Тема 3 Античная фил 2.ppt
- Количество слайдов: 42
Древнегреческая философия Часть 2 Вопросы: 1. Философия софистов 2. Философия Сократа 3. Объективный идеализм Платона 4. Философия Аристотеля 5. Философия Эпикура 6. Философия скептицизма 7. Философия стоицизма
Время Кто Что есть Архэ? Внимание к внешнему, 600 – Натурфилософия Природе 450 до Фалес (624 – 546) Анаксимандр (610 – 546) «Все есть вода» н. э. Апейрон (беспредельное) Анаксимен (585 – 525) Гераклит (546 – 480) Парменид (540 – 470) Эмпедокл (492 – 432) Анаксагор (498 – 428) Демокрит (460 – 370) Воздух Огонь (+логос) Бытие (сфера) Огонь, вода, земля, воздух Гомеомерии (семена вещей) Атомы и пустота Философское внимание обращено на человеческое мышление
Софисты • Софисты составили интеллектуальную элиту Греции. Великие греческие политики, поэты, ораторы и ученые — Еврипид и Софокл, Исократ и Фукидид — учились у них. • Главными предметами исследований софистов в качестве учителей публичной жизни становятся диалектика, риторика, политика и этика. Они исследовали также язык и в этой области имели значительные заслуги. • Можно сказать, что сферой их научных интересов было то, что мы в настоящее время называем «культурой» .
Против софистов Однако вскоре благосклонное отношение греков к софистам радикально изменилось. Причин было несколько. • Аристократическое общество обвинило их в том, что они учат за деньги. В глазах греков это было унижением умственного труда. • Само слово «софист» вначале имело другой смысл: оно обозначало «ученого» , мудреца, затем «псевдоученого» ; • соответственно, термины «софизм» и «софистический» также получили уничижительное значение.
Протагор (481— 411 гг. до н. э. ) Софист Протагор старше Демокрита и Сократа. Он был первым философом нового стиля: менее исследователем, а более учителем, оратором, популяризатором. Он был законодателем одной из колоний в Великой Греции. В зрелые годы он побывал в Афинах и входил в круг друзей Перикла. Главной его работой была «Полемика об истине и бытии» . Кроме того, он написал ряд работ по грамматике, этике и технике. Работа «О богах» , которую он прочел в доме Еврипида, была сожжена и вызвала процесс против автора. Желая избежать суда, Протагор покинул Афины и отправился на Сицилию. При переезде он утонул.
«О богах» • Первым предложением в этой работе было: «О богах нельзя знать с уверенностью ни что они есть, ни что их нет; многие обстоятельства мешают мне это знать: неясность самого предмета и краткость человеческой жизни» .
Протагор – первый позитивист Протагор занимал позицию, которую через много веков назовут «позитивистской» : Он стремился придерживаться фактов и избегать теоретических построений в науке. От него берет начало древнее понимание научного опыта, трактуемого как: а) наблюдение того, как явления связаны между собой; б) предположение, что знание одного явления должно нам дать знание о другом.
Гносеология софистов: 1. Мы познаем истину только при помощи чувств, — этим они выражали свой сенсуализм. 2. Нет всеобщей истины, поскольку истина для каждого своя, — в этом выражался их релятивизм. 3. Истина одного человека выше истины другого только потому, что имеет большую практическую ценность, — в этом выражался их практицизм. 4. Истина есть результат договора, — в этом
«Человек есть мера всех вещей» Это означает, что в каждом отдельном случае ответ правилен и зависит от того человека, который его дает. Поэтому вполне можно допустить относительность взглядов на то, что является добром и злом, истинным и ложным. Например, болезнь является одновременно благом и злом; она зло для больного и благо для врача. Утверждения равно истинны, но поскольку одно из них лучшее, то необходимо придерживаться лучшего. Конвенционализм был дальнейшим следствием релятивизма. То обстоятельство, что среди относительных истин некоторые признаются людьми обязательными, может быть только результатом договора.
• Протагор и софисты были теми, кто впервые в центр философских исследований поставил человека, его деятельность и результаты этой деятельности.
Сократ (469 -399 до н. э. ), жил в Афинах Сын ваятеля и повитухи. Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе.
Переход от философии Природы к философии Человека 5 век до нашей эры – начало гуманистического этапа развития древнегреческой философии. Сократ не исследовал природу универсума, а занимался установлением того, что благочестиво, что нечестиво, что прекрасно и безобразно, что справедливо и несправедливо, что здравомыслие и безумие, что храбрость и трусость, что государство и государственный человек, что власть над людьми и властитель.
Три особенности сократовой философии: 1) её разговорный ("диалектический") характер; Сократ утверждал, что сам он "ничего не знает" и чтобы стать мудрым расспрашивает других. Свой метод собеседования он называл майевтикой ("повивальным искусством"), имея в виду, что только помогает "рождению" знания, но сам не является его источником 2) определение понятий путем индукции; От красивых вещей он предлагал перейти к обсуждению того, что есть красота, от мужественных поступков - к тому, что есть мужество и т. д. 3) этический рационализм, выражаемый формулой "добродетель есть знание". Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению.
Смерть Сократа В возрасте 70 лет Сократ был осуждён Афинским «Советом 500» к смерти. С первым лучом солнца он испил чашу с ядом. • Обвинение: "Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь". (Ксенофонт в "Воспоминаниях о Сократе «). Истинная причина приговора афинских демократов состояла в симпатиях Сократа к партии аристократов.
Афоризмы от Сократа Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена — станешь исключением, если плохая — философом. Здоровье — не всё, но всё без здоровья - ничто. Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её. Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Совершенство человека - это состояние души. Знание - это добродетель. Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны! Чем больше узнаю людей, тем больше ценю мою собаку. Смерть — это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём — её ещё нет, когда мы умерли — её уже нет.
Плато н (428 — 348 до н. э. ) Ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон родился в аристократической семье. Род его отца восходил к последнему царю Аттики Кодру, а предком матери Платона, был афинский Статуя Платона в Дельфах. реформатор Солон. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (буквально, «наилучшая слава» ). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий» .
Школа Платона Использование общественных гимнасиев для занятий науками и ораторским искусством было обычным для Афин 5 -4 вв. до н. э. ; «Школа Платона" по названию гимнасия она также стала именоваться Академией.
Три рода сущего (по Платону) «Во-первых, есть тождественная сама себе идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее и вновь исчезающее многообразие вещей, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно» .
Иерархия мира Мир идей (подлинное бытие) Мир вещей (иллюзорное бытие) Пространство, небытие
Идеи и вещи Идеи Вещи оригиналы копии идеальны материальны вечны и неизменны временны, изменчивы поддаются только разуму поддаются чувствам
Душа Сословие Функции Разумная Правители (философы) Управление Волевая Стражи Охрана Добродетел ь Мудрость, мужество, рассудитель ность Мужество, рассудитель ность Вожделен Ремесленники Создание Рассудитель ческая торговцы, материальных ность земледельцы благ справедливость Идеальное государство
Платон предлагал четыре доказательства бессмертия души 1. Душа, находившаяся в теле, переходит к неземному существованию вне тела, а бестелесная душа внедряется в тело; 2. Понятия прекрасного, благого, справедливого нельзя создать на основе впечатлений от чувственно воспринимаемого, но мы ими обладаем, - следовательно, они даны нам в припоминании того, что наша душа видела в истинном мире до внедрения в тело; 3. Постоянно изменяющийся человек остается тем не менее одним и тем же человеком, - это обеспечено тем, что у него наряду с изменчивым и смертным телом есть всегда тождественная себе бессмертная душа; 4. Душа, дающая жизнь смертному телу, не смешивается с ним и потому бессмертна.
Аристо тель 384 до н. э. , — 322 до н. э. Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Учение о причинах всего сущего Материя ( «то, из чего» ). Материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Форма ( «то, что» ). Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или умперводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая, или производящая причина ( «то, откуда» ). Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Цель, или конечная причина ( «то, ради чего» . У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Четыре рода причин Материальная причина – «Из чего? » Формальная причина – «Что есть? » вид (сущность) Действующая причина – «Что начало движения? » Целевая причина – назначение, «Зачем? »
Типология наук Аристотель разделяет науки на Штеоретические, цель которых — знание ради знания. К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она позднее была названа метафизикой). Шпрактические (ради пользы) К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве) Ш «поэтические» (творческие).
Система философских знаний Философские знания разделены на: • метафизику, • логику, • аналитику, • этику, • физику, • историю, • эстетику.
Система философских категорий Аристотеля На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: • количество, • качество, • отношение, • место, • время, • обладание, • положение, • действие,
Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком Мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности). Благоразумие — это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса). Щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам). Величавость — это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию). Ровность — середина между гневностью и «безгневливостью» . Правдивость — середина между хвастовством и притворством. Остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью. Дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством. Стыдливость — середина между бесстыдством и робостью.
Эпику р (342/341 до н. э. , Самос — 271/270 до н. э. , Афины) Основатель эпикуреизма. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась на острове Лесбос, а с 306 г. до н. э. — в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада» ). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо» .
Эпикур Перед природой Три вида страха мешают людям обрести счастье Перед богами Перед смертью
Философия помогает избавиться от страдания души и обрести счастье Понимание природы Природа имеет Природа вечно одна В природе только два начала – и та же – ей не во существует как атомы и пустоту. что изменяться, необходимость, так Ничто бестелесное кроме как в саму и случайность не существует. себя, и нет ничего, (самопроизвольное Душа материальна что могло бы ее отклонение атомов, изменить свобода воли) Не следует боятся природы, кроме нее и атомов, и пустоты ничего более нет Не следует бояться смерти, ибо никакой загробной жизни нет, а смерть – распад тела на атомы
Эпикур о смерти: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет» ,
Девиз Эпикура: «Живи уединённо!» Общество, по Эпикуру, возникло из договора между живущими уединённо и руководствующимися естественным правом людьми. Заключён он с целью непричинения другу вреда. При этом люди склонны забывать, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе. Позже этот девиз лёг в основу идеологии либерализма.
Философия скептицизма Скептици зм (от др. -греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания Самые яркие представители скептицизма: Пиррон Секст Эмпирик Монтень (скептик + стоик) Дэвид Юм (агностик)
Скептицизм скептики догматики Познающие Сущность вещи Пребывают в тревоге, ту ли истину утверждают Явление вещи Спокойны, поскольку знают, что всегда имеют дело с явлением
Три вопроса и три ответа Пиррона Что представляют вещи собой? Ничего нельзя сказать определенного Как о них следует высказываться? Поэтому следует воздержаться от суждений В чем польза от суждений? Лучший способ обрести спокойствие
Философия стоицизма Стоици зм — философская школа Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (букв. «расписной портик» ), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.
Представители стоицизма • Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Зенон Китийский (ок. 336— 264 гг. до н. э. ) — основатель школы и др. • Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. • Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II век н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э. ), и Марк Аврелий (121— 180 гг. н. э. ).
Главная идея стоической этики — предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой» . Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека).
Афоризмы от Сенеки Всё чужое, только время – наше. Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру. Где ты ничего не можешь — там ты должен ничего не хотеть. Кто сделал доброе дело, пусть молчит — говорит пусть тот, для кого оно было сделано. Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх. Никогда не будет счастлив тот, кого мучает вид бо льшего счастья. Смерть мудреца есть смерть без страха смерти. Сильнее всех - владеющий собой. Власть над собой — высшая власть. Хочешь быть любимым — люби.
Всё, что мы видим вокруг, пожрет ненасытное время; Всё низвергает во прах; краток предел бытия. Сохнут потоки, мелеют моря, от брегов отступая, Рухнут утесы, падет горных хребтов крутизна. Что говорю я о малом? Прекрасную сень небосвода, Вспыхнув внезапно, сожжет свой же небесный огонь. Всё пожирается смертью; ведь гибель - закон, а не кара. Сроки наступят - и мир этот погибнет навек.