Лекция 5. 5. Джаз.ppt
- Количество слайдов: 36
Джаз в России Первый в Советской России джаз-бенд организовал Валентин Парнах в 1922 г. и представил свой бенд для звукового оформления спектакля "Трест Д. Е. " В. Э. Мейерхольду. Затем появились другие оркестры, под управлением: Леопольда Теплицкого, Георгия Ландсберга, Александра Цфасмана. Первый концерт по радио дал АМА-джаз (ассоциация московских авторов) А. Цфасмана в 1928 г. и этот коллектив первым снялся в кино.
Сначала, одни оркестры играли в основном инструментальную джазовую музыку и предпочитали игру в ресторанах, записи на пластинках и выход в радиоэфир – оркестры А. Цфасмана, Г. Ландберга и А. Варламова. Другие (оркестр Л. Утесова, Б. Ренского, Н. Березовского и др. ) выступали преимущественно на эстраде. Кроме того, аккомпанировали певцам и сценически обыгрывали свои выступления. Но уже к 30 -м годам между этими оркестрами стерлись.
В 30 -е годы происходит сближение джаза и массовой песни, песенного шлягера. Появляется огромное количество полусалонных, полуджазовых оркестров, которые были оркестрами легкой музыки. Настоящие джазовые оркестры не выделялись из общей массы. Советский джаз в 30 -е годы находится в процессе поиска собственного стиля. Самым выдающимся композитором джазовопесенного направления был И. Дунаевский, который сотрудничал с оркестром Л. Утесова.
Леонид Осипович Утесов – популярный актер эстрады и оперетты. Послушав зарубежные джаз-бэнды, задумал создать свой оркестр. Утесов мечтал о веселых песнях, которые запел бы весь народ. Он начал искать музыкантов, которые были бы хорошими, веселыми актерами. Утесову нужен был спектакль. 8 марта 1929 г. впервые прозвучал Теаджаз (театрализованный) Утесова. Успех был ошеломляющий.
Каждый музыкант Теаджаза имел "инструментальное лицо": человек-труба, человек-тромбон, человек-саксофон. Они разыгрывали сценки и перевоплощались. В их репертуаре были "Чакита", "Сан-луиблюз", "Волжские любовные страдания", грузинская народная песня "Где б ни скитался я" в джазовой обработке и были другие обработки, в том числе классических мелодий.
Новое время требовало новых песен и Утесов обращается к Дунаевскому, который пишет "Джаз на повороте". Программа выступления оркестра состояла из двух частей: Джаз на Западе и "Джаз в СССР". В 1932 г. вышла программа, театрализованное представление «Музыкальный магазин» , сочетала в себе эстраду и джаз. В 1934 г. выходит фильм "Веселые ребята". Песня "Марш веселых ребят" стала главной в репертуаре джаз-оркестра, который в 1935 г. взял себе имя "Веселые ребята".
Утесов исполнял песни Льва Книппера, Матвея Блантера, братьев Покрасс, В. Соловьева. Седого, Никиты Богословского. Но Дунаевский оставался "музыкальным знаменем" Утесова, его оркестр первый сыграл музыку к фильмам: "Вратарь", "Искатели счастья", "Дети капитана Гранта".
Яков Скоморовский, трубач оркестра Утесова создал свой Теаджаз оркестр. В его репертуаре были сентиментальнотомные танго и фокстроты, музыкальные шутки. С оркестром стала выступать молодая, певица Клавдия Шульженко. Она привлекала молодостью и приветливостью, и тем, что называют "душевным контактом". Она пела о любви так, как будто героем ее любви были вы и только вы. "Андрюша", "Записка", "Встречи", "Челита", «Девушка, прощай» , «Ты помнишь наши встречи» .
Ансамбль Александра Варламова, правнук А. Варламова. Для его Мелоди-оркестра было характерна высокая культура и сыгранность, хорошие обработки и мелодические композиции. Это было искусство, а не подделка под заграничный шик. "Луна", "Ранний час", "Пой мне", "Счастьем жизнь полна", "На карнавале".
Эдди Рознер - композитор, музыкант и руководитель оркестров, был прозван «белым Армстронгом» Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и начинателем белорусского джаза. Оркестр участвовал в новогодних «Голубых огоньках» , снимался в кино (Карнавальная ночь), с оркестром выступали лучшие исполнители страны.
Первым государственным коллективом стал оркестр Виктора Кнушевицкого – Государственный джаз-оркестр СССР. Виктор хотел оркестр, который играл бы как оркестр Дюка и исполнял песни советских композиторов. В репертуаре оркестра были популярные романсы, народные песни и обработки классики, песни 30 -х годов. Другие оркестры: в Ленинграде под руководством Николая Минха, в Харькове – Бориса Ренского. Появились самодеятельные джаз-оркестры. Советский джаз стал песенным, а инструментальным.
Александр Цфасман - "танцующие пальцы". Учился на фортепиано в Московской консерватории у Феликса Блуменфельда. Цфасмас стал одним из выдающихся советских джазовых пианистов, его сравнивали с талантом Артура Рубинштейна. В 18 лет он написал свои первые танцевальные пьесы, а в 20 возглавил оркестр – АМА-джаз. "Веселая прогулка", «Веселый вечер» , "Грустное настроение", "Неудачное свидание". Одним из первых он стал обрабатывать народные танцевальные мелодии: славянские, кубинские, тирольские.
Оркестр Олега Лундстрема Организован в Харбине (Китай) детьми работников КВЖД в 1934 г. В 1947 оркестр (19 человек) приезжает в СССР, в г. Казань. Оркестр записывается на радио и на грампластинки. В эстрадных программах оркестра принимали участие лучшие певцы и певицы СССР: Валентина Дворянинова квартет «Аккорд» , Дмирий Ромашков, квартет «Гайя» , Ара Арсенян, Галина Козакова, Вероника Круглова, Майя Кристалинская, Сорокин Сергей, Гюли Чохели. В 70 -е популярность в оркестре приобрела Ирина Понаровская и Алла Пугачева. В 80 -е годы с большим успехом с оркестром работали Ирина Отивева, Светлана Рубинина, Ольга Кормухина. , квартет «Москва-транзит» ,
Оркестр Иосифа Вайнштейна Организован в 1938 году в Ленинграде. Солисты оркестра: Геннадий Гольштейн, Игорь Петренко, Давид Голощекин, Валерий Петров, Игорь Широков, Константин Носов, и многие другиe. Репертуар оркестра состоит в основном из традиционной джазовой музыки и ее инструментовок.
Вадим Людвиковский Пианист, аранжировщик, дирижер и руководитель оркестра. Людвиковский выступал инициатором записей программ отечественной легкой и танцевальной музыки на Всесоюзном радио, привлекая для этого молодых композиторов (А. Бабаджанян, И. Якушенко, А. Петров). В 1966 -1972 г. - художественный руководитель и дирижёр Концертного эстрадного оркестра Гостелерадио. Под его руководством оркестр демонстрировал высокую исполнительскую культуру, стал творческой лабораторией, из которой вышли многие джазовые музыканты, гастролировал по стране и за рубежом, выступал на джазовых фестивалях, участвовал в озвучании фильма «Джентльмены удачи» и цикла телепередач «Кабачок 13 стульев» , музыка в исполнении оркестра использовалась в мультфильме «Ну, погоди!» .
Георгий Гаранян 1934 -2010 саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, народный артист РФ. Автора музыки к фильмам – «Покровские ворота» , «Руанская дева по прозвищу Пышка» , «Вечерний лабиринт» . Автор радиопередачи «Джаз-клуб Георгия Гараняна» и ведущий телепрограммы «Джем-5» . Исполнял партию саксофона в фильмах «Бриллиантовая рука» , «Мы из джаза» , «Осенний блюз» и др. ***
Руководил ансамблем «Мелодия» . Первая же пластинка была продана тиражом 4 миллиона экземпляров. За годы работы под управлением Гараняна ансамбль записал 16 сольных пластинок-гигантов и 9 пластинокмини-альбомов. Автор учебников «Аранжировка для инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей» и «Основы эстрадной и джазовой аранжировки» .
Борис Фрумкин род. в 1944 г. пианист, дирижёр, композитор, актёр, народный артист РФ. Закончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского по классу фортепиано. С 1973 г. - пианист и аранжировщик в ансамбле «Мелодия» , затем стал художественным руководителем. С 2007 г. - художественный руководитель Государственного оркестра им. О. Лундстрема. ***
Капустин Николай род. 1937 г. пианист, композитор, окончил Московскую консерваторию. Солист оркестра Олега Лундстрема, оркестра «Голубой экран» , выступал в составе Государственного симфонического оркестра кинематографии. Произведения: 6 концертов для фортепиано с оркестром, Концертная рапсодия, 15 фортепианных сонат, камерная музыка, 24 прелюдии и фуги.
В 70 -е годы начинается период камерного и клубного джаз. Исполнители в этот период обращаются в разным стилям джаза. Ведущие исполнители: В. Ганелин, Д. Голощекин, Г. Гольштейн, Н. Громин, В. Данилин (аккордеон), А. Козлов, А. Кузнецов (гитара), А. Тавмасян, И. Бриль, Л. Чижик и др. Многие исполнители начинали свой творческий путь со сцены московского джаз-клуба «Синяя птица» (с 1964 г. – по 2009 г. ). В 70 и 80 -е годы становится известными такие коллективы, как квартет из Азербайджана «ГАЯ» , эстрадный оркестр Армении под управлением Константина Орбеляна ***, Грузинские ВИА «Орэра» и «Джаз-Хорал» .
Голощекин Давид род. 1944 г. мультиинструменталист и композитор, народный артист РФ. Играет на таких инструментах, как скрипка, фортепиано, флюгельгорн, саксофон, контрабас, вибрафон, ударные. *** В 1963 г. основал «Ансамбль Голощёкина» . В 1989 году организовал в Ленинграде Государственную филармонию джаза. Композиции: "Весенний ветер с Невы", «В старинном квартале» , "Горький сахар", "На солнечной стороне Невского", "Колыбельная “Осенних ритмов”", "Сиреневый час".
Гольштейн Геннадий род. 1938 г. альт-саксофонист, флейтист, кларнетист, аранжировщик и композитор. Выступил в составе оркестров: И. Вайнштейна, Э. Рознера, В. Людвиковского, О. Лундстрема. Руководитель оркестра «Саксофоны Санкт-Петербурга» , квартета «Далёкие радости» . Композиции: "Мадригал", "Поезд на юг", "Письмо другу", "Тема для Тимы", «На завалинке» , «Все сойдет» , "Сомнение", "В последний раз".
Ганелин Вячеслав род. 1944 г. советский и израильский пианист, композитор. В 1964 организовал первое джазовое трио. Композиции были основаны на элементах фри-джаза, фольклора, модального джаза и камерной музыки. Композиции: Ad Libitum, Ex Libris, Con Anima, Poco A Poco, Concerto Grosso, "Альбом для юношества", "Каталог «. ***
Игорь Бриль род. 1944 г. пианист, композитор, педагог, народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных. В 1972 организовал «Ансамбль современного джаза» . Автор пособия "Практический курс джазовой импровизации". Автор музыки к спектаклям и к фильмам «Зангезур» , «Кот в сапогах» , «Серсо» Композиции: "Пробуждение", "Осень в сосновом бору", "Перед заходом солнца", "Балканский орнамент", "Наша самба", "Танец чаек", "Наш блюз «, "Путешествие в блюз". ***
Чижик Леонид род. 1947 г. пианист, композитор, руководитель трио, заслуженный артист РСФСР, преподает в консерваториях Мюнхена и Веймара. В 1972 году организовал первое концертное трио. С начала 1970 -х годов начал выступать с сольными фортепианными импровизациями. Автор нескольких мюзиклов, а также музыки для театра и кино. Композиции: "Самба", "Миг счастья", "Алька", "Лента Мёбиуса", "Баллада", "Сентиментальная элегия".
Первая книга о джазе в СССР вышла в Ленинграде в 1926 году. Составлена музыковедом Семеном Гинзбургом из статей западных композиторов и музыкальных критиков, а также собственных материалов и называлась «Джаз-бэнд и современная музыка» . В 1960 -м году выходит книга В. Мысовского и В. Фейертага «Джаз» . В 2001 г. Вышла энциклопедия «Джаз. XX век» В. Фейертага. В 2009 году коллектив во главе с В. Фейертагом выпустил справочник «Джаз в России» .
Анна Бутурлина Сергей Жилин и оркестр Фонограф
Александр и Дмитрий Бриль Роман Мирошниченко
Даниил Крамер Игорь Бутман
Лекция 5. 5. Джаз.ppt