Скачать презентацию Экономическая мысль Древнего Востока Студентка группы ДЭН-202 Троицкая Скачать презентацию Экономическая мысль Древнего Востока Студентка группы ДЭН-202 Троицкая

Экономическая мысль.pptx

  • Количество слайдов: 12

Экономическая мысль Древнего Востока Студентка группы ДЭН-202 Троицкая Екатерина Экономическая мысль Древнего Востока Студентка группы ДЭН-202 Троицкая Екатерина

Зарождение экономической мысли тесно связано с периодом рабовладения (первого классового общества), возникшего на Востоке Зарождение экономической мысли тесно связано с периодом рабовладения (первого классового общества), возникшего на Востоке в IV тысячелетии до н. э. Выразителями экономической мысли Древнего Востока были крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств. Основные источники экономической мысли Древнего Востока Вавилон кодекс царя Хаммурапи (около 1760 г. до н. э. ) Китай трактат «Гуань – цзы» (4 - 3 вв. до н. э. ) Китай Конфуций «Лунь юй» ( «Беседы и суждения» ) (6 -5 вв. до н. э. ) Индия трактат «Артхашастра» ( «Наука о пользе» ) (4 -3 вв. до н. э. )

Памятник Вавилонского царства - сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792 -1750 Памятник Вавилонского царства - сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792 -1750 гг. до н. э. ) Кодекс царя Хаммурапи Основная экономическая тема законов создание условий, при которых сильный не притеснял бы слабого. Насчитывают 282 статьи.

Правовые нормы законов Хаммурапи - посягнувший на чужую собственность, в том числе, на раба, Правовые нормы законов Хаммурапи - посягнувший на чужую собственность, в том числе, на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью - срок долгового рабства члена семьи не должен превышать трех лет, после этого долг аннулируется - предел денежной ссуды не может превышать 20%, а натуральной 33% от первоначальной суммы Черный столб из базальта с текстом Законов

Древний Китай. Конфуций (Кун Фу-Цзы) (551 -479 г. до н. э. ) - автор Древний Китай. Конфуций (Кун Фу-Цзы) (551 -479 г. до н. э. ) - автор записанного его учениками сборника "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). Состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из афоризмов и описаний важных эпизодов жизни Конфуция. Основы учения Конфуция: 1. деление людей по сословиям - это божественное и природное начало 2. только образованный правитель, являясь «отцом народа» , способен реально повлиять на равномерное распределение общественного богатства

3. Человек, уважающий старших никогда не будет «поступать против вышестоящих» . Т. е. регламентация 3. Человек, уважающий старших никогда не будет «поступать против вышестоящих» . Т. е. регламентация патриархальных отношений служит укреплению государственного строя. 4. «У народа будет достаток» когда хозяйствование будет умелым, а труд, преумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным и крестьянской общине и потомственной аристократии Конфуций призывал больше работать и меньше потреблять, чтоб увеличить богатство страны.

Древний Китай. Второй памятник китайской истории – коллективный трактат «Гуань-цзы» ( IV - III Древний Китай. Второй памятник китайской истории – коллективный трактат «Гуань-цзы» ( IV - III века до н. э. ) Основные положения трактата 1. Незыблемость сословного деления общества, данного Богом - «не может быть, чтобы все были знатны, т. к. некому было бы трудиться» ; 2. Главная задача - «сделать государство богатым и народ довольным» посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков Состоит из 130 тысяч иероглифов 3. Государству принадлежит самая активная роль в регулировании экономики. Если «правитель сам держит в руках возможности для регулирования хлеба, денег и металлов, тогда вся страна может быть в устойчивом состоянии» .

Для стабилизации экономики создание государственных запасов хлеба регулирование цен на хлеб усиление роли земледелия Для стабилизации экономики создание государственных запасов хлеба регулирование цен на хлеб усиление роли земледелия введение льготных кредитов земледельцам Структура трактата Критерии отбора людей на высшие административные посты (главы 1, 2, 3, 45, 46 и др. ). Мероприятия для правителя, ведущие к увеличению военной и экономической мощи государства, личной власти правителя (главы 68 -86 и др. ) Конкретные меры по завоеванию доверия народа (главы 16, 22, 33 и др. ). Личные качества правителя (главы 26, 37, 38, 49, 53, 55 и др. ).

Древняя Индия Трактат Древняя Индия Трактат "Артхашастра ", автор Каутилья, советник царя Чандрагупты I брахман (конец IV – начало III вв. до н. э. ). Основные положения трактата: - «накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных гражданариев, для которых не должно быть рабства» ; - о роли государства в обеспечении охраны общественных сооружений, освоении недр, строительстве дорог, развитии промыслов, борьбе со спекулянтами и т. д. - о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между населением и государством;

В переводе «Артхашастра» : «Наука о государственном устройстве, управлении и его пользе» Содержит нормативные В переводе «Артхашастра» : «Наука о государственном устройстве, управлении и его пользе» Содержит нормативные положения и рекомендации по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства. Основные положения трактата (продолжение) - для купцов и производителей - установить своеобразную норму прибыли в размере 5% от цены местного товара и 10% - иностранного происхождения, для борьбы с торговой спекуляцией и формированиея справедливых цен на товары - Рабство считается нормальным явлением, допускается долговое рабство за невозврат долга за пользование землей

Выразители экономической мысли Древнего Востока стремились : идеализировать рабовладение сохранить приоритет натурального хозяйства осудить Выразители экономической мысли Древнего Востока стремились : идеализировать рабовладение сохранить приоритет натурального хозяйства осудить с позиций нравственности и морали торгово- ростовщические операции выступали против свободного функционирования денежного и торгового капитала Основные экономические трактаты Древнего Востока посвящены организации государственного хозяйства и практически нет сочинений, посвященных частным хозяйствам.