Скачать презентацию Древнейшие очаги зарождения астрономии их сходство и различие Скачать презентацию Древнейшие очаги зарождения астрономии их сходство и различие

Л-2.Введение.ppt

  • Количество слайдов: 11

Древнейшие очаги зарождения астрономии, их сходство и различие. Где и когда началась астрономическая деятельность Древнейшие очаги зарождения астрономии, их сходство и различие. Где и когда началась астрономическая деятельность на Земле.

 • • Известны несколько древнейших очагов цивилизации на Земле. Это Междуречье (погречески Месопотамия) • • Известны несколько древнейших очагов цивилизации на Земле. Это Междуречье (погречески Месопотамия) между реками Тигр и Евфрат на территории нынешнего Ирака; древнейшие государства на полуострове Малая Азия (на территории современной Турции, среди них наиболее мощное – Хеттское царство); Египет на севере Африки; Микены на юге Греции и остров Крит в Средиземноморье; Индия и Китай на Дальнем Востоке; а в Новом Свете – индейские цивилизации: майя, ацтеков и др. на территории Мезоамерики (Мексики, Белиза, Гватемалы и Гондураса) и цивилизация инков в Южной Америке (в Перу).

 • Во всех этих районах сохранились письменные документы астрономического содержания. Эта эпоха по • Во всех этих районах сохранились письменные документы астрономического содержания. Эта эпоха по всей Земле датируется примерно 3 -м тыс. до н. э. • От этих времен начинается исторический (записанный) период развития астрономии. Тогда как более ранний, до-письменный этап развития астрономической деятельности можно условно назвать «доисторическим» .

Сходство астрономической деятельности в древних цивилизациях. • Общие стимулы, цели и содержание ранней астрономической Сходство астрономической деятельности в древних цивилизациях. • Общие стимулы, цели и содержание ранней астрономической деятельности. • 1. Рано подмеченная возможность ориентироваться в пространстве и во времени по небесным светилам. • 2. Раннее ощущение и осознание зависимости человека от небесных явлений (куда зачислялись и почти все метеорологические явления). • 3. Стремление активно реагировать на них через выработку определенного мировоззрения ( попытку установить причинно -следственные отношения между небом и жизнью на Земле). • 4. Начало созерцательно-наблюдательного изучения окружающего мира, прежде всего небесного – зарождение «народной» наблюдательной астрономии примет.

Содержание астрономической деятельности и первые астрономические изобретения. • Наблюдения изменений вида и положения на Содержание астрономической деятельности и первые астрономические изобретения. • Наблюдения изменений вида и положения на небе наиболее заметных светил – Солнца и Луны вызвали к жизни два первых астрономических изобретения: древнейший инструмент – гномон и систему счета времени по небесным светилам – астрономический календарь. • Его основами стали единицы времени солнечные сутки и солнечный тропический год, лунные месяцы и семидневная неделя (по смене лунных фаз). • В дальнейшем суточные наблюдения тени от гномона развились в различные системы солнечных часов. • С древнейших времен основными типами календарного счета времени по всей Земле (при наличии некоторых местных отличий) стали лунный, солнечный и лунно-солнечный календари.

Особенности и различия в региональной астрономической деятельности. • По мере накопления устойчивых наблюдательных сведений Особенности и различия в региональной астрономической деятельности. • По мере накопления устойчивых наблюдательных сведений о закономерностях небесных явлений начинала работать и внутренняя логика развития знаний. Стремление узнать новое начинало превышать требуемое для достижения конкретной практической цели. Появился «чистый» интерес к «лишнему» знанию, к познанию ради самого познания. Это повело к специализации – появлению деятельности по выработке нового знания, к развитию астрономии уже как конкретной науки. • Начало этого сложного процесса также уходит в глубокую древность. И уже тогда проявились различия между цивилизациями. Это сказалось в различии методов решения конкретных задач, описания и моделирования явлений, прежде всего движения светил.

 • Но главное различие проявлялось в соотношении наблюдательной и «теоретической» , объяснительной астрономии. • Но главное различие проявлялось в соотношении наблюдательной и «теоретической» , объяснительной астрономии. • Оно определялось, прежде всего, социальноэкономическим укладом жизни общества. Резко различались в этом отношении, с одной стороны, абсолютистские государства с сильной централизованной властью – Вавилон, Египет, а с другой – нецентрализованные Греция и отчасти Индия. В первых главным направлением астрономической деятельности стала бюрократическая астрономическая служба – точная регистрация небесных явлений и астрологические предсказания по ним. Это поначалу стимулировало развитие наблюдательной астрономии и математических методов описания небесных явлений. •

 • Напротив, вершиной древнегреческой и древнеиндийской астрономии стала порой чрезвычайно глубокая натурфилософия, пришедшая • Напротив, вершиной древнегреческой и древнеиндийской астрономии стала порой чрезвычайно глубокая натурфилософия, пришедшая на смену еще более раннему эмоциональному мифологическому восприятию и осмыслению Вселенной. Именно такие регионы с относительно большей свободой мысли становились очагами формирования науки в наиболее полном ее выражении, как синтеза наблюдений и теории, вплоть до философского обобщения конкретных и всегда фрагментарных знаний.

 • Особое место занимает Древний Китай, где, наряду с сильно развитой государственной бюрократической • Особое место занимает Древний Китай, где, наряду с сильно развитой государственной бюрократической астрономической службой имели место и взлеты высокой натурфилософской космофизической мысли.

 • О характере астрономической деятельности коренного населения Нового Света из-за уничтожения испанцами практически • О характере астрономической деятельности коренного населения Нового Света из-за уничтожения испанцами практически всего письменного научного наследия индейцев можно лишь утверждать, что ввиду авторитарного характера существовавших здесь городов-государств в них также должна была преобладать культовая астрономия, обслуживавшая правящую элиту общества. • Однако расшифровка немногих сохранившихся документов свидетельствует о высоком развитии и здесь наблюдательной и математической астрономии, что проявилось в создании точнейшего календаря (хотя не все историки астрономии согласны с последним).

Итоги межрегиональных контактов и синтеза древних культур • Развитие цивилизаций в двух полушариях Земли Итоги межрегиональных контактов и синтеза древних культур • Развитие цивилизаций в двух полушариях Земли до конца XV в. происходило в полной изоляции друг от друга. • Долгое время изолированно существовала культура и наука Дальнего Востока (Китай и находившаяся под его влиянием Корея; Япония). • В Старом свете в результате контактов (торговых, военных, культурных ) синтез вавилонской и египетской наблюдательной астрономии и математических методов с древнегреческой натурфилософией (не без влияния на последнюю древнеиндийской и персидской – зороастрийской – натурфилософии ) привел к небывалому взлету древнегреческой науки , особенно в эпоху эллинизма (с IV в. до н. э. ) – к «греческому чуду» в истории астрономии (как и всей культуры и науки). • В итоге именно Древняя Греция стала колыбелью европейской культуры и науки, а еще раньше сыграла определяющую роль в формировании точных наук в странах Ближнего и Среднего Востока. •