Духовная музыка в творчестве И. С. Баха
«Если представить всех композиторов в виде длинной горной цепи, то БАХ своею вершиной высоко уходит в небо» /М. Горький. /
Иоганн Себастьян Бах – из семьи крупнейшей музыкальной династии Германии.
Из предков Баха особенно прославились Фейт Бах – пекарь, который играл на цитре, Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте. Отец Баха – Иоганн Амвройский, городской музыкант. Дядя Иоганн Кристоф, служил в городе органистом. Благодаря им фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант» .
Дом в котором родился И. Бах
С 9 летнего возраста Иоганн занимается музыкой под руководством брата. Переписывая по ночам ноты он сильно теряет зрение. Отличное владение игрой на скрипке, органе, клавесине и прекрасный голос помогли ему поступить в хор «избранных певчих» . Наставником будущего композитора становится мастер-органист Георг Бьём.
В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где учился в певческой школе Св. Михаила. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, а также начал учить французский и итальянский языки.
Веймар. Органный период • В Веймаре (1708 – 1717) Бах служил городским органистом Годы жизни здесь стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа
Один из первых органов И. С. Баха
И. С. Бах знал все про работу органа, и к нему часто обращались за советом, как улучшить звучание того или иного инструмента.
В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация. В этот период Бах создал много органных произведений.
Кётен. Инструментальный период • В Кётене (1717 – 1723) Бах служил капельмейстером при дворе принца Кётенского, где не было органа. Поэтому Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В музыку обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавире. Без труда, справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству.
Лейпциг. Кантатно-ораториальный период • В Лейпциге (1723 – 1750) Бах занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокальноинструментальные композиции: композиции кантаты, оратории.
Признание • Талант Баха не ограничивался только областью композиции. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор клавесине Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.
Размышление Попытайтесь в музыке увидеть человека. • Каков он? • Каков его внутренний мир? • Верит ли Бах в человека?
Н. Н. Ушаков «Иоганн Себастьян Бах» *** Мне дорог Бах… Ну как бы вам сказать, не то чтоб нынче музыки не стало, но вот такого чистого кристалла еще нам не являлась благодать. Какое равновесие страстей, какая всеобъемлющая совесть, какая удивительная повесть о брошенной в века душе моей! 1967 г.
Список произведений Иоганна Себастьяна Баха • • • 1 Вокальные произведения • 1. 1 Кантаты (1— 224) • 1. 2 Мотеты (225— 231) • 1. 3 Литургические произведения на латинском языке (232— 243 a) 2 Органные произведения • 2. 1 Трио-сонаты для органа (525— 530) • 2. 2 Прелюдии и фуги, токкаты и фуги, фантазии и фуги для органа (531— 581) • 2. 3 Пассакалья и фуга до минор для органа (582) • 2. 4 Трио и другие произведения для органа (583— 591) • 2. 5 Концерты для органа (592— 598) • 2. 6 Хоральные прелюдии I: Органная тетрадь (599— 644) 3 Произведения для клавесина • 3. 1 Двухголосные и трёхголосные инвенции (772— 801) • 3. 1. 1 Двухголосные инвенции (772— 786) • 3. 1. 2 Трёхголосные инвенции (787— 801) • 3. 2 Четыре дуэта из сборника Clavier-Übung III (802— 805) • 3. 3 Английские сюиты (806— 811) • 3. 4 Французские сюиты (812— 817) • 3. 5 Различные сюиты (818— 824) • 3. 6 Клавирные партиты из сборника Clavier-Übung I (825— 830) • 3. 7 Французская увертюра из сборника Clavier-Übung II (831) • 3. 8 Части сюит (832— 845) • 3. 9 Хорошо темперированный клавир (846— 893) • • • 4 Произведения для солирующих неклавишных инструментов • 4. 1 Произведения для лютни соло (995— 1000) • 4. 2 Сонаты и партиты для скрипки соло (1001— 1006) • 4. 3 Сюиты для виолончели соло (1007— 1012) • 4. 4 Партита для флейты соло (1013) 5 Произведения для дуэта клавесина с другим инструментом • 5. 1 Произведения для скрипки и клавира (1014— 1026) • 5. 2 Сонаты для виолы да гамба и клавира (1027— 1029) • 5. 3 Сонаты для флейты и клавира (1030— 1035) • 5. 4 Трио-сонаты (1036— 1040) 6 Концерты и сюиты для оркестра • 6. 1 Скрипичные концерты (1041— 1045) • 6. 2 Бранденбургские концерты (1046— 1051) • 6. 3 Концерты для клавесинов (1052— 1065) • 6. 4 Сюиты для оркестра (1066 — 1071) 7 Каноны (1072 — 1078) 8 Поздние контрапунктические произведения (1079 — 1080) 9 Работы, открытые после первоначального составления списка • 9. 1 Разное (BWV 1081 — 1089) • 9. 2 Ноймейстерские хоралы (BWV 1090 — 1120) • 9. 3 Разные произведения для органа (BWV 1121 — 1126) • 9. 4 Строфическая ария (BWV 1127)
токкаты виртуозные музыкальные пьесы в быстром темпе, в четком движении
прелюдии инструментальные пьесы
фуги Полифонические многоголосные произведения
сюиты Произведения из 4 контрастных между собой частей, объединённых общим художественным замыслом