Литвинова Ю.С. ПИ-2 Джордж Беркли.ppt
- Количество слайдов: 18
Джордж Беркли Выполнила: Литвинова Ю. ПИ-2 Проверил: Белов Д. А.
Джордж Беркли ( 12 марта 1685 — 14 января 1753) — английский философ, известный своей системой спиритуалистической философии; епископ Клойнский в Ирландии.
Краткая Биография Беркли. *Родился близ Томастауна. Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже (колледж св. Троицы) в Дублине. *В 1721 г. был назначен придворным проповедником наместника ирландского герцога Грефтона, а вскоре произведён в деканы города Дерри. *в 1728 г. он оставил своё деканство и с некоторыми единомышленниками отправился в Род-Айленд.
*Находясь в Америке, Беркли обрел, однако, своего первого ученика и последователя — Сэмюеля Джонсона, впоследствии президента Королевского колледжа. *В 1704 г. Беркли получил первую ученую степень «бакалавра искусств» , в 1707 г. — звание fellow (научного сотрудника) и начал преподавание в колледже. *В 1709 г. Беркли опубликовал свое первое крупное сочинение «Опыт новой теории зрения» , а в 1710 г. — «Трактат о принципах человеческого знания» .
«Трактат о принципах человеческого знания» .
Что касается второй части моего «[Трактата о] принципах человеческого знания» , то тут дело в том, что я уже значительно продвинулся в его написании, но эта рукопись была утеряна примерно 14 лет тому назад во время моей поездки по Италии, и с того времени у меня не было досуга для осуществления такого неприятного дела, как дважды писать на одну и ту же тему. Письмо Беркли С. Джонсону от 25 ноября 1729 г
Философия Беркли. Философское мировоззрение Беркли развилось, отчасти, как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом.
Одно из основных положений берклианской концепции — «существовать — значит быть воспринятым» (esse est percipi). В такой концепции Беркли сформулировал доктрину субъективного идеализма, последовательное проведение которого невозможно без признания существования только единичного субъекта, «Я» — доктрину так называемого солипсизма ( «существую только я один» )
Согласно Беркли, формула «существовать — значит быть воспринимаемым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира. Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека.
Моральная философия Работа Беркли «Пассивное повиновение» (1712)является его главным вкладом в моральную и политическую философию. … Другими важными источниками этических воззрений Беркли являются «Алкифрон» (1732), особенно диалоги 1 -3, и «Discourse to Magistrates» (1738). Цель сражения, предпринятого Беркли в «Алсифроне» , — … опровержение тезиса о независимости морали от религии и веры в бога. … Беркли не создал самостоятельной этической системы, намечавшейся им как вторая часть «Трактата» , и все его устремления в «Алсифроне» сводятся к реабилитации христианской этики.
Репрезентативная теория абстракции Теоретической основой многих ключевых теорий Беркли является его учение об абстракции, изложенное во введении к «Трактату о принципах человеческого знания» . Беркли считает ошибочной локковскую теорию абстракции, согласно которой общие идеи, возникающие через отвлечение от случайных свойств вещей, имеют самостоятельное существование в человеческом уме.
«Быть — значит восприниматься» Одним из самых важных приложений репрезентативной теории абстракции является учение о нераздельности существования и восприятия. Беркли выражает его краткой формулой «esse есть percipi» , т. е. «быть — значит восприниматься» . Истинность этой формулы, по мнению Беркли, едва ли не самоочевидна. . Субъект нельзя отмыслить от объекта. Это и значит, что объекты имеют лишь соотносительное существование, зависят от воспринимающего духа. Однако Беркли все же не решается объявить это положение безусловной аксиомой, по-видимому, из-за того, что оно, как кажется, противоречит здравому смыслу, согласно которому предметы чувств существуют независимо от восприятия.
Наиболее известные сочинения: o «Опыт новой теории зрения» ( «An Essay Towards a New o o Theory of Vision» (Лондон, 1709; новое издание, с примечаниями Коуелея, Лондон, 1860)) «Трактат о принципах человеческого знания» ( «Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge» (Лондон, 1710)) «Три разговора между Гиласом и Филонусом» ( «Three Dialogues between Hylas and Philonous» (Лондон, 1713)) «Алсифрон, или Мелкий философ» ( «Alciphron, or The Minute Philosopher» (Лондон, 1732)) «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» ( «Siris: A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries» (1744))
Афоризмы Дж. Беркли. o Быть – значит быть в восприятии. o «Самые пятна и недостатки природы не лишены известной пользы, внося приятное разнообразие и возвышая красоту прочего мироздания, подобно тому как тени на картине служат для выделения более ясных и светлых ее частей» «Ни наши страсти, ни идеи, образуемые воображением, не существуют вне нашей души»
Спасибо за внимание!
Литвинова Ю.С. ПИ-2 Джордж Беркли.ppt