ДЖОН ЛОКК (29 АВГУСТА 1632 - 28 ОКТЯБРЯ 1704) Выполнила: Кадырова А. Д. гр. 430
СОДЕРЖАНИЕ: КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ОБРАЗОВАНИЕ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ ПИСЬМО О ВЕРОТЕРПИМОСТИ ВКЛАД В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ ЛИБЕРАЛИЗМ ЛОККА СЕНСУАЛИЗМ КОНЕЦ ЖИЗНИ ЛОККА
(1632 -1704) ДЖОН ЛОКК • «Наша доля– здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы»
ДАТА РОЖДЕНИЯ: 29 АВГУСТА 1632 МЕСТО РОЖДЕНИЯ: РИНГТОН, СОМЕРСЕТ, АНГЛИЯ ДАТА СМЕРТИ: 28 ОКТЯБРЯ 1704 (72 ГОДА) МЕСТО СМЕРТИ: ЭССЕКС, АНГЛИЯ БРИТАНСКИЙ ПЕДАГОГ И ФИЛОСОФ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭМПИРИЗМА И ЛИБЕРАЛИЗМА. СПОСОБСТВОВАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЮ СЕНСУАЛИЗМА. ЕГО ИДЕИ ОКАЗАЛИ ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭПИСТЕМОЛОГИИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ОН ШИРОКО ПРИЗНАН КАК ОДИН ИЗ САМЫХ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ТЕОРЕТИКОВ ЛИБЕРАЛИЗМА.
Образование Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу – в то время ведущее учебное заведение страны. В семье придерживались англиканства, однако склонялись к пуританским (индепендентским) взглядам. В Вестминстере роялистские идеи нашли энергичного защитника в лице Ричарда Базби, который по недосмотру парламентских лидеров продолжал руководить школой. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ 1656 году получает степень бакалавра. 1658 - магистра этого университета. 1667 год - Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. 1668 год - Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 году — членом его Совета. 1671 год — Локк решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого — «Опыта о человеческом разумении» , над которым он работал 16 лет. 1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.
ПИСЬМО О ВЕРОТЕРПИМОСТИ Локк отметил свое возвращение в Англию в 1689 публикацией еще одной работы, близкой по содержанию к Трактатам, а именно первого Письма о веротерпимости (Letter for Toleration, написано в основном в 1685). Он писал текст по-латыни (Epistola de Tolerantia), с тем чтобы опубликовать его в Голландии, и по случайности в английский текст попало предисловие (написанное переводчиком, унитарием Уильямом Поплом), в котором провозглашалось, что «абсолютная свобода. . . – это то, что нам необходимо» . Сам Локк не был сторонником абсолютной свободы. С его точки зрения, католики заслужили гонения, поскольку клялись в верности иностранному властелину, папе; атеисты – поскольку их клятвенным заверениям нельзя верить. Что касается всех остальных, то государство должно оставить за каждым право на спасение своим собственным путем. В Письме о веротерпимости Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал,
ВКЛАД В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ Джон Локк один из крупнейших философов своего времени, в 1691 г. выпустил экономический памфлет "Рассуждения о понижении процента и повышении ценности денег". Как ни странно Локк придерживается многих принципов меркантилизма. «Страна, у которой нет рудников, может обогатиться лишь двумя способами: завоеванием и торговлей» . Поэтому Локк разделяет и учение о торговом балансе, делает сильный акцент на численности населения страны, объясняет снижение ставки ссудного процента увеличением количества серебра и золота вследствие ввоза денег из Америки. Локк принимал количественную теорию денег. Считая ценность денег величиной воображаемой, он определял ее только обилием или нехваткой денежных металлов. «Дело не только в количестве денег, но и в скорости их обращения (чем она выше, тем меньше требуется денег для одной и той же массы товаров)» . . . Локк
ЛИБЕРАЛИЗМ ЛОККА Либерализм Шефтсбери был достаточно материалистичным. Великой страстью его жизни была торговля. Он лучше своих современников понимал, какие богатства – национальные и личные – можно было бы получить, освободив предпринимателей от средневековых поборов и сделав ряд других смелых шагов. Религиозная терпимость позволила голландским коммерсантам достичь процветания, и Шефтсбери был убежден, что если бы англичане положили конец религиозным распрям, то смогли бы создать империю, не только превосходящую голландскую, но равновеликую владениям Рима. Однако на пути Англии стояла великая католическая держава Франция, поэтому он не хотел распространять принцип религиозной терпимости на «папистов» , как он называл католиков.
СЕНСУАЛИЗМ Основатель английского сенсуализма предлагает иную концепцию общества и государства, нежели Гоббс, хотя отправные точки у того и другого одинаковы. Локк исходит из того, что естественное состояние, в котором пребывали люди на заре своей истории, отнюдь не представляет «войну всех против всех» , как об этом писал Гоббс. С его точки зрения, первоначально в человеческом обществе царила доброжелательность и взаимоподдержка, ибо людей было мало и каждый владел участком земли, который он и его близкие были способны обработать. Индивид владел собственностью, которую сам создавал и не покушался на собственность себе подобных. Говоря другими словами, Локк считает, что частная собственность существует изначально, а не возникает на определенной стадии развития человеческого общества. Таким образом, исходной посылкой для Локка является одно из базовых положений философии истории, сформулированное идеологами английской
КОНЕЦ ЖИЗНИ ЛОККА После возвращения из ссылки, Локк опубликовал Опыт о человеческом разуме и Два трактата о правительстве. Кроме того, перевод волноваться о Локка Письмо о веротерпимости был опубликован. Стоит отметить, что два Трактаты и письма о веротерпимости были опубликованы анонимно. Locke took up residence in the country at Oates in Essex, the home of Sir Francis and Lady Masham (Damaris Cudworth). Locke had met Damaris Cudworth in 1682 and became involved intellectually and romantically with her. She was the daughter of Ralph Cudworth, the Cambridge Platonist, and a philosopher in her own right. After Locke went into exile in Holland in 1683, she married Sir Francis Masham. Locke and Lady Masham remained good friends and intellectual companions to the end of Locke's life. During the remaining years of his life Locke oversaw four more editions of the Essay and engaged in controversies over the Essay most notably in a series of published letters with Edward Stillingfleet, Bishop of Worcester. In a similar way, Locke defended the Letter Concerning Toleration against a series of attacks. He wrote The Reasonableness of Christianity and Some Thoughts on Education during this period as well. Nor was Locke finished with public affairs. In 1696 the Board of Trade was revived. Locke played an important part in its revival and served as the most influential member on it until 1700. The Board of Trade was, in Peter Laslett's phrase “… the body which administered the United States before the American revolution. ” (Laslett in Yolton 1990 p. 127) The board was, in fact, concerned with a wide range of issues, from the Irish wool trade and the suppression of piracy, to the governance of the colonies and the treatment of the poor in England. During these last eight years of his life, Locke was asthmatic, and he suffered so much from it that he could only bear the smoke of London during the four warmer months of the year. Locke plainly engaged in the activities of the Board out of a strong
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!