10 класс 15 урок Архитектура Древнего Рима.pptx
- Количество слайдов: 18
Древний Рим Особенности Римского градостроительства 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. План урока Определение хронологических рамок Исторический экскурс «Что и откуда? » К вопросу о заимствованиях в римском архитектурном стиле… Римский ФОРУМ Пантеон Отличительные черты римской базилики. . Колизей
Определение хронологических рамок • Культура Древнего Рима хронологически охватывает периоды: • Республики с VI по I в. до н. э. • Империи с I в. до н. э. по IV в. н. э. • Более детальная периодизация опирается на время правления императоров: • Октавиана Августа (31 г. до н. э. – 14 г. н. э. ), • Юлиев Клавдиев (14 г. н. э. 68 г. н. э. ), • Флавиев (69 г. н. э. 96 г. н. э. ), • Траяна (98 г. н. э. – 117 г. н. э. ), • Адриана (117 г. н. э. – 138 г. н. э. ), • Антонинов (138 г. н. э. 192 г. н. э. ) • Эпоха культуры Древнего Рима заканчивается периодом поздней империи (III — IV вв. )
ВЕЧНЫЙ ГОРОД… • Никогда судьба народов не была так тесно связана с судьбой одного города и никогда такая связь не была столь длительной, как во времена римского господства над миром. • Римляне полагали, что мир принадлежит им, и с легкостью подчиняли себе народы. Величие побед, величие своего древнего и горделивого существования они запечатлевали в монументальных памятниках архитектуры и гражданском строительстве. Ими были поставлены триумфальные арки и колонны, возведены дворцы и храмы, форумы и термы, амфитеатры и цирки, построены дороги, мосты и акведуки.
Легенда об основании Рима • По легенде, близнецы Ромул и Рем были сыновьями бога войны Марса и весталки Реи Сильвии, дочери царя города Альба Лонга. Коварный брат царя, желая завладеть троном, заключил его в тюрьму, а близнецов уложил в корзину и бросил в Тибр. Однако, корзину с близнецами прибило к Капитолию — священному холму, где младенцев вскормила своим молоком волчица. Когда мальчики выросли, они вернули трон деду, а сами решили основать новый город. Его главный храм они возвели на Капитолийском ) Очерчивая границы города, братья поссорились, и Ромул убил Рема, став единовластным правителем города и дав ему свое имя.
Этрусское влияние на Римскую архитектуру • Опираясь на строительный опыт завоеванных стран, римляне создали самобытную архитектуру. У этрусков они позаимствовали тусскую колонну, напоминающую дорическую, и полуциркульную арку — римскую ячейку, ставшую основой практически любого сооружения: триумфальной арки, моста, акведука, амфитеатра.
• • У греков римляне переняли: пантеон богов, устройство дома греческие ордера, к которым добави ли композитную капитель (соединение ионической волюты с коринфским аканфом).
Римская колонна • Первые крупные постройки в Риме производились совершенно в этрусском роде, по всей вероятности даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.
Римская колонна теория • Применение этих форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем либо более солидным, более способным выносить значительный груз. И вот, римляне почти совершенно бросают употребление колонн и возводят массивные стенам и пилястры. • Но колонна остается как декоративный элемент: маскирует наготу пилястр и сухость стенных поверхностей. А также применяется в портиках, ведущих в здание, в перистилях и продолжает употребляться так же, как и в Греции. • Итак, рациональный смысл, который колонны у греков, в Риме если и не утрачивается вполне, то сильно искажается. А другие мотивы, которые, обусловлены колонной, теряют свою строгую осмысленность и соразмерность. Известно также, что римляне не изобрели своего типа колонн: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось четыре ордера: • римско дорический • римско ионический • римско коринфский • композит
Важнейшие отличия римской архитектуры • В отличие от греков, считавших мрамор главным материалом и часто выполнявших сложнейшую работы – например, по высечению метоп из мрамора и их декорированию различными сюжетами (вспомним предыдущие уроки)… римляне были прагматиками: • В эпоху республики они строили из кирпича. • При императорах здания возводили из бетона с последующей облицовкой стен тонкими мраморными плитами. • Становясь хозяевами в завоеванной стране, римляне использовали свои войска для прокладывания дорог, осушения болот, строительства городов. • Именно градостроительство явилось самым замечательным достижением римской культуры.
Планировка римского города • Основу планировки любого римского города составлял военный римский лагерь с широкими улицами, украшенными колоннадами и пересекавшимися под прямым углом. Город окружали стены с множеством триумфальных порот. Непременными общественными сооружениями римского города являются форум, амфитеатр, цирк, термы (бани) и театр. • На форуме, служившем рыночной площадью, и местом общественных собраний, строились храмы и различные административные здания.
Типовой римский храм • Круглые храмы ротонды с колоннадой по окружности имеют строго обозначенную центральную ось от входа до ниши напротив со статуей божества в ней. • В виде ротонды в период республики на форуме строили храмы богини Весты. • В эпоху императора Адриана (II в. ) в Риме по тому же принципу построили Пантеон — храм всех богов. Продольная ось в нем обозначена грандиозным портиком при входе и нишей со статуей верховного бога римского пантеона Юпитера (Зевса) с противоположной стороны. • Массивный цилиндр храма из бетона, стены которого достигают 6 м в толщину, соединен кирпичным блоком с портиком из 16 колонн и перекрыт полусферическим куполом. Купол имеет диаметр более 43 м и 10 метровое световое отверстие в центре. Он сооружен путем постепенного наслоения горизонтальных пластов легкого пемзобетона на деревянный каркас. Столб солнечного света, проникающий в отверстие, служил световым стержнем, вокруг которого как бы вращалось затененное пространство храма. Таким образом, он отражал восприятие римлянами их верховного бога Юпитера, в котором видели не столько человека, сколько сам небесный свод.
Типовой римский храм • Храмы, прямоугольные в плане, подняты на высокий цоколь; к единственному выходу ведет крутая лестница; по периметру храм окружает ложная колоннада, лишь на половину объема выступающая из стены. • Так выглядели храм Сатурна на форуме в Риме, где хранилась государственная казна, храм Аполлона на форуме в Помпеях и другие.
Базилика – типовое общественное здание, в котором: 1. Заседал суд, 2. Заключались торговые сделки • Прямоугольные объемы базилик республиканского периода на форуме в Помпеях и императорского на форуме Траяна в Риме состояли из пяти проходов, разделенных колоннами: очень широкого центрального и четырех более узких, несших галереи второго яруса. Трибунал, где вершился суд, имел форму огромного полукруга, диаметр которого занимал одну из узких сторон и был отделен от остального пространства базилики портиком. • Вход находился с противоположной стороны. Пространство центрального прохода, вероятно, не имело перекрытия, оставаясь под открытым небом. В базиликах всегда было людно и оживленно: заседал суд, выступали ораторы, заключались торговые сделки. Об атмосфере, которая там царила, свидетельствует, например, такая надпись, сохранившаяся на стене помпейской базилики: • Я удивляюсь тебе, стена, как могла ты не рухнуть, • И продолжаешь нести надписей столько дрянных! • (Перевод Ф. Петровского)
Исключительное значение римляне придавали зрелищам: • Лейтмотив жизни римского плебса «Хлеба и зрелищ!» продиктовал основные типы построек: • 1. Цирки для проведения состязаний на беговых колесницах и • 2. Амфитеатры для гладиаторских боев.
Цирки для проведения состязаний на беговых колесницах • Цирки строились по образцу, который являл собой грандиозный римский цирк Массимо, сооруженный в эпоху республики. Каменные трибуны, расположенные ярусами, имели форму эллипса. Вход находился на его закруглении и отмечался массивными триумфальными арками. Центр поля по длине занимал высокий подиум, украшенный статуями, обелисками и колоннами. Стоящие на торцах каменные столбы — меты — служили ориентиром для возниц.
Амфитеатры для гладиаторских боев • Амфитеатры представляли собой круглое в плане сооружение. Массивные полуциркульные арки из тесаного камня, так называемые римские ячейки, составленные в два три яруса, окружали открытую арену. От арены ярусами поднимались каменные сиденья. Исключительное место среди сооружений такого рода занимал четырехэтажный амфитеатр Флавиев в Риме (Колизей) строительство которого началось в 75 г. н. э. при императоре Веспасиане из династии Флавиев. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тыс. зрителей. Через открытую аркаду первого этажа они равномерно проникали внутрь и по 60 лестницам попадали на свои места. Сиденья в первом, нижнем ярусе предназначались для привилегированного сословия — сенаторов, жрецов, весталок и судей, здесь же находилась трибуна императора; во втором — для граждан; в третьем — для плебса; четвертый этаж отводился под стоячие места для рабов.
Облицовка… • В подземелье под ареной размещались камеры для гладиаторов, клетки для животных, помещения, куда сносили трупы убитых. Для боя гладиаторов арену засыпали песком, для морского сражения заполняли водой с помощью подходившего к зданию рукава акведука • Внутри здание было облицовано мрамором, снаружи — из вестковым туфом и украшено колоннами — по одной на плос кости стены между арочными проемами. На первом этаже это колонны тусского ордера, приземистые и массивные. Второй этаж опоясывают изящные, стройные колонны ионического ордера, третий — еще более высокие коринфские, четвертый — пилястры коринфского ордера. • Такое расположение колонн обеспечивает визуальный эффект, при котором здание, массивное снизу, кажется менее тяжеловесным вверху и более высоким. Просветы арок некогда заполняли величественные мраморные статуи римских богов и сенаторов. Помпезный вид довершал шелковый тент, натягиваемый над ареной в жаркие или дождливые дни.
Проверим себя? • Какие сооружения создавали облик городов Древнего Рима? Выполните задание № 9 в рабочей тетради. • Какой архитектурный элемент составляет ядро любого римского сооружения — моста, акведука, амфитеатра, триумфальной арки? Как вы понимаете выражение: «Принял Август Рим кирпичным, а оставил мраморным» ? Приведите примеры.
10 класс 15 урок Архитектура Древнего Рима.pptx