Социология - Личность по Фрейду.pptx
- Количество слайдов: 27
Экономическая социология Модели личности 1
Модель личности по З. Фрейду Австрийский социальный мыслитель – Зигмунд Фрейд (Сигизмунд Шломо) рассматривал человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу (в историю мировой мысли он вошёл как теоретик различных аспектов психоанализа). 2
Собственно психологические идеи Фрейда стали уже при его жизни предметом научной критики, методики его были во многом пересмотрены, а сама школа психоанализа претерпела значительную эволюцию. Поэтому с научной точки зрения концепцию Фрейда можно оценить лишь как этап – хотя и важный – в развитии современных представлений о феномене бессознательного и его роли в человеческом поведении. 3
По Фрейду, бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию действиям. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. 4
Модель личности /З. Фрейд/ - низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями» ; - средний слой (Я, или Эго); - верхний слой (Сверх-Я, или Суперэго). 5
оно Ид – изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируется эго и суперэго. Фрейд называл Ид «истинной психической реальностью» . Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Ид, называется принципом удовольствия. Это – рефлекторное действие и первичный процесс. Например, первичный процесс даёт голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнением желания. 6
Я Эго – это исполнительный орган личности, так как оно открывает двери к действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится. 7
Сверх-Я Суперэго – это моральная сила личности. Оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом. 8
Составляющие ЛИЧНОСТИ В самом общем смысле Ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Эго – психологическая, а Суперэго – социальная составляющая. 9
История человечества по Фрейду Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон как бы «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это – модель личности, постоянно обороняющаяся от общественного давления и находящаяся в конфликте с социальным окружением. 10
Поскольку, по мере развития общества, верхний слой (Суперэго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза. 11
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ n Фрейд считал значительным упущением всей предшествующей философии тот факт, что бессознательное не было предметом ее исследования. Предметами изучения были разум, сознание. Бессознательное, по Фрейду, отличается от сознания, но оно, как и сознание, может быть изучено. 12
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ n Подобно тому, как мы зажигаем свет в тёмной комнате и иначе видим все предметы, так и бессознательное оказывается связанным многими переходами с сознанием, деятельностью мозга и прочим. Бессознательное проявляет себя в сновидениях, гипнотических состояниях, поведении. 13
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Оно может проявляться на разных уровнях: низшем и высшем. Высший – связан с творческими процессами, в которых важную роль играют интуиция и воображение. Это как бы скрытое от сознания вызревание замысла, образа. 14
Учение о бессознательном дополнялось и разъяснялось терминами: n либидо (половое влечение), n влечение к жизни (Эрос – инстинкт жизни) n и влечение к смерти (Танатос – инстинкт смерти). 15
Фрейд о человеке в толпе Всякая культура для индивида есть насилие, принуждение, «болезненное подавление влечений» . Спасителем человека Фрейд называет разум. Причём разум индивидуальный, ибо массовое сознание всегда иррационально. 16
Фрейд о человеке в толпе В массовом сознании как бы рушится психическая надстройка, отличающая индивидов друг от друга, и обнаруживается однородный у всех бессознательный фундамент. Индивид приходит в состояние загипнотизированного. 17
Фрейд о человеке в толпе Сознательная личность исчезает; воля, рассудок, все мысли управляются волей гипнотизёра. «Массовая душа» идентифицируется у Фрейда с душой первобытного человека, с вновь ожившей первобытной ордой. 18
Пояснения к модели Фрейда - 1 Оно (Id) представляет собой резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе; Оно является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия. 19
Пояснения к модели Фрейда - 2 Поэтому в процессе онтогенеза[1] у человека появляется Я (Ego) как сознательное начало, действующее на основе принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями Оно, необходимостью физического мира и требованиями общества. [1] Онтогенез – процесс развития отдельного индивида. 20
Пояснения к модели Фрейда - 3 Наконец, Сверх-Я (Super Ego)возникает на основе Я и воплощает в себе интернализованные индивидом «родительские образы» , моральные запреты и нормы, внушённые в детстве; это, так сказать моральная цензура, ставшая неотъемлемым внутренним элементом личности. 21
Метафорическая модель - 1 Фрейд сравнивал отношения Я и Оно с отношениями между всадником и лошадью: всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть, но он движется только благодаря энергии лошади. 22
Метафорическая модель - 2 Положение Я даже сложнее, чем положение всадника. Во-первых, Я должно учитывать требования и условия внешнего мира (принцип реальности). Во-вторых, Я испытывает постоянное давление со стороны Оно, которое всегда сильнее, чем Я; конфликт между требованиями внешнего мира и требованиями Оно порождает у Я внутреннюю тревогу, беспокойство. 23
Метафорическая модель - 3 В-третьих, Я подвергается нажиму со стороны Сверх-Я, морального сознания, совести; нарушение требований Сверх-Я вызывает у человека чувство вины. Этот конфликт, по мнению Фрейда, является неразрешимым и именно в нем лежит ключ ко всем психологическим проблемам как личности, так и общества. 24
Некоторые выводы - 1 Фрейдовское Я – только самосознательное Я, тогда как основное содержание Я как деятеля выражается понятием Оно и, поскольку Оно является бессознательным, иррациональной оказывается и большая часть человеческой деятельности. Что вызывает возражения. 25
Некоторые выводы - 2 Бессознательное принципиально неустранимо в том смысле, что объём реальных переживаний человека всегда превышает возможности их осознания, мы всегда переживаем больше, чем осознаем; на этом основано и разграничение Я как субъекта деятельности и Я как объекта самосознания. В то же время любой конкретный бессознательный процесс в принципе м. б. осознан, если только можно выразить его в соответствующей системе значений. 26
Некоторые выводы - 3 Фрейд как психиатр уловил это противоречие и положил его в основу своей практики. Основной принцип психоанализа: «Где было Оно, должно быть Я» . Т. е. нужно помочь человеку осознать тревожащие его переживания, и тогда он сможет приспособиться к своим условиям жизни и своей психической организации. 27