Древний Рим (3).ppt
- Количество слайдов: 42
Древний Рим
Римская империя В ходе своего существования империя прошла сложный путь развития. Сначала это была небольшая олигархическая республика на берегах Тибра. Затем римляне завоевали всю Италию, Карфаген и его колонии, Грецию и эллинистические государства, поглотив тем самым весь античный мир.
Римская культура. Около 220 г. Рим, катакомбы Каликста. Римляне многое переняли из греческой культуры. Собственные художественные традиции римлян были очень скудны. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена. Развившись в могущественное государство, Рим создал свою литературу, правда, восходящую к греческим истокам, но сильную и самобытную. В пластических искусствах самобытность Рима проявилась меньше: римские художники не столько даже продолжали греческие традиции, сколько усердно воспроизводили и копировали греческие образцы.
Римская наука. Плиний Старший, известный римский ученый. Римская наука, направленная на осознание единства многообразия природы и постижение закономерностей универсума, была тесным образом связана со специфически античным представлением о мире как вечном, живом, неделимом, прекрасном целом. Именно мировоззренческими представлениями о том, что космос вечен, одушевлен, неделим и совершенен, объясняются особенности теоретико познавательных аспектов римской науки.
Деление наук в Риме. v умозрительные, или теоретические v эмпирические, связанные с практикой; сюда же относили и искусства (науки), удовлетворяющие потребности роскоши. Клавдий Птолемей
Практические науки. Цицерон, Марк Туллий - римский оратор, философ, политик. Практические науки ближе к действительности и диктуются необходимостью: это медицина, земледелие, строительное и военное дело, искусство мореплавания, право и прочие жизненно важные области знания. Занятия этими науками традиционно считались достойными «благородного» человека (отсюда их название — «благородные науки» ) и включали знание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, астрономии, геометрии и музыки. Предметы эти входили в круг греческого воспитания и образования, а также были основой всякого практического знания на протяжении всей античной истории.
Умозрительные науки. Умозрительные науки — теоретические — непосредственно с практикой не связаны. Главнейшая же из умозрительных наук — философия, которая делится на физику, этику и логику, составляющую метод философского изложения. Основание соединение теоретического знания и практической мудрости. Сводя теории и мнения в обширный труд, автор может соглашаться или спорить с предшественниками, но он не считает своей задачей соотнести эти теории с опытом, усомниться в точности или достоверности сообщаемых им сведений, как не считает своей задачей написание вполне самостоятельного исследования. Так, в «Естественной истории» Плинием Старшим использовано свыше двух тысяч книг более чем ста авторов, а в «Вопросах природы» Сенекой — свыше сорока авторов, среди которых и греческие натурфилософы, и гораздо более поздние авторитеты.
Астрономические и метеорологические представления. Авторы: v Манилий – дидактическая поэма «Астрономика» . v Лукреций, v Витрувий, v Плиний Старший, v Сенека Точка зрения: Ø универсум вращается вокруг неподвижной Земли, занимающей центральное положение во Вселенной. Ø Земля имеет форму шара и вра щается вокруг своей оси, проходящей через центр Вселенной.
Клавдий Птолемей. геоцентрическую систему мира Геоцентрическая система мира, согласно которой все видимые движения небесных светил объяснялись их движением (часто очень сложным) вокруг неподвижной Земли. 13 книг «Математического сборника» (в арабском варианте «Альмагест» ). В этом сочинении содержится все главное из сделанного им в области математики, а именно – тригонометрии. Занимался еще теорией музыки, оптикой, хронографией и географией.
Страбон. "Полезность географии предполагает в географе также философа — человека, который посвятил себя изучению искусства жить, т. е. счастья". Наибольший вклад в развитие географии внес уроженец Понта, грек Страбон (63 г. до н. э. — 19 г. н. э. ), который обобщил сведения своих предшественников — Эратосфена, Гиппарха, Посидония — в 17 книгах «Географии» . Она дошла до нас почти полностью и служит одним из главных источников знаний о географических представлениях древности. Кроме того, Страбон был также автором 43 томного труда по истории, к сожалению, почти полностью утраченного. В «Географии» Страбон подробно — полней, чем кто либо до и после него, — рассказал о современном ему мире. И о том, каким представляли его в разные времена разные люди. Суждения о предмете интересовали его нередко не меньше, чем самый предмет.
Знания. Природа познавалась через философию, именно в той ее части, связанной с целой системой, которая называлась физикой, или натурфилософией. О действительном состоянии уровня технических знаний и их применении в период Империи дают представление v сочинения Витрувия «Об архитектуре» , v Секста Юлия Фронтина «Об акведуках» , v Герона Александрийского «Механика» , v свидетельства Плиния Старшего, v Сенеки, v Колумеллы, v Варрона.
Достижения техники в строительстве. Вилла Адриана. II в. Тиволи. v «гидравлическая смесь» (бетон) v кладка из обожженного кирпича v кирпично бетонная сводчатая техники. Архитектор планирование зданий или городов, строительная техника, и фортификационные укрепления военного назначения применять на практике знание механики при изготовлении приборов для измерения времени (солнечные и водяные часы), при изготовлении грузоподъемных кранов, военных приспособлений — осадных метательных орудий.
Достижения техники в ремесленном производстве. v Изобретение прозрачного стекла и развитие стеклодувного дела; v Мраморная облицовка общественных и частных зданий; v Изобретение отопительных систем и их использование в городских банях, а также в частных городских домах и загородных виллах.
остижения техники в сельском зяйстве. Водяная мельница. Схема. v Внедрение ротационной мельницы вместо зернотерки. v Изобретение водяной мельницы. Наиболее известен комплекс из 16 водяных мельниц, обнаруженный в Бербигале (около Арля), датируемый серединой III в. н. 9. Более широкое распространение получили мельницы, которые были открыты в Помпеях. v Винтовой пресс наряду с традиционными канатными прессами.
Достижения техники. Механика: v изобретение винта и шестерни v усовершенствование ювелирных инструментов и медицинских приборов. В бытовой сфере: изобретение и использование стенографии.
Античная цивилизация – не техническая. Причины: v ограниченное применение источников энергии (воды, ветра и пр. ), v мускульная энергия животных не использовалась в должной мере v лошадей широко не употребляли т. к. не знали стремени v высокая стоимость и неэффективность наземного транспорта v применении некачественных металлов в создании механизмов
Римское искусство и культура. Характерно: v противоречивость, неоднозначность v грубая простота соседствует с ослепительной помпезностью. v создатели руководствовались больше разумом, нежели чувством достигает своего апогея в великих творениях периода правления императора Августа (31 г. до н. э. — 14 г. н. э. )
Марк Витрувий Поллион. (конец I в. до н. э. — начало I в. н. э. ). : «Прочность, Польза, Красота» . v трактат «Десять книг об архитектуре» (18– 16 гг. до н. э. ): градостроительные, инженерно технические и художественные вопросы архитектуры, обобщен опыт греческого и римского зодчества.
Триада Витрувия. В основе теории: древний принцип «соответствий» , Принцип подразумевает уподобление здания формам и частям тела человека, которое отвечает устройству Вселенной, поскольку делится на три части (голова, торс, ноги) и каждая часть, в свою очередь, тоже делится на три. девять греческих муз — это возведенная в квадрат триада. Деление основных частей здания на три: фундамент, колонна, антаблемент.
«Десять книг об архитектуре» v описание подъемных механизмов (полиспастов), v приборов для поднятия воды (тимпанов), v военных осадных машин, v приемов римской кирпичной кладки v основных приемах и принципах сооружения деревянных мостов, скатных крыш, сводчатых конструкций и деревянных кружал.
Строительство. Пантеон в Риме. v Помимо безрастворной каменной кладки, кладка на известковом растворе с добавлением измельченной керамики и вулканического песка, что придавало постройкам особую долговечность. v Технология изготовления бетона из извести (использовали вулканический песок — пуццолану) v Кессонирование (покрытие Пантеона и базилики Максенция) v Арки и купола: безрастворный способ, с применением раствора.
Мосты. Гардский мост Мост Фабриция Мост Цестия В мостах безрастворной конструкции часто применялись металлические скобы, железные или бронзовые, которыми камни скрепляли друг с другом. Многие мосты сохранились и по сей день. Например, мост Фабриция, мост Цестия, Гардский мост акведук.
Акведуки. Акведук Пон дю Гар Акведук в Карфагене На основе арки римляне соорудили множество акведуков, как назывались античные водопроводы. Первый акведук 312 г. Аппием Клавдием (16, 5 км) В начале II в. н. э. при императоре Адриане акведук в Карфагене (132 км) В Риме 14 акведуков.
Акведуки. Акведук в Таррагоне. Испания Акведук в Сеговии. Испания Это уже упоминавшийся знаменитый Гардский мост — трехъярусная аркада, общей высотой 48, 75 м. Грандиозный акведук в Сеговии, в Испании, высотой 30 м, также возведенный при Траяне, действует до сих пор.
Причины отсутствия эпидемий. v строго следили за чистотой питьевой воды v организация канализации, как общественной, так и в богатых частных домах
Римские термы. Термы в городе Трир. Германия Отделения с холодной и горячей водой, парильни и залы для гимнастических упражнений и отдыха В частных домах ванны, которые наполнялись водой из бойлера, помещенного над печью.
Гипокауст. Обеспечивал теплом как горячие залы терм, так и помещения частных вилл. Этим несложным приемом пользовались повсеместно на всей территории империи и в дальнейшем в Византии.
Форики. Уборные форики. «Римская форика была общественным сооружением в самом широком смысле слова. . . Люди здесь встречались, обменивались новостями и приглашениями на обед, что никого не удивляло. В то же время эти помещения были прекрасно оборудованы и декорированы с непонятным нам излишеством. Вода непрерывно текла по небольшим желобам, перед которы ми были установлены группы стульчаков. Сиденья выполнялись из мрамора и были декорированы скульптурными кронштейнами в виде дельфинов… Над сиденьями нередко устраивались ниши со статуями богов или героев. . . или алтарь богини Фортуны. . . зачастую помещение услаждалось игрой водяных струй фонтана» .
Cloaca Maxima Все канализационные стоки направлялись по закрытым трубопроводам в огромный коллектор под названием «Клоака Максима» , через который сбрасывались в Тибр. Его начали строить еще в VI в. до н. э. , и он был единственным канализационным коллектором в Европе до XIX в.
Металлы. v железо из Тосканы, Испании и Каринтии; v «вууц» (сталь) —из Индии, где эти технологии были хорошо развиты; v медь получали с Кипра и из Малой Азии; олово — из Корнуолла v свинец добывали в греческих рудниках.
Использование металлов. Свинец: v Основной материал для производства труб v заливали швы, заменяя раствор, v им защищали от коррозии металлические скобы Медь: v кровельный слой Пантеона первоначально был сделан из позолоченных медных пластин, v перекрытие портика опиралось на бронзовые балки.
Древний Рим. Численность населения: 250 тыс. или 2, 5 млн. чел. По последним исследованиям 1 млн. жителей (с конца III до начала IV в. ) многоэтажное строительство: многоэтажные дома инсулы, а малоэтажные — домусы. К 300 г. , по свидетельству официальной переписи населения, в Риме насчитывалось 1797 домусов и 46 602 инсулы.
Угроза пожаров. v В 6 г. императором Августом v v v учрежден корпус вигилов После пожара 64 года Нероном был издан указ, по которому каждая инсула должна была иметь собственную стену. не допускалось использование стены рядом стоящей инсулы для пристройки. хранение вне дома противопожарного инвентаря применение дерева ограничивалось в пользу камня улицы противопожарные разрывы Улица Виа дель Корсо
Декоративные искусства. Красящие пигменты: Природные: v желтая охра (Афины) v красная земля (Черное море, Египет, Болеарских о ва и о в Лемнос) v мелосские белила (о в Мелос) v зеленый мел (малоазиатская Смирна) v зеленый малахит (Македония) v армянская лазурь (Армения) Химические: v Киноварь (на основе ртути) v Черный пигмент (сжигания смолы) v Пурпур (из моллюсков) v синий пигмент (из меди) v коричневый пигмент (сжигание охры)
Римская архитектура. Примеры тосканского ордера Предшественницей римской архитектуры была этрусская архитектура. На основе трансформации греческих образцов особый вид храма, стоящего на подиуме, с глубоким передним портиком. Тосканский (этрусский) ордер переработка форм греческой дорической архитектуры.
Архитектура. Италийский тип жилого дома, композиционным центром которого являлся атриум — обширное помещение типа зала с прямоугольным отверстием в центре перекрытия.
Рим. Форум Романум «Вечный» город, основанный в VIII в. до н. э. , расположен на холмах, главными из которых являются Капитолий, Палатин и Квиринал. Главной площадью Рима был Республиканский форум — Форум Романум, который являлся особым типом организации городской среды общественного назначения.
Форум императора Траяна. Построен в начале II века н. э. по проекту зодчего Аполлодора Дамасского. Элементы форума Траяна (на одной оси): v перистильный двор (квадратные очертания) v в центре конная статуя императора v замыкался фасадом базилики Ульпия. v латинская и греческая библиотеки. v Между ними колонна Траяна(33 м)
Храмы. Стилевые особенности: v поставлены не на стереобаты, а на подиумы v глубокие передние портики v боковые фасады или прикрыты колоннадами, или же обработаны полуколоннами v большинство коринфский ордер, иногда композитный ордер.
Пантеон. храм во имя всех богов, перестроенный Аполлодором Дамасским в 118– 125 годах н. э. из зала терм Агриппы. Это грандиозный круглый по форме храм, перекрытый сферической чашей купола диаметром почти 43 метра. Пролет этот — максимальный в римском зодчестве, непревзойденный в последующие века.
Пантеон. Пантеон представляет собой пример еще одного типа римского храма — ротонды. Сооружен путем использования кирпично бетонных конструкций. Был отделан внутри полихромными мраморами в гамме охристо коричневых тонов с частичным введением белого мрамора. «глаз Пантеона» диаметром 9 метров
Базилики. Представляли собой крытые залы для торговых сделок, судебных заседаний, политических собраний. Позже ранние христиане приспособят их под храмы. Общая черта базиликальных построек — вытянутый план, членение на три или пять нефов. В интерьере базилики был второй этаж, на котором располагались галереи для прогулок.