Образы Спаса.ppt
- Количество слайдов: 11
ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ ОБРАЗЫ СПАСА
Главный центральный образ все древнерусского искусства – образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель(Спас)-это слово абсолютно точно выражает представление о нём христианской религии. Она учит, что Иисус Христос-человек и одновременно Бог и Сын Божий, принесший спасение человеческому роду. Основой этих представлений является Евангелие. Составляющие его 4 книги, написанные апостолами, учениками Иисуса Христа, несут «благую весть» о самой личности Спасителя, о принесенном им в мир спасении. Основными главными типами изображения являются: Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель, Спас на Престоле, Спас в силах.
Спас Нерукотворный Древнейшая из сохранившихся – Спас Нерукотворный. созданный в XII веке в Новгороде. На прямоугольной иконе, в центре ее, как и на натянутом на доску «плате Авгаря» , - только большеглазый лик с длинными прядями волос и небольшой раздвинутой бородой - всегда узнаваемый в иконописи лик Спаса. » Плат Авгаря» занимает всю плоскость доски, и в центре его- Спасов лик, окруженный крестчатым нимбом.
Спас Вседержитель «Спас Вседержитель» -это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием, и с правой рукой, десницей, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. По стойкой традиции, Спас Вседержитель в течение многих веков изображался в куполах церквей, т. к. само здание церкви имело символическое истолкование: оно понималось как корабль, где верующие спасаются от бурь и волнений житейского моря, как Дом Господень, а его средняя часть, над которой поднимался купол, - как небо которая уготовано Иисусом Христом спасенный им, принявшим его учение людям.
Спас на престоле Образы Спаса на престоле несут в себе более отчетливо, чем просто образы Вседержителя, напоминание о грядущем суде Владыке мира. Судией, величавым и не доступным, предстает он на одной из древнейших русских икон этого типа - на иконе «Спас на престоле» , созданным в Новгороде в XIII веке. Алый фон (так во многих ранних новгородских иконах изображали негаснущий свет вечности) окружает украшенный жемчугами и узорами престол, на котором торжественно восседает Спас. Строго фронтальная его поза, недвижимо ложатся складки одежд, прямо перед собой устремлен полный мысли, сосредоточенный и в своей сосредоточенности недоступный взгляд. Жест поднятой перед грудью благословляющей десницы сдержан, спокоен и ясен. Левой рукой касается Спас надписи на раскрытом Евангелии.
Спас в силах Образ был создан как центр деисуса в самом конце XV века мастером из ростовских земель. На иконе все изображения вписаны в алый прямоугольник, в углах которого тонкой темной линии изображены ангелы, лев, телец и орел – символы четырёх евангелистов, несущих миру весть о Спасителе и о его грядущем суде. Внутри этого прямоугольника голубой, прозрачный овал, обозначающей Вселенную, - её представляли как прозрачный кристалл. И в центре этого овала, стоит престол с восседающим на нём Судией. Вокруг Иисуса Христа – служащие ему, подвластные ему «ангельские чины» : овал Вселенной заполнен крылатыми серафимами, а у подножия престола в виде алых кругов с крыльями и глазами предстают таинственные « небесные силы» , давшие название изводу.
Иконопись – это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храма, жесты и положения святых по отношению к другу. Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность. Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV – XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.
Образы Спаса.ppt