Учебный материал по ИМК (Эгейское искусство).pptx
- Количество слайдов: 21
Эгейское искусство От палеолита к доклассическим цивилизациям.
С середины 3 тысячелетия до н. э. на острове Крит и Кикладском архипелаге возникли связанные с морской торговлей центры цивилизации, широко распространившие свое влияние в регионе. Ими были созданы художественные образцы, на которые позднее опиралась в своем развитии культура материковой Греции. Эгейское море стало колыбелью ранних цивилизаций, предшествующих греческой. Развитая культура возникает в середине 3 тысячелетия до н. э. на архипелаге Киклады.
Кносский дворец. Во 2 тысячелетии Крит приобретает главенствующее положение среди архипелага и переживает фазу экономического расцвета. Об этом свидетельствуют сохранившиеся остатки царских дворцов или храмов (? ) в Кноссе, Фесте и Малии. Начиная с преддвоцового периода – раннеминойского, 2500 -2000 до н. э. – разрабатывается собственный художественный стиль. Минос – легендарный царь. В Кносском дворце центр – двор: несимметричное членение пространства соответствует различному назначению помещений. Лестницы, крытые лестницы, небольшие дворики, колонные залы, помещения для омовений с раскрашенными глиняными ваннами, монументальные входы, коридоры – дворцовый комплекс на террасах.
Царь-жрец из Кносского Дворца. Любовь к свободной, но упорядоченной человеком природе проявляется во фресках, покрывающих стены , в образах почерпнутых из мира цветов и животных. Передаче реального цвета предпочитается условный хроматизм, анатомической достоверности – движение. Реже встречаются сцены придворной жизни и спортивных состязаний критян. Эволюция в сторону создания композиций придворного или религиозного характера проявляется в изображении длинных процессий.
Голова быка, деталь раскрашенного рельефа в Кноссе. Интерес к изображению природы проявляется в ритонах (сосудах) в форме головы быка; в живости и красочности росписи керамики из Василики (центр керамики), в печатях, орнаментированных геометрическими, растительными и анималистическими мотивами.
Человек, играющий на лире. Мраморная статуя , Киклады. 2400 -2200 до н. э. Произведения искусства Киклад служат источником вдохновения для художников нашего времени.
Богиня со змеями. Статуэтка из глазурованной керамики. Минойское искусство, Ираклион. На голове богини свернувшаяся пантера. Она олицетворяет священную покровительницу зверей.
Ужасное извержение вулкана в 1623 г. до н. э. разрушило остров Санторин (Фера), послужило Платону прототипом для создания мифа об Атлантиде. Сохранились настенные росписи в селении Акротири.
Керамическая ваза с тремя ручками в стиле «вторых дворцов» . 1450 -1400 до н. э. Новые «царские дворцы» возводятся в Кноссе и Фесте (1630 -425). В росписи керамики преобладают морские мотивы: осьминоги, моллюски –аргонавты, морские звезды, кораллы и др. , растительные орнаменты. Наряду с предметами роскоши популярны зооморфные терракотовые фигурки домашних животных, уток и газелей; распространение изображений быка, связано с легендой о Минотавре.
Критские мастера, «Таврокатапсия» . Настенная роспись по штукатурке, 16 век до н. э. Нашел археолог Артур Эванс в Кноссе (1900 -1905 г. )
Игра с быком – это испытание на мужество и ловкость, заключавшееся в том, чтобы запрыгнуть на быка. Контраст между массивным телом быка и тонкими, легкими фигурками акробатов. Бык – ¾ росписи в длину, с естественностью морской волны, тщательно прорисованы мускулы передней части тела, голова , рога, хвост. Фигуры людей, как листья.
Контуры фигур соединяются в систему кривых линий, как для росписи сосудов. Две человеческие фигурки имеют белую кожу, третья – темнокожая. Вся композиция может быть разбита на систему сочетающихся кривых. Кривая в искусстве – это гармония.
Гармоническое упорядоченное движение по эллипсу, параболе, кругу подобно космическому порядку. Если продолжить круги, мы получим идею вращающего мира, движения – космического значения.
Таврокатапсия – это игра, в которой демонстрируется сила, быстрота, ловкость, изящество, но не жестокость и смерть. Атлет должен продемонстрировать мужество, координацию, силу, чтобы преодолеть мощь и неистовство зверя. Достижение греческой художественной культуры – изображение движения в развитии, введение временнόго измерения в изобразительное искусство.
Из истории. После извержения вулкана на острове Фера и катастроф, разрушавших дворцы (ок. 1425 г. до н. э. ), центр перемещается на материковую Грецию, где образуется элладская культура. Микенцы покоряют минойцев и утверждаются во всем Эгейском регионе и Восточном Средиземноморье. Общественный строй Микен, Охромена и Тиринфа с господством касты воинов, позволяет считать их легендарными ахейцами, воспетыми Гомером. Толщина стен оборонительных сооружений 5 -17 метров. «Львиные ворота» в Микенах сложены из монолитов. Геральдические львы охраняют город.
Фрагмент фрески с изображением сцены охоты из второго дворца в Тиринфе, 13 век до н. э.
Бык и осьминог. В эгейском искусстве нет изображений фигур, обожествленных правителей, но находят свое выражение мифологические и понятийные ценности. Бык – супруг царицы Крита Пасифаи и супруг, как воплощение Зевса, Европы, отец царя Миноса , земного мужа Пасифаи. Все это заставляет думать о древней фигуре бога-царя-быка, чьи рога символизируют священность места, в котором они помещены. Осьминог – образ сверхчеловеческой осторожности богинь, символ хитрости. Метида, дочь Океана и Фетиды, олицетворение осторожности. С помощью рвотного средства она заставила Кроноса, бога Времени, извергнуть проглоченных детей, среди которых был Зевс, ее супруг. Их сын, согласно предсказанию, должен был свергнуть отца, как это сделал Зевс со своим. Зевс проглатывает беременную супругу, и спустя положенный срок из его черепа появляется на свет дочь Афина. Кувшин с морскими мотивами. 1450 г. до н. э.
Стиль Камарес Изящество формы и богатство фантазии объединяются в керамических изделиях стиля Камарес священной пещеры на горе Ида, где найден первый сосуд. Геометрический и спиралевидный орнамент, природные и фантастические мотивы, стилизованные фигуры людей, растений, животных, написанные белым , желтым, красным, оранжевым по черной или коричнево-красной поверхности сосуда. Формы керамики: кубки, небольшие чашки, вазы для фруктов, горшки, кувшины с тончайшими (как яичная скорлупа) стенками. Роспись определяется формой сосуда. С росписью сочетаются пластические украшения: рельефные раковины, цветы, брызги свежей глины. Керамика производилась в Фесте и Кноссе в период 20 -17 века до н. э. Сосуд в стиле Камарес. Фест.
Гробницы в Микенах. Археолог Шлиманн после раскопок Трои предположил, что нашел гробницу Агамемнона, который предположительно жил на четыре столетия позже времени основания этой гробницы. В «шахтных могилах» внутри круглой крепости было обнаружено захоронение с изобилием предметов из золота: посмертная маска, бляшки, украшенные стилизованными изображениями бабочек и осьминогов, дорогое оружие. Золотая маска, называемая «маской Агамемнона» 6 век до н. э. Афины.
Царское достоинство погребенного подчеркивает и дорогое оружие с инкрустированными или черненными клинками. Цветы, спирали, сцены охоты выполнены в натуралистическом стиле минойской традиции. Они вписаны в сужающуюся треугольную структуру клинка. Ценность материала сочетается с высоким уровнем мастерства.
С приходом северных народов – носителей культуры железа (12 -11 вв. до н. э. ) микенская Греция вступает в фазу «средневековья» • ARTE STORIA UNIVERSALЕ • История мирового искусства. • Arnoldo Mondadori • Editore S. P. A. , Milan