егэ древнерусское государствоPowerPoint (2).pptx
- Количество слайдов: 26
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В 9 -12 ВЕКАХ
СЛАВЯНЕ В VI—VIII вв. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ПРАРОДИНЫ СЛАВЯН Склавины- между Днестром и Вислой Анты – между Днестром Венеды – бассейн Вислы
Племенной союз Военная демократия
язычество Низшие божества: лешие, русалки, домовые, полевик, пущевик, банник, полуденица Водяные и т. д.
Основные восточнославянские племена и места их расселения
РУСЬ: Трактовки происхождения термина
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Предпосылки образования Древнерусского государства: Развитие производительных сил Развитие торговли Рост имущественного неравенства Появление систем управления Наличие союзов славянских племён Выделение племенной знати
Этапы формирования государства 1. Союзы племён 2. Образование двух протогосударственных центров (Новгород, Киев) 3. Объединение в одногосударство (поход Олега на Киев 882 год) 4. Расширение государства (походыкиевских князей против соседних восточнославянских племён, против хазар, болгар, Византии)
Причины образования древнерусского государства: Рост производства (внутренняя) Военные походы (внешняя) Частная собственность, имущественное и социальное неравенство
Первые князья 907 г. – поход на Византию 911 г. – Мирный договор с Византией 913 г. – поход на Каспий
Первые князья 915 г. – мир с печенегами 943 г. – поход на Сев. Кавказ
Ольга и Святослав Полюдье – дань племён князю за исполнение им судебных функций и функций защиты от внешних врагов Хазары (4 -9 века), печенеги (9 -10 века), половцы (1113 века) – тюркоязычные народы, совершали набеги на Русь
Причины принятия христианства Язычество не выражало государственного единства, господства княжеской власти и феодальной верхушки, идеи примирения с существующим порядком; Пантеон языческих богов (980) не приводил к единству культа, разъединял части страны
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
Раннефеодальное государство – государство, в котором господствовала государственная собственность, феодальная собственность лишь формировалась ещё не сложились классы феодального общества и крестьяне ещё не были закрепощены; власть принадлежала князю, опиравшемуся на дружину «Русская правда – свод письменных законов, начало русскому письменному законодательству положено при Ярославе Мудром
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ Вотчина – земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежавший владельцу на правах полной наследственной собственности Поместье – ненаследственное земельное владение, которое давалось князем феодалу за службу и на время службы Русская земля – единое государство, состоявшее из волостей Земли – крупные самостоятельные княжества Волости – княжества, входившие в состав земель
ГОРОДА, ТОРГОВЛЯ И РЕМЕСЛО ДРЕВНЕЙ РУСИ Прикладное народное искусство: Чернь Зернь Перегородчатая эмаль Филигрань
УПРАВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИМ ГОСУДАРСТВОМ Десятина – десятая часть доходов в пользу церкви натуральный характер хозяйства лежит в основе специфики средневекового хозяйства, когда отдельные области не испытывают нужды в связях друг с другом
Кириллица, глаголица — две славянские азбуки; на Руси прижилась кириллица (XII — нач. XVIII в. ). Глаголица использовалась только для тайнописи Вервь — община, построенная не по родовому, а по территориальному признаку; вервью — веревкой мерили пространство, принадлежавшее одной общине Огнищанин — владелец какого-либо очага, дома, «огнища» . Ключник — по «Русской Правде» — полный холоп, но вместе с тем первый человек в хозяйстве своего господина, исполнявший обязанности управляющего и судьи, т. е. фактически был домоправителем. Княжий муж — член старшей дружины князя, а также боярин, по собственному желанию вступивший в состав княжеской дружины. Они были советниками князя и занимали высшие военные и административные должности. Тиун — то же, что ключник. Отроки — младшие члены дружины в Древней Руси, по преимуществу дворовые слуги князя.
Холопы - зависимые люди, бесправные, по положению близкие к рабам. Закупы- Зависимые люди. Закупом мог стать свободный крестьянин, получивший на заранее оговоренных условиях ссуду - "купу". При её погашении должник снова становился свободным, а при невозвращении в срок оставался в зависимом положении и должен был выполнять определённую работу в хозяйстве человека предоставившего кредит. В отличие от холопа закуп сохранял некоторые личные и имущественные права, однако мог подвергаться телесным наказаниям по усмотрению господина, а при попытке бегства превратиться в холопа. '"Люди" - свободные крестьяне-общинники. Смерды - крестьяне - общинники, свободные и лично зависимые. Термин "смерд" долгое время считался синонимом слова простолюдин. Рядовичи — лица, служившие феодалам по договору (ряду), близки к закупам. .
Православие - одно из главных и старейших направлений в христианстве возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9 -11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно православие разделилось на несколько автокефальных церквей. Митрополит - в православной церкви глава крупнейшей епархии, подчиняется непосредственно патриарху. Русь первоначально митрополия, находившаяся в непосредственном подчинении Константинопольской патриархии. В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в России было введено патриаршество. Епископ — высшее духовное лицо, глава епархии (основной церковно-административной территориальной единицы). Монастырь - община монахов и монахинь, принимающие единые уставы жизни. Монашество зародилось в III веке в Египте, когда христиане удалялись в пустыню, в безлюдные места, становились отшельниками, монахами. Василий Кесарийский (330 -379) объединяет их в общины. На Западе монашеству положил начало Бенедикт Нурсийский (480 -543). Он основал монастырь в Монте. Кассино (около 529) и орден монахов-бенедиктинцев. Монахи жили, работали и молились вместе, следуя принятому ими своду правил. К VIII в. монастыри возникли повсюду, где было принято христианство.