Древний Рим
Рим периода царей • 753 (754 ? ) год до н. э. – легендарное основание Рима царем Ромулом. Строительство общей крепости «Рим» на Капитолийском холме. • Население состояло из трех трибов (племен), десяти военных союзов (курий), ста родов. • 510 год до н. э. – изгнание этрусских царей и утверждение республиканской власти.
• Крупнейшим творением этрусских мастеров в Риме был освященный в конце VI в. до н. э. храм Юпитера Наилучшего Величайшего на Капитолийском холме, считавшийся главной святыней государства. Построенный из кирпича-сырца и дерева храм стоял на каменном подиуме (основании), сложенном насухо, без связующего раствора. Двускатную кровлю поддерживали деревянные колонны. Здание украшали росписи, терракотовые статуи и барельефы. • Ещё одно важное наследие этрусской архитектуры – циркулярная арка.
• Этрусская скульптура в значительной степени повлияла на римскую. Скульптор Вулка – легендарный создатель бронзового изображения капитолийской волчицы.
Римская республика • Начальный этап истории республиканского Рима, во главе которого стоял сенат, это борьба между патрициями и плебеями. • Затем – период воин. • 1 -ая Пуническая война (264— 241 гг. до н. э. ) - Рим захватил Сардинию, Корсику и Сицилию, где впоследствии создал свои первые провинции (завоеванные территории, обязанные платить тяжелые подати и лишенные всяких прав). Рим превратился в крупную средиземноморскую державу. В 229 г. до н. э. римляне овладели восточным побережьем Адриатического моря. В 222 г. до н. э. были усмирены галлы на севере Италии. В результате 2 -й Пунической войны (218— 201 гг. до н. э. ) под власть римлян окончательно перешли Сицилия и значительная часть Испании, а в итоге 3 -й Пунической войны (149— 146 гг. до н. э. ) Карфаген прекратил свое существование, и на его месте образовалась римская провинция Африка.
• К концу III — началу II в. до н. э. в Риме рабство патриархальное сменилось развитым, классическим: рабский труд широко проник в производство, прежде всего в сельское хозяйство, которое начало приобретать товарный характер. Рабов стало много, и основным источником их пополнения сделались победоносные войны. В 148 г. до н. э. Рим захватил Македонию, в 146 г. до н. э. — Грецию, в 133 г. до н. э. — Пергамское царство в Малой Азии, в конце II в. до н. э. образована провинция Нарбонская Галлия (юг современной Франции), в I в. до н. э. завоевано Понтийское царство в Малой Азии и образована провинция Сирия, в 58— 50 гг. до н. э. покорена значительная часть Галлии под командованием Юлия Цезаря. • Юлий Цезарь узурпирует власть и становится монархом, а его наследник — Октавиан Август стал основателем Римской империи, западная часть которой просуществовала до 476 г.
Основные черты римского искусства эпохи Республики • Идеалы коллективизма и патриотизма, отразившиеся во всех видах искусства • Прагматицизм и аскетичность • Традиционность, следование обычаям предков • => Постройки должны были вмещать большее количество народа. Применялись более дешевые материалы и более быстрые методы строительства.
Три этапа в архитектуре и градостроительстве • 1 этап - (V в. до н. э. ) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).
Храм Весты
• На основе арки - три типа сводов: • бочарный (полуцилиндрический) • крестового (представляющий собой пересечение под прямым углом двух бочарных) • купольного. • Появление бетона — смеси известнякового раствора и гравия с бутом, то есть кирпичной и каменной крошкой. Техника строительства из бетона была изобретена тысячелетием раньше на Ближнем Востоке, но римляне расширили область его применения и сделали основным методом строительства. Плюсы: прочность, дешевизна и пластичность. • Облицовка — кирпичная или каменная кладка, мраморные плиты или гладкий слой штукатурки.
• 2 -ой этап -IV–III вв. до н. э. • Городское строительство -мощеные улицы, канализация, водопроводы. Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки – оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н. э. ), дороги (Аппиева дорога 312 до н. э. ), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н. э. ), сточные каналы (клоака Максима)
Аппиева Дорога (312– 244 до н. э. ) между Римом и Бриндизием. (570 км. )
• 3 этап - II–I вв. до н. э. появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал – водоупорный и прочный римский бетон , который делает возможным сооружение сводчатых перекрытий в больших помещениях. • Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. • Новый вид ордера – композитный • Ордерная аркада – совокупность арок, опирающихся на колонны. • На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма – псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полуколоннами. • Римский амфитеатр - самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены. • Жилые дома на основе греческой перистильной конструкции (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения), но, в отличие от греков, комнаты в строгой симметрии
• Слово forum означает «рыночная площадь» . В Риме было несколько площадей, все они именовались форумами. Главршя площадь называлась просто Форум без всяких эпитетов; в настоящее время ее принято называть — «Римский Форум» . Он возник на месте заболоченной низины, которая тянулась вдоль Палатина и упиралась в Капитолийский холм. В VIII в. до н. э. здесь находилось кладбище. Постепенно низину осушили, погребения в черте города запретили, рынок перевели на другое место, а Форум сделался центром общественной жизни; его неоднократно мостили, от доимператорского времени сохранились следы семи каменных мостовых (шесть — из туфовых плит, седьмая — из травертина).
• Амфитеатром в древнем Риме называли монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, конных ристалищ, театрализованных представлений). Он представлял собой соединение 2 -х подковообразных греческих театров, точнее, двух театронов, уступами поднимавшихся вверх, с эллипсовидной ареной в центре. Арену окружала высокая стена - подий, за которой размещались ряды кресел для привилегированной публики. За подием поднимались вверх несколько открытых ярусов, завершавшихся колоннадой. Наверху размещались места для остальных зрителей. Амфитеатр не имел крыши, ее функцию выполнял тент, велум, натянутый на мачты. Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Под ареной помещались клетки для зверей и подъемные механизмы. Древнейший римский амфитеатр, сохранившийся в Помпеях, (70 в. до н. э. ), был рассчитан на 15 тысяч зрителей. Руины крупнейшего римского амфитеатра, Колизея, или амфитеатра Флавиев сохранились. Колизей состоял из арены, эллиптической в плане, и поднимающихся амфитеатром 4 -х ярусов, вмещавших около 50 тысяч зрителей.
Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме. I век до н. э
Скульптура и живопись • Подражание греческой манере • Нет любования телом. Более скованная пластика. • Индивидуальность в изображении лица • Скульптурные портреты. Характерное изображение персонажа • Повествующий рельеф
В живописи господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения.
Римская империя • Интенсивно развивается градостроительство. Распространяется особый римский тип городской планировки: город состоит из жилых кварталов, общественных зданий, площадей (форумов) и производственных зон; он организуется вокруг двух пересекающихся под прямым углом центральных проспектов, делящих его на четыре части, обычно ориентированные по сторонам света; параллельно проспектам тянутся узкие улицы, разбивающие город на кварталы; вдоль мощеных с тротуарами улиц проложены водосточные каналы, закрытые сверху плитами; развитая система водоснабжения включает водопроводы, фонтаны и цистерны для сбора дождевой воды.
Храм Диоскуров — один из древнейших римских храмов, заложенный в 484 г. до н. э.
Пантеон (1 -2 вв н. э. ) • «Пантеон» — буквально означает «храм всех богов» . Пантеон представляет собой массивное круглое сооружение, увенчанное куполом, который снаружи кажется плоским, а внутри занимает половину высоты храма; вход украшает торжественный портик; треугольник его фронтона поддерживают 16 гигантских колонн, поставленных в два ряда, так что на фасад выходят восемь колонн; сделаны они из монолитов красного египетского гранита, а их круглые базы и коринфские капители — из греческого мрамора. Купол опирается на ротонду, стены которой состоят из восьми опор (пилонов), соединенных между собой многоярусной аркадой, заложенной кирпичом; купол создан из слоев бетона с заполнением кирпичным щебнем и пемзой; верхняя часть купола состоит из пемзобетона. Снаружи круглая стена расчленена на три яруса, из которых нижний облицован мрамором, а два верхних остались кирпичными, но были оштукатурены. Купол покрывали бронзовые вызолоченные пластины.
• Возникновение базилики – гражданского здания для торговли, судопроизводства и политических собраний. В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений. Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.
Базилика Константина (306 -337 гг)
Конная статуя Марка Аврелия. 161 -180 г. н. э. Бронза, несколько более натуральной величины.
Константин Великий. Начало IV в. н. э. Мрамор, высота 2, 44 м. Константин Великий. Начало IV в. н. э. Мрамор, высота 2, 44 м
• В живописи в начале I в. н. э. утверждается третий помпейский (канделябрный) стиль (небольшие мифологические картины, обрамленные легким архитектурным декором); возникают новые жанры – пейзаж, натюрморт, бытовые сцены
• Во второй половине I в. он сменяется более динамичным и экспрессивным четвертым помпейским стилем. Во II–III вв. стенная живопись начинает постепенно вытесняться мозаичными изображениями.
• эпоху Империи активно развивается философия. Ее ведущим направлением в I – первой половине II в. становится стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Согласно стоикам, вселенная порождена и управляется божественным разумом; законы мироздания человек не в состоянии изменить, он может лишь жить в согласии с ними, достойно исполняя свои общественные обязанности и сохраняя бесстрастие по отношению к внешнему миру, его соблазнам и бедствиям; это позволяет человеку обрести внутреннюю свободу и счастье. В III–IV вв. доминирующее положение в римской философии занимают христианство и неоплатонизм, возникший в результате синтеза платонизма, аристотелизма, мистического неопифагорейства и восточных религиозных течений. Основатель неоплатонизма – Аммоний Сакк (175– 242), главные представители – Плотин (ок. 204 – ок. 270), Порфирий (ок. 233 – ок. 300) и Прокл (412– 485). По их убеждению, началом бытия является божественное единое, из которого возникает духовный, из духовного – душевный, из душевного – физический мир; цель человека – найти путь к единому, отрешившись от материального (которое есть зло) через нравственное очищение (катарсис) и освободив душу от тела через аскезу.