Древнеримская литература периода республики.ppt
- Количество слайдов: 47
Древнеримская литература периода республики
Введение • Литература Древнего Рима входит в историю античной литературы как ее закономерный этап. • Римское рабовладельческое общество развилось позднее древнегреческого, и литература, искусство и философия греков оказали могучее воздействие на римскую идеологию. Особенно значительным было влияние древнегреческой литературы в начальный период римского художественного творчества, в эпоху формирования античного полиса в Риме. Первые римские писатели переводят произведения древнегреческих писателей, приспособляя их к запросам римского общества. В последующие периоды различные литературные произведения и течения греческой мысли продолжают живо интересовать римских писателей, и оригинальная литература римлян создается на фундаменте, заложенном предшествовавшей ей греческой литературой. Однако, по сравнению с греками, римляне дают новый художественный синтез, в котором на новом этапе развития античного общества идеологические запросы и художественные вкусы получают свое, оригинальное воплощение.
• Классовые противоречия рабовладельческого строя достигают в Риме особенной остроты. Расцвет литературы и искусства в Риме совпадает не с расцветом рабовладельческого полиса, как в Греции, а с эпохой становления империи (I в. до н. э. - I в. н. э. ), поэтому проблема взаимоотношения человека и общества дается в римской литературе иначе, чем в греческой. Человек как бы освобождается здесь от глубоких общественных связей и привлекает художника прежде всего своими душевными переживаниями. Внутренний мир человека раскрывается в этой литературе более тонко и глубоко, чем в древнегреческой. Однако в произведениях римских писателей подчас утрачена та глубина обобщения, та гармония между обществом и индивидом, которая была характерна для лучших произведений древнегреческой литературы. • Периодизация римской литературы строится в соответствии с основными этапами истории общества:
• I. Эпоха республики • 1. Долитературный период (III в. до н. э. ). • 2. Ранняя римская литература (до середины II в. ). • 3. Литература периода распада полиса (конец II в. до н. э. - 30 -е годы до н. э. ).
Долитературный период. Римский фольклор • • • Художественная литература появляется в Риме в середине III в. до н. э. Римские историки приурочивают основание Рима к середине VIII в. до н. э. (753 г. ). Однако археологические раскопки показали, что "основание" его не было единовременным актом. Первые поселения на римских холмах возникли еще в X-IX вв. до н. э. Окончательно город сформировался при царях этрусской династии. Этруски жили в северо-западной части Апеннинского полуострова. Они имели своеобразную культуру и религию, яркое искусство, во многом отличавшееся как от древнегреческого, так и от последующего римского искусства. Многочисленные изображения на этрусских гробницах дают некоторое представление об общественной жизни этого народа, об их танцах, зрелищах и пирах. Многие божества, которых они почитали, имеют вид демонов - полуживотных-полулюдей. На гробницах часто изображаются фантастические животные и растения. Встречаются и различные мифологические, сценки, свидетельствующие о связях этрусков с греками. Однако греческое искусство с его гармоническим идеалом человека не оказало существенного влияния на искусство этрусков. В отличие от римской семьи эпохи республики, где власть отца была неограниченной, у этрусков женщина пользовалась большой свободой. Родство велось по женской линии, и женщины наравне с мужчинами принимали участие в общественных увеселениях.
• • В раннем Риме заметны следы известного воздействия этрусской религии и культуры. К этрускам восходят обряд гадания по птицам, гладиаторские игры, различные виды актерского мастерства. Самое слово актер (histrio) - этрусского происхождения. Через посредство этрусков римляне познакомились с греческой культурой. Древнейшие памятники римского фольклора относятся к этому "темному" периоду в жизни Рима. Религия носила в то время еще примитивно-конкретный характер. Боги не были антропоморфизированы, как в Древней Греции. Имелось много божеств для каждого отдельного акта, связанного с земледелием, с жизнью общины и человека. Почитались боги первой вспашки земли, посева, жатвы, хранения семян, развития цветка и т. д. Один из древнейших гимнов - гимн жреческой коллегии арвальских (полевых) братьев обращен к богу войны Марсу, хранителям очага Ларам, богам плодородия Семонам. Жрецы просят Марса и Ларов отогнать от общины войны и болезни: Помогите нам. Лары. Не дозволь, Map, мору-пагубе обрушиться на многих. Будь сыт, свирепый Марс! Вскочи на пopoг! Стой там! Попеременно призовите всех семенных духов. Триумфе, Триумфе (5 раз).
• Сами римляне в историческую эпоху уже плохо понимали текст старинных гимнов с их архаическим языком. Гимны эти носили название "carmina". Слово в этих ритмизированных текстах еще не отделилось от пения и телодвижений. Конец гимна арвальских братьев содержит призыв к исполнению какой-то фигуры древнего сакрального (культового) танца. • Другая коллегия жрецов салиев (прыгунов) исполняла свои гимны во время шествия по городу. В шлемах и с копьями в руках салии танцевали и пели молитвы. • Для словесного оформления этих старинных, сакральных песен характерен ряд моментов, которые найдут отражение в памятниках ранней поэзии римлян: звуковые ассонансы и аллитерации, смысловая значительность каждого отдельного слова, строгая симметрия в расположении предложений, совпадение отдельных мыслей с метрической строкой. • Составлены древнейшие гимны так называемым сатурновым стихом. Вопрос о природе этого размера еще не решен окончательно. Несомненным представляется одно: это еще метрически слабо упорядоченный стих. Он напоминает свободные размеры древнегреческого фольклорного стиха и фольклорного стиха других народов (ср. , например, русский былинный стих).
• У римлян, как и у всех народов, существовали рабочие и обрядовые песни. • Римский ученый Варрон сообщает, что на похоронах исполнялись траурные песни. Их пела под аккомпанемент флейты наемная плакальщица - префика. Сама песня называлась нения. По свидетельству римских грамматиков, слово "нения" обозначало один из фригийских музыкальных ладов. Оно пришло в Рим из Малой Азии. • На похоронах произносились и погребальные речи. На могильных памятниках высекались надгробные надписи - эпитафии. Некоторые из этих древнейших надписей дошли до нас и являются ценным источником по истории культуры и языка. • На свадьбах исполнялись свадебные песни. Особенностью этих песен было, по-видимому, не только прославление новобрачных, но и насмешки над ними. Насмешки должны были обеспечить благополучие новому браку.
• • Насмешливая поэзия была широко распространена в Древнем Риме и Италии. Насмешливые песенки, в которых высмеивались отдельные лица, не только пелись на улицах, но и писались на заборах и стенах домов. Они носили название "carmina famosa" (песни-поношения). С этим видом насмешки борется древнейшее римское законодательство - законы XII таблиц. Однако эти песни бытуют и на закате римской империи. Насмешливые песенки исполнялись и во время обряда римского триумфа. Полководец, одержавший крупную победу, получал от римского сената разрешение на празднование триумфа. В одеянии Юпитера Капитолийского торжественно проезжал он по Риму на колеснице, запряженной белоснежными конями, и поднимался на Капитолий, в храм Юпитера, чтобы принести там жертвы. В то время, как он следовал по улицам, шедшие за колесницей воины победоносных легионов осыпали своего полководца насмешками. Так, например, во время триумфа Цезаря его войска пели: "Горожане, храните своих жен! Мы приводим лысого любодея!". Эти песенки имели магическое значение. Они должны были охранять смертного полководца от чрезмерной гордыни. Триумфатор не должен был воображать, что он на самом деле Юпитер. Раб, стоявший на колеснице за его спиной, все время повторял: "Оглядывайся назад и помни, что ты человек!".
• Римский оратор Цицерон, ссылаясь на древнего писателя Катона, утверждает, что у римлян существовали застольные пиршественные песни. Немецкий ученый Нибур (1776 -1831) считал сообщение Цицерона достоверным. Он находил следы существования подобных песен в исторических легендах, которые передают римские историки. Сведения о легендарном сражении Горациев и Куриациев, о Кориолане, об изгнании Тарквиния Гордого, о Бруте и Лукреции римские историки могли почерпнуть из древних застольных песен • В настоящее время для доказательства существования этих песен в Древнем Риме привлекаются и памятники изобразительного искусства. Так, на этрусских гробницах часто изображаются сцены пира. На пиру выступает играющий на флейте певец.
• Сюжетом песни такого певца могло быть прославление деяний предков, рассказ о героических подвигах славных воинов и царей. • Однако исторические легенды могли сохраняться и в древнейших прозаических записях. • Каждая жреческая коллегия записывала формулы обращения к богам, составляла протоколы. Древнейшая коллегия понтификов вела фасты (календарь), которые явились началом исторической хроники (анналов). Жрецы фиксировали особо важные события, отмечали чудесные знамения и необыкновенные случаи. Вели свои записи и римские магистраты. Впоследствии каждый знатный род стал составлять семейные анналы, семейную хронику. • Интерес к историческим событиям и историческим персонажам характерен не только для римских легенд, но и для древней поэзии и изобразительного искусства Рима. Отдельные греческие мифы рано проникли в Италию, но римляне не создали своей богатой мифологии, подобной греческой.
• Героями их легенд являются основатели римского государства, первые римские цари, воины, сражавшиеся с врагами Рима, добродетельные женщины древних времен. Из легендарных предков римлян только Ромул напоминает героя греческого мифа, сына смертной женщины и божества. После смерти он становится богом Квирином и возносится на небо, как герои древнегреческих мифов. • Вместо изображений обнаженных атлетов, богов и героев, которые создают древнегреческие скульпторы, римские скульпторы запечатлели образ одетого в тогу римского гражданина. Героем римских художников стал, таким образом, гражданин Древнего Рима, полный достоинства и величия. • Создание индивидуального портрета также является одним из достижений раннего искусства Рима. Древнейший образец такого портрета - бронзовый бюст Луция Юния Брута датируется IV в. до н. э. В нем переданы черты портретного сходства, в отличие от идеализирующей скульптуры греков. Сравнительно раннее появление подобных бюстов объясняется тем, что в Риме с древнейших времен существовал обычай снимать с умерших восковые маски. Эти маски хранились в семьях римской знати. Их выносили во время траурной процессии.
• Вместе с тем, хотя идеология и искусство Рима древнейшего периода самобытны, однако развитие культуры и искусства древней Италии и Рима не может рассматриваться без учета их взаимоотношений с высокоразвитой культурой Древней Греции. • Уже в VIII в. до н. э. на территории Италии появляются греческие колонии, являющиеся мощными очагами культуры. Греческие города возникают в южной Италии и Сицилии. В VIII в. до н. э. были основаны Кумы. В конце VI в. там были воздвигнуты два величественных храма - Зевса и Аполлона. В конце VI в. строится грандиозный храм Зевса в Агригенте. • Культы греческих богов, греческие мифы и философские учения распространяются в Италии. Через посредство этрусков они проникают и в Рим
• • • После падения власти этрусских царей Рим некоторое время находился в известной изоляции. Эта культурная изоляция продолжалась с VI в. до конца IV в. до н. э. В конце IV в. , подчинив себе Италию, Рим вновь вступает в оживленные сношения с различными племенами Апеннинского полуострова и с Грецией. В это время римская религия снова начинает испытывать влияние греческих религиозных представлений. Римские боги антропоморфизируются. На смену формализму, характерному для древнего права и религии, приходят более сложные и тонкие этические и правовые нормы. После окончания войны с Пирром (275 г. ) в Рим в большим количестве ввозятся произведения греческого изобразительного искусства: статуи, картины, бюсты и геммы. В качестве воспитателей римских детей начинают выступать образованные греки. Презрительное отношение к художественной литературе понемногу сменяется признанием ее политической важности. Первым государственным деятелем Рима, понявшим необходимость художественной пропаганды политических идеалов молодого государства, был Аппий Клавдий Слепой, консул 307 - 296 гг. до н. э. Он произнес в 280 г. знаменитую речь в сенате, в которой отверг мирные предложения царя Пирра. Эта речь была издана впоследствии отдельной книгой. Аппий Клавдий составил и сборник изречений, который не дошел до нас. Сохранились лишь некоторые сентенции. Так, например, Аппию принадлежит изречение: "Каждый человек - кузнец своего счастья".
• В противоположность прозе поэзия долгое время считалась в Риме занятием, недостойным свободного человека. • В Древнем Риме существовали и зачатки драмы. На празднествах земледелия выступали ряженые и исполняли насмешливые песенки - фесценнины. Окончательное оформление драмы произошло, однако, под влиянием соседних племен. • Историк Тит Ливии рассказывает, что сценические игры были впервые устроены в 364 г. до н. э. для умилостивления богов во время эпидемии. Были приглашены танцоры из Этрурии. Танцорам стала подражать римская молодежь, прибавившая к танцам песенки, затем появились актеры, которые исполняли песни, составленные разнообразными размерами, а другие актеры сопровождали их пляской. Поэт Ливии Андроник в 240 г. до н. э. поставил первую драму на греческий сюжет. Однако традиции италийского фольклорного театра были развиты в комедиях знаменитого комедиографа Древнего Рима - Плавта.
• • Ранняя Римская литература Первым римским поэтом стал пленный грек из Тарента, вольноотпущенник семьи Ливиев, Ливии Андроник (ум. около 204 г. до н. э. ). Он ставит трагедии и комедии, созданные по греческим образцам. Ему же принадлежит перевод на латинский язык "Одиссеи" Гомера. До появления "Одиссеи" Ливия Андроника маленьких римлян обучали латинскому языку по своду законов XII таблиц. Благодаря Ливию Андронику был создан текст более занимательный - римская "Одусия". От поэмы сохранились незначительные фрагменты, и потому нет возможности составить полное представление об этом первом в истории мировой литературы переводе. Можно отметить лишь некоторые особенности памятника. Римский поэт рассказывает о странствиях Одиссея, о листригонах, о киклопах и Кирке; стремясь приблизить свое изложение к пониманию римского читателя, он ввел римских богов, иногда комментировал Гомера. Однако изложение сказочных эпизодов было лишено, по-видимому, богатой гомеровской образности. Автор часто использует искусственные архаизмы. Язык Ливия сух и прозаичен. Поэма написана сатурновым стихом. Трагедии Ливия трактуют сюжеты древнегреческих драм - "Ахилл", "Троянский конь", "Эгисф", "Андромеда", "Гермиона" и др. Для римской драмы с самого начала ее возникновения характерно сочетание разговорных сцен с пением, однако, в отличие от греческой, в ней не было хора. В комедии Ливий является родоначальником паллиаты - комедии плаща (от pallium - "греческий плащ"), то есть пьесы, представляющей собой переделку греческой комедии. Персонажи паллиаты были одеты в греческую одежду. Нам известно лишь несколько названий комедий Ливия - "Актер", "Хвастливый воин" и др. Ливии составляет также культовые гимны. По случаю мрачных знамений, которые устрашили римлян в 207 г до н. э. он написал гимн "Парфений", исполненный хором из 27 девушек.
• • • Ливии Андроник был не единственным поэтом раннего периода римской литературы. Сатурновым стихом писали поэмы и другие. Грамматики упоминают о поэме, посвященной Приаму ("Carmen Priami") и мифологическому герою Нелею ("Carmen Nelei"). Однако более подробных сведений об этих поэмах и их авторах мы не имеем Продолжателем Ливия Андроника был Гней Невий (274 -201 гг. до н э). Италиец из Кампании, он участвовал в качестве солдата италийских легионов в первой Пунической войне. Этой войне он посвятил поэму "Пуническая война" ("Bellum Punicum"). Литературная деятельность Невия развертывается в то время, когда в Риме несколько оживляется демократическое движение. После первой Пунической войны во главе демократических сил становится Г. Фламиний, народный трибун 232 г. При его содействии был проведен закон о разделе между гражданами земель, захваченных у галлов. Гней Невий - сторонник демократической группировки. В своих комедиях он нападает на представителей римского нобилитета. Сохранился фрагмент, в котором говорится о том, как сын уводит домой отца - известного полководца, захмелевшего на веселой пирушке. Римские грамматики указывают, что Невий подтрунивает здесь над прославленным государственным деятелем Сципионом Африканским Старшим. Сципион возглавлял в это время большую группировку римского нобилитета, против которой ополчились представители римского плебса. В отдельных фрагментах Невия прославляется празднество Диониса - "Либералии", во время которых народ говорил "свободным языком". За свои политические выпады Невий, по свидетельству комедиографа Плавта, был даже подвергнут судебной репрессии, выставлен к позорному столбу. Однако то обстоятельство, что он кончил свою жизнь вне Рима, в Африке, в Утике, в 201 г. , когда там находился Сципион Африканский, позволяет предположить, что поэт искал примирения с главой римских нобилей.
• • • Названия и немногочисленные фрагменты комедий свидетельствуют о том, что Невий не только использовал новоаттическую комедию, но и вводил в свои пьесы местные италийские элементы. Во фрагментах комедии "Предсказатель" одно из действующих лиц подтрунивает над вкусами жителей городов Пренесте и Ланувия. Пьеса "О тунике" ("Tunicularia") получила название от римской одежды. Героиней комедии "Тарентиночка" является веселая гетера из Тарента. Она прибегает к различным ухищрениям, чтобы удерживать около себя многочисленных поклонников: одним кивает, другим машет, одного любит, другого удерживает, одного касается рукой, другого трогает ногой, одному дает полюбоваться своим кольцом, другому делает знаки губами, с одним поет, а другому подает сигналы пальцами". Трагедии Невия представляли собой так же, как и драмы Ливия Андроника, переработку древнегреческих драм. Он ставит трагедии "Ифигения", "Троянский конь", "Ликург" и др. Новшеством является создание Невием так называемой претекстаты - трагедии на римскую тему. Претекста - торжественная одежда римских жрецов и магистратов. Герои претекстаты одеты в римскую одежду, и тематика драмы берется из римской жизни. По свидетельствам древних, Невию принадлежали две претекстаты: "Кластидий" и "Ромул". Одна была посвящена победе полководца Маркелла над галлами при Кластидии в 222 г. , сюжетом другой являлась легенда об основателе Рима - Ромуле. В своей поэме о Пунической войне Невий пытался соединить эпический стиль Гомера с сухой повествовательной манерой римских хроник. Для стиля хроники типично, например, описание нападения римлян на остров Мальту: "Переправляется римское войско на Мальту, цветущий остров разоряет, разрушает, опустошает, доводит до конца свое вражеское дело".
• • • Поэма начиналась описанием осады сицилийского города Агригента в 262 г. Здесь находился знаменитый храм Зевса. На восточном фронтоне храма была изображена борьба богов и гигантов, на западном - разрушение Трои. Начав с описания храма, Невий затем переходил, по-видимому, от исторической темы к мифологической, от осады Агригента к рассказу о бегстве из Трои будущего основателя римского государства Энея. Вторая книга была посвящена скитаниям Энея и его прибытию в Италию. В остальных пяти книгах излагались различные эпизоды первой Пунической войны. В поэме был и олимпийский план, как у Гомера. Отдельные фрагменты посвящены разговору Венеры с Юпитером о судьбах римского государства. Из литературных памятников древнейшего периода до нас дошли полностью только комедии (паллиаты) Плавта и Теренция.
Римский театр • • • Римский театр имеет свои особенности, отличающие его от древнегреческого. В италийских театрах актеры с самого начала выступают на сценической площадке, напоминающей сцену нашего современного театра. На возвышение вела небольшая лесенка. Эта площадка с лесенкой часто изображается в древнеиталийской вазовой живописи. Впоследствии из этих постоянных элементов временных сооружений развилось пышное здание римского театра эпохи империи. Одну из особенностей этого театра составляла декоративная стена, украшенная мраморными колоннами, статуями, лепкой. На ее фоне разыгрывались различные представления - пантомим, балет и мим, постепенно вытеснившие серьезную драму и веселую комедию. Места для зрителей, расположенные амфитеатром, замыкались крытой галереей. В жаркие дни зрителей защищали от солнца специальные навесы из ткани. Во времена империи по типу римских театров перестраиваются многие театры Древней Греции, в частности знаменитый афинский театр Диониса. Театральные представления в Риме давались в дни различных празднеств. Ежегодные государственные игры носили регулярный характер. На римских играх (в сентябре), плебейских (в ноябре), аполлоновых (в июле), мегалеэийских (в апреле) ставились комедии и трагедии. Празднества были также связаны с освящением храмов, сооружением дворцов, триумфами и погребальными играми в честь выдающихся государственных деятелей.
• • • Комедии Плавта в период республики ставились еще в примитивном театральном оформлении, на дощатом помосте. Два домика, стоявшие друг против друга, составляли декоративное убранство сцены. Первоначально актеры в римском театре выступали без масок. Мимика актера была видна зрителям, и они могли внимательно следить за ней. Нам известны имена двух выдающихся актеров Рима периода республики: Росция и Эзопа. Росций был комическим, а Эзоп - трагическим актером. Для воспроизведения комедий Плавта требовалось 5 актеров. Для того чтобы играть в комедиях Плавта, необходимо было быть искусным танцором, акробатом и декламатором. Обычно арии-кантики пелись за сценой специальными певцами, и актер, исполнявший роль героя, сопровождал арию мимической игрой и телодвижениями. Такое разделение пения и актерской игры восходит, по-видимому, к древним традициям италийского, а может быть, и этрусского театра. Положение актеров в Риме было тяжелым. Они были бесправны и подвергались даже телесным наказаниям. Сохранились сведения, что актеры Волумний и Сакулион были выпороты на сцене за смелые шутки в театре после убийства Цезаря.
Тит Макций Плавт • 250 -184 гг. до н. э. • Выдающийся драматург древнего Рима
• Большую роль в пьесах Плавта играют рабы, благодаря которым действие часто разворачивается и подводится к развязке. В комедиях почти всегда фигурируют прихлебатель (паразит) и сводник. В основе комедий часто лежит любовная интрига, но все они оканчиваются благополучно для главного героя. При этом женские роли на сцене исполнялись мужчинами. • Язык его произведений был народным, шутки зачастую непристойные, а действие полно обескураживающих выходок. Использовалось музыкальное сопровождение. • Единственный полный (кроме фрагментов) перевод комедий Плавта на русский язык выполнен А. В. Артюшковым (1933— 1937).
Квинт Энний • 239 -169 гг. до н. э. • древнеримский поэт
• • • Все произведения Энния дошли до нас только в отрывках. Пережитая Эннием эпоха второй пунической войны побудила его воспеть славные подвиги гостеприимно приютившего народа. На этой эпопее, названной Эннием «Annales» (летопись; позднейшие грамматики дали ей заглавие «Romaïs» ), была, главным образом, основана его литературная слава. Повидимому, Энний трудился над «Анналами» значительную часть своей жизни и выпускал их в свет неоднократно, дополняя каждое издание новейшими событиями. В целом виде «Анналы» , предположительно, представляли собой 18 книг, с 1500 -1800 стихов в каждой, и изображали историю римлян от прибытия Энея в Италию до событий 178 -5 гг. до н. э. До нас дошло только 600 с небольшим стихов; поэтому при оценке поэмы и определении её объёма и содержания мы должны опираться, главным образом, на свидетельства древних писателей. Судя по всему, Энний собрал для своего труда обширные материалы, в виде общественных и частных летописей, фамильных преданий и т. п. , и хотел создать художественную эпопею наподобие Гомера. Это последнее особенно явствует из предисловия к поэме, где Энний рассказывал, что видел во сне Гомера, раскрывшего ему тайны вселенной и загробной жизни и сообщившего, что душа его, Гомера, побывав в теле павлина, переселилась ныне в Энния. Энний писал сатиры и эпиграммы, причём в последних впервые, кажется, ввёл в римскую литературу элегический дистих. — Произведениям Энния не хватало художественной отделки, но он обладал несомненным талантом (ingenio maximus, arte rudis называет его Овидий) и, потому, оказал сильное влияние на последующих поэтов (например, на Виргилия), которые заимствовали у него и много красивых оборотов.
Публий Теренций Афр • около 190 -159 гг. до н. э. • выдающийся римский комедиограф
• Рукописей Теренция дошло до нас очень много ( «Девушка с • . Все они, за исключением главного источника для восстановления текста — Бембинского кодекса (V в. ; назван по имени прежнего владельца кардинала Бембо, нын. в Ватикане), — восходят к рецензии грамматика III в. н. э. Каллиопия. Некоторые из рукописей (парижская, ватиканская, миланская) снабжены любопытными рисунками. Ещё в древности комедии Теренция попали в школы и стали достоянием учёных грамматиков, которые писали к ним разного рода толкования. Наиболее ценны между ними комментарии учёного IV в. н. э. Доната, в труде которого содержатся и весьма интересные наставления актёрам[. Интерес к Теренцию не прекращался и в средние века: в IX веке его комедии читались Алкуином на придворных пирах Карла Великого; в X веке против пьес Теренция как источника всяких соблазнов боролась монахиня Хротсвита. В эпоху Реформации Эразм усердно рекомендует Теренция за его язык, а Меланхтон — за выработанность характеров. Во Франции Теренциий оказал влияние на Мольера, особенно на его пьесы «Le dépit amoureux» , «L'école des maris» и «Les fourberies de Scapin» . В Великобритании много переводов Теренция выполнил Дж. Колмен. Наиболее полная критическая рецензия текста Теренция в XIX веке принадлежит Umpfenbach’y (Б. , 1870); затем заслуживают внимания издания Fabia (П. , 1895), Fleckeisen’a (Лпц. , 1898, 2 изд. ), Dziatzko (Лпц. , 1884). Иностранная литература о Теренции до конца XIX века указана в книге Шанца «Geschichte der röm. Litteratur» (ч. 1, Мюнхен, 1898). Цикл картин большого формата, иллюстрирующий пьесу «Андрия» , написал датский художник Николай Абильдгаард. • • острова Андроса» (Andria), «Свекровь» (Hecyra), «Наказывающий сам себя» (или Самоистязатель) (Heautontimorumenos), «Евнух» (Eunuchus), «Формион» (Phormio; имя сводника в пьесе); «Братья» (Adelphae)).
Тогата и ателлана • • • На рубеже II и I вв до н. э. римская комедия актуализируется. Паллиата, т. е комедия плаща, сменяется тогатой - комедией тоги. Тогата посвящена местным италийским сюжетам, хотя в известной степени ее авторы продолжают традиции бытовой драмы Теренция. Наиболее популярными авторами тогаты были Титиний, Атта и Афраний. Авторов тогаты интересовали бытовые сюжеты и провинциальные нравы. От тогаты дошли до нас лишь фрагменты, по которым трудно составить отчетливое представление о характере этой комедии. В этот период получает литературное оформление и издавна существовавший в Италии жанр фольклорной ателланы. Ателлана - один из популярнейших жанров народного италийского театра. В течение веков на шумных городских площадях Италии разыгрывались комические сценки с постоянными масками. Свое название комедия получила от осского городка Ателлы в Кампании. Небольшая одноактная пьеска не имела первоначально закрепленного текста и импровизировалась актерами по сюжетной канве, как это свойственно фольклорному театру.
• • • Постоянными масками веселой пьески были Макк, Буккон, Папп и Доссен. Макк (Maccus) - "дурак". Памятники изобразительного искусства запечатлели маску Макка: лысая голова, крючковатый нос, большие торчащие уши. Макк - обжора и волокита, постоянно попадающий впросак. Его часто бьют. Буккон (Bucco) - "щекастый". Имя этого персонажа происходит от слова "bucca", то есть щека. Это толстощекий болтун с отвисшими губами, обжора и сплетник, напоминающий парасита новоаттической комедии. Папп (Pappus) - "папаша" - плешивый, смешной старик, волочащийся за молодыми красотками. Доссен (Dossenus) от dorsum - горб, - злой горбун и ученый шарлатан, дурачащий своих слушателей мнимой ученостью. Эти персонажи древней веселой ателланы являются отдаленными предшественниками знаменитых масок итальянской комедии. Макк напоминает Арлекина, Папп - знаменитого Панталоне - богатого старика, купца итальянской комедии, честолюбца и ловеласа, а Доссен - ученого доктора-шарлатана, который смешит итальянских зрителей эпохи Возрождения своей мнимой ученостью. Литературное оформление забавная фольклорная ателлана получает в I в. до н. э. в творчестве Помпония и Новия. Ателлана ставится в это время как заключительная пьеса после представления трагедии. Сохранились названия ателлан: "Козочка", "Опоросившаяся свинья", "Больной кабан", "Коровий пастух". Авторы ателланы, несомненно, опирались на богатые традиции италийского фольклорного театра.
• Постоянными масками веселой пьески были Макк, Буккон, Папп и Доссен. Макк (Maccus) - "дурак". Памятники изобразительного искусства запечатлели маску Макка: лысая голова, крючковатый нос, большие торчащие уши. Макк - обжора и волокита, постоянно попадающий впросак. Его часто бьют. Буккон (Bucco) - "щекастый". Имя этого персонажа происходит от слова "bucca", то есть щека. Это толстощекий болтун с отвисшими губами, обжора и сплетник, напоминающий парасита новоаттической комедии. Папп (Pappus) - "папаша" - плешивый, смешной старик, волочащийся за молодыми красотками. Доссен (Dossenus) от dorsum - горб, - злой горбун и ученый шарлатан, дурачащий своих слушателей мнимой ученостью. • Эти персонажи древней веселой ателланы являются отдаленными предшественниками знаменитых масок итальянской комедии. Макк напоминает Арлекина, Папп - знаменитого Панталоне - богатого старика, купца итальянской комедии, честолюбца и ловеласа, а Доссен - ученого докторашарлатана, который смешит итальянских зрителей эпохи Возрождения своей мнимой ученостью. • Литературное оформление забавная фольклорная ателлана получает в I в. до н. э. в творчестве Помпония и Новия. Ателлана ставится в это время как заключительная пьеса после представления трагедии.
• Эти поэты создают такие пьески, как "Обойденный Папп", "Папп - искатель должности" и т. д. , в которых высмеивается честолюбивый старик, стремящийся к занятию государственных должностей, но всегда проваливающийся на выборах. Политические намеки и насмешки также встречались в этих веселых комедиях. В комедиях "Макк - девушка" и "Макк - воин" выступал глупый простак. В пьесках изображались сельские жители, высмеивались суеверия италийских крестьян; появлялись маски Ламии - страшной пожирательницы детей, которую боялись невежественные крестьяне, Мандука - страшного людоеда с огромными зубами, Мания - оживлявшего страшных мертвецов. • Сохранились названия ателлан: "Козочка", "Опоросившаяся свинья", "Больной кабан", "Коровий пастух". • Авторы ателланы, несомненно, опирались на богатые традиции италийского фольклорного театра.
• Эти поэты создают такие пьески, как "Обойденный Папп", "Папп - искатель должности" и т. д. , в которых высмеивается честолюбивый старик, стремящийся к занятию государственных должностей, но всегда проваливающийся на выборах. Политические намеки и насмешки также встречались в этих веселых комедиях. В комедиях "Макк - девушка" и "Макк - воин" выступал глупый простак. В пьесках изображались сельские жители, высмеивались суеверия италийских крестьян; появлялись маски Ламии - страшной пожирательницы детей, которую боялись невежественные крестьяне, Мандука - страшного людоеда с огромными зубами, Мания - оживлявшего страшных мертвецов. • Сохранились названия ателлан: "Козочка", "Опоросившаяся свинья", "Больной кабан", "Коровий пастух". • Авторы ателланы, несомненно, опирались на богатые традиции италийского фольклорного театра.
Марк Порций Катон • 234 — 149 до н. э. • одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель.
• В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем в государственной жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего II столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность. • Речи и историческое сочинение под заглавием «Origines» были наиболее видными продуктами литературной деятельности Катона; но, по словам Цицерона (De orat. , III, 33), не было ничего, «чего бы не исследовал и не знал и о чём бы потом не писал Катон» . Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника до нас не сохранилось, как не сохранились и письма Катона, собрание изречений знаменитых людей и стихотворная поэма, цитируемая Геллием и носившая заглавие «Carmen de moribus» . • Популярность и моральный авторитет Катона сохранялся и в Средние века, так что ему приписывали авторство очень распространенных в Европе и часто цитируемых Двустиший.
Гай Луцилий • 180 или 148 году до н. э. , Сесса. Аурунка, Италия — 102— 101 году до н. э. , Неаполь) • римский поэт, создатель римской сатиры. Из его произведений сохранилось более 1300 строк.
• • • Считается, что Луцилий начал свою поэтическую карьеру, пародируя язык эпической и трагической поэзии. Он высмеивает слишком частое употребление греческих слов наряду с простонародным языком: по Луцилию нужно говорить на хорошем столичном (urbane) латинском языке. Луцилий не только создал новый жанр литературы, который, в отличие от уже существовавших, затрагивал повседневную жизнь, политику, войны, денежные расходы, правосудие, еду и выпивку, скандалы и пороки — словом всё, что касалось общественной и частной жизни Рима последней четверти второго века до н. э. Писал он в откровенной и независимой манере с искренним желанием разоблачить беззаконие и некомпетентность правителей, пороки среднего класса. После его смерти осталось собрание из 30 книг, в которых содержится 1378 стихов. В книгах 26 — 30 содержатся самые ранние тексты, написанные в период с 131 по 126 года. Как и у Энния и Невия в них сочетаются разные размеры (трохаический септенарий, ямбический сенарий и др. ) в соответствии со значением слова satura ( «смесь» ). Книги с 22 по 25, написаны элегическим дистихом, но до наших дней они почти не сохранились. Книги с 1 по 21 — более поздние по времени; для их написания поэт выбирает гекзаметр, который после этого и становится окончательно размером сатуры. и в критической манере описывают различные сюжеты. Задавая четкие рамки насмешке, которая ранее появлялась лишь в комедии, Луцилий создает единственный исконно римский жанр — римскую сатиру. . Иногда сатиры принимают форму диалога. Луцилий часто пишет от первого лица и повествует о своих путешествиях, приключениях и забавных сценах, которые он наблюдал либо сам становился их участником.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА РАСПАДА ПОЛИСА • • Процессы распада римского полиса, начавшиеся в середине II в. до н. э. , приобретают в I в. до н. э. особенно острый характер. Полисная форма уже не соответствует потребностям огромного государства, владеющего многочисленными землями. Рост крупного землевладения привел к разорению крестьянства и наплыву в Рим многочисленных люмпен-пролетариев. Разгораются гражданские войны (87 -82 гг). Эксплуатируемые рабы поднимают грандиозное восстание, во главе которого становится умный и мужественный Спартак (73 -71 гг. ). Все это приводит в конце концов к установлению диктатуры Цезаря (49 -44 гг). После его убийства вновь вспыхивает гражданская война. В это время происходит пересмотр старых идеологических ценностей и нравственных норм, выработанных полисным Римом. Разрушается старое мировоззрение, вырабатывается новый взгляд на мир. Отдельный человек со своим богатым внутренним миром и яркой индивидуальностью выдвигается в произведениях литературы на первый план. Неуверенность в завтрашнем дне, трагические диссонансы и глубокий пессимизм, объясняемые исторической обстановкой, характерны для мировоззрения многих писателей этого времени.
Гай Валерий Катулл • ок. 87 до н. э. – ок. 54 до н. э. • один из наиболее известных поэтов древнего Рима и главный представитель римской поэзии в эпоху Цицерона и Цезаря.
• • «Книга Катулла Веронского» В Средневековье произведения Катулла были утеряны. Единственный его сборник был вновь найден в XIII веке в единственном экземпляре в его родном городе Вероне. Рукопись была утрачена, но с неё были сделаны две копии, от которых происходят многочисленные изводы XV века. Этот сборник включает 116 стихотворений, разных по размеру и количеству строк (от 2 до 480). Точнее, Веронский сборник содержит 113 стихотворений с нумерацией 1 -17 и 21 -116, т. к. № 18, 19 и 20 были вставлены одним из издателей, а авторство Катулла сомнительно, и поэтому в современных изданиях исключаются, но нумерация осталась. Стихотворения размещены, в соответствии с античным принципом «пестроты» (poikilia), без какого-либо хронологического или тематического порядка, а только по формальным признакам: вначале короткие стихотворения, написанные разными лирическими размерами (1 — 60), потом большие произведения (61 — 68), а за ними — короткие стихотворения, написанные элегическим дистихом (69 — 116). О связи между разными стихотворениями, о последовательности их написания и т. п. можно только догадываться. По содержанию их можно разделить на две группы: стихотворения ямбические и полемические (политические эпиграммы и насмешки) лирические стихотворения: – элегического и повествовательного содержания, написанные по греческим образцам, как, например, в подражание Каллимаху элегия о волосах Береники (№ 66), свадебные песни (№ 61. 62) и эпиталама Пелея и Фетиды. – собственно личные лирические стихи
• В нач. XIX века этот сборник в России фигурировал под названием «Безделки» , по эпитету «nugae» , который прилагает поэт к ней в посвящении. (Отсюда литературная игра в названиях сборников Карамзина и Ивана Дмитриева: «Мои безделки» и «И мои безделки» ).
• Характеристика стиля • Обладал необыкновенным поэтическим талантом, особенно для выражения лирического чувства, и может быть назван истинным основателем художественной лирики в Риме. Он первый применил разнообразную гармонию греческих лирических размеров к латинскому языку, хотя и не дошёл в этом отношении до силы и классической законченности, какие проявил Гораций. • Он — яркий представитель нового сниженного реалистического стиля. Об этом свидетельствует тематика его произведений, размер стихотворений (чаще всего греческий одиннадцатисложник, близкий к разговорной речи), лексика, воспроизводящая живой городской жаргон. • К этому нельзя не прибавить и того, что Катулл в высокой степени владел лирическими формами; он первый с успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык его прост и естествен; но в некоторых отдельных формах и выражениях иногда напоминает старину.
Тит Лукреций Кар • ок. 99— 55 до н. э. • римский поэт и философ.
• На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде — философской поэме «О природе вещей» (лат. De rerum natura) — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики. • Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура. Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII—XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция — Пьер Гассенди. • По имени Тита Лукреция Кара названо карианство — современное рационалистическое мировоззренческое течение, основанное на принципах неопозитивизма и постмодернизма.
Марк Туллий Цицерон • 3 января 106 до н. э. , Арпинум — 7 декабря 43 до н. э. , Формия) • древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
• Творчество • Речи • Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, как ламентация. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики. • Трактаты • Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков иэпикурейцев. • Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других.
• • • • Избранные цитаты Бумага не краснеет, бумага все терпит В письмах «К друзьям» находится выражение «письмо не краснеет» Дамоклов меч Из древнегреческого мифа о сиракузском тиране Дионисии Старшем, пересказанном Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы» Дамокл завидовал Дионисию, хотя и льстил ему. Желая проучить льстеца, называвшего счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить Дамокла на свое место, предварительно прикрепив к потолку над троном острый меч, висевший на конском волосе. Этот меч был символом опасностей, постоянно угрожавших властителю. Когда гремит оружие, законы молчат (Silent leges inter arma) Поговорка эта известна из речи Цицерона в защиту Милона. Отец истории Такое почетное наименование греческого историка Геродота впервые присвоено ему Цицероном в сочинении «О законах» О времена! О нравы! Цицерон часто употреблял в речах, например, в первой речи против Катилины. Цитируется по-латыни: «O tempora! O mores!»
Творческое задание • Эссе тема: Можно ли сказать о том, что древнеримские писатели внесли огромный вклад в дальнейшее развитие литературы?
Древнеримская литература периода республики.ppt