без частной собственности со всеобщим равенством в социальной жизни. Продукция производилась на мелких предприятиях, откуда поступала на общественные склады и выдавалась гражданам республики по их потребностям. Денежное обращение отсутствовало. Труд не более шести часов в день, был обязателен для всех. Семья существовала и была главной хозяйственной ячейкой острова Утопии. Обучение юных граждан велось исходя из потребностей производства, что предполагало отсутствие таких непрозводительных профессий как поэты, философы, музыканты, художники и т д. рабство не отменено
Томазо Кампанелла (1568 -1639) Доминиканский монах, приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению за участие в мятеже и провёл в тюрьме 27 лет, где написал утопический роман «Город солнца» Критикуются: феодальные отношения, политический деспотизм, господство частной собственности. В противовес этому показывалось идеальное общество на далеком острове Тапробане. Жители этого острова занимаются в основном сельским хозяйством в небольших общинах, где ремесло и торговля - занятия побочные и неуважаемые. Островитяне не знают частной собственности, индивидуальной семьи, недостатка в продуктах. Все трудятся и сообща потребляют произведенное.
Прочие произведения философов-утопистов: Платон (427– 347 до н. э. ) – «Государство» - уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. Этьенн-Габриэль Морелли, ( 1717 или 1718 — ? ) - «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов» - общность имущества, обеспечение работой и содержанием за общественный счет каждого трудоспособного гражданина, обязанность каждого члена общества содействовать общественной пользе сообразно своим возможностям. Исключены обмен и денежное обращение. Этьен Кабе (1788 — 1856) – фантастическая страна Икария - всё движимое имущество нации, вместе с произведениями промышленности и земледелия, составляет один капитал, которым народ, через своих избранников, распоряжается как своей нераздельной собственностью.
Фра Лука Бартоломео де Пачоли (1445 -1517), итальянский математик и геометр Основы двойной итальянской бухгалтерии впервые изложены в сочинении Л. Пачоли Трактат о счетах и записях, содержащийся в книге Л. Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях» .