Скачать презентацию ЕГЭ Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту С 1 Скачать презентацию ЕГЭ Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту С 1

Критерии оценивания ЕГЭ.pptx

  • Количество слайдов: 56

ЕГЭ Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту С 1 ЕГЭ Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту С 1

С 1 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста С 1 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

I. Содержание сочинения-рассуждения К 1 К 3 К 2 К 4 I. Содержание сочинения-рассуждения К 1 К 3 К 2 К 4

К 1 I. Содержание сочинения-рассуждения Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной К 1 I. Содержание сочинения-рассуждения Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0

К 1 Проблема текста - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решений, исследования. К 1 Проблема текста - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решений, исследования. Проблематика – совокупность проблем.

К 1 Выявить проблему – значит определить вопросы, поставленные автором текста. Определяя проблему, следует К 1 Выявить проблему – значит определить вопросы, поставленные автором текста. Определяя проблему, следует задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните: конкретная ситуация, описанная в тексте, факты чьей – либо биографии – это иллюстрация, частный случай. Поэтому формулируем проблему так, чтобы она охватывала не только описанный случай, но и многие подобные ситуации.

К 1 Два способа формулировки проблемы исходного текста: q проблема «чего» , «кого» (проблема К 1 Два способа формулировки проблемы исходного текста: q проблема «чего» , «кого» (проблема отцов и детей; поднимается проблема одиночества и др. ) q в виде вопроса (при условии, что невозможно сформулировать 1 – 2 словами; например: Возможно ли органическое сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы» , духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст (статья).

К 1 Памятка К 1 Памятка

К 1 Памятка К 1 Памятка

К 1 Памятка К 1 Памятка

К 2 I. Содержание сочинения-рассуждения Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема К 2 I. Содержание сочинения-рассуждения Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 3 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 2

 • Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, • но • Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, • но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания 1 проблемы, • или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста • Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или • прокомментирована без опоры на исходный текст,

 • или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного • или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, • или прокомментирована другая, не 0 сформулированная экзаменуемым проблема, • или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, • или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

К 2 Задачи q Прокомментировать сформулированную проблему, избегая пересказа. q Избежать фактических ошибок при К 2 Задачи q Прокомментировать сформулированную проблему, избегая пересказа. q Избежать фактических ошибок при передаче содержания текста.

К 2 Комментарии q В сочинении должны найти отражение основные мысли исходного текста, пропущенные К 2 Комментарии q В сочинении должны найти отражение основные мысли исходного текста, пропущенные через ваше личное восприятие и переданные своими (вашими) словами. q Исходный текст должен быть не пересказан, а понят, осмыслен, интерпретирован (т. е. истолкован, разъяснен); должен быть отклик, оценка.

К 2 Комментарии Основные мысли, содержащиеся в исходном тексте, могут быть: - свободно переданы К 2 Комментарии Основные мысли, содержащиеся в исходном тексте, могут быть: - свободно переданы (интерпретированы); - процитированы по исходному тексту; - указаны с помощью ссылок на номера предложений в тексте; - представлены в отраженном виде при изложении собственной точки зрения.

К 2 Памятка К 2 Памятка

К 3 I. Содержание сочинения-рассуждения Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию К 3 I. Содержание сочинения-рассуждения Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована 0

К 3 Задачи q Верно сформулировать позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. q К 3 Задачи q Верно сформулировать позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. q Не допустить фактических ошибок.

К 3 Комментарии q Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - К 3 Комментарии q Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Например: Рассказывая о судьбе А. Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь.

К 3 Комментарии q Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, К 3 Комментарии q Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать от вас больших усилий.

К 3 Комментарии Постарайтесь ответить на следующие вопросы: q Что хотел сказать своим читателям К 3 Комментарии Постарайтесь ответить на следующие вопросы: q Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? q Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Достаточным считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).

К 3 Комментарии q Достаточным считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, К 3 Комментарии q Достаточным считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос, основные аргументы автора, проясняющие его позицию.

К 3 Памятка К 3 Памятка

К 4 I. Содержание сочинения-рассуждения Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил своё К 4 I. Содержание сочинения-рассуждения Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 -х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) 3 Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 -х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы 2

К 4 I. Содержание сочинения-рассуждения Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил своё К 4 I. Содержание сочинения-рассуждения Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт 1 Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором» ), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе 0

К 4 Задачи q Выразить свое мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста (согласившись К 4 Задачи q Выразить свое мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора). q Аргументировать его (привести не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

К 4 Комментарии q Необходимо выразить свое согласие или несогласие с автором исходного текста, К 4 Комментарии q Необходимо выразить свое согласие или несогласие с автором исходного текста, т. е. выразить свое отношение к содержанию текста, к тем проблемам, которые затронуты в исходном тексте. Помните: высказанное мнение должно соотносится с проблематикой исходного текста. Если автор сочинения выражает аргументированное мнение, но только по поводу явлений, не имеющих отношение к теме исходного текста, то по этому критерию он получает 0 баллов. Помните: вы можете выразить свое несогласие с позицией автора исходного текста - оценку нравственной позиции экзаменуемого эксперт не дает, но эта позиция должна быть выражены этически корректно (см. К 11).

К 4 Комментарии q Следует обосновать свое мнение, т. е. развернуть его, убедительно аргументировать, К 4 Комментарии q Следует обосновать свое мнение, т. е. развернуть его, убедительно аргументировать, подкрепить доводами, примерами, опираясь на свои знания, жизненный или читательский опыт.

II. Речевое оформление сочинения К 5 К 6 II. Речевое оформление сочинения К 5 К 6

К 5 II. Речевое оформление сочинения Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа К 5 II. Речевое оформление сочинения Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

К 5 Комментарии q В соответствии со смысловыми частями текст членится на абзацы. Каждый К 5 Комментарии q В соответствии со смысловыми частями текст членится на абзацы. Каждый абзац содержит более или менее законченную мысль, которая логически вытекает из предшествующего высказывания. q Любой текст должен обладать логичностью, ведь читателю должен быть ясен путь развития мысли автора. В тексте должна быть определяющая идея, а повествование в целом должно быть последовательно, чтобы была ясна логика перехода от одной части работы к другой. Нарушение логики построения текста может привести к логическим ошибкам разного уровня.

К 5 Разновидности логических ошибок Нарушение закона достаточного основания Это неверно установленные причинно-следственные отношения, К 5 Разновидности логических ошибок Нарушение закона достаточного основания Это неверно установленные причинно-следственные отношения, утверждения, которые основываются на несущественных доводах. Пример: Некрасов — народный поэт, так как он всех крестьян наделяет привлекательными чертами. Во-первых, не всех крестьян поэт «наделяет привлекательными чертами» , а во-вторых, не только и не столько этой чертой творчества Некрасова определяется его народность.

Разновидности логических ошибок К 5 Нарушение соотношения части и целого Пример: Композиция, стиль и Разновидности логических ошибок К 5 Нарушение соотношения части и целого Пример: Композиция, стиль и художественная форма поэмы необычны. Нельзя ставить эти три понятия в один ряд, они не равноправны: композиция и стиль являются элементами художественной формы.

К 5 Разновидности логических ошибок Неверно установленные логические отношения: — тождества: Пейзаж — это К 5 Разновидности логических ошибок Неверно установленные логические отношения: — тождества: Пейзаж — это природа (Пейзаж — это описание природы); — противоположности: Автор правдиво, но с большой художественной силой показал судьбу русской интеллигенции в изгнании (эти два утверждения не противоречат другу); — уступки: Хотя эта книга произвела на меня сильное впечатление, мне захотелось перечитать её. Уступка — это такое условие, вопреки которому совершается действие. Между частями этой фразы уступительных отношений нет.

К 6 II. Речевое оформление сочинения Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью К 6 II. Речевое оформление сочинения Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К 10 2 Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли 1 Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи 0

К 6 Точность и выразительность речи q Точность словесного выражения — это максимальное соответствие К 6 Точность и выразительность речи q Точность словесного выражения — это максимальное соответствие употребляемых слов называемым предметам, явлениям действительности и раскрываемым понятиям. Словарный запас (лексикон) человека является одним из наиболее ярких показателей его речевой культуры. Чем больше лексических средств в вашем распоряжении, тем точнее и выразительнее вы можете передать свою мысль.

К 6 Чувство меры q При работе над сочинением важно избегать двух крайностей: одна К 6 Чувство меры q При работе над сочинением важно избегать двух крайностей: одна из них — неуместное использование речевых приёмов. Стремясь «украсить» текст, сделать его разнообразным и насыщенным, автор рискует перенасытить его художественными средствами и исказить мысль. Внимание! Употребление средств выразительности может быть квалифицировано как стилистическая ошибка. q Другая крайность в речевом оформлении текста — это бедность словаря, стереотипность, шаблонность, однообразие синтаксических конструкций. Это часто проявляется в обилии речевых штампов и повторов.

III. Грамотность К 7 К 9 К 8 К 11 К 12 К 10 III. Грамотность К 7 К 9 К 8 К 11 К 12 К 10

К 7 III. Грамотность Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) К 7 III. Грамотность Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) допущено не более 2 -х ошибок допущено 3– 4 ошибки 3 2 1 допущено более 4 -х ошибок 0

К 7 III. Грамотность q При написании сочинения-рассуждения следите за соблюдением орфографических норм. q К 7 III. Грамотность q При написании сочинения-рассуждения следите за соблюдением орфографических норм. q При оценивании сочинения-рассуждения учитываются положения об однотипных и негрубых ошибках. Согласно нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся, среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.

К 7 III. Грамотность Негрубые ошибки ü исключения из правил; ü написание большой буквы К 7 III. Грамотность Негрубые ошибки ü исключения из правил; ü написание большой буквы в составных собственных наименованиях; ü случаи раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; ü написание и и ы после приставок; ü трудные случаи различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не. . . ; не кто иной, как. . . ; ничто иное не. . . ; не что иное, как. . . и др. ); ü случаи, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; ü пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности.

К 8 III. Грамотность Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) К 8 III. Грамотность Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) допущено 1– 3 ошибки допущено 4– 5 ошибок 3 2 1 допущено более 5 -и ошибок 0

К 8 III. Грамотность Негрубые ошибки ü Отсутствие тире в неполных предложениях. ü Пропуск К 8 III. Грамотность Негрубые ошибки ü Отсутствие тире в неполных предложениях. ü Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов. ü Замена одного знака препинания другим. ü Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом. ü Замена знака препинания при выделении вводных предложений (вставных конструкций). ü Лишний дефис приложении: старик-извозчик ü Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций: Герои этого времени, например( , ) Чацкий , - резонеры. ü Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию: В этой семье представители самых разных профессий, врачей и юристов( , ) в частности. ü В передаче авторской пунктуации.

К 9 III. Грамотность Соблюдение языковых норм Грамматических ошибок нет Допущено 1 -2 ошибки К 9 III. Грамотность Соблюдение языковых норм Грамматических ошибок нет Допущено 1 -2 ошибки Допущено более 2 -х ошибок 2 1 0

К 9 III. Грамотность Грамматические ошибки словообразовательные морфологические синтаксические + Работа с таблицей «Виды К 9 III. Грамотность Грамматические ошибки словообразовательные морфологические синтаксические + Работа с таблицей «Виды грамматических ошибок»

К 10 III. Грамотность Соблюдение речевых норм Допущено не более 1 речевой ошибки Допущено К 10 III. Грамотность Соблюдение речевых норм Допущено не более 1 речевой ошибки Допущено 2 -3 ошибки Допущено более 3 -х ошибок 2 1 0

К 10 III. Грамотность Работа с таблицей «Основные типы речевых ошибок» К 10 III. Грамотность Работа с таблицей «Основные типы речевых ошибок»

К 11 III. Грамотность Соблюдение этических норм Этические ошибки в работе отсутствуют Допущены этические К 11 III. Грамотность Соблюдение этических норм Этические ошибки в работе отсутствуют Допущены этические ошибки (1 и более) 1 0

К 11 III. Грамотность q Этические нормы определяют этику общения. Нечасто, но встречаются в К 11 III. Грамотность q Этические нормы определяют этику общения. Нечасто, но встречаются в работах, в которых фиксировалось проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:

К 11 III. Грамотность Михалков сам писатель, вот он и призывает всех книги читать. К 11 III. Грамотность Михалков сам писатель, вот он и призывает всех книги читать. Судя по тому, что говорит автор, он маньяк. Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня. Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов. Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя это пример человеческой глупости. Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет. Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой? Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

К 12 III. Грамотность Соблюдение фактологической точности в фоновом материале Фактические ошибки в фоновом К 12 III. Грамотность Соблюдение фактологической точности в фоновом материале Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1 Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0

К 12 III. Грамотность q Под фактическими ошибками понимается использование неверной, ложной информации. q К 12 III. Грамотность q Под фактическими ошибками понимается использование неверной, ложной информации. q Причина фактологических ошибок недостаточное знание описываемых событий, неверная оценка фактов.

К 12 III. Грамотность Варианты фактологических ошибок ü искажение жизненной правды; ü неточное воспроизведение К 12 III. Грамотность Варианты фактологических ошибок ü искажение жизненной правды; ü неточное воспроизведение книжных источников; ü неточное воспроизведение имён собственных; ü ошибки в указании дат; ü ошибки в указании мест событий.

К 12 III. Грамотность Примеры фактических ошибок Образом Онегина Пушкин в русской литературе начал К 12 III. Грамотность Примеры фактических ошибок Образом Онегина Пушкин в русской литературе начал тему «маленького человека» . В приведённом примере автор путает тему «маленького человека» и тему «лишних людей» . Литература классицизма (Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин и др. ) оказала большое влияние на творчество А. С. Грибоедова. Здесь сразу две ошибки. Первая: Фонвизин действительно «оказал большое влияние» на «Горе от ума» , говорить же о влиянии Ломоносова и Державина вряд ли возможно. Вторая фактическая неточность заключается в том, что Карамзин — представитель культуры сентиментализма.

Источники для создания презентации: 1. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. Источники для создания презентации: 1. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. 2. http: //gvozdikova. ucoz. ru/index/chast_3_stranica_3/0 -263 3. http: //school 28. tomsk. ru/files/img/elektron_uchebnik/inde x. htm 4. Частично идея оформления слайда позаимствована у Русаковой И. Л.