Джамбаттиста вико.ppt
- Количество слайдов: 22
Джамбаттиста Вико Выполнила Запруднова Анна 2 курс философия
Содержание Личность Джамбаттиста Вико Специфика научной работы Основные идеи Наука о воображении Последователи Заключение Список литературы
Личность Джамбаттиста Вико родился в Неаполе 23 июня 1668 г. В семье мелкого книготорговца Обучался в нескольких школах, в том числе в иезуитском коллегиуме. В очень раннем возрасте заинтересовался философскими вопросами, новой философией Декарта, изучал метафизику и гражданское право, читал Платона, Тацита, Макиавелли. О его детских и юношеских годах сведений практически не сохранилось, известно только, что он рано посвятил себя занятиям наукой и предпочитал все свободное время отдавать общению с книгами. Портрет Джамбатиста Вико (1668 1744) Автор Francesco Solimena.
После окончания университета он на протяжении почти десяти лет был домашним учителем в аристократических семействах Неаполя. Его положение позволяло ему не только содержать семью, которая после смерти отца осталась без кормильца, но и оставляло достаточно времени для научных занятий. Однако вскоре Вико решает оставить частную преподавательскую практику. Он подает документы на конкурс и в 1697 г. избирается профессором риторики Неаполитанского университета. Вся его дальнейшая жизнь была связана с этим учебным заведением, где он преподавал почти полвека, вплоть до своей смерти в 1744 г. Вико стремился получить должность профессора гражданского права; когда ему было в этом отказано, погрузился в изучение вопроса о происхождении естественного права, занимавшего философов 17 и 18 вв.
Специфика научной работы Исходный пункт размышлений у Вико тот же самый, что и у просветителей, — общественная польза знания. Основополагающий гносеологический принцип Вико — «истинное и сделанное обратимы» Он доказывает, что аналитический метод математики, рекомендованный Декартом к применению во всех науках, не эффективен за ее пределами и не годится даже в физике. Что особенно важно, Вико отстаивает познавательную ценность фантазии Еще любопытнее и вполне современно звучит утверждение Вико о том, что «мыслительные способности формируются в зависимости от языка, а не язык в зависимости от мыслительных способностей»
Основания новой науки об общей природе наций Полное название: «Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются также новые основания естественного права народов» .
Что характерно, не право, не язык, не «древнейшая мудрость» , взятые сами по себе, а именно «общая природа наций» лежит в основе объяснения всех остальных феноменов общественной жизни и культуры. Это не только означало выделение нового предмета, но и предполагало новый подход, новый способ обоснования социального знания.
Основная ценность “новой науки” " Принцип периодизации культурно исторического процесса. С точки зрения Вико, в истории Европы можно выделить три исторические эпохи, которые условно можно назвать Веком богов, Веком героев, Веком людей. Им соответствуют три вида нравов, три типа правления, три типа права, три вида суда, три вида языков.
Циклы социокультурного развития Век богов Нация 1+Нация 2… Век людей Нация 4; Нация 5… Век героев В конце каждого трёхфазового цикла наступает упадок и крах общества.
1. Нации развиваются циклично и имеют несколько стадий: рождение, прогрессивный рост, угасание и конец. Каждая культура характеризуется общностью религиозных, моральных, правовых, эстетических установок, которые доминируют в общественном сознании. Они тесно связаны с типами политической и экономической организации общества, закономерно изменяющихся при переходе от одной культурной эпохи к другой. Исторический процесс развёртывается согласно Божественному Провидению Все культуры развиваются по циклам, каждый из которых включает три эпохи: Век богов – Век героев – Век людей
Век героев Век богов Отсутствие государства. Господство жрецов , безграничная власть отцов семейств над домочадцами и слугами. Язык века богов – это язык метафор и образов, в которых люди стремились, подобно мифу, передать те или иные явления, например, печальная Старость, бледная Смерть. Век людей «Век героев» – суровый и жёсткий. Нравы людей гневливые, щепетильные, гордые, надменные и мстительные. Господствует право силы. Рассудок беспомщен, страсти Всесильны. Язык героического века это язык символов, подобий сравнений. (Илиада) Век людей — услужливые, руководимые чувством гражданского долга нравы. В основе права лежат установки человеческого разума. Главенство не происхождения, а личных качеств людей. Господствует язык простого народа, а не благородного сословия.
Смена эпох происходит в результате борьбы между различными общественными силами – сначала домочадцами и отцами семейств, приводящей к смене «века богов» на «век героев» , затем народом и аристократией, приводящей к смене «века героев» на «век людей» . Познание и постижение смысла истории вообще становилось как бы проникновением в замыслы Бога. Мысль о возможности такого проникновения - ведущая мысль для мировоззрения Нового времени.
Вико был несокрушимо убежден в том, что Бог управляет миром в соответствии со своими замыслами и своей волей определяет историю народов. Он заставил Бога проявляться в истории только через созданную им самим человеческую природу. Природе человека свойственно думать только о своей личной пользе. Божественный дух дает ее страстям возможность свободной игры, так как он дал ей свободу воли, но одновременно. Он заставляет размышлять и мудро руководит этой свободной игрой, чтобы из нее развивались гражданское устройство, постепенное преодоление варварства и, в конце концов, гуманность.
Наука о воображении В основание работы Вико были заложены общие принципы исследования, стратегии познания основанные на деятельности воображения исключенные Декартом из методологического аппарата рациональной философии. Попытка выделить определенные «века» в истории цивилизаций и обнаружить универсальные правила перехода от одной эпохи к другой — все это имеет для Вико характер «воображаемого допущения» и сохраняет черты условности, унаследованные от предшествующей историографической традиции. Вико утверждал, что исследования в области языкознания или правоведения способны дать знание столь же точное, как знание, полученное в результате физических и математических исследований. Способом достижения такого знания является мысленная реконструкция процесса, в результате которого людьми творились исторические деяния в прошлом.
Между мышлением историка и предметом его исследований существует своего рода предустановленная гармония, основывающаяся на общности человеческой природы, объединяющей историка с людьми, деятельность которых он изучает. “Чтобы говорить с мёртвыми мы должны дать им своей крови, но и тогда они заговорят с нами нашими словами и нашим голосом. ”
Современный исследователь может с помощью собственного воображения понять ценности, идеалы и образ жизни другой культуры, отдаленной от него во времени или пространстве (Вико обозначает процесс такого проникновения глаголом entrare, от латинского глагола входить, войти). Ценности другой культуры могут быть не приняты, но, при достаточно развитом воображении, возникающее ощущение инаковости другого, открывает возможность его понимания и коммуникации с ним.
Ключевые понятия Вико • Понятие цивилизации. По мнению Вико оно характеризуется тремя акцентами, тремя ключами, тремя этапами: век Богов, век героев, век людей. • Миф – это поэтически рассказанная история с помощью фантастических родовых понятий, доступных пониманию благодаря громадной фантазии людей. • Культура. – человечность. Цель культуры – сохранение человеческого рода (ровно, как и цель истории) Каждая культура обладает собственной ментальностью. Религия – основа гражданственности. Первые народы целиком состояли из Поэтов-Теологов, они основывали языческие нации при посредстве Мифов о Богах. Если народы потеряют Религию, то у них не останется ничего, что заставляло бы их жить в обществе; никакой формы, в силу которой они вообще могут существовать в мире. • Нация. - По Вико, нация начинается от Еврейского народа. Нация является цикличной и имеет несколько стадий: рождение, прогрессивный рост, угасание и конец.
Последователи Вико стоял в стороне от духовной жизни XVIII века. У Монтескье была книга Вико, но он ни словом её не упоминает. Помимо Маркса и Шпенглера, высоко ценили творчество Вико такие мыслители, как Гёте, Гердер, Гегель, Кузен, Мишле, его идеи повлияли на философию времени и мифологии в Улиссе Джойса. Концепция циклического развития Вико была творчески усвоена двумя нашими соотечественниками, оказав немалое влияние на их собственные взгляды. Мы имеем в виду крупнейшего историка, свыше 34 лет работавшего в Московском университете в качестве приват доцента, а затем профессора по кафедре всеобщей истории Р. Ю. Виппера (1859 1954) и крупнейшего социолога П. А. Сорокина (1889 1968), который создал теорию социокультурной динамики
Согласно "гуманитарной традиции", идущей от крупнейшего итальянского философа эпохи Просвещения Джамбаттисты Вико (1668 -1744) и выдающегося немецкого культуролога эпохи "Sturm und Drang" Иоганна Готфрида Гердера (1744 -1803), "люди живут в мире, который создают сами". Иоганн Гердер, в частности, писал о том, что "человек может считаться человеком лишь только в том случае, если он вовлечён в живую развивающуюся культуру, в которой находит смысл и вдохновение". Портрет Иоганна Гердера Автор Антон Графф, (1785).
Заключение При жизни Вико был известен лишь в узком кругу учёных, так как его подходы к познанию опережали своё время. Мы называем великими историками тех, кто не только владеет достоверными фактами, полученными с помощью доступных им критических методов, но, подобно талантливым романистам, наделен даром глубокого проник новения.
Предложенный Вико метод реконструкции прошлого привел к интереснейшим результатам была создана теория культурного плюрализма, то есть панорама разных культур, несхожих и подчас несовместимых образов жизни, идеалов, критериев, которая на сегодняшний день является широко распространённой в науке.
Список литературы Киссель М. А. Джамбаттиста Вико Лифшиц М. Джамбаттиста Вико Чулков О. А. “наука о воображении Джамбаттиста Вико”
Джамбаттиста вико.ppt