Древний Китай.pptx
- Количество слайдов: 59
Древний Китай
ПИСЬМЕННОСТЬ И РИТУАЛЫ Согласно преданию, иероглифы изобрёл Цан Цзе, придворный историограф мифического императора Хуан Ди. До этого китайцы якобы пользовались узелковым письмом. Древнейшие китайские записи делались на черепаховых панцирях и лопатках крупного рогатого скота и фиксировали результаты гаданий. Такие тексты получили название цзягувэнь (甲骨文). Позднее возникла технология бронзового литья, и появляются надписи на бронзовых сосудах. Эти тексты получили название цзиньвэнь (金文). Надписи на бронзовых сосудах предварительно выдавливались на глиняной форме, происходила стандартизация иероглифов, они начинали вписываться в квадрат.
Китай — страна ритуала и обряда. Понятие ритуала (ли) стало центральным в конфуцианстве, и Конфуций уделял основное внимание в своих беседах и проповедях именно правильному пониманию ритуала. Ритуал, согласно Конфуцию, связывает мир посюсторонний и мир предков, духов и великих мудрецов. Со времени династии Хань (206 220 гг. до н. э. ) особое распространение в ряде деревень получили два типа ритуалов: солнечные (ла) и праздники лунного цикла, например китайский новый год
Конфуцианство носит имя своего основателя Конфуция. Он родился в 551 году и умер в 479 году до Р. Х. Для Китая это было беспокойное время, крушение устоев старины порождало ощущение хаоса. Конфуций идеализирует древние традиции, призывает следовать гуманности и мудрости благородных мужей прошлого. Учение Конфуция дошло до нас в виде собрания его размышлений в книге, которая называется «Лунь юй» ( «Беседы и суждения» ). В этой книге говорится о Конфуции, что он был «простым, обаятельным, добрым, внушительным, но не строгим, достойным и приятным» . Он не был аскетом, но полагал, что в жизни все должно быть умеренным, соответствовать принципу «золотой середины» .
Учение Конфуция Это учение о том, к чему следует стремиться человеку, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Согласно Конфуцию, судьба человека определяется “небом”, и то, что люди делятся на “благородных” и “низких”, не может быть изменено. Конфуций никогда не учил вере в Бога. Он был агностиком (Агностик — человек, считающий невозможным познать, что такое Бог и есть ли Он вообще. ) и считал излишним заниматься вопросами, касающимися потустороннего мира. Он учил, что каждый мог бы жить как благородный человек. Жизнь такого человека проявляется в пяти видах отношений, которые должны быть «правильными» . Эти отношения: отца и сына, правителя и подданного, старшего и младшего брата, мужчины и женщины, друга с другом.
(Конфуций и его школа. )
Конфуций
Даосизм. Основателем даосизма является Лао-Цзы, родившийся в 604 ом году до нашей эры. Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности. Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния. Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.
Лао-Цзы
Чуские строфы В древнем царстве Чу на юге Китая в середине IV века до н. э. появился новый поэтический жанр относительно свободной формы, получивший название «чуцы» — «чуские строфы» . Этот жанр берёт свое начало в устном народном творчестве, а крупнейшим представителем этого жанра является поэт Цюй Юань (340 278 годы до н. э. ) эпохи «Воюющих царств» . Цюй Юань считается первым великим поэтом Китая, родоначальником поэзии древности. Его стихи — шедевры древней китайской поэзии, сочетающие в себе богатство языка и поэтическую фантазию. Цюй Юань первым отказался от четырёхсложной строки «Книги песен» , бывшей канонической во время жизни поэта, и ввёл переменную длину строк, придающую стиху ритмическое разнообразие.
Цюй Юань
Песни Юэфу китайские народные песни, записанные во времена Музыкальной палаты. Сохранилось несколько сот текстов Ю. По традиции делятся на Ю. периода Хань (2 в. до н. э. — 3 в. н. э. ), северную и южную Ю. эпохи «Шести династий» (4— 6 вв. ), которые значительно различаются между собой. В Ю. звучат мотивы любви (особенно в южной Ю. ), быстротечности жизни (ханьские Ю. ), войны, ратного подвига и народных бедствий. Социальный протест выражен преимущественно в кратких афористических песнях типа частушек. Многие китайские поэты, среди которых — Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Лу Цзи, и др. , подражали Ю.
Исторические записки Сыма Цяня. Труд Сыма Цяня состоял из пяти разделов, — об этом он сам говорит в последней главе. В ней он указывает на то, что написал 12 глав «основных записей» (бэнь цзи), 10 глав хронологических таблиц (бяо); 8 глав трактатов, или описаний (шу), 30 глав «наследственные дома» (ши цзя) и 70 глав биографий, или жизнеописаний (ле чжуань). Всего в труде Сыма Цяня, как он указывает, 130 глав, 526 500 иероглифов. «Исторические записки» охватывают огромный период истории Китая — от легендарных правителей, которых можно отнести к первобытно общинному строю. Среди ученых, до сих пор существуют споры по вопросу о том, до какого времени доведен труд Сыма Цяня. В заключительной главе имеется ряд противоречивых указаний. В одном случае Сыма Цянь говорит, что он излагает события, начиная с легендарного правителя Яо (по китайской старой традиции, XXIV в. до н. э) и кончая тем временем, когда был пойман белый цилинь, сказочный единорог (122 г. до н. э. )
«Исторические записки» это своеобразные исторические новеллы, рассказы, в которых реальные исторические факты принимают художественную оболочку. Сюда вошли народные предания, иногда приводятся большие литературные тексты, поэтические и эпические сказания. Стиль жизнеописаний — это ритмическая проза. Речь Сыма Цяня в «жизнеописаниях» , послесловиях и предисловиях насыщена художественными образами, иносказаниями, богата народными пословицами и поговорками, и в то же время она предельно лаконична, даже скупа, в ней нет лишних слов. Сыма Цянь приобрел широкую известность и в научных востоковедных кругах России и Западной Европы
Династия Чжоу О религии раннего царства Чжоу есть более подробные источники, такие, как «Шицзин» «Книга песен и гимнов» , создание которой было завершено к 6 веку до н. э. Из этих материалов известно, что чжоуская знать чтила своих предков, устраивая в их честь щедрые угощения; предка на этих пиршествах официально представлял племянник или внук хозяина. Чжоусцы продолжили унаследованную от Шан практику жертвоприношений и гаданий, но у них была более развитая концепция верховного божества, которое они называли Тянь Небо. Эта новая теория получила название «небесного мандата» : любой правитель получал власть из рук Неба, но лишь до той поры, пока он сохранял сострадание и справедливость.
В раннечжоуский период каждое феодальное владение имело своих собственных жрецов и ритуалы, сосредоточивавшиеся вокруг предков хозяина, а также гор и рек мощных природных объектов, считавшихся повелителями дождей. За долгий период гражданских войн, начавшийся с 8 века до н. э. , многие из этих владений и государств были уничтожены, а с ними исчезли и их храмы, посвященные предкам и божествам рек и гор. Таким образом, разрушительные гражданские войны заставили некоторых мыслителей усомниться во всемогуществе богов и духов.
Роль религии в культовом развитии Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом — храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням. В эпоху Шан существенно усложняются религиозно мифологические представления о мире. В частности, усиливаются вера в загробную жизнь и значение культа предков. Более сложными становятся погребения. Гробница правителя Шана представляет собой две подземные камеры, расположенные друг над другом, охраняемые тотемными стражами в виде полузверей полулюдей. В камерах находилась утварь из бронзы, керамики и нефрита, были мечи и секиры, колесницы и многие другие предметы, необходимые в загробной жизни, чтобы она ничем не отличалась от жизни земной
Китайская медицина древняя система лечения, применяющая различные методы, включая акупунктуру, акупрессуру, траволечение, ци гун, а также массаж, для лечения заболеваний путем восстановления равновесия жизненной энергии организма. Китайские врачи рассматривают человека одновременно и как часть природы, и как отдельное существо, законченное и самодостаточное. Отправной точкой философии китайской медицины, является уверенность в том, что болезнь есть результат возмущений в течении потоков внутренней энергии организма. Согласно китайской теории, инь и янь гармонично сосуществуют в организме человека. В здоровом теле темнота и бездействие, связанные с инь, полностью сбалансированы светом и активностью, олицетворяемыми янь. Основополагающие принципы китайской медицины, уходят своими корнями в философию таоизма, буддизма и конфуцианства.
Китайская медицина практиковалась в Китае более 2500 лет назад, хотя можно утверждать, что лежащие в ее основе принципы траволечения и акупунктуры еще древнее. Согласно легенде основы китайского лечения травами были заложены императором Шен Нунгом, божественным фермером, очарованным лечебными свойствами некоторых растений. Он изучал эффективность этих трав, и наблюдения привели его к созданию теории, описывающей противостоящие принципы природы.
Архитектура. Типичный дом китайского горожанина имел форму прямоугольника и состоял из пяти комнат, в число которых входили приёмная, гостиная, комната для молитв предкам, спальня и комната прислуги. Здание всегда было ориентировано основным фасадом на юг. В жилых домах многочисленны окна и двери. Это символизирует то, что жилое пространство не огорожено от окружающей среды, а является его продолжением. А северная стена лишена окон, что защищало обитателей от холода, приносимого ветром с севера. Дверные проемы широкие, и находятся друг против друга. Вместо дверей легкие, подвижные перегородки. Рядом с домом обязательно находится сад. Важно, чтобы присутствовали все основные элементы мировоздания: растительность, вода, земля, камни.
Дворцы. Дабы акцентировать внимание на высокое положение императора, в стилистике дворцовых построек присутствует особое величие и пышность. Крыши дворцов часто делали многоуровневыми, с загнутыми вверх углами, которые часто украшали фигурками птиц и зверей. Императорские дворцы накрывали желтой черепицей, что было символом императорской власти. Деревянные строения с такими крышами не подвергаются разрушению от влаги с течением времени, поскольку дождевая вода, стекая с крыш отводится подальше от стен и фундамента.
Дворец Гугун
Дворец Потала
Летний Императорский Дворец
Храмы В культовой архитектуре Китая главные сооружения (храмы, гробницы), как правило, располагались по оси «север–юг» . Вспомогатель ные постройки размещали по обе стороны от главной оси, параллельно ей и симметрично по отношению друг к другу. Все помещения, располо женные на главной оси, имеют большую высоту по сравнению с периметральными – соблюдение общепринятых градостроительных принципов.
Храм неба. Самый большой храм в мире.
Храм Нефритового Будды
Даосский храм
Храм Кумбум Чортер. Тибет.
Пагоды Китайские пагоды поначалу имели форму квадрата, позже стали использоваться шестиугольные, восьмиугольные и даже круглые формы, возводили их из всевозможных материалов: от дерева до камня и даже есть пагоды из железа и меди, а так же из обливного кирпича. Количество Древнекитайские пагоды обычно имеют нечётное количество уровней, наиболее распространены постройки 5 13 уровней. Ставили пагоды на вершинах гор и холмов. Это полностью отвечало по стулатам чань буддизма о ничтожности и суетности земной жизни, о величии Природы. Пагоды стали строить как самостоятельные сооружения, служащие местом хранения религиозных реликвий или просто мемориальным памятником.
Пагода Даянь
Пагода Сяоянь. «Дикие гуси» , 43 метра, 13 ярусов
Белая пагода храма Мяоин
Великая Китайская стена Общая длина Великой Китайской стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. В наше время 60 километровый участок стены в области Шаньси на северо западе Китая подвергается активной эрозии. Более 40 километров стены уже разрушено, и лишь 10 км пока еще находятся на своем месте, но высота стены частично уменьшилась с пяти до двух метров. Вокруг такого масштабного сооружения бродит множество мифов и легенд. Например то, что это цельная, непрерывная стена, построенная за один подход — самый настоящий миф. В действительности стена — прерывистая сеть отдельных сегментов, построенных различными династиями, чтобы защитить северную границу Китая. Во время строительства Великую Китайскую стену прозвали самым длинным кладбищем на планете, так как большое количество людей погибло на стройке. По примерным расчетам возведение стены стоило жизней более чем одному миллиону человек.
Китайская скульптура Во 2 тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Они отличаются разнообразием форм, причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц. чудовищ, фантазией узоров. Они связывались со странами света, планетами, ранними представлениями о мироздании. Они должны были оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать к нему добрых духов. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. К середине 1 тысячелетия до н. э. Формы бронзовых сосудов становятся более мягкими, простыми и изящными, узоры более плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), сцены, связанные с ритуальными обрядами.
В период Хань появляются гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно исторического характера. Они отражают представления древних людей о структуре Вселенной, странах света, о пирах во дворцах небожителей. В период династии Шань захоронения рабовладельческой знати сначала сопровождалось погребением живых рабов, потом вместо живых людей стали класть просто деревянные, а впоследствии глиняные фигурки. В период пяти династий такие скульптуры уже теряют свою художественную ценность. А в период Цинской династии изменяются уже и погребальные обычаи люди стали предпочитать кремацию, бумажные фигурки заменили погребальные статуэтки. Таким образом, погребальные статуэтки, как отдельный вид скульптуры исчез. Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Они обычно устанавливались перед императорскими могилами и представляли собой некие памятники.
Терракотовая армия.
Живопись Самым главным жанром китайской живописи считается пейзаж вначале пейзажи представляли задний план в картинах с изображением людей, однако в эпоху династии Суй (581 618) этот жанр стал самостоятельным. Далее по значимости следуют цветы и птицы, жанр, появившийся с опозданием и усовершенствованный в эпоху династии Тан. Последний жанр люди, или персонажи. Речь идет о меньшем по значимости жанре, посвященном жанровому портрету человеческих качеств, без признаков реализма. Этот жанр наиболее древний, и вершина его расцвета пришлась на период Сражающихся царств.
Жэньфа, «Ястреб схвативший воробья» Ни Цзань, «Деревья и долины горы»
Ли Чжаодао. «Путники в горах» . 7 – нач. 8 в.
Искусство Древнего Китая, прежде чем достичь своего расцвета, прошло тяжелый длительный путь с взлетами и падениями. Связано это с теми историческими событиями, которые происходили в стране. Многие вещи, которыми мы привыкли пользоваться каждый день, и без которых просто невозможно будет обойтись, были изобретены тысячелетия назад в Китае. Это бумага, бумажные деньги, шелк, компас, чай, фарфор, чернила. Долгое время Китай был закрытой страной для иностранцев, и многие изобретения стали только много позже доступны миру. Искусство Древнего Китая, кратко говоря, стало формироваться примерно во II тыс. до н. э. Своего расцвета оно достигло во времена объединения двух великих династий - Цинь и Хань. Одной их особенностей культуры Китая стало ее непрерывное развитие при сохранении традиций древности. Еще одной особенностью искусства Древнего Китая является то, что на первое место в ней ставится не человек, а природа. Культура и искусство Древнего Китая оказали неоценимое воздействие на развитие остальных стран Востока и Европы.
Спасибо за внимание