Скачать презентацию Древнерусское храмовое пение Средневековое певческое искусство на Скачать презентацию Древнерусское храмовое пение Средневековое певческое искусство на

Древнерусское храмовое пение.ppt

  • Количество слайдов: 77

Древнерусское храмовое пение Древнерусское храмовое пение

►Средневековое певческое искусство на Руси было каноничным. ►Канон — это система правил средневекового искусства, ►Средневековое певческое искусство на Руси было каноничным. ►Канон — это система правил средневекового искусства, регламентирующих творчество. ►Основа древнерусского музыкального канона - канон и эстетика византийской музыкальной культуры.

Воззрения ранневизантийских философов о музыке Музыка — это искусство, которому свойственна «софийность» (премудрость): «Философия, Воззрения ранневизантийских философов о музыке Музыка — это искусство, которому свойственна «софийность» (премудрость): «Философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа. Наши напевы творятся по иным законам, нежели у тех, кто чужд нашей премудрости. . . Безыскусственный напев сплетается с божественными словами ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами» (IV век).

Пусть язык твой поет, а ум прилежно размышляет над смыслом песнопения Василий Кесарийский Пусть язык твой поет, а ум прилежно размышляет над смыслом песнопения Василий Кесарийский

Эстетические критерии церковного византийского пения: ►Осмысленность, ►Красота, ►Порядок. Эстетические критерии церковного византийского пения: ►Осмысленность, ►Красота, ►Порядок.

► «Ангелогласное пение» на Руси это возвышенное, подобное ангельскому пение, которое должно облагораживать, возвышать ► «Ангелогласное пение» на Руси это возвышенное, подобное ангельскому пение, которое должно облагораживать, возвышать душу и воспитывать. ►Древнерусские мастера пения использовали и творчески переработали византийский канон. ►Принципы византийского канона распространялись на все музыкальные произведения средневековья, управляя творчеством древнерусских распевщиков и регламентируя характер исполнительства.

Различия в бытовании древнерусского и византийского канона: На Руси канон был В Византии принят Различия в бытовании древнерусского и византийского канона: На Руси канон был В Византии принят вместе с художественный крещением как канон нечто священное развивался на и нерушимое. протяжении Жесткие ограничения многих столетий. канона начинают преодолеваться лишь в XVI веке.

Черты древнерусской церковной музыки: ►монодийность, ►определенная организация. ладовая Черты древнерусской церковной музыки: ►монодийность, ►определенная организация. ладовая

Основа древнерусской профессиональной музыки - одноголосные распевы, каждый из которых обладал определенным ритмом и Основа древнерусской профессиональной музыки - одноголосные распевы, каждый из которых обладал определенным ритмом и нотацией. Большинство распевов подчинялись системе осмогласия: ► знаменный, ► кондакарный, ► путевой, ► киевский, ► болгарский, ► греческий.

ОСМОГЛАСИЕ (от славянск. «осмь» — восемь гласов) - система гласов для певческого оформления богослужения. ОСМОГЛАСИЕ (от славянск. «осмь» — восемь гласов) - система гласов для певческого оформления богослужения. ГЛАСЫ - устойчивые мелодикоритмические обороты, записываемые невменными знаками ( «знамёнами).

Византийский столп — последовательное чередование 8 гласов в течение 8 недель, по истечении которых Византийский столп — последовательное чередование 8 гласов в течение 8 недель, по истечении которых весь столп повторялся сначала. Каждый из 8 гласов имел свои тексты и напевы с характерными мелодическими формулами.

Ладовая система древнерусского певческого искусства - это особая последовательность чередования тонов и полутонов, образующих Ладовая система древнерусского певческого искусства - это особая последовательность чередования тонов и полутонов, образующих 12 -тиступенный обиходный звукоряд:

Обиходный звукоряд состоит из 4 согласий по 3 звука в каждом, расположенных по б. Обиходный звукоряд состоит из 4 согласий по 3 звука в каждом, расположенных по б. 2: ►простое, ►мрачное, ►светлое, ►тресветлое. Смежные согласия соединяются малыми секундами. Это модальный лад.

►В знаменных распевах нет единого тонального центра. Связь звуков определяется не сквозным тяготением к ►В знаменных распевах нет единого тонального центра. Связь звуков определяется не сквозным тяготением к основному тону, а мелодическим движением по определенному звукоряду. ► Ладовые устои связаны с концами строк отдельных попевок. Лад проявляет себя не во всем распеве, а в пределах попевок, где различаются звуки опорные (устойчивые) и вспомогательные, проходящие (неустойчивые). Среди них выделяются звуки: ► доминирующий; ► завершающий все песнопение или его разделы — «конечный» тон.

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ- основной распев в Древней Руси XI—XVII вв. 4 типа: ►Столповой (в основе ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ- основной распев в Древней Руси XI—XVII вв. 4 типа: ►Столповой (в основе - принцип комбинирования, варьирования и соединения попевок); ►Большой, отличавшийся особой протяженностью и торжественностью (принцип комбинирования, варьирования и соединения попевок); ►Малый - строгий речитативный будничный напев (в основе - построчное изложение: песнопения членятся на мелодические строки по определенным образцам); ►Пение «на подобен» старого знаменного распева, сохранявшееся неизменным с XI в. (сходное с малым распевом).

3 вида распевности в древнерусской монодии: ►Силлабический (одному звуку соответствует один слог) — в 3 вида распевности в древнерусской монодии: ►Силлабический (одному звуку соответствует один слог) — в малом знаменном и подобнах; ►невматический (внутрислоговой распев составляют 2 -3 звука — обычное число звуков в невмах) — в столповом; ►мелизматический (распевностью превышающий 4 звука на один слог) — в большом знаменном распеве.

Подобны ►Количество строк: от 5 до 11; ►Напев, соединяясь с разными текстами, образует песнопения Подобны ►Количество строк: от 5 до 11; ►Напев, соединяясь с разными текстами, образует песнопения с заданным напевом; ► Принцип повторения музыкальной формы с новыми текстами.

Подобен второго гласа «Доме Ефрафов» Подобен второго гласа «Доме Ефрафов»

Подобен второго гласа «Доме Ефрафов» : ► 5 строк; ►архаичные черты мелодики; ►скованное волнообразное Подобен второго гласа «Доме Ефрафов» : ► 5 строк; ►архаичные черты мелодики; ►скованное волнообразное мелодическое движение, имитирующее колокольное звучание.

Столповой знаменный распев ►Торжественный вид знаменного распева, которым распевали праздничные и воскресные песнопения. ►Попевочный Столповой знаменный распев ►Торжественный вид знаменного распева, которым распевали праздничные и воскресные песнопения. ►Попевочный принцип строения создает ощущение единого непрерывного развития благодаря текучести соединяющихся попевок и их варьированию.

►Древнее происхождение столпового знаменного распева и его интенсивная эволюция, особенно в XV в. В ►Древнее происхождение столпового знаменного распева и его интенсивная эволюция, особенно в XV в. В это время формируется теория древнерусской музыки, создаются учебники по знаменной нотации — Азбуки знаменного пения, увеличивается количество попевок до 500. ►Создание распевщиками развернутых музыкальных композиций на основе богатого фонда попевок и фит (особых формул, очень распевные мелодические обороты, в начертании которых присутствовал знак фиты - Ѳ).

Попевки: ►начального, ►срединного (развивающего), ►конечного типа. Особая роль фит. Закрепление за попевками образных названий Попевки: ►начального, ►срединного (развивающего), ►конечного типа. Особая роль фит. Закрепление за попевками образных названий (исходя из требований педагогической практики).

Названия попевок: -паук, -колесо, -мережа, -долинка, -хамила, - кулизма. Названия фит: - красная, хабува, Названия попевок: -паук, -колесо, -мережа, -долинка, -хамила, - кулизма. Названия фит: - красная, хабува, кобыла.

Строение столпового распева ►Невматическое, за исключением фит, встречающихся на тех словах, которые требовалось подчеркнуть. Строение столпового распева ►Невматическое, за исключением фит, встречающихся на тех словах, которые требовалось подчеркнуть. ►Мелодия песнопения способствует осмыслению текста.

►Гибко Попевки: следуют тексту, отражают его строение, динамику, кульминации, концовки; ►Попевки объединяются по контрасту: ►Гибко Попевки: следуют тексту, отражают его строение, динамику, кульминации, концовки; ►Попевки объединяются по контрасту: плавные с размеренным ритмом перемежаются с асимметричными и пунктирными, речитативные с распевными; ►Попевки соединяются со словами, соответствуя начальному, срединному и завершающему типу развития. Они то рифмуются, то чередуются по контрасту, то соединяются попарно по принципу нарастания, усиливая эмоциональное воздействие.

К древнейшим песнопениям столпового знаменного распева относятся воскресные стихиры Октоиха. Стихира-догматик восьмого гласа «Царь К древнейшим песнопениям столпового знаменного распева относятся воскресные стихиры Октоиха. Стихира-догматик восьмого гласа «Царь Небесный» : ► 21 музыкальная строка, в каждой из которых одна попевка. ► Структура: 2 хчастная композиция с небольшим числом попевок, которые, объединяясь в пары, образуют «рифмованность» . ► Основные попевки в этих парах: поворотка и кулизма. Преобладающие в них синкопированные и пунктирные ритмы придают всему песнопению активный, импульсивный характер. ► Мелодическое начало господствует в фитах (в 8 -й строке — светлая фита, в 11 -й — мрачная фита).

Глубокая связь слова и напева в знаменных распевах ► Мелодия рождается из слова, несущего Глубокая связь слова и напева в знаменных распевах ► Мелодия рождается из слова, несущего содержание. Она комментирует текст, членит его структуру, выделяя и акцентируя важнейшие слова. ► Этому же способствует и знаменная нотация, знаки которой отражают не только мелодию (ее ритм, высоту и движение), но и слово, различая ударные и безударные слоги, акценты, начала и концы фраз.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГИМНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГИМНОГРАФИЯ

►Источник древнерусской гимнографии - византийская гимнография, сформировавшаяся к IX веку. ►Византия - наследница античной ►Источник древнерусской гимнографии - византийская гимнография, сформировавшаяся к IX веку. ►Византия - наследница античной и позднеримской культур, усвоившая культурные достижения народов, входивших в ее состав. ►Отсутствие единого культового языка в Византийской империи способствовало развитию местных школ.

В IV- IV веках на византийскую гимнографию оказывает влияние поэзия и музыка Сирии, творчество В IV- IV веках на византийскую гимнографию оказывает влияние поэзия и музыка Сирии, творчество Ефрема Сирина, ►Романа Сладкопевца. ►

ЕФРЕМ СИРИН (306 -373) – христианский поэт и богослов, автор гимнов ЕФРЕМ СИРИН (306 -373) – христианский поэт и богослов, автор гимнов

Роман Сладкопевец (V-VI вв. ), поющий кондак Роман Сладкопевец (V-VI вв. ), поющий кондак

Расцвет византийской гимнографии в VII— VIII вв. Произведения Андрея Критского, ►Косьмы Майюмского, ►Иоанна Дамаскина Расцвет византийской гимнографии в VII— VIII вв. Произведения Андрея Критского, ►Косьмы Майюмского, ►Иоанна Дамаскина ► привились в Древней Руси.

ИОАНН ДАМАСКИН (ок. 675 -ок. 753) – крупнейший средневековый гимнограф. ИОАНН ДАМАСКИН (ок. 675 -ок. 753) – крупнейший средневековый гимнограф.

Жанровая система древнерусской певческой культуры ►унаследована от византийской; ►близка: монодическим средневековым культурам Востока и Жанровая система древнерусской певческой культуры ►унаследована от византийской; ►близка: монодическим средневековым культурам Востока и Запада - отечественному фольклору; -

Особенности гимнографических жанров ►Тесная интонационно-ритмическая и структурная связь текста и напева; ►Определяющая роль содержания; Особенности гимнографических жанров ►Тесная интонационно-ритмическая и структурная связь текста и напева; ►Определяющая роль содержания; ►Сохранение в неизменности текстов, трансформация со временем только мелодии.

Жанры древнерусского певческого искусства различаются по: ►содержанию; ►музыкальной и поэтической форме; Жанры древнерусского певческого искусства различаются по: ►содержанию; ►музыкальной и поэтической форме;

►Расположению в порядке богослужения (Чинопоследованию), определяемому Уставом (Типиконом). ►Расположению в порядке богослужения (Чинопоследованию), определяемому Уставом (Типиконом).

►способам исполнения: -хоровой, -сольный, -антифонный (поочередное пение двух хоров), -респонсорный (чередование пения солиста и ►способам исполнения: -хоровой, -сольный, -антифонный (поочередное пение двух хоров), -респонсорный (чередование пения солиста и хора или солиста и народа).

Хронологический порядок возникновения жанров: ►псалмы, ►тропари, ►кондаки, ►стихиры, ►ирмосы. Хронологический порядок возникновения жанров: ►псалмы, ►тропари, ►кондаки, ►стихиры, ►ирмосы.

Типы гимнографических текстов: ►Молитвенные; ►Повествовательные (о содержании и главных событиях праздника); ►Нравственно-религиозные; ►Поучительные; ►Догматические Типы гимнографических текстов: ►Молитвенные; ►Повествовательные (о содержании и главных событиях праздника); ►Нравственно-религиозные; ►Поучительные; ►Догматические (излагающие основные положения вероучения).

Псалмы - древнейший жанр гимнографии; - изложены в Псалтыре – библейской книге Ветхого завета; Псалмы - древнейший жанр гимнографии; - изложены в Псалтыре – библейской книге Ветхого завета; - исполнялись целиком или частями (стихами); - складывались в циклы – кафизмы.

Псалмодия - чтение и пение псалмов на основе ладовых мелодических моделей с речитацией на Псалмодия - чтение и пение псалмов на основе ладовых мелодических моделей с речитацией на заданном тоне, фиксированными срединным и заключительным каденционным оборотами. Двустороннее опевание - мелодическая формула, построенная на преобладании одного выдержанного тона речитации, окруженного вспомогательными звуками, отстоящими на секунду сверху и снизу.

►Различные виды древнерусского псалмопения помещались в певческой книге Обиход, составлявшей неизменную часть праздничного, воскресного ►Различные виды древнерусского псалмопения помещались в певческой книге Обиход, составлявшей неизменную часть праздничного, воскресного или будничного богослужения. ►Многие псалмы звучали ежедневно, поэтому для украшения богослужения создавались разные напевы на один и тот же текст псалма.

103 -й псалом «Благослови душе моя Господа» 103 -й псалом «Благослови душе моя Господа»

 «Сладкопение» — исполнительская эстетическая категория древнерусского пения, соответствующая выразительному красивому сольному пению. Псалмы «Сладкопение» — исполнительская эстетическая категория древнерусского пения, соответствующая выразительному красивому сольному пению. Псалмы исполняли легко и сладкогласно, согласным, стройным ансамблем солиста и хора.

Тропари (от греч. трепо — поворачиваю, обращаю; или тропайон — памятник победы, трофей) - Тропари (от греч. трепо — поворачиваю, обращаю; или тропайон — памятник победы, трофей) - краткие молитвенные песнопения, исполнявшиеся после каждого стиха при чтении псалма. Посвящены прославлению празднуемых событий, воспеванию подвигов мучеников и святых. В тексте используются сравнения, аллегории; иногда повествования.

Стихиры (с греч. многостишие ) хвалебные песнопения в честь праздника из 8 -10 строк, Стихиры (с греч. многостишие ) хвалебные песнопения в честь праздника из 8 -10 строк, исполнявшиеся на богослужении, близкие тропарям. Стихиры составляли певческую книгу Стихирарь, распавшуюся потом на Праздники (циклы песнопений в честь 12 главных общехристианских праздников, двунадесятых) и Трезвоны (песнопения в честь наиболее почитаемых святых, отражающие исторические события, связанные с борьбой русских против иноземных захватчиков, духовным развитием русского народа).

Кондак масштабное произведение нравоучительного характера. На Руси от него остался лишь кукулий (зачин) и Кондак масштабное произведение нравоучительного характера. На Руси от него остался лишь кукулий (зачин) и икос (первая строфа). Стиль пения – мелизматический. Мелодии записывались кондакарной нотацией и входили в певческую книгу Кондакарь. Позднее кондакарные напевы кондаков были заменены знаменным распевом.

Погребальный кондак «Со святыми упокой» знаменного распева – символ смерти, погребения, рока у русских Погребальный кондак «Со святыми упокой» знаменного распева – символ смерти, погребения, рока у русских композиторов (Шестая симфония Чайковского, кантата Танеева «Иоанн Дамаскин» ):

Канон - песнопение гимнического хвалебного характера, отличавшееся «торжественной статичностью, медлительной витиеватостью» . Каждая из Канон - песнопение гимнического хвалебного характера, отличавшееся «торжественной статичностью, медлительной витиеватостью» . Каждая из 10 песен (од) содержит ирмос (выразительную первую строфу) — и 2 -3 тропаря. В конце – катавасия (повтор начального ирмоса в исполнении двух хоров, сходившихся в центре). Ирмосы собраны в певческой книге Ирмологий и расположены по гласам, а внутри гласов — по «песням» .

Рождественский ирмос Рождественский ирмос

Песнопения, сопровождавшие литургические действа: ►аллилуарии, исполняемые во время выноса Евангелия; ►киноники (причастные стихи); ► Песнопения, сопровождавшие литургические действа: ►аллилуарии, исполняемые во время выноса Евангелия; ►киноники (причастные стихи); ► «Херувимская песнь» , исполняемая во время процессии Великого входа на Литургии; ►Малое и великое славословия; ►Величания (славления святого, праздника), звучавшие перед чтением Евангелия на утрени.

Херувимская песнь знаменного распева Херувимская песнь знаменного распева

Жанр песнопения связывался с определенным характером исполнения и темпом: ►ирмосы и тропари пели быстрее, Жанр песнопения связывался с определенным характером исполнения и темпом: ►ирмосы и тропари пели быстрее, чем стихиры; ►гимны, аллилуарии, киноники, херувимскую пели медленно.

Принципы организации древнерусского певческого искусства: ►Цикличность; ►Ансамблевость. Принципы организации древнерусского певческого искусства: ►Цикличность; ►Ансамблевость.

Цикличность Отдельное песнопение входило в малый цикл, из малых циклов складывались крупные. Малые циклы: Цикличность Отдельное песнопение входило в малый цикл, из малых циклов складывались крупные. Малые циклы: ► кондак — тропарь, ► кондак — икос; Большие циклы: ► канон, ► кафизма, ► цикл стихир, перемежающихся с псалмодическими запевами.

Цикличность ►Годовой цикл, песнопения которого повторяются через год (отражен в певческих книгах Стихирари месячные, Цикличность ►Годовой цикл, песнопения которого повторяются через год (отражен в певческих книгах Стихирари месячные, служебные Минеи, Праздники, Трезвоны). ►Триодный цикл, связанный с лунным календарем и празднованием Пасхи (Триодь постная и Триодь цветная). ►Осмогласный 8 -недельный круг (Ирмологии, Октоих). ► Недельный (седмичный) цикл (Шестоднев служебный, Часослов). ►Суточный цикл — песнопения, исполняемые ежедневно (Обиход – самая богатая в музыкальном отношении певческая книга)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Знаковое или знаменное (от славянск. «знамя» — «знак» ) письмо – это безлинейная невменная Знаковое или знаменное (от славянск. «знамя» — «знак» ) письмо – это безлинейная невменная нотация, применявшаяся при записи древнерусской музыки. Семиография — наука, изучающая средневековую музыкальную знаковую письменность.

Типы безлинейной нотации: ►знаменная, ►кондакарная, ►экфонетическая, ►демественная, ►путевая. Связаны с видом напева и музыкальным Типы безлинейной нотации: ►знаменная, ►кондакарная, ►экфонетическая, ►демественная, ►путевая. Связаны с видом напева и музыкальным стилем.

Экфонетическая нотация ► Предназначалась для псалмодического чтения священных книг: Евангелия, Апостола, Пророчеств. ► Внетоновая: Экфонетическая нотация ► Предназначалась для псалмодического чтения священных книг: Евангелия, Апостола, Пророчеств. ► Внетоновая: знаки приблизительно фиксировали мелодическую линию, указывая на повышение или понижение голоса (оксейа и барейа), фигурацию типа группетто (сирматике), мелодическое кадансирование и остановку (телейа). ► 3 вида экфонетических знаков: строчные, надстрочные и подстрочные. ► Акцентные знаки ставились под строкой, возле того слова, которое необходимо было подчеркнуть. Остромирово евангелие (1056— 1057) - первая рукопись, снабженная знаками экфонетической нотации.

Столповая знаменная нотация 3 категории знаков: ► алфавит — это простые знаки: одно-, двух- Столповая знаменная нотация 3 категории знаков: ► алфавит — это простые знаки: одно-, двух- и многоступенные; ► попевки — краткие мелодические формулы, записанные простыми знаками с элементами тайнописи, где простые знаки приобретают новое значение; ► фиты и лица - наиболее сложные знаки — обширные мелодические построения, целиком зашифрованные.

Одноступенные знамена Одноступенные знамена

Двуступенные знамена нисходящие Двуступенные знамена нисходящие

Двуступенные знамена восходящие Двуступенные знамена восходящие

Многоступенные знамена Многоступенные знамена

Попевки Попевки

Лица Лица

Фита Фита