18. Эклектика.ppt
- Количество слайдов: 55
ЭКЛЕКТИКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА • • Эклектика в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830 – 1890 гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (необарокко, неоготика, псевдорусский или национальный романтизм…). Активно используется метод стилизации, т. е. своеобразное «цитирование» стиля, избранного в качестве прототипа Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV - XVIII веков, а с другой - в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна), но в ней он утрачивает свою исключительность.
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей кроме термина ЭКЛЕКТИКА называют терминами эклектизм, историзм, романтизм, стиль боз-ар. В архитектуре середины и второй половины XIX в. эклектика стала сложным, многосоставным псевдостилем в оформлении новых типов жилых, общественных, промышленных и культовых зданий и сооружений
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.
РОМАНТИЗМ
• • • Романтизм (франц. romantisme) - идейное и художественное направление кон. XVIII - XIX вв. Зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и изобразительное искусство. Интерес к прошлому, фольклору и традициям. Большое влияние - культуры Востока, архитектурно и художественно приспособившиеся к европейскому стилю.
• • В отличие от классицизма, романтизм предлагает свободу планировочного решения, сложность и богатство форм, отсутствие симметрии. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями.
Замок Нойшванштайн. Бавария. XIX в.
Дворец Пена. Синтра. Португалия. Образец романтизма 19 -ого столетия. Смешение неоготики, исламского стиля и неоренессанса
• Более всего романтизм проявил себя в создании особого рода садово-парковых ансамблей. Характерным является исчезновение границы между природой и искусственным, спроектированным парком. В парке устраиваются искусственные водоемы, водопады, гроты, которые создают впечатление естественных. В ландшафт вписываются беседки, арки, смотровые площадки, имитируются развалины старых башен и т. д. Причем в одном и том же парке могут создаваться уголки разных исторических эпох и народов. Романтизм всегда отличался разнообразием форм и творческой свободой
Во время романтизма в архитектуре стали применять новые методы и строительные материалы. Благодаря появлению дешевой технологии получения железа, в архитектуре начали возводить металлические мосты. Чугунный мост в Колпорте. 1810 г. Первый чугунный арочный мост через реку Северн, Англия. 1781 г. Сандерленд Бридж. Англия. 70 м. 1793 -1796
ЭКЛЕКТИКА Базилика Сакре - Кер ( «базилика Святого Сердца» ). 1875 – 1910 гг. Париж
Направления в эклектике. Неоготика в странах Европы Восстановленный в средневековых формах мост Обербаумбрюкке через Шпрее (1894 -96). Германия. Лондонский вокзал Сент. Панкрас (арх. Дж. Г. Скотт, 1865 -68 гг. ) — пример наложения неоготического декора на современные металлоконструкции.
Направления в эклектике. Псевдоготика в России. Новопетергофский вокзал (1855 -57, арх. Н. Л. Бенуа) Усадьба Марфино (1837 -46, арх. М. Д. Быковский) Церковь Александра Невского в Петергофе (1831 -34, арх. К. Ф. Шинкель)
Направления в эклектике. Неоренессанс — одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX века, воспроизводившая архитектурные решения времён Возрождения, в особенности итальянского чинквеченто. Отличительные черты — тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как руст и пилястры. Владимирский дворец в Санкт-Петербурге Дворец Евгения Богарне в Мюнхене (Лео фон Кленце, 1816 г. )
Направления в эклектике. Неоренессанс Переосмысление архитектурного языка итальянского ренессанса как универсальной стилевой системы связано с деятельностью Готфрида Земпера. Его главное произведение, Дрезденская опера (1834 -41).
Направления в эклектике. Неоренессанс Земперовский стиль получил значительное распространение в Австро-Венгрии. Так, в Вене и Будапеште в стилистике неоренессанса застроены целые кварталы. Чаще всего ему отдавали предпочтение при возведении музеев и библиотек. Широкое поле деятельности нашлось для представителей нового стиля в архитектуре в области строительства железнодорожных вокзалов — железные дороги тогда являлись прогрессивным, революционным новшеством. Читальный зал Бостонской публичной библиотеки. Центральный вокзал Амстердама, 1881 -1889 гг.
Направления в эклектике. Неогрек Неогре к — архитектурный стиль, возникший в 1820 -х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. Вальхалла — повторение афинского Парфенона баварским зодчим Лео фон Кленце. Зал Славы выдающихся исторических личностей, принадлежащих к германской культуре, расположенный на берегу Дуная. Согласно скандинавской и немецкой мифологиям Вальхалла — место посмертного обитания павших в битве героев, доставляемых туда воинственными девами — Валькириями.
У истоков архитектуры, которую современники окрестили «неогрек» , стояли француз Анри Лабруст и немец Лео фон Кленце. Их последователь, шотландец Александр Томпсон, воспроизводил греческие формы столь скрупулёзно, что получил прозвище «Грек» (Alexander «Greek» Thompson). Функционально, архитектура европейского неогрека ограничена музеями, парламентами и храмами (где обращение к греческим образцам оправдывалось высоким назначением здания). Библиотека Сен. Женевьев работы Лабруста — бесспорный неогрек снаружи, однако её интерьеры, подчинённые несущему железному каркасу, вполне эклектичны. Эклектичен был и сам стиль неогрек, в том смысле, что он развивался одновременно с другими «историческими» стилями
Неогрек Лео фон Кленце Глиптотека (собрание античной скульптуры и глиптики - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях) в Мюнхене. 1816— 1834 гг. Но вый Эрмита ж — первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея. Часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа. 1842 – 1851 гг.
Неогрек Александр Томпсон Holmwood House Caledonia Road Church
Направления в эклектике. Неомавританский стиль Маврита нскийстиль заключался в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества, в особенности — мудехара. Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими пл итками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент. Триумфальная арка. Барселона. Арх. Ж. Виласека. 1888 г.
Направления в эклектике. Неомавританский стиль Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики. Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только в южных районах. Воронцовский дворец. 1828 – 1848 гг. Особняк Арсения Морозова. Москва. 1895 – 1899 гг.
Направления в эклектике. Неомавританский стиль В Европе неомавританский стиль долгое время воспринимался как «стиль синагог» . Во многих городах Европы и мира еврейские сообщества предпочитали возводить синагоги именно в этом стиле, так как он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в исламской Испании. В самой Испании вкус к неомавританскому зодчеству привился не сразу. Одним из первых интерес к нему проявил каталонский архитектор Антони Гауди, в творчестве которого замысловато преломились отдельные мотивы мавританской архитектуры. Большая синагога на улице Дохань в. Будапеште, крупнейшая в Европе А. Гауди. Эль-Каприччо. 1885 г.
Дворец Трокадеро был сооружен по случаю Всемирной выставки 1878 года. Дворец представлял собой обширное здание длиной 706 м с двумя флигелями и двумя башнями, построенный в стиле «мавров» с элементами византийской архитектуры. Дворец Трокадеро часто служил местом для съездов и конференций. Здание простояло до 1937 года. Дворец Трокадеро во время Всемирной выставки 1900 г. В Париже.
Направления в эклектике. Индо-сарацинский стиль Стиль распространился в Британской Индии в правление королевы Виктории. По сути играл в Индии ту же роль национальной альтернативы универсальному классицизму и его продолжениям, что и неоготика в Европе и английских колониях или псевдорусский стиль в России. На здания, европейские по функциональному назначению и общему силуэту, накладывался причудливый декор, позаимствованный из архитектуры мусульманской Индии. Возрождая архитектурное наследие Великих Моголов, британское правительство стремилось показать преемственность своего правления. Королевский павильон в Брайтоне — первый в Европе памятник индо-сарацинского стиля.
Направления в эклектике. Индо-сарацинский стиль Дворец раджи Майсора Вокзал Чхатрапати Шиваджи, бывший Виктория-Терминус. Мумбаи. 1878 - 1888 Дворец раджи Биканера Ворота в Индию. Бомбей. 1911 -1924
Боз – ар (фр. beaux-arts, «изящные искусства» ) Эклектический стиль архитектуры, в противовес распространившемуся в середине XIXв. увлечению национальным средневековьем (неоготика, неовизантизм, псевдорусский стиль), продолжавший традиции итальянского ренессанса и французского барокко. Распространению боз-ара способствовала парижская Школа изящных искусств, которая и дала стилю название. В этом престижном учебном заведении будущих архитекторов учили воспроизводить различные исторические стили — в зависимости от вкусов заказчика строительства. Подлинным манифестом стиля стали Опера Гарнье и прочие постройки выпускника школы Шарля Гарнье в период Второй империи. Опера Гарнье. (Национальная академия музыки, Парижская опера, Гранд-опера). Арх. Шарль Гарнье
Боз – ар Для этих построек характерны строгая симметрия, иерархия благородных (входы, лестницы) и утилитарных пространств, эклектическое использование элементов из французской и итальянской архитектурной истории, богатый декор с использованием лепки, барельефов, фигурной скульптуры, картушей и проч. , а также полихромные вставки (как правило, имитирующие золото). В отличие от чистого неоренессанса и необарокко, боз-ар свободно варьирует элементы обоих направлений. Форпостами боз-ара в Восточной Европе были Будапешт и Бухарест. Румынский Атеней, 1888) Дворец изящных искусств в Мехико— одно из последних крупных сооружений в стиле боз-ар
Мост Александра III в Париже: бозаровый декор накладывается на новейшие инженерные конструкции. Вид на Гран-Пале, 1900 г. Большое фойе Гран-Опера — пример оформления интерьера в стиле боз-ар
Орсе или Орсэ, музей Орсе или музей д’Орсе (фр. Musée d’Orsay) — музей изобразительных и прикладных искусств в Париже. Музей Орсе располагается в бывшем здании одноимённого железнодорожного вокзала (1900 г. )
Парижская выставка 1889. Выставочные павильоны и галереи разнообразного направления Вид на Эйфелеву башню и здания выставки на Марсовом поле из дворца Трокадеро Эйфель с гостями на вершине своей башни
Изящных искусств
Компании Суэцкого канала
Лесного хозяйства
Трансатлантической панорамы
Прессы
Общества художников рисующих пастелью
Многоотраслевой промышленности
Министерства общественных работ Турецкого табака
Галерея «Тридцать метров»
Парижская выставка 1889. Выставочные павильоны стран-участниц Алжир
Боливия
Венесуэла
Доминиканская республика
Никарагуа
Парагвай
Сербия
Испания
Первая Западно-Сибирская выставка в г. Омске. 1911 г.
Первая Западно-Сибирская выставка в г. Омске. 1911 г.
Первая Западно-Сибирская выставка в г. Омске. 1911 г.
Первая Западно-Сибирская выставка в г. Омске. 1911 г.
Первая Западно-Сибирская выставка в г. Омске. 1911 г.
Первая Западно-Сибирская выставка в г. Омске. 1911 г.
18. Эклектика.ppt