Скачать презентацию Древнегреческая комедия Древнегреческая комедия родилась Скачать презентацию Древнегреческая комедия Древнегреческая комедия родилась

Древнегреческая комедия.ppt

  • Количество слайдов: 18

Древнегреческая комедия Древнегреческая комедия

 • Древнегреческая комедия родилась на тех же празднествах Диониса, что и трагедия, только • Древнегреческая комедия родилась на тех же празднествах Диониса, что и трагедия, только в другой обстановке. Если трагедия в зачаточном состоянии — ритуальное богослужение, то комедия — продукт увеселений, которые начинались, когда богослужебная часть дионисий, мрачная и серьёзная, оканчивалась. В Древней Греции устраивали шествия (komos) с разгульными песнями и плясками, надевали фантастические костюмы, вступали в споры, драки, перебрасывались остротами, шутками, часто непристойными, что, по воззрению древних греков, поощрялось Дионисом. Во время этих увеселений и возникли основные элементы комического жанра: дорическая бытовая сценка (мим) и аттическая обличительная хоровая песня.

 • Молодёжь Аттики образовывала два хора, которые вступали между собою в песенный поединок. • Молодёжь Аттики образовывала два хора, которые вступали между собою в песенный поединок. Песни свои хор импровизировал. С течением времени активное участие в этих увеселениях стали принимать профессионалы-актёры, которые внесли в них свои постоянные маски и приёмы. Поэты обрабатывали для них мифические сюжеты, сатирически их преломляя.

 • Первый комедиограф — поэт и философ Эпихарм — представитель так называемой дорической • Первый комедиограф — поэт и философ Эпихарм — представитель так называемой дорической комедии, развившейся из мима. • У него боги играли шутовские роли. Это совпало с эпохой начавшегося демократического движения, поколебавшего устои древнегреческой религии. Аттическая комедия синтезировала элементы мима и хоровой обличительной песни.

 • В годы Перикла комедиографы изображали уже в своих комедиях общественную борьбу, направляя • В годы Перикла комедиографы изображали уже в своих комедиях общественную борьбу, направляя свои сатирические стрелы против отдельных политических деятелей. • Комедии, которые в то время ставились на театральной сцене, касались злободневных политических вопросов. • Нередки были случаи, когда архонты запрещали постановку тех или других комедий ввиду их непочтительного отношения к тем или другим правителям и карикатурного показа отдельных сторон государственной жизни.

 • Комедия не требовала особых приспособлений на сцене. Число актёров не превышало трёх, • Комедия не требовала особых приспособлений на сцене. Число актёров не превышало трёх, хотя каждый из них исполнял больше ролей, чем в трагедии. • И в комедии огромную роль играл хор. Особенностью последнего было то, что корифей хора говорил от лица самого автора, излагая его основные мысли, которые он проводил в комедии. Эта речь корифея (от автора) носила название «парабаза» . • “Спорящие” полухория попеременно наступали, отступали, менялись местами, при чем за песней первого полухория (ода) следовала песня второго полухория (антода); эти песни перемежались речами спорящих актеров (эпиррема и антэпиррема). Сочетание оды, эпирремы, антоды и антэпирремы составляло чету; всякая комедия разбивалась на несколько таких симметрично построенных чет.

Чета • ода-антода • эпиррема - антэпиррема Чета • ода-антода • эпиррема - антэпиррема

 • Изобличительная часть, которая следовала за выступлением хора, — центральная часть комедии, — • Изобличительная часть, которая следовала за выступлением хора, — центральная часть комедии, — была пересыпана буффонадой, пантомимой и танцами (кордак), которые в отличие от торжественных танцев трагедии носили эротический характер. • Как трагедия, так и комедия завершалась уходом хора с орхестры — эксод, происходившим в том же порядке, что и выход — парод.

Актеры театра мимов-флиаков. Рождение Елены из яйца Леды, изображаемое в пародийном южноиталийском миме Актеры театра мимов-флиаков. Рождение Елены из яйца Леды, изображаемое в пародийном южноиталийском миме

 • Костюмы комического хора отличались своей фантастичностью (изображали, например, птиц, ос, облака и • Костюмы комического хора отличались своей фантастичностью (изображали, например, птиц, ос, облака и т. п. ) и имели аллегорический смысл. • Маски актёров должны были подчеркнуть смешное и уродливое в изобличаемом герое (они были с выпученными глазами, со ртом до ушей и т. п. ). • Фигурам актёров придавался не менее уродливый вид. Котурнов актёры не носили. В этом не было необходимости, поскольку изображаемые ими образы не идеализировались, не были величественными и т. п. Актёры, наоборот, должны были показать свои образы в утрированном виде, выставляя в них напоказ все низменное.

Актеры театра мимов-флиаков. Смерть Приама, изображаемая в пародийном миме. Актеры театра мимов-флиаков. Смерть Приама, изображаемая в пародийном миме.

Аристофан • • • Из трёх знаменитых представителей аттической политической комедии — Кратина, Евполида Аристофан • • • Из трёх знаменитых представителей аттической политической комедии — Кратина, Евполида и Аристофана — самым крупным был последний. Он в своих комедиях вёл ожесточённую борьбу с демократией, стоявшей у власти в период Пелопоннесской войны. Аристофан был сторонником мира во что бы то ни стало, так как война пагубно отражалась на землевладельческой аристократии, идеологию которой он выражал. Это определяло и реакционность его философских и нравственных взглядов. Так он в карикатурном виде изображал Сократа, не щадил своего современника Еврипида, выразителя демократических настроений. Он часто его пародирует. Большинство его комедий были злой сатирой на представителей демократии, в том числе на Клеона и Перикла. Роль Клеона в комедии «Вавилоняне» исполнял он сам, так как актёры на это не решались, боясь мести правителя.

Среднеаттическая комедия • В начале IV века, в период так называемой среднеаттической комедии (её Среднеаттическая комедия • В начале IV века, в период так называемой среднеаттической комедии (её представители — Антифан, Анаксандрид и Алексис), этот жанр удовлетворяет прежде всего вкусам богатой прослойки общества. Не затрагивая политических вопросов, комедия становится карикатурно-бытовой. Этому способствовало запрещение выводить политических вождей на сцене и вообще затрагивать вопросы политической борьбы.

Новая комедия • Наибольшей популярностью в IV веке пользовалась так называемая «новая комедия» в Новая комедия • Наибольшей популярностью в IV веке пользовалась так называемая «новая комедия» в лице Филемона и особенно Менандра. Он считал себя учеником Еврипида, поскольку последний положил начало воспроизведению на сцене обыкновенных людей, человеческих страстей. Излюбленный мотив Еврипида — признание родителями своих потерянных детей — был основным и у Менандра. Главные персонажи его комедий — паразиты, льстивые хитрые рабы, хвастливые воины (продукт дальних походов Александра Македонского) и т. п. • Изображая реальную жизнь, бытовая комедия Менандра отказалась от пляски и пения

Менандр в мастерской театральных масок. Барельеф (Рим). Менандр в мастерской театральных масок. Барельеф (Рим).

 • Геракл похищает Авгу. Представление пародийного мима на сцене передвижного театра мимов-флиаков. Рисунок • Геракл похищает Авгу. Представление пародийного мима на сцене передвижного театра мимов-флиаков. Рисунок дает представление о простом устройстве сцены и несложной декорировке ее. Одной статуи Афины на пьедестале было достаточно для обозначения места действия перед храмом. Такие подмостки легко могли устанавливаться на любой площади.