история психологи.pptx
- Количество слайдов: 45
Э. Фромм о двух способах существования человека: «быть» или «иметь» ?
Эрих Зелигманн Фромм (1900– 1980). - немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдо-марксизма.
НЕОФРЕЙДИЗМ одно из направлений в психоанализе, представители которого подвергли пересмотру некоторые идеи З. Фрейда и сосредоточили свое внимание не на биологических, а на культурных и социологических детерминантах невротических заболеваний. Основоположниками неофрейдизма считаются такие психоаналитики, как К. Хорни (1885– 1952), Г. С. Салливан (1892– 1949), Э. Фромм (1900– 1980).
Фрейдо-марксизм - леворадикальное течение во фрейдизме стремящееся объединить концепции К. Маркса и 3. Фрейда и утверждающее, что социальная революция невозможна без сексуальной революции, высвобождающей первичные влечения человека.
«Иметь или быть? » (нем. «Haben oder Sein» ) — изданная в 1976 поздняя работа психоаналитика и философафрейдомарксиста Эриха Фромма, исследующая вопросы духовной сферы человека.
Фромм считает обладание неотъемлемой частью человеческой жизни: чтобы жить, мы должны обладать вещами, чтобы потом получать от них удовольствие. Из этого следует, что мы ничто, если мы ничем не обладаем.
Навязчивая идея обладать, появляется у нас с самого рождения. Новорожденный ребенок стремиться завладеть грудью матери, далее в ходе индивидуального развития он начинает обзаводиться игрушками, друзьями.
Фромм говорил о любви так: «. . . В действительности же существует лишь акт любви. Любовь - это форма продуктивной деятельности, предполагающая проявление интереса и заботы. Сейчас люди разучились любить, каждый ищет выгоду в своём партнере.
Природа обладания у Фромма обусловлена природой частной собственности. Стремление поглощать все на своем пути делает человека ненасытным, алчным, он начинает терять себя, забывая о всех принципах морали и нравственности. Ориентация на обладание – характерная особенность западного индустриального общества, в котором главным смыслом жизни является погоня за деньгами, властью и славой.
Истинным же способом человеческого существования является бытие. Под бытием Фромм понимает такой способ существования, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром.
Чтобы лучше пояснить различие между этими двумя способами существования, Фромм проиллюстрировал его на примере двух близких по содержанию стихотворениях. Одно из них - хокку японского поэта 17 века Басе, другое принадлежит перу английского поэта 19 века – Теннисона. Оба поэта описали сходные переживания: свою реакцию на цветок, увиденный во время прогулки.
«Возросший средь руин цветок, Тебя из трещин древних извлекаю, Ты предо мною весь – вот корень, стебелек, Здесь, на моей ладони. Ты мал, цветок, но если бы я понял, Что есть твой корень, стебелек, И в чем вся суть твоя, цветок, Тогда и бога суть и человека суть познал бы»
«Внимательно вглядись! Цветы пастушьей сумки Увидишь под плетеньем!»
Первое желание Теннисона – обладать цветком. Он срывает его целиком, с корнем. Отношение же Басе к цветку совершенно иное. У поэта не возникает желание срывать его, он даже не дотрагивается до цветка. Теннисону, как представляется, необходимо обладать цветком, чтобы постичь природу и людей, в результате этого обладания цветок погибает. Басе же хочет просто созерцать, причем не только смотреть на цветок, но стать с ним единым целым – и оставить его жить. Из этого следует, что бытие, и обладание являются потенциальными возможностями человеческой природы. Обладание Фромм считает основанным, в конечном счете, на биологической потребности в самосохранении. Бытие же связано со спецификой человеческого существования, с внутренне присущей человеку потребностью в преодолении одиночества посредством единения с другими людьми. Обе эти потенциальные возможности живут в каждом человеке; доминирование одной из них зависит от социальной структуры, ее ценностей и норм.
Фромм говорил, что в нашем обществе, преобладают материальные потребности. И нельзя с ним не согласиться. Такие устоявшиеся выражения, как «Деньги решают все» , «Самые крепкие аргументы те, что в твердой валюте» , «Счастье не в деньгах, а в их количестве» и т. д. . Фромм называл человека, для которого главным является накопление материальных ценностей человеком-потребителем.
Потребительская алчность становится доминирующей психологической силой в современном индустриальном обществе. Чем больше власти человек имеет над машиной, тем более безвластно его существование. Чем больше он потребляет, тем больше становиться рабом все увеличивающихся потребностей. Свобода потребления становится сущностью человеческой свободы» .
Из этого следует, что человек теряет свободу из-за своих потребностей. А все это происходит, потому что потребности зачастую бывают ложными. Человек может быть ориентирован на обладание и его потребности могут быть не ложными, по мнению Фромма. Потому что само человеческое существование в целях выживания требует, чтобы мы имели и сохраняли определенные вещи, заботились о них и пользовались ими. К таким вещам относится пища, жилище, одежда, орудия труда и т. д. Такую форму обладания Фромм назвал экзистенциальным обладанием, потому что оно коренится в самих условиях человеческого существования. Оно представляет собой стремление к самосохранению, в отличие от характерологического обладания – старательного желания иметь, удержать и сохранить
Можно долго говорить об этих двух формах существования, задаваясь вопросом, что же истинно для современного человека, потому что однозначного ответа на этот вопрос нет. Фромм жил в прошлом веке и он, конечно, мог ошибаться, но с ним нельзя не согласиться, что истинная форма существования всетаки бытие.
Г. САЛЛИВАН : ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИАТРИИ.
Гарри Стек Салливан (21 февраля 1892, Норидж, штат Нью-Йорк, США — 14 января 1949, Париж, Франция) — американский психолог и психиатр, представитель неофрейдизма, основатель интерперсонального психоанализа.
Интерперсональный психоанализальтернативное направление американского психоанализа, который изначально основывался на клинических успехах, достигнутых Г. С. Салливаном в работе с шизофреническими пациентами, в работе с которыми он трансформировал психоаналитическую технику. Центральным звеном интерперсональной теории является признание условности и гипотетического характера такого образования как личность, — единицей анализа становится не личность, а межличностная ситуация.
Салливан настойчиво повторяет, что личностьэто как бы «иллюзия» , которую нельзя наблюдать и изучать вне межличностных ситуаций. Она образуется не событиями, которые происходят внутри её а тем, что происходит в обществе.
Динамизм – мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучении индивида. Он определяется как «относительно устойчивый рисунок энергетических трансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма на протяжении его существования как живого» Любая привычная реакция по отношению к одному или нескольким людям, составляет динамизм. Динамизмы одинаковы для всех, но способ выражения их различен – в зависимости от ситуации.
Большинство динамизмов служит для удовлетворения потребностей организма. Однако существует важный динамизм, возникающий как следствие тревоги. Он называется Ясистемой
Тревога – это одно из тех чувств, которое может передаваться; первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности. Для того, чтобы избежать тревоги или свести ее к минимуму, люди используют различные способы защиты и контроля за своим поведением. Эти меры безопасности формируют Я-систему, разрешающую одни формы поведения и запрещающую другие.
Персонификация – это индивидуальный образ самого себя или другого. Он представляет комплекс чувств, отношений, представлений, Например, персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать нянчит и заботится о нем. Любое отношение между людьми имеет тенденцию формировать благоприятный образ.
Персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Это – представления, по поводу которых существует единое мнение многих. Примеры распространенных в нашей культуре стереотипов – рассеянный профессор, бескомпромиссный художник, тупой чиновник.
Три типа переживания: прототаксический (ряд кратковременных состояний организма) паратаксический (связь между событиями, которые возникают примерно одновременно, но логически между собой не связаны) синтаксический (устанавливает логический порядок между переживаниями и дает людям возможность общаться друг с другом)
В дополнение к этим представлениям о способах переживаний, Салливан обращает внимание на предвидение. «Человек живет прошлым, настоящим и ближайшим будущим, и понятно, что все это существенно для объяснения его мыслей и действий. Предвидение зависит от воспоминаний и настоящего.
Салливан начинает с представления об организме как напряженной системе, которая может быть либо абсолютным покоем, или, как предпочитал говорить Салливан, эйфорией, либо абсолютным напряжением, примером чего является крайний ужас. Есть два основных источника напряжения: 1) напряжение может проистекать из потребностей организма и 2) оно может быть следствием тревоги.
Стадии развития личности • • • Младенчество Детство Ювенальная эра Предюность Ранняя юность Поздняя юность
1) переход от прототаксического к паратаксическому способу познания, т. е. связь между событиями перестаёт быть логически связанной; 2) образование персонификаций таких, как плохая, тревожная, отвергающая мать и хорошая, 3) возникновение зачатков Я-системы; 4) тело ребенка меняется, что позволяет ему научиться удовлетворять свое напряжение;
Самым драматичным событием детства является трансформация к недоброжелательности; ребёнок узнаёт, что кроме добра существует и зло. Если это чувство становится достаточно сильным, то ребёнок может в дальнейшем не воспринимать доброе отношение людей. Ребёнок снимает своё напряжение, отвлекаясь на другие дела. Избыток напряжения, не снятый сублимацией, находит разрядку в символических представлениях, например, в кошмарах.
Ювенальная стадия охватывает большую часть школьной жизни. Это период обретения опыта взаимодействия с людьми, поиск авторитетов за пределами семьи, обретения соревновательных свойств, понимания что значит отвержение, групповое чувство. Величайшим событием этого периода является возникновение представления о жизненной ориентации
Этот период чрезвычайно важен, поскольку происходит становление истинно человеческих отношений с людьми. В период предюности формируются отношения равенства, взаимности, взаимодействия. Без близкого товарища ребенок становится жертвой одиночества
Основная проблема периода ранней юности – развитие стереотипа гетеросексуальной активности; юноши начинают интересоваться девушками и наоборот. Ранняя юность продолжается до тех пор, пока человек не найдет некий стабильный стереотип поведения, удовлетворяющий его генитальным стремлениям.
Поздняя юность продолжается от стереотипизации предпочитаемой генитальной активности через бесчисленные ступени обучения. Постепенно оформляется полный «комплект» межличностных отношений, накаливается определённый опыт, что позволяет раздвинуть символические рамки.
Метод интервью «Психиатрическое интервью» – термин, введенный Салливаном для обозначения межличностной ( «лицом к лицу» ) ситуации, возникающей между терапевтом и пациентом.
1) Формальное начало 2)Рекогносцировка (осмотр) 3)Детальное расследование 4)Завершение
«Я-СИСТЕМА» В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Г. САЛЛИВАНА
• Хорошее Я • Плохое Я • Не-Я
Стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я являются наиболее важными для личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм (избирательное внимание). Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе.
Он считал, что и агрессия, и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания. Неудовлетворение важных для ребенка потребностей приводит к развитию агрессии, причем в зависимости от того, какая структура Я-системы более развита — хорошее Я или плохое Я
Теория Салливана явилась одной из первых попыток соединить различные подходы к пониманию закономерностей развития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Работы Салливана оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей
Спасибо за внимание!
история психологи.pptx