ДРЕВНИЙ РИМ
• Культура Древнего Рима — во многом продолжательница античных традиций Греции — отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. • Трудно переоценить и значение римского права. Именно римляне являются основоположниками всех современных юридических норм. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. • Римская культура — это языческая культура. Но эпоха поздней Римской империи ознаменована широким распространением в её пределах нового вероучения — христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324— 330).
По преданию, Рим был основан 21 апреля 753 г. до н. э. Символом города считается волчица, вскормившая близнецов Ромула и Рема на Палатинском холме, где позднее Ромул и основал «вечный город» . Историю древнего Рима принято делить на три основных периода: — царский (VIII — начало VI вв. до н. э. ); — республиканский (510/509 — 30/27 гг. до н. э. ); — период империи (30/27 гг. до н. э. — 476 г. н. э. ).
Символом Рима считается волчица, вскормившая близнецов Ромула и Рема на Палатинском холме, где позднее Ромул и основал «вечный город» Статуэтка, изготовленная этрусским мастером в V веке до нашей эры, стала классическим воплощением символа Вечного города. Впервые о ней упоминал еще Плиний, который писал, что статуэтка капитолийской волчицы стояла на Римском форуме около священной смоковницы. В наше время эта скульптура экспонируется в Капитолийском музее, а ее копия украсила главную площадь перед дворцом Сенетори, возле римской мэрии.
Вероломный правитель Амулий приказал утопить младенцев Ромула и Рема в Тибре, из опасения что потомки Энея, сыновья Марса, низвергнут его с трона, когда вырастут. Волчица спасла их и вскормила своим молоком, дети укрылись в тени смоковницы, а дятел и чибис стали носить младенцам еду, до тех пор, пока их не нашел пастух, проходящий мимо. С тех самых древних времен образ волчицы и двух младенцев служит символом для патриотических чувств жителей Вечного города. Этот сюжет воплощен в работах множества знаменитых живописцев
• В Древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры. Римский театр, в отличие от греческого, это отдельное здание, впервые в нем строится сцена • Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. • Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся людей государства
Рим Римский форум (лат. Forum Romanum) — форум (площадь) в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Эта площадь служила центром общественной жизни.
• Стремясь завоевать популярность римской толпы, которая требовала "хлеба и зрелищ", императоры строили громадные амфитеатры для гладиаторских боев. Самый большой из них был сооружен в Риме в 75 -80 годах и в середине века получил название Колизей от латинского слова "колоссеум" (колоссальный) или, по другой версии, получивший свое второе название "Колизей" из-за Колосса - огромной статуи Нерона (30 м в высоту), стоявшей на этой площадке и которую Адриану пришлось с помощью 24 слонов переместить в сторону. • Колизей - это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей. Размеры арены позволяли выпускать до 3090 пар гладиаторов одновременно. В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей.
• Амфитеатр - исконно римский тип здания овальной формы, в котором устраивались звериные травли и гладиаторские бои. • Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, — особенность культурной жизни Рима.
Размеры эллипса - 177 м на 140 м. Внешняя стена высотой 48 м сделана в виде ярусов открытых круговых портиков с 80 арками каждый, причем первый ярус украшен колоннами дорического, второй - ионического стиля, третий - полуколоннами, а четвертый (открытая галерея наверху) - пилястрами коринфского стиля.
• Начал строительство Колизея Веспасиан, закончил Домициан, частями он перестраивался вплоть до VI в. н. э. , последнее представление было дано в 523 г. • Отличительная особенность Колизея – огромное число ярусов. Его архитектура наглядно показывает, насколько просто и гениально можно упорядочить и направить движение несметного количества людей. Устройство зрительских мест и доступ к ним были продуманы с максимальной точностью и эффективностью. • На входных билетах стояли номера, указывающие, в какие ворота амфитеатра следует входить, а сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам • Колизей построен из туфа; облицован более твердым травертином. В конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон.
Амфитеатр построен с учетом современной ему техники безопасности - по его 4 главным и 76 узким лестницам в случае необходимости все 50 тысяч зрителей могли быстро покинуть здание. Арена была построена так, что ее можно было заполнять водой и устраивать морские бои.
Пантеон – один из множества римских храмов Пантеон — «храм всех богов» в Риме, памятник архитектуры, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане Внутреннее убранство во многом было сохранено. Единственными источниками света в нем являются входная дверь и большое круглое отверстие на вершине купола.
Купол Пантеона - самый большой куполом античности. Д – 43, 2 м. Он оставался крупнейшим в Европе, пока в 15 в. архитектор Брунеллески не создал купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Внутренняя поверхность купола символизирует небо, а венчающий его окулус является символом солнца. Окулус (Д – 9 м) — «глаз Пантеона» - единственное в здании отверстие для освещения и вентиляции.
Общественные бани древнего Рима— термы. Они разительно отличались от современных банных комплексов, так как включали многие развлечения и зрелища. Наибольшую известность получили термы императора Каракаллы, официально именуемые Антониновыми. Их строительство началось в 212 г. и было завершено в 217 г. Термы Каракаллы вмещали до 1800 человек. Сложностью конструкции и санитарнотехническим оборудованием термы выделялись среди прочих сооружений.
Уже в V в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, «банный корпус» , лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений
Термы Каракаллы в Риме. 3 в. Центральный блок. Огромный комплекс, в котором: - Бассейны (с холодной и горячей водой) и ванны, - Палестры – площадки для спортивных упражнений, - Многочисленные помещения для отдыха, - Библиотеки, - Магазины
Атлеты. III в. Мозаика терм Каракаллы на полу в палестре изображала атлетов-победителей в натуральную величину
Особенное значение имели термы для бедняков Недаром один из современных ученых назвал термы лучшим подарком, который императоры сделали римскому населению. Этими банями пользовались бесплатно, и, кроме бассейнов с горячей и холодной водой, комнат для отдыха, где, как в музее, были выставлены произведения искусства разных стран, здесь также были библиотека и стадион.
Термы в Помпеях Первоначально термы обогревались с помощью печижаровни: на бронзовой решётке над раскалёнными углями разогревались крупные камни. Поливая их водой, получали влажный пар. Позже, с I в. до н. э. , была разработана эффективная система центрального отопления с подогревом пола и стен – гипокауст (hypocaustum). В термах с помощью печи нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен. При этом использовались двойные покрытия, чтобы пол не был очень горячим.
Триумфальную арку Тита Домициан возвел в честь Тита, своего старшего брата и предыдущего римского императора. Причиной строительства Арки в честь Тита стала его победа в 70 году над Иерусалимом Триумфальная арка Константина трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Триумфальная арка Септимия Севера построена в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты
Помпеи, Геркуланум, Стабии – это города, разрушенные извержением Везувия в 79 г. н. э. , являются ценными археологическими памятниками повседневной жизни I в. н. э. Наиболее интересны Помпеи, засыпанные пемзой, где хорошо сохранились инсула (дом, окруженный со всех сторон улицами) и городские виллы На территории города было найдено много мебели, посуды, бытовых предметов, настенных фресок.
Помпеи— древнеримский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года
У римлян стол, как правило, был круглым, для максимальной устойчивости его обычно устанавливали на треножник. Резные завершения ножек чаще всего имитировали лапы животных, чаще всего льва - так же, как это было в Египте, а потом в Греции. Моноподиум - стол, установленный на одну опору в центре, - был поздним нововведением, появившемся под влиянием восточной мебели. Гостеприимство являлось характерной приметой римской жизни, так что стол, на который выставлялись блюда, был крайне важным предметом обстановки. Клен и африканский цитрус принадлежали к числу особо ценимых пород, из которых делали самые лучшие столы.
Пресс для отжима оливкового масла Общественная колонка Частные дома были построены в едином стиле: внутренний дворик был центром дома. По его сторонам располагались жилые и подсобные помещения. Чем богаче был владелец, тем больше он строил дом. В богатых домах во внутреннем дворике располагались сады, бассейны, фонтаны и прочие предметы роскоши.
Термополиум — столовая, кафе Еда для посетителей разогревались с помощью объемных сосудов, встроенных в прилавок, в которые наливалась горячая вода. Блюда ставились сверху и накрывались крышкой для быстрого разогрева. В Помпеях была развита система термополиумов, снабжавших людей горячей пищей. Многие дома в Помпеях не имели кухни.
• Стены римских домов, построенные из кирпича, в зависимости от достатка, штукатурили известковым раствором и белили, отделывали мраморными плитами или украшали росписями. • Греки использовали для живописи краски растительного (косточки плодов) и минерального происхождения (охра, лазурит и т. д. ) четырех основных цветов: белого, красного, желтого, черного, а с IV в. до н. э. - еще дополнительно голубого и зеленого. Римляне добавили синий, кубовый, пурпурный. • В древности использовали три техники: фреску, темперу и энкаустику. Фреска - это роспись по нескольким слоям свежей штукатурки водорастворимыми красками; нижние толстые слои, постепенно высыхая, придавали верхнему тонкому слою глянцевую поверхность. Темпера - это роспись по сухой штукатурке красками на основе яичного желтка с добавлением меда. В Помпеях встречается много примеров фресковой живописи, несколько – темперной.
• В домах на первом этаже пол мог быть покрыт: утрамбованной глиной, глиной с битым кирпичом, мраморной плиткой, мозаикой. • Мраморная плитка использовалась четырехугольной или многоугольной формы, маленького или большого размера, одного или разных цветов; • В Помпеях встречается так называемый Александрийский пол (плитки двух цветов, например, черного и красного, на белом фоне). • Технику мозаики римляне, по-видимому, переняли от греков в I в. до н. э. • Мозаиками украшались полы городских домов, вилл, терм, императорских дворцов. Использовались самые разнообразные сюжеты: отдельные предметы, животные, растительные и геометрические орнаменты, пейзажи.
В общей сложности со стен зданий спускалось 286 труб, которые вели на вторые этажи, практически все из которых были разрушены. В 23 случаях вторые этажи уцелели. В таких зданиях хорошо заметны трубы, ведущие к туалетам. Дополнительные анализы, взятые с этих труб, дали понять, что они связывали именно туалеты, а не другие водопроводные системы. Большая часть этих труб была установлена в первом веке до нашей эры и первом веке нашей эры, то есть как раз в то время, когда в городе развивалась водопроводная система.
Мозаичные полы римских жилищ
Фрески в римском доме (Помпеи) Афродита, Арес и Эрос. Фреска. Помпеи, Дом Марса и Венеры. Сейчас хранится в Национальном музее Археологии, Неаполь, Италия.
Одним из удивительнейших чудес Вечного города были акведуки - великое свершение инженерной мысли. Они подвели чистейшую воду прямо к домам миллиона жителей Рима. Изящные, шагающие по ландшафту арки и подземные тоннели приносили в город миллиард тонн пресной воды ежедневно. Эта фантастическая система стала жизненной силой Рима и инженерной моделью для городов всех последующих времен.
• Римские дороги — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров. • Чаще всего это были относительно прямые дороги между важными населёнными пунктами, что давало возможность быстро переместиться в необходимое место. Римские дороги связали между собой многие города в Италии, затем начали появляться и на других территориях Римской империи между значимыми политическими и экономическими центрами. • Изначально дороги строились в военных целях но затем стали играть значительную роль в экономическом развитии империи. Возможно, в конечном счёте развитая сеть дорог только упростила завоевание римских территорий варварами. • После падения Римской империи дорогами продолжали пользоваться по меньшей мере около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя теперь они уже покрыты асфальтом.
Строительство дороги, изображённое на колонне Траяна Мощёная римская дорога в Геркулануме
Аппиева дорога в Риме (Via Appia). IV—III вв. до н. э. Первая римская мощеная дорога, она была проложена со стратегической целью между Римом и Капуей, протяженность составляла около 350 км. Дорога была выложена из квадратных камней, по ней свободно могли проехать, не сталкиваясь, два воза.
Пловдив, Болгария Древний римский амфитеатр, построен во 2 веке н. э. римским императором Траяном. Турция Римский Амфитеатр в Сиде был построен во II веке до н. э. На его фундаменте построены арки, на которых в свою очередь, размещены места для 16 000 зрителей. Сцена в древние времена была украшена различными статуями и декорациями и за свою историю пережила много событий.
Римский амфитеатр на 4000 мест Кейсария - город-порт с большой искусственной гаванью, построенный в 10 веке до нашей эры, стал одним из крупнейших в Средиземноморье. В 31 году до н. э. , римский император Кесарь Октавиан Август, передал город царю Ироду, вместе с другими землями ранее утерянными иудеями.
Сохранились остатки римских улиц, водостоки, дома с мозаичными полами. В домах Кейсарии были водопроводы и канализация, кроме этого в городе были общественные бани - «термы» . Всё это требовало огромного количества пресной воды. Одно из самых грандиозных и впечатляющих сооружений — знаменитый 40 километровый акведук, построенный рабами Рима. По нему в Кейсарию подавалась вода из источников в горах.
Одежда Древнего Рима Римская одежда была накладной - туника, пенула и драпированной - тога, палла, хламида, лацерна, полудаментум
• Туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Туника надевалась через голову и сначала имела лишь боковые прорехи для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава. • Воротника у туники не было — вся античная одежда была лишена воротников. Тунику подпоясывали. • Это изделие наделялось древними римлянами иерархическими символами. Сенатор облачался в тунику с широкой пурпурной полосой (clavi). Называлась такая туника tunica laticlavia. Всадники и трибуны из плебеев могли позволить себе лишь узкие пурпурные полосы на тунике — angusticlavia. Солдатской тунике предписывалось быть короче гражданской.
• Разница между туникой и хитоном заключалась в том, что хитон состоял из одного куска ткани, который и драпировался на теле, туника же надевалась через голову. Поначалу она была без рукавов, с прорезями для рук (рукава до локтя появились позже), заканчивалась ниже колен и подпоясывалась. Основным цветом был белый, материалом служила шерсть. • Позже мужчины начали носить тунику, доходившую до пят, а по мере увеличения материального достатка стали надевать даже несколько туник сразу — одну на другую. • Римлянки носили такую же одежду, но всегда более широкую и длиною до пят. Первое время туника служила им простым домашним платьем, но с ростом благосостояния она стала играть более скромную роль рубахи (нижняя туника из тонкого полотна), а ее место заняла другая разновидность туники — стола (stola — лат. богатая), со складками, длинным шлейфом, с поясом или без него, выглядевшая очень внушительно. Она могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками (аграфами). По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой.
• Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду: мужчины — тогу, женщины — паллу. • Тога вначале была более легкой формой плаща, но со временем уподобилась длинному и тяжелому гиматию. Она представляет собой огромный кусок ткани (шириной около 3, 5 м, длиной свыше 5 м), выкроенный в форме эллипса или половины эллипса, который обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий.
Мужская одежда • То га (лат. toga, от лат. tego — «покрываю» ) — верхняя одежда граждан мужского пола в Древнем Риме — кусок белой шерстяной ткани, имеющей форму эллипса, драпировавшийся вокруг тела. Лицам, не имевшим статуса граждан, не позволялось носить тогу. • Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м.
Император Август в тоге Император Август в военном костюме
К середине IV века до н. э. основные приемы надевания и ношения тоги сформировались и сохранялись почти без изменения до конца Рима. Правое плечо и правая часть груди должны были оставаться открытыми. Обязательным условием ношения тоги было красивое расположение складок. Тогу нельзя было надеть без посторонней помощи, а это предполагало наличие слуг или рабов, хотя бы одного. Было известно несколько разновидностей тоги: • Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы. • Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество. • Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов. • Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат» ). • Toga pulla — такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие. • Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории. • Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой.
Портрет императора Адриана. 2 в Император Октавиан Август в тоге. Музей Пия-Климента
• Как это ни странно, полной ясности в представлениях о форме и покрое тоги нет до сих пор. Известно лишь следующее. Прежде чем обернуть тогу вокруг тела, два составляющих ее сегмента складывали таким образом, чтобы получить два неравновеликих овала (полуовала), потом тщательно отформовывали продольную складку и оставляли ее на ночь в деревянных зажимах. После этого один конец, часто со свинцовой кисточкой-грузом, опускали закруглением наружу через левое плечо вперед настолько, чтобы он волочился по полу. Остальную сложенную ткань натягивали на спину, закрывая тело сзади от плеч до пят, другой конец пропускали справа подмышкой вперед, направляли наискосок по груди к левому плечу и перебрасывали через плечо и руку назад; руки при этом оставались свободными. • У знатных римлян тога была из чисто-белой шерсти, у юношей — с одной пурпурной полосой по краю (toga praetexta — окаймленная, обрамленная), у императоров более позднего времени — сплошь пурпурная. • В качестве верхней одежды римляне использовали пенулу (paenula) — закрытый со всех сторон теплый плащ из плотного кастора, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду. Подобный, но более короткий плащ — сагум (sagum) носили солдаты. По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды.
• В позднем Риме в качестве верхней одежды римляне использовали пенулу (paenula) — закрытый со всех сторон теплый плащ из плотного кастора, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду. • Подобный, но более короткий плащ — сагум (sagum) носили солдаты. По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды. • Простые крестьяне носили пенулы из грубой шерсти, для богатых щеголей предназначался плащ из дорогих украшенных тканей. Пенула была традиционной одеждой пастухов, ее надевали путешественники, представляла собой накидку косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном и без. Носили ее не подпоясанной. • Постепенно эта одежда вытесняется другой, более глухой, которая позволяет скрывать естественные формы и пропорции фигуры. Такие изменения произошли в связи с влиянием на римскую культуру восточноазиатских традиций и распространением христианской идеологии в Риме. • Начали появляться узкие длинные туники, широкие далматики, которые скрывали фигуру целиком: от шеи до ступней. В те времена обрела популярность пестрота в орнаментации, стали ценить и любить разнообразные украшения.
Женщины носили на теле тунику-интиму, на которую надевали тунику с плиссированной или сборчатой оборкой инститой по краю подола. Такая верхняя туника называлась стола. Она была без рукавов либо имела короткие рукава в том случае, когда интима имела длинные рукава. Если надевалась интима без рукавов, то стола была с длинными рукавами. На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины» Женская одежда
• Сверху на тунику и столу надевалась накидка палла из прямоугольного куска ткани, несшая такие же функции, как тога у мужчин, однако имевшая меньшие размеры и драпировавшаяся по-другому. Общим было то, что, как и в тоге, край паллы набрасывался на голову. • Палла — длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки и состоявший обыкновенно из одного куска материи размером выше человеческого роста. • Надевалась палла разными способами: она могла покрывать оба плеча, либо скрепляться застёжкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. • Материалом служила тонкая шерсть — пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая.
Роспись из Помпей
Женские прически выполнялись из длинных волос и первоначально напоминали греческие. Было два вида женских причесок: с плетениями из кос и с завивкой волнами. Прическа Ливии (жены Августа) имела валик надолбом - нодус. Были и другие прически с валиком. Прически постепенно увеличивались в высоту, при этом использовались проволочные каркасы и накладные волосы. Очень ценились светлые волосы.
• Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, и также плотные, ворсистые. • Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело. • Уже в I в н. э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани. • Широкое распространение льняные ткани получили только при поздней империи. Льняное полотно высокого качества завозилось из Египта, Сирии и Сицилии. В Риме также появился восточноиндийский хлопок — carbasus, по крайней мере со времён азиатских войн (191 до н. э. ). С распространением роскоши стали входить в употребление более тонкие, шёлковые материи
Нижнее бельё • К нижнему белью в Древнем Риме относились туника, нагрудные повязки, напоминающие современный бюстгалтер, и набедренные повязки. • Женская нижняя туника (лат. tunica subucula) с набедренной повязкой и повязкой на груди (лат. fascia) составляли нижнее бельё женщины. Фаския изготовлялась обычно из ткани, реже из кожи. В античных источниках нет точной информации, все ли женщины носили такую повязку. • Женщины носили для поддержки груди stophium — ленту несколько метров длиной, которую оборачивали вокруг груди. Изображение этой нагрудной повязки известно по многочисленным римским фрескам. • Чулок римляне не знали. Охотники, крестьяне и солдаты часто повязывали ступни, бёдра и голени повязками (лат. tibialia) из льна или шерсти, чтобы защититься от холода. В I и II веках ношение брюк считалось варварским обычаем. • Мужчины носили тунику под тогой, первоначально, однако, под тогой носили только набедренную повязку. Уже во II веке до н. э. мужчины стали надевать под тунику ещё одну рубашку (лат. tunica interior или subucula) из шерсти. Рубашки из льна стали носить лишь в IV веке.
Римлянки носили также такой вид белья, как строфиум, маммиларе (род бюстгальтера), с помощью которого как бы уплощали грудь, так как маленькая грудь считалась красивой.
В банях и термах не было обычным ношение специальной одежды. Уличную одежду оставляли у входа в раздевалке и оставались лишь в тунике, если собирались играть в мяч или другие игры. Купались обычно раздетыми. Лишь немногие римляне надевали в бани набедренные повязки. Так же римлянам были известны своего рода «бикини» , как видно на мозаике с пьяцца Армерина (Сицилия), однако они служили женской спортивной одеждой, а не для купания
Фреска с Виллы Дель-Казале
Римская обувь
Обувь делилась на сандалии, ботинки и сапоги. Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. лат. cothurnus, cothurn - котурны лат. crepida, crepidae - крептиды Обувь актёров, игравших в трагедиях; имели очень высокую подошву, что зрительно увеличивало рост и делало поступь величавой. Сандалии, ремни которых покрывали лишь ступню лат. sandalia - сандалии Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом большая часть ступни оставалсь открытой. Их носили как домашнюю обувь, ношение сандалий в общественных местах считалось нарушением хорошего тона. Садившиеся за стол снимали сандалии или им их снимал раб. лат. calceus, calcei - кальцес Высокая, закрытая обувь, вроде современных ботинок. Calceus носили как мужчины, так и женщины. Calcei patricii — башмаки римской знати с закрытым передом и длинным язычком, крепились к ноге четырьмя чёрными ремешками
Калиги - носили солдаты, крестьяне, извозчики. Калига состояла из толстой подошвы с 80 -90 острыми железными гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставались открытыми Caligae muliebres Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500— 1000 км, надевание таких сапог занимало около 3 -4 минут.
Римским искусством завершилось искусство античности. Но его достижения воскреснут впоследствии в романском стиле, эпоха классицизма возьмет их за образец, а «наполеоновский» стиль ампир будет нарочитой копией римского стиля.