Kosttyum_Drevnego_Rima_-_kopia.pptx
- Количество слайдов: 32
Древний Рим
Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.
Периодизация Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV — I вв. до н. э. ) и искусство периода Империи (I — V вв. н. э. ). В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э. ), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.
Римская архитектура грандиозна, весьма эффектна, и своей инженерностроительной техникой уходит от простой барочной конструкции греческого храма. Например, базилики со сводчатыми перекрытиями, которые в последствии легли в основу христианских церквей; акведуки – многоярусные каменные мосты, несущие водопроводные трубы; триумфальные арки, воздвигаемые в честь военных побед; Колизей – амфитеатр, вмещающий десятки тысяч зрителей; пантеон – купольная ротонда – «храм всех богов» .
Эстетический идеал красоты Суровость и мужество война, приспособленность к любым условиям, строгость и простота – основные черты идеала на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны. В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считается светлый. Волосы окрашивали в светлые, золотистые тона, носили парики светлых оттенков.
Минерва Венера Богиня плодородия Церера
Ткани и их дизайн Распространенной тканью, из которой изготовляли одежду на протяжении всей истории Древнего Рима, была шерсть. Наряду с шерстью использовали и льняные ткани, которые применяли преимущественно для нижней одежды. Уже с 1 в. н. э в Риме был известен шелк. Использование шелковых тканей в одежде римлян все больше расширялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала обычной в быту богатых слоев населения. Сначала это были легкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные, а потом использовались и более грубые прозрачные шелковые ткани.
Цвета Основным цветом римской одежды в ранний период империи был белый цвет или естественный суровый. Белый цвет, как цвет праздничной или парадной одежды, сохранил свое предназначение в более поздний период Римской империи и, особенно, в религиозных церемониях. Поздние римские узорные ткани имели целостный большой рисунок, в котором использовались геометрические фигуры и вписанные в них различные растительные мотивы. Узор на тканях был выткан или вышит двумя-тремя цветами, что очень украшало ткань, делало ее надменно пышной. Эта пышность еще больше подчеркивалась золотым декором.
Разнообразной была гамма женских одежд, тогда как мужская одежда имела только красный, фиолетовый и коричневый цвет.
Пурпур со времен Домициана Флавия (1 столетие 80 гг. н. э. ) и особенно Феодосия (4 в. н. э. ) стал исключительно цветом императорского костюма.
Орнаментация тканей. Римляне отдавали предпочтение главному орнаментальному мотиву – стилизованным листьям аканта. Этот мотив применялся, как украшение в архитектурных сооружениях, так и в тканях. В сочетании с различными растительными мотивами (листья дуба, кедровые шишки, виноград, пальма, плющ, вьюн, колос, мак - любимые и в греческом искусстве), они создавали самые разнообразные комбинации, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали. Пышные гирлянды из цветов и плодов, фигуры людей, головы животных сочетались с военной эмблемой, воспевающей славу римских походов.
Разновидности орнаментов
Мужской костюм
Основной одеждой римских граждан и символом гражданского достоинства была тога. Roma togata – Рим, носящий тогу, так называли население Рима. Римлянин, совершивший преступление, прежде всего, лишался права носить тогу. Тога считалась исконно римской одеждой, подчеркивавшей знак римского гражданства.
Классическая римская тога из шерстяной ткани имела форму овала или эллипса, размер которого составлял 5, 6 х2 м. Тога не имела швов, ее ткали целиком. Драпировка тоги была очень сложной. Драпировкой тоги занимались жены или рабы. Рабыни, владевшие в совершенстве искусством красиво драпировать тогу, ценились очень дорого.
Тога обычных римских граждан была традиционно белой. Высшие должностные лица носили тогу–претексту, затканную по прямому сгибу алой или пурпурной полосой (у сенаторов – широкой, у всадников - узкой). В эпоху поздней республики полководец –победитель в день своего триумфа появлялся в венке из золоченных листьев лавра и в пурпурной тоге, прошитой золотыми нитями – тога-пикта. Триумфытор надевал ее поверх затканной золотыми пальмовыми ветвями ткники (туника-
Домашней одеждой римлян была туника, близкая по покрою к греческому хитону. Туника – это разрезная одежда, которая одевалась через голову. Хитон – оберточный тип одежды, который был сделан из целого куска ткани. Ткань для туники была шерстяной или льняной различных цветов. Туника имела короткие, или длинные рукава. Сверху туники одевали чаще всего небольшой плащ типа греческого гиматия.
Крой Тога и Туника
. В непогоду носили пенулу – плащ в виде вытянутого овала с круглым вырезом для головы, к которому пристегивали капюшон. Пенулу делали из плотных шерстяных тканей типа валяного сукна.
С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами
Крой Далматика
Женский костюм Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до IIIIV вв. н. э. , пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком. Женская туника по покрою не отличалась от мужской.
Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника (рис. 6). Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.
Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы. В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.
Римлянки, чтобы сохранить стройность фигуры используют искусственные приемы стилизации фигуры. Например, специальной тканью, которая называется зона, бинтуют грудь и бедра; высоко под грудью носят кожаный пояс – стафион, зрительно удлиняя тем самым ноги и фигуру.
Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками. Обувь плотно облегает ноги так, что они кажутся обнаженными.
Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос. Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана. Прически
Украшения В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные изделия: кольца, перстни, которые носят по 56 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградных знаков.
Камея Возникла в Греции в 3 веке до н. э. , а затем очень быстро получила популярность в Риме. Древние камеи изображают мораль и образы из мифологии. Ранние камеи были сделаны из камня, использовались в основном для перстней и были настолько велики, что являлись практически произведениями искусства, а не носильными ювелирными изделиями.
Заключение В последний период существования Римской империи, когда разорительные войны создают тревожную и гнетущую обстановку, исчезает и былая роскошь. Деградирует и умирает все – и культура, и люди. Наступает последний этап существования античного мира и с мировой арены сходит драпированный костюм, раскрывший европейцам далеких поколений каноны пластической красоты в одежде.
Современная туника
Kosttyum_Drevnego_Rima_-_kopia.pptx