Скачать презентацию Древние языки и культуры Музы музыка музеи Перепеченова Скачать презентацию Древние языки и культуры Музы музыка музеи Перепеченова

музы,музыка,музеи.pptx

  • Количество слайдов: 31

Древние языки и культуры Музы, музыка, музеи Перепеченова Ксения 2013 Древние языки и культуры Музы, музыка, музеи Перепеченова Ксения 2013

Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу. Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу. Из античного гимна

 «Теогония» Гесиода — классический текст о музах. Танцующим хороводом обойдя прекраснейшие горы Греции, «Теогония» Гесиода — классический текст о музах. Танцующим хороводом обойдя прекраснейшие горы Греции, омывшись в чистых водах священных источников, своими нежными голосами музы воспевают Зевса и его героические деяния, «песни поют о законах, которые всем управляют, добрые нравы богов голосами прелестными славят» . Гесиод благодарит муз за то, что они внушили ему «сладостный дар песнопения» , перечисляет их имена и говорит об их благодетельном влиянии на людей: Блаженчеловек, если музы любят его: Как приятен из уст его льющийся голос! Если нежданное горе внезапно душой овладеет, Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских, И забывает он тотчас о горе своем и заботах Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.

Андреа Аппиани. Музы обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ «Парнаса Андреа Аппиани. Музы обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ «Парнаса жительницы, девы несравненны. . . »

 • Испившего волшебных вод Кастальского ключа музы наделяли вдохновением. • Считалось, что они • Испившего волшебных вод Кастальского ключа музы наделяли вдохновением. • Считалось, что они покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному, но тех, кто осмеливается состязаться с ними, сурово наказывают: Фамирида, сына нимфы Аргиопы, музы наказали за дерзость и гордыню, лишив глаз и голоса. • Являясь покровительницами всех служителей искусства, даруя способность пения, игры на музыкальных инструментах и стихосложения, музы не прощают тщеславия. Поэтому одним из главных качеств поэтов и художников древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили помощи, благословения и вдохновения у муз, чтобы суметь передать в своих произведениях священные божественные образы. И поэтому музы связаны с принципом очищения души.

Музы являются ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах Музы являются ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.

Музы (в переводе с греческого — «мыслящие» ) — дочери Зевса, представляя собой все Музы (в переводе с греческого — «мыслящие» ) — дочери Зевса, представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.

Музы - девять творческих женских энергий, направленных на созидание прекрасного. Каждая Муза имеет свое Музы - девять творческих женских энергий, направленных на созидание прекрасного. Каждая Муза имеет свое имя и атрибут

Калиопа «Прекрасноголосая» — мать Орфея, Муза эпической поэзии и красноречия. Каллиопа носит на челе Калиопа «Прекрасноголосая» — мать Орфея, Муза эпической поэзии и красноречия. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком. Эта муза побуждала человека преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.

Эвтерпа «Увеселяющая» Муза музыки. В руках держит музыкальные инструменты и покровительствует всем музыкантам Эвтерпа «Увеселяющая» Муза музыки. В руках держит музыкальные инструменты и покровительствует всем музыкантам

Клио Муза истории, величия и славы. Она изображалась со свитком и грифельной палочкой в Клио Муза истории, величия и славы. Она изображалась со свитком и грифельной палочкой в руках. Клио помогает человеку разгадать загадку собственного выбора пути, бессмертия, достигнутого преодолением своего собственного предела. Муза призывает бережно хранить свою историю и осознавать, что главные исторические события происходят Сегодня.

Мельпомена Муза трагедии. Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в театральной Мельпомена Муза трагедии. Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов)

Талия ТАЛИЯ (греч. Фалия) – муза комедии. Юная девушка в легкой одежде с комической Талия ТАЛИЯ (греч. Фалия) – муза комедии. Юная девушка в легкой одежде с комической маской в руке. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт.

Полигимния Муза гимнов и пантомимы. Свиток в руках Полигимнии символизирует знание древних гимнов великих Полигимния Муза гимнов и пантомимы. Свиток в руках Полигимнии символизирует знание древних гимнов великих цивилизаций, часто рядом с ней изображается лира (музыкальный инструмент). Полигимния — это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному,

Терпсихора «наслаждающаяся хороводами» Муза танца и хорового пения Олицетворяет гармонию между внешним и внутренним, Терпсихора «наслаждающаяся хороводами» Муза танца и хорового пения Олицетворяет гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей.

Эрато Муза Любовной поэзии. Часто изображается с кифарой, иногда окружена амурами Эрато Муза Любовной поэзии. Часто изображается с кифарой, иногда окружена амурами

Урания Муза астрономии. Атрибуты – небесный глобус и циркуль. Олицетворяет познание, священную тягу ко Урания Муза астрономии. Атрибуты – небесный глобус и циркуль. Олицетворяет познание, священную тягу ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.

Симон Вуэ Культ почитания муз распространился по всей Греции. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами Симон Вуэ Культ почитания муз распространился по всей Греции. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей» , «музыка» ).

 • Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. • Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. • В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня, окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. • Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. • Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. • Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. • В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.

 • Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. • • Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. • У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены ( «поющие» , «предсказывающие» ).

Александрийский музей • Знаменитый Александрийский музей, основанный Птолемеем I, был также посвящён музам, был Александрийский музей • Знаменитый Александрийский музей, основанный Птолемеем I, был также посвящён музам, был храмом науки, хранителем ее; его члены имели задачей двигать науку, а достигалась эта цель путем научных споров, бесед, лекций и одиночной работы. • Философия, филология (в широком смысле), математика, медицина, история, поэзия — одним словом, вся тогдашняя наука нашла себе приют в М. , первоначально напоминавшем своей деятельностью современные академии наук.

Музыка Аристотель, который развил учение о катарсисе, как очистке и воспитания человека силой искусства, Музыка Аристотель, который развил учение о катарсисе, как очистке и воспитания человека силой искусства, отмечал и воспитательное, очистительное значение музыки. Рассматривая проблемы воспитания, философ выделял четыре искусства, которые можно считать воспитательными средствами: грамматику, рисование, гимнастику и музыку. Роль музыки философ объяснял следующим образом: «музыка имеет воспитательное значение потому, что она смягчает строгий элемент мужества, но она должна быть ограничена, поскольку кроме воспитательной музыки есть еще музыка расслабляющая, которая размягчает и развращает. Музыка полезна и в другом отношении: она способствует благоустройству печальных состояний души, подобно трагедии, она заполняет наш отдых и досуг »

Музыка в мифах • Самым известным мифом является миф о певце Орфее, игра которого Музыка в мифах • Самым известным мифом является миф о певце Орфее, игра которого на золотой арфе очаровывала не только людей, но и зверей, деревья, скалы. По преданию, Орфей отправился в ад, чтобы спасти погибшую от укуса гадюки жену - нимфу Эвридику. Игра на флейте позволила ему очаровать Харона, который согласился перевезти Орфея через Стикс, однако нарушив запрет не смотреть на жену до возвращения домой, Орфей навсегда потерял Эвридику и впоследствии погиб сам. • Этот сюжет использовали древнегреческие драматурги (Эсхил, Еврипид), а в новое время - ряд оперных композиторов ( К. Монтеверди, Глюк и другие).

 • Древнейшие источники относятся к третьему и второму тысячелетиям до нашей эры. Это • Древнейшие источники относятся к третьему и второму тысячелетиям до нашей эры. Это изображение древнейших струнных инструментов и сцен игры на лире и авлосе с Крита, статуэтки арфиста и флейтистов с Кикладских островов. • От древнегреческой музыки сохранилось лишь несколько полностью записанных сочинений; остальная часть наследия (ок. 40 пьес) сохранилась в виде фрагментов на папирусе, пергаменте, в виде настенной живописи, в эпиграфике на камне и т. д. Полностью сохранились сколий Сейкила, 3 гимна Месомеда, два гимна Аполлону. • B поэмах Гомера, говорится об использовании музыки в трудовых процессах, религиозных церемониях и народных праздниках. На аттических дипилонских вазах (8 -7 век до н. э. ) встречаются изображения процессий, исполняющих песню хором.

Развитие древнегреческой музыки a. Хоровое пение b. Хоровое пение под аккомпанемент c. Военная музыка Развитие древнегреческой музыки a. Хоровое пение b. Хоровое пение под аккомпанемент c. Военная музыка и лирические произведения d. Дифирамбы e. Театральная музыка и сольные партии

 • • • Рост полисов, в которых проходили большие культовые и гражданские праздники, • • • Рост полисов, в которых проходили большие культовые и гражданские праздники, привёл к развитию xopового пения под аккомпанемент духового инструмента. Постоянные войны стимулировали развитие военной музыки. Вместе с тем развивалась и лирическая поэзия, которая распевалась под аккомпанемент музыкальных инструментов. Среди известных авторов песен Алкей, Архилох и Сафо. Классиком xopовой лирики стал поэт и музыкант Пиндар, автор гимнов, застольных и победных од, отличавшихся разнообразием форм, богатством и причудливостью ритмов. Ha основе гимнов Пиндара развились дифирамбы, исполнявшиеся на дионисийских празднествах (около 600 до н. э. ). Музыка была неотъемлемой частью театральных представлений. Трагедия сочетала в себе драму, танец и музыку. Авторы трагедий - Эсхил, Софокл, Еврипид были одновременно и создателями музыки. Пo мере развития в трагедию вводились музыкальные партии корифея и актёров. Еврипид в своих произведениях ограничил введение xоpовых партий, сосредоточив основное внимание на сольных партиях актеров и корифеев, по образцу, так называемого, нового дифирамба, отличавшийся большим индивидуализацией, эмоциональностью, подвижным, виртуозным характером. Создателями стиля нового дифирамба стали Филоксен из Китеры и Тимофей Милетский. Aвторы древнегреческих комедий часто использовали многострунные кифары для сопровождения литературного текста, вводили в спектакль народные песенные мелодии. Вместе с тем комедиографы критиковали трагедию за изыски и иностранные влияния и нередко пародировали музыку трагедий, следы чего сохранились в тексте комедии «Лягушки» Аристофана.

Нотная грамота Нотная грамота

Спасибо за внимание да пребудут с вами музы! Спасибо за внимание да пребудут с вами музы!

 • Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки • Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.

 • Музы, молю – из толпы многогрешного града людского Вечно влеките к священному • Музы, молю – из толпы многогрешного града людского Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу! Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум, Душу, чья слава в одном – в чарующем ум благоречье. Прокл