Духовное развитие общества.pptx
- Количество слайдов: 11
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
ПОПРОБУЕМ ВСПОМНИТЬ История, Философия, Антропология. КУЛЬТУРА- ? (более 200 определений) В самом широком смысле культура представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни Этнография, Социология, Культурология. Культура исключительно человеческий по своему происхождению и назначению механизм. Культура является универсальной формой человеческих коммуникаций , её функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИУНОСТИ, СУЩЕСТВОВАНИЕ ОБЩЕСТВА НЕВОЗМОЖНЫ БЕЗ КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА( РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ). ПОЧЕМУ?
ОСОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: КУЛЬТУРА, МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА, ДИАЛОГ КУЛЬТУР, ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ТЕРМИНЫ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, НОВАТОРСТВО, СУБКУЛЬТУРА, КОНТРКУЛЬТУРА, ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ, АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ, ААФРОЦЕНТРИЗМ ( НЕГРИТЮД).
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА– ЭТО СПЕЦИФИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ВИД. НАПРАСНЫ ПОИСКИ ЧЕЛОВЕКА ДО КУЛЬТУРЫ, ПОЯВЛЕНИЕ ЕГО НА АРЕНЕ ИСТОРИИ НАДЛЕЖИТ РАССМАТРИВАТЬ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. ( А. де БЕНУА) МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЫЧНО СВЯЗЫВАЕТСЯ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СВЯЗЫВАЕТСЯ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОТСУТСТВУЕТ
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СВЗАН С ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ И НОВАТОРСТВОМ ПРЕЕСТВЕННОСТЬ СВЯЗАНА С СОХРАНЕНИЕМ И ПЕРЕ ДАЧЕЙ ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ К ДРУГОМУ НО КУЛЬТУРА РАЗВИВАЕТСЯ И ЗА СЧЕТ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ВСЕГДА ОЦЕНИВАЮТСЯ СОВРЕМЕННИКАМИ ПО ДОСТОИНСТВУ.
СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА. ВНУТРИ ОТДЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЫ МОЖЕМ ВЫДЕЛИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ КУЛЬТУР: ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ И Т. Д. СУБКУЛЬТУРА- СОЗДАЕТСЯ ОТДЕЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ КУЛЬТУРА КОГДА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ВЫХОДЯТ ЗА РАМКИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ПРЕТЕНДУЮТ НА УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ: 1. КОНТРКУЛЬТУРА- ПРОТИВ ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ 2. КОНРКУЛЬТУРА АССОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУРА - КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ. 1. ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ РАЗВИВАЮТСЯ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ, ПОЭТОМУ ГОВОР ИТЬ О ПЛАНЕТАРНОМ ЕДИНСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕЛЬЗЯ. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР 2. ТОЧКА ЗРЕНИЯ: УНИКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР НЕ ИСКЛЮЧАЕТ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПУТЕМ: КОЛОНИЗАЦИЯ, ПРИВИВКА ЧЕРЕНКА НА ЧУЖОЕ ДЕРЕВО. РАВНОПРАВНЫЙ ДИАЛОГ
ВКЛАД ОТДЕЛЬНЫХ КУЛЬТУР В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. ПРИ ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ КУЛЬТУР МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НЕСКОЛЬКО УСТОЙЧИВЫХ МИРОВОЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ И НА УРОВНЕ ИСТОРИИ И НА УРОВНЕ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ. ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ. АФРОЦЕНТРИЗМ. (НЕГРИТЮД)
ДИАЛОГ КУЛЬТУР В. С. БИБЛЕР- ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНОЛ ЧТОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР ПРЕВРАТИЛОСЬ В ДИАЛОГ КРИЗИС КУЛЬТУРЫ В 20 ВЕКЕ И ПУТИ ВЫХОДА. ИССЛЕДОВАТЕЛИ РАССМАТРИВАЮТ КУЛЬТУРУ КАК ОГРОМНОЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО. БАХТИН- СЧИТАЛ , ЧТО КУЛЬТУРА МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ТОЛЬКО НА ГРАНИЦАХ: НА ГРАНИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО, В СТОЛКНОВЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР. ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМ ДИАЛОГ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ УСТАНОВКОЙ НЕКОНФЛИКТНО ГО РАЗВИТИЯ В МИРЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИ ЗМА – ПРИЗНАНИИ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ЭТО СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ. ТОЛЕРАНТНОСТЬ ИМЕЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ: 1. ЛИЧНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ, 2. ОБЩЕСТВЕННАЯ 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Духовное развитие общества.pptx