Презентация.Движение бабидов в Иране.ppt
- Количество слайдов: 22
Движение бабидов в Иране
Иран накануне движения бабидов. Последствия иностранного проникновения в Иран. Многократные опустошительные завоевания, междоусобные войны плюс набеги кочевников были причиной того, что к началу 19 в. Иран оставался отсталой страной, где господствовали феодальные, полуфеодальные и полупатриархальные отношения. К началу 19 в. отсталость Ирана создала благоприятные условия для проникновения европейского капитала в страну. В 1841 г. Был подписан англо иранский договор, который резко обострил кризис феодального строя Ирана. Иранское ремесло и домашняя промышленность не выдерживали конкуренции английских фабричных товаров. Были закрыты пути к развитию капиталистических мануфактур, уже существовавших в Иране. Проникновение иностранного капитала серьезно задевала интересы купечества. В целом вторжение иностранного капитала привело катастрофическому ухудшению положения большинства иранского населения – крестьянства, ремесленников некоторых групп иранского купечества.
Внутренние и внешние предпосылки движения: • Капитуляционный режим в Иране; • Заключение неравноправных договоров; • Проникновение иностранного капитала в Иран; • Иранское ремесло и домашняя промышленность разорялась; • Путь к развитию капиталистических мануфактур в Иране закрыт; • Кризис феодально ленного землевладения; • Голод, эпидемии.
Личность Али – Мохаммада Баба Али Мухаммад Баба (ар. . )0581— 9181( ﺷیﺮﺍﺯیﻣﺤﻤﺪ ﺍﻟﺒﺎﺏ Считается ) основателем и пророком бабидской религии. Баб родился в торгово купеческой семье в городе Шираз на юге Ирана 1 го мухаррама 1235 года хиджры (20 октября 1819). Его отец, Сейид Мухаммад Риза, умер, когда Баб был ребенком (около 1826). Он был воспитан своей матерью Фатимой Бегум. Ребенком он посещал местную кораническую школу и получил начальное образование. Он также обучался коммерции. В 1835 он начал работать в качестве коммерсанта в порту Бушир, сначала в торговой конторе своего дяди, а затем самостоятельно. Позднейшие рассказы подчеркивают набожность Али Мухаммада в годы юности. Подчиняясь религиозному стимулу он закрыл в 1840 свою торговлю в Бушире и предпринял долгое паломничество к святым местам шиитов в Ираке. Женился в августе 1842 на своей двоюродной сестре Ираке Хадидже Бегум.
В последующие годы в Ширазе религиозный энтузиазм Али Мухаммада нашел свое продолжение, но теперь ему стали периодически сниться мистические сны. В наиболее драматическом из них он видел отрубленную голову Имама Хусейна и пил его кровь, и ощущал, как по милости Имама его грудь наполняется «убедительными стихами и могущественными молитвами» . «Дух Бога проник в мою душу и овладел ею» , «тайны Его Откровения были развернуты пред моими глазами в своей полной славе» . В начале 1844, если не еще раньше, он начал записывать стихи, которые считал божественно откровенными. Возможно, что в то же время о нем пошла слава, как о личности аскетической, оделенной благословением Скрытого Имама, ему приписывали и чудеса. Написал книгу «Персидские Беяни» . 22 мая 1844 г. начал свой проповеди. В Июле 1850 г. бы казнен. Останки Баба были укрыты бабидами и находились последовательно в разных местах, пока, наконец, не были доставлены по указанию Абдул Баха в 1899 в Святую Землю. Там они были захоронены в Храме Баба на склоне горы Кармель, Хайфа.
Казнь Баба. Рисунок Ханыкова, русского консула в Тебризе.
Дом Баба в Ширазе
Усыпальница Баба на горе Кармель в Хайфе (Израиль)
Программа преобразований Али – Мохаммада Баба • Баба отрицал Коран и его предписания; • Он запретил чтение, изучение и преподавание всех наук и книг, кроме своих книг; • Баба ограничил и установил брак только при условии согласии обоих сторон; Брак возможен при достижении 11 лет мальчиками и 10 лет девочками. • Баба предписал уничтожить все гробницы пророков, в том числе и храм Каабы и построить 19 новых гробниц посвященных Баба; • Отрицал паломничество в Мекку и аннулировал его; • Предписал разделить год на 19 месяцев, месяц на 19 дней. Так образовался 361 день, а остальные 5 дней объявил «украденными» днями – каникулы. • Никто не имеет право извлекать выгоду из своего имущества, разве что только с благословления Баба; • Поощрял купечество; • Ремесленники и земледельцы стояли ниже по рангу чем купечество; • Он установил единицу измерения золота в мискалях, а мискаль – 19 нахудов (мера веса). Это мискаль, составляющий 19 нахудов, делиться на 10 тыс. , каждая такая часть называется один динар, и эта сумма равняется 10 франкам. • Запрещалось работорговля; • Налагался запрет на распитие спиртных напитков, на курение опиума;
Основные положения учения последователей Али – Мохаммеда Баба Последователей у Баба было много но, одними из приближенных были Мохаммед Али Барфуруши и Куррат эль Айн, которые проповедовали более радикальные учения: • Отмена частной собственности, утверждая, что она является узурпацией чужих прав. Право владеть всем, что есть на земле, принадлежит только богу и его пророку, которого он посылает людям; • Купечество лишаются привилегий и уравниваются с ремесленниками и земледельцами; • Отменяются налоги, подати и др. повинности перед феодалами; • Провозглашаются общность имущества; • Женщины уравниваются в правах с мужчинами;
Основные центры движения бабидов. В 1848 г. Большое число сторонников Баба собралось в г. Барфаруше. Это совпало с известием о смерти шаха Мухаммеда. Бабиды сочли подходящим моментом для выступления. Они открыто вооружились. После стычки с ханскими отрядами они оставили город и обосновались в лесу у гробницы Шейх – Таберси. Здесь они возвели крепость, где собралось до 2 тыс. сел. (крестьяне, ремесленники). Они во главе с Мохаммед Али Барфуруши пытались осуществить планы создания «царства справедливости» . Во многих районах начались волнения. В конце 1848 г. Новый шах Наср эд дин приказал ликвидировать крепость. Но бабидское ополчение обратило в бегство шахские войска. Крепость Шейх – Таберси стал символом борьбы против антифеодального гнета. Весной 1849 г. К крепости были посланы новые Шахские войска с численностью 10 тыс. чел. Крепость обстреливали с пушек. Началась осада. Уморенные голодом защитники крепости сдались. Они были перебиты шахскими войсками. Крепость была разрушена. Однако восстание перекинулось на др. районы.
После разгрома восстания в крепости Шейх – Таберси, в мае 1850 г. Началось открытое восстание в г. Зенджане. Здесь важную роль в восстании играли городские ремесленники. Многие попытки шахских войск осадить город заканчивались победой бабидов. В начале 1850 г. Вспыхнуло восстание в Йезде, сравнительно быстро подавленное властями. В июне восстали бабиды в Нейризе. К концу 1850 г. Зенджан, который оставался центром сопротивления, после упорной борьбы был разрушен. Так же восстание было подавлено в Нейризе. После чего часть бабидов встали на путь индивидуального террора. В августе 1852 г. было совершено неудачное покушение на шаха.
Характер, движущие силы и причины поражений. Бабидское движение было антифеодальным выступлением крестьян, ремесленников, мелких купцов, объективно направленное на и против закабаления Ирана иностранными колонизаторами. Характерной чертой бабидского движения, является отличие от др. освободительных движений в Азии XIX в. , где восстании вылились в гражданскую войну, а в Иране этого не произошло. Еще одной характерной чертой движения является то, что она была облечена в религиозную форму. Бабидское движение было стихийным, в ней отсутствовала связь между выступлениями в разных областях страны. В середине XIX в. В Иране еще отсутствовали объективные условия для победы народных масс над феодализмом и иностранными колонизаторами.
Реформы Амир Низама. Сложившие обстоятельства требовали реформы для ослабления глубокого кризиса. Инициатором этих реформ стал великий визирь Мирза Таги хан, получивший титул Амир Низама ( «князь армии» ). Главной целью реформ было укрепление центральной власти, создание сильной армии, способной обеспечить независимость Ирана от посягательств иностранных держав. Он стремился покончить с феодальным сепаратизмом и ханскими мятежами. Амир Низами смещал не подчинявшихся губернаторов, боролся с казнокрадством, сократил число чиновников, урезал доходы шахской семьи. Он призывал к расширению торговли и развитию местной промышленности. Был разработан проект, устанавливающий размеры повинностей, которые крестьяне должны были выполнять в пользу ханов. Молодых иранцев отправляли учиться за границу. В Иран приглашались иностранные профессора. В 1851 г. в Тегеране был открыт первое учебное заведение европейского типа – Дар аль (дом наук). Так же в Тегеране начало выходить еженедельная газета. Большинство феодальной знати и духовенство выступали против реформ. Так осенью 1851 г. Амир Низами был смещен и сослан, а в 1852 г. Казнен по приказу шаха. Так большинство реформ Таги хана были забыты, что способствовало дальнейшему закабалению Ирана иностранными державами.
Переоформление бабизма в бехаизм и претензии последнего на роль мировой религии. Характерно, что после подавления бабидских восстаний один из учеников Баба, ставшей его приемником, сын шахского министра Мирза Хусейн Бехаулла, «очистил» бабидское учение от его антифеодальной направленности. Он проповедовал смирение, ненасилие, моральное совершенствования людей, признавая при этом неприкосновенность всех видов собственности. Бехаулла призывал к созданию космополитического мирового государства. Хотя после подавления бабидского движения бехаизм – учение Бехауллы – был официально запрещен, он получил довольно широкое распространение в Иране, особенно среди купечества
Задания для самостоятельной работы 1. Используя рекомендованную литературу, выясните при чины бабидских восстаний в Иране, сравните их с причинами крестьянской войны тайпинов в Китае. 2. Сделайте обзор источников и историографии бабидского движения. 3. Проанализируйте основное содержание и социальный смысл проповеди сейида Али Мохаммада Баба, используя до кументы № 1 4. Полученные данные внесите в таблицу. Проанализируйте основное содержание и социальный смысл проповеди последователей Али Мохаммада по докумен ту № 5. Полученные данные внесите в таблицу, разместив их параллельно соответствующим позициям учения Баба. Основное содержание бабидской программы преобразований Программа преобра Основные положения уче Общие выводы зований ния последователей О программах Али Мохаммада Баба преоброзований
4. На основе анализа таблиц «Социально экономические и политические предпосылки крестьянской войны тайпинов 1850 1864 гг. в Китае» и «Основное содержание бабидской програм мы преобразований» сделайте итоговые выводы об основных чертах антифеодальных движений народов Азии в изучаемый период. 5. Выделите основные черты антифеодальных движений народов Азии. 6. Составьте карту движения бабидов, используя докумен ты № 5 и рекомендованную литературу. 7. Расскажите об организаторах восстаний и казни Али Мохаммада Баба. Контрольные вопросы 1. Сопоставьте попытку проведения в Иране прогрессив ных внутренних реформ Амир Низамом с реформами первого периода Танзимата в Турции. 2. В чем проявилась террористическая направленность движения бабидов?
Тест 1. В каком году был подписан Англо Иранский торговый договор? а). 1839 г. ; б). 1841 г. ; в). 1845 г. ; г). 1848 г. 2. Какое государство Западной Европы преобладало преимуществом в колонизации Ирана до 1807 г. ? а). Испания; б). Англия; в). Франция; г). Голландия. 3. Годы жизни Али Мохаммада Баба? а). 1800 1848 гг. ; б). 1817 1850 гг. ; в). 1819 1850 гг. ; г). 1820 1851 гг.
4. Когда Али Мохаммада Баба начал проповеди? а). 22 июня 1844 г. ; б). 22 мая 1844 г. ; в). 22 июля 1845 г. ; г). 22 марта 1845 г. 5. В каком году началось первое вооруженное выступление? а). 1844 г. ; б). 1848 г. ; в). 1849 г. ; г). 1850 г. 6. Какая крепость стало первым оплотом восставших бабидов? а). Шейх–Таберси; б). Йезд; в). Зенджан; г). Нейриз.
7. В каком году бы взят крепость Шейх Таберси шахскими войсками? а). 1848 г. ; б). 1849 г. ; в). 1850 г. ; г). 1851 г. 8. Когда началось восстание в Йезде? а). В начале 1850 г. ; б). В конце 1850 г. ; в). В начале 1851 г. ; г). В конце 1851 г. 9. Кем был реформатор Амир Низам? а). Ханом; б). Шахом; в). Великим визирем; г). Придворной слугой. 10. Кто был основателем Бехаизма? а). Хусейн Бехаулла; б). Амир Низам; в). Али Мохаммада Баба; г). Таги Хан.
Ответы 1. б. ; 2. в. ; 3. в. ; 4. б. ; 5. б. ; 6. а. ; 7. б. ; 8. а. ; 9. в. ; 10. а.
Презентация.Движение бабидов в Иране.ppt