дневнеегиетские боги.ppt
- Количество слайдов: 50
Древний Египет
Боги, почитаемые в Древнем Египте Атум Птах Анубис Ра Амон Сет Гор Себек Геб Тот Исида Хатхор Маат Хнум Нут Шу Нефертум Нун Осирис Немного мифов
Атум— бог первотворения в древнеегипетской мифологии. Он символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся) из первичного хаоса — океана Нуна (иногда его называют отцом Атума). Атум возник из первичного хаоса в образе змея или ихневмона, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель» , то есть Верхнего и Нижнего Египта), иногда изображался в виде старика. Он является персонификацией первоначального хаоса, из которого вышло все сущее. Он «самовозникающий» ; перед тем, как небо отделилось от земли, он был «единым хозяином» .
В «Текстах Пирамид» он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, по -видимому, появляется из-под земли, если о нем подумать. Атуму посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное. Подобно остальным демиургам, он воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, боговблизнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. Жук скарабей из гранита на священном озере в Карнаке.
Во многих текстах он называется Атум-Ра - вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествляемого с ним (Ра-Атум). Атум — один из четырех главных богов-создателей (в гелиопольскую «эннеаду» также входили Амон, Хнум и Птах). Центром поклонения этому богу считался Гелиополь. В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха. Атум отождествлялся как с ним, так и с Хепри (Хепри же в ряде «Текстов пирамид» называется создателем Осириса), Аписом (Атум. Апис). Он сближался с Осирисом ( «живой Апис-Асирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове» ).
погребальных обрядов, сын бога растительности Осирис и Нефтиды, сестры Исиды. Анубиса изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки Саб черного цвета. Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями. Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис — обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом. Анубис прочно связан с черным цветом — цветом смерти, загробного мира и ночи. В Книге мертвых Анубис обычно изображается в сцене взвешивания сердца покойного. Бронза, период Нового царства, XVI-XI века до нашей эры
Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь. Священные животные — шакал, собака Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаментиу. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада. Согласно некоторым источникам «Хентиаментиу» является названием местоположения храма, в котором поклонялись этому божеству. Обряд Анубиса. Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Роспись из гробницы Сеннеджема, XIII век до нашей эры
Амон - бог солнца. Бога изображали в виде человека, со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона — баран и гусь (оба - символы мудрости). . Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. В XXI столетии до нашей эры при фараонах XI династии Среднего царства культ Амона сблизился с культом бога войны Монту, одного из главных божеств-покровителей этой династии; с возвышением XII династии Амон вытесняет Монту, приобретая государственный характер, его отождествляют с гелиопольским богом солнца Ра (Амон-Ра-Монту), однако имя Амона-Ра встречается уже в Текстах пирамид во времена Древнего царства. Именно как Амон-Ра он становится общеегипетским божеством. 1350 год до нашей эры
Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных ("везир для бедных"). В эпоху Нового царства сложились представления об Амоне как о боге, составляющем наряду с Птахом и Ра божественную триаду и одновременно являющемся единым богом, воплощая в себе всех других богов, в том числе самих Птаха и Ра. Амон — бог-творец всего сущего, владыка мира, в нем невидимо существуют все боги, люди и предметы, правящий фараон — сын Амона от брака с царицей-матерью. Бог-творец Амон Храм Амона-Ра в Карнаке
Гор — бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом 1290 год до нашей эры добивается признания себя единственным наследником Осириса.
По-видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес» , воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти. Хор (Гор) выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола» 1320 год до нашей эры
Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут ("небом"), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Душа(Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул "князь князей" давал ему право считаться правителем Египта. Древнеегипетский папирус
Геб принадлежал к гелиопольской Эннеаде богов. В «Текстах пирамид» Геб выступает как воплощение подземного мира и бог Дуата, принимающий участие в суде Осириса над умершими. Дуат, в египетской мифологии место пребывания умерших; по древнейшим представлениям Раннего царства находился на небе, на востоке, там, где восходит солнце. В эпоху Среднего царства в Древнем Египте сформировалось представление о Дуате как о подземном мире за западным горизонтом, где Солнце заходит. Наследник Геба — Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами. Душой Геба иногда считают двухголового сфинкса Акера. Изображение Геба и Гора в гробнице Твосрета и Сетнахте в Долине Царей
Исида (др. -ег. "Исет") — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Хора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа. Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини. В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут. Богиня Исида с сыном Гором XII в. до н. э.
Исида — «великая чарами, первая среди богов» , повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли зме я, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени» . Своим знанием Исида, одна из божествпокровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей XIX династия
Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды» , или «кровь Исиды» , часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус, «госпожа звезд» , с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу Тет – амулет Исиды расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов.
Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до VI века н. э. , в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован. Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них — это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера, где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Хором. Знаменитое святилище Исиды на острове Филе
Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. В некоторых текстах богиня выступает как супруга Птаха, Тота. Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенную Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения.
Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса. Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Священное насекомое Маат – пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал – воск. Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности» , воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Флоренция, Национальный археологический музей Из гробницы Сети I. Известняк, полихромная роспись. Высота 74 см, ширина 47 см. XIX династия, 13 в. до н. э.
Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое – на западном берегу Нила в Фивах – в Дейр эль-Мединэ. Титул «жрец Маат» носил чати - великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или эмблема Богини загробного суда, во время которого её статуэтка Маат - страусиное или эмблема - страусиное перо является перо противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)» .
Богиня Нут — древнеегипетская богиня Неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Гелиопольская эннеада богов. Ежедневно проглатывает звезды и солнце, а затем рождает снова (смена дня и ночи). В Нут заключена тысяча душ. Была связана с культом мертвых — поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице. Эпитеты: «Великая» , «огромная мать звезд» , «рождающая богов» . Изображалась в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног, часто вместе с Гебом, лежащим внизу. Образ прекрасной Небесной коровы относится не к тому «нижнему небу» , воздушному пространству, по которому плывут облака, а к более высокой и отдаленной сфере звезд, которую со времен античности принято называть космосом.
В этом контексте приобретает смысл название Млечный Путь для звездной полосы, в виде которой предстает перед обитателями Земли наша Галактика. Для древних египтян звездный небосвод выступал в образах коровы Нут, женщины Нут, океана, крыши и даже крыльев. Суть космоса остается загадочной, хотя и более или менее понятной в некоторых проявлениях. Прежде всего, это нечто божественное и живое. За видимым образом (крыша, купол) скрыто иное, во многом непостижимое. В то же время современное понимание космоса — предельно упрощенное, лишенное поэзии, красоты Один из образов Нут
Нефертум — бог растительности в Древнем Египте. Сын Сехмет и Птаха (в другом варианте вырос из тела богини полей), олицетворение первозданного лотоса Нефертум изображался в виде младенца на цветке лотоса или в виде юноши в головном уборе, напоминавшем цветок лотоса, из которого поднимаются два пера. Священное растение - лотос (эмблема Верхнего Египта), олицетворяющий красоту, процветание, рождение и воскресение после смерти. Центр культа - Мемфис. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра» Греки приравнивали его к Асклепию - их собственному полубогу медицины. В те времена лотос был эмблемой Верхнего Египта и олицетворял красоту, рождение, процветание и воскрешение после смерти. Центром культа египетского бога Нефертума считался Мемфис. Греки часто приравнивали его к Асклепию - полубогу медицины. Так египетский бог Нефертум, как и третий член фиванской триады Хонсу, умел исцелять больных. Иногда его изображали с головой льва. Это свидетельствует о некотором влиянии Сириуса. Нефертум. Расписанный рельеф из гробницы фараона Хоремхеба в Долине царей. 14 в. до н. э.
Нун — воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, являлись первой парой богов, от них произошли все другие египетские боги. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор. Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра. Нун являет собой образ существовавшего в начале творения мира первозданного вселенского океана, в представлениях египтян восходящий к реальным природным явлениям — разливам величественного Нила. В гелиопольской легенде о сотворении Вселенной Владыка, который появился их «бескрайнего Нуна» , изрыгнул из себя Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги. Повествование ведется от самого владыки (Хепри, одного из воплощений Атума). Он далеко не всемогущ; он нуждается в помощи своего отца: «И произнес мой великий отец: «да возрастут они!» . Древнеегипетский папирус
После этих слов существовал единый бог, выражаемый в трех образах – Я, Тефнут и Шу. От Тефнут и Шу произошли все остальные боги и богини» . Это одна из версий древнего космогонического мифа, в которой подчеркивается величие Нуна, его способность наделять силой и мощью других богов. В нем существуют три ипостаси: творец Вселенной, духовная сила и отец богов. Но в то же время он является и чем-то материальным, не разделенным на отдельные стихии. На египетской фреске, которая символически изображает структуру мироздания, Нун изображен творцом и первоосновой мира.
Он возникает из определенной субстанции и держит в руках ладью, в которой восседают все первейшие божества (их было десять). В верхней части рисунка изображается подземный мир, который окружен телом бога Осириса. На голове у него стоит богиня Нут, которая принимает руками диск Солнца, который катит по небу маленький жук скарабей. В определенных мифах Нун принимает образ самого первого бога, который сотворил себе жену Наунет, олицетворяющую небо (также они изображались в виде змеи и лягушки). От этой пары произошли все остальные боги. Очень часто Нуна называли «отцом всех богов» . египетская фреска, которая символически изображает структуру мироздания
Осирис — бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке руды, врачеванию, строительству городов, учредил культ богов. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила Роспись гробницы Сеннеджема, XIII век до нашей эры
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом. В эллинистическую эпоху Древнего Египта Осирис отождествлялся с греческим богом Дионисом. Статуя бога Осириса Период Нового Царства
Птах — бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал первых восемь богов, мир и все в нем существующее - животных, растения, людей, храмы и т. д. Один из древнейших богов древнеегипетского пантеона. Птах создал мир «сердцем и языком» : он называл имена всех предметов, и те появлялись. Птах особо почитаем в Мемфисе. Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли и повеления словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. В поздний период его сыном называли также Статуя из сокровищницы Тутанхамона, XIV век до нашей эры
Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н. э. ). Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха — Апис, язык — Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом или посохом, стоящем на иероглифе, означающем правду. Как живое воплощение бога Птаха почитался священный бык Апис Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Барельеф гробницы Хоремхеба
Ра — бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Ра или Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ра, фреска на гробнице XIII век до нашей эры
Ра почитался как царь и отец богов. Отождествлялся с богом Амоном. Изображался в облике фараона. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Храм Ра. Рельеф, камень.
Сет — бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", песчаных бурь, землетрясений, олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. В египетской мифологии Сет считался богом хаоса и беспорядка. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов. Сета мифическим животным или человеком с головой демонического животного, идущим в сопровождении рыжей собаки, олицетворяющей собой звезду Сириус, появление которой на небосклоне предвещало разлив Нила. Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Бог Сет, базальт XIV век до нашей эры
Сет может представать и полностью в форме животного — с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа — Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало — как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3 -го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла. Период Нового царства
Себек — бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Себека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Себека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до нашей эры многие цари называли себя Себекхотеп, то есть "Себек доволен". Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Себека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Период Нового царства
Себека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа. Сопоставлялся с богом земли Гебом, с солнечным божеством Ра в форме Себек-Ра и с Осирисом. Себек почитался главным образом в Файюме (Оазис в Ливийской пустныне в 100 км от совр. Каира), на берегах Меридова озера, в Ком. Омбо (Омбосе), Крокодилополе, а также некоторых других местах, большей частью близких к воде. Его культ был особенно распространён во времена Среднего царства, многие фараоны которого имели резиденции в Файюме. X век до нашей эры
Тот — бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Женой Тота была богиня истины Маат. Так же священным животным Тота был и павиан. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Paсолнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. "Владыка времени", он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам. Бог Тот с павианом 1340 год до нашей эры
Известно, что его дочерью или сестрой (женой) была богиня письма Сешат; атрибут Тота — палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог "управлял всеми языками" и сам считался языком бога Птаха. Как везир и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Поскольку Тот участвовал в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов гермесом, который считался психопомпом ("ведущим души"). Тот часто изображался также вместе с Бог Тот, барельеф павианом, одним из его священных гробницы Хоремхеба животных.
В первоначальной системе верований Тот- Луна считался левым глазом Гора (Солнце считалось правым глазом Гора), повреждённым в ходе сражения с Сетом. Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра. Будучи богом Луны (эти функции всё больше перебирал на себя сын Амона Хонсу), Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии. Он также почитался, наряду с Хех, как бог времени. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра Считалось, что помощником Тота был павиан по имени Астенну (или Истен), один из четырёх павианов, наблюдающих за судом Осириса в загробном мире (Дуат). Тот, взвешивающий душу Рисунок из "Книги Мертвых" Хунифера Около 1320 года до нашей эры
Хатхор, или Хатор, Хотхор ( «дом Гора» , то есть «небо» ) — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра. В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён II династии, хотя целый ряд свидетельств указывает на то, что этот культ существовал уже при Царе Скорпионе. Отсюда следовала и последующая традиция её изображения в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы (одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурет). Нефертари и Хатхор фиванская. Рельеф на столбе в погребальной камере
Фетишами Хатхор являлись столб, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы), и малахит. Основным центром культа Хатхор был город Дендера (отсюда и её эпитет — «владычица Дендеры» ), но почитание Хатхор было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библосе, Пунте, на Синае. В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой и месопотамской Иштар. В мифологической традциии Хатхор являлась женой Гора Бехдетского и матерью Гopa-Сематауи, но в некоторых городах почиталась как жена Ра, а также четырёх других детей Гора (в Мемфисе в роли её мужа иногда выступал Птах). Рисунок из гробницы Сети I.
С ней отождествляли некоторых других богинь египетского пантеона — Ихет, Мугп, Нут. С возвышением культа Ра Хатхор стала считаться его дочерью, солнечным Оком, тождественным дочерям Ра Сехмет и Тефнут, что вызвало и недолгий период поклонения ей в образе львицы. В этом качестве Хатхор занимает место центрального персонажа мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии, а также об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (Сехмет -Хатор). Хатхор считалась связанной с заупокойным культом, в религиозной традиции она вместе с богиней Таурт встречала умерших на пороге подземного царства. Как «владычица прекрасного запада» в период Нового царства отождествлялась с Аментет. В поздний период Хатхор отождествлялась с Исидой, а также Таурт, Нейт, Баст, Небтуи, Кудшу.
Хнум — бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Хнум ("творец"), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Бог-творец Хнум часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Хнум, как хранитель истоков Нила и податель его разливов, особо почитался на острове Элефантина как богдемиург. Считалось, что Хнум создал богов, людей, животных, а также контролировал разливы Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до нашей эры), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай. VI век до нашей эры
Шу — бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра. Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей. При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Бог Шу — в загробном царстве один из судей над умершими. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы. Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в Дельте. Изображали Шу так же и в виде льва или человека с головой льва. До нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов. Слоновая кость XIV век до нашей эры
Немного мифов «Сказание об истреблении людей» Этот миф повествует нам о том, что самый могущественный Бог состарился, после чего на Ра ополчились люди. Это очень огорчило постаревшего бога, и он «призвал свою свиту» . Разгневанный Бог просил, чтобы появились такие боги, как Шу, Тефнут, Геб и Нут «Боги незамедлительно исполнили волю своего владыки» и явились в «Великий Чертог - земной дворец солнечного бога» . Бог Ра рассказал остальным Богам, что произошло, и просил совета, что ему делать дальше. «Боги погрузились в раздумье, и Ра добавил: - Я подождал, я не убил их, прежде чем не услышал того, что вы скажете об этом» . Поразмыслив «мудрый старик Нун» ответил: «…да направится твоё Око против оскорбивших тебя!» Остальные Боги поддержали предложение Бога Нун.
« - Ваш совет хорош, - подумав, промолвил Ра» и направил свой испепеляющий луч на землю, но люди ожидали такого действия со стороны Бога и успели укрыться «за высокой горой» . «Тогда бог Солнца велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей» После этого Богиня перевоплотилась в женщину с именем Сохмет и отправилась на поиски непокорных. « … едва увидев их, свирепо зарычала. Шерсть на её загривке встала дыбом, в глазах засверкал кровожадный блеск» . Безжалостная Богиня принялась безжалостно мстить людям за их бунт. Месть Хатхор была жестокой: разъяренная Богиня убивала «одного за другим» , орошала «пустыню кровью» и разбрасывала «вокруг себя куски мяса» . Через некоторое время Ра решил, что люди достаточно наказаны, и приказал Хатхор возвращаться обратно. «Но грозная богиня не послушалась отца» , сказав, что она хочет «уничтожить их всех» , «досыта напиться кровью этих непокорных богам смутьянов» .
Но Хаткор-Сохмет ослушалась отца, ведь «жажда мести и охотничий азарт заглушили в ней голос разума» . Ра ужаснулся жестокости дочери и окончательно простил людей. Теперь их необходимо было спасти от мести богини. Ра решил эту проблему при помощи своей хитрости. Он приказал прислать ему гонцов, чтобы те отправились на остров Элефаптипу и принесли ему как можно больше красного минерала диди. Этот минерал могущественный бог приказал мельнику размолоть до порошка. Этот порошок Бог Солнца добавил в пиво, которое преждевременно так же приказал слугам сварить. «Получился напиток, по цвету очень похожий на кровь» . Когда все было готово Ра приказал разлить это окрашенное пиво на полях, в долине Реки.
На следующее утро Хатхор-Сахмет увидела, что огромное количество луж вокруг нее окрашены в кровавый цвет и, обрадовавшись этому, принялась лакать эту алую жидкость. «Пиво пришлось ей по вкусу; она лакала и лакала его до тех пор, пока не захмелела настолько, что взгляд её сделался мутным, и она уже не могла различать людей» ю После этого велики Бог Ра сказал дочери, что отныне сосуды с пивом жители всего Египта будут приносить ей в храмы к ее изваяниям «каждый год в день праздника Хатхор» . С тех пор люди приносят в храмы кувшины с пивом и вином и ставят их к изваяниям богини Хатхор.
Использованная литература http: //mithology. ru/Egypt. html http: //godsbay. ru/egypt_gods. html Рак «Мифы Древнего Египта
Спасибо за внимание!
дневнеегиетские боги.ppt