Скачать презентацию Древнеегипетские мифы космогонические теогонические антропогонические Древнейшие верования Скачать презентацию Древнеегипетские мифы космогонические теогонические антропогонические Древнейшие верования

Древнеегипетские мифы.ppt

  • Количество слайдов: 165

Древнеегипетские мифы: космогонические, теогонические, антропогонические Древнеегипетские мифы: космогонические, теогонические, антропогонические

Древнейшие верования. Солнечное божество. Мифы о рождении Солнца Древнейшие верования. Солнечное божество. Мифы о рождении Солнца

 • Первобытное сознание древних египтян представляло рождение мира как стихийный процесс. Первым из • Первобытное сознание древних египтян представляло рождение мира как стихийный процесс. Первым из всех космических сил всеобщим поклонением стало пользоваться солнце, чьи лучи с такой силой сияли в Египте. Египетские сказания о сотворении мира, несмотря на свою непохожесть, поскольку создавались в разных местностях, почти всегда содержали сказания о сотворении солнца.

 • В самых ранних попытках персонифицировать солнце его отождествляли с богомсоколом и описывали • В самых ранних попытках персонифицировать солнце его отождествляли с богомсоколом и описывали как сокола, который ежедневно пролетает по небу. Отсюда две самые популярные формы солнечного божества – Ра и Хор (Гор), которые имеют облик сокола (позднее иногда также льва с головой сокола).

 • Египтяне представляли Хора как сокола, летящего сквозь мировое пространство. Левый глаз Хора • Египтяне представляли Хора как сокола, летящего сквозь мировое пространство. Левый глаз Хора – Луна, правый – Солнце. Очевидно, с полетом сокола связывались смены времен года и времени суток. Вместе с Хором почитался аналогичный ему бог неба и света Вер (Ур). • Образ солнцеокой птицы очень сильно повлиял на мифы, религиозные представления и верования, которые складывались позже: боги с именем Хор или производными от него (Хор – сын Исиды, Хор Бехдетский и др. ) часто изображались в виде сокола, бог Ра – в виде сокологолового человека. Во многих текстах Солнце и Луна называются глазами Ра или Амона(-Ра).

Уаджет (Око Гора, Глаз Ра) Уаджет (Око Гора, Глаз Ра)

Менее популярным является воплощение солнца Хепри (Хепрер) в виде скарабея, катящего свой шар (солнце) Менее популярным является воплощение солнца Хепри (Хепрер) в виде скарабея, катящего свой шар (солнце) по небу, или мужчины, который носит скарабея на голове или вместо головы.

Когда бог-скарабей тащит за собой второй шар или несет два шара, когда он летит Когда бог-скарабей тащит за собой второй шар или несет два шара, когда он летит поперек неба, он символизирует утреннее и вечернее солнце. • Хепри с двойным солнцем

Широко распространено также изображение Солнца в виде крылатого диска. Изображение крылатого солнца в Древнем Широко распространено также изображение Солнца в виде крылатого диска. Изображение крылатого солнца в Древнем Египте ассоциировалось с Ра-Хорахти и Гором Бехдетским. Довольно часто оно сопровождалось одним или двумя уреями в виде кобр по бокам, либо одним или двумя анкхами.

 • По одной из версий, крылатый диск представляет собой солнце в момент затмения, • По одной из версий, крылатый диск представляет собой солнце в момент затмения, причем крылья и иногда птичий хвост отображают элементы солнечной короны, которая становится видна в момент полного затмения.

 • Земледельческие культуры описывали появление мира как растительный процесс: из вод поднялся холм • Земледельческие культуры описывали появление мира как растительный процесс: из вод поднялся холм (холм Бен-Бен), на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя -солнце.

Во многих сказаниях в роли божества, рождающего Солнце и творящего мир, выступает животное или Во многих сказаниях в роли божества, рождающего Солнце и творящего мир, выступает животное или птица. • Так, по одному из мифов, Солнце было рождено из божественного яйца великого Гоготуна – священной птицы древних египтян.

 • Наиболее распространенным является миф о Небесной Корове. • Сохранились следы предания, по • Наиболее распространенным является миф о Небесной Корове. • Сохранились следы предания, по которому считалось, что Солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему ее телу звездами. • «Тексты Пирамид» говорят о «Ра, золотом теленке, рожденном небом» , а позднейшие изображения показывают эту Небесную Корову с плывущими по ее телу светилами.

 • Иногда миф о Небесной Корове сплетается с другими сказаниями. Так, Небесная Корова • Иногда миф о Небесной Корове сплетается с другими сказаниями. Так, Небесная Корова встречается в сценах рождения солнечного младенца из лотоса. • Упоминание о Небесной Корове сохранилось в тексте, повествующем о том, как непосредственно после своего появления на свет солнечный младенец «сел на спину Небесной Коровы Мехет Урт и поплыл по горизонту» .

Долгое время существовало представление о ежедневном рождении и умирании Светила. Согласно ему, богиня неба Долгое время существовало представление о ежедневном рождении и умирании Светила. Согласно ему, богиня неба Нут, принимая облик коровы Мехет Урт, утром рождает золотого теленка (розовый цвет зари – это кровь богини при родах); за день теленок взрослеет, становится Быком-Ра; вечером Бык совокупляется с Небесной Коровой – Нут, после этого богиня проглатывает солнечного Быка, а утром рождает опять, и все повторяется. С этим представлением связаны распространенные эпитеты Ра – «Бык своей матери» и «Тот, кто воскресает в своем сыне» .

 • Часто египетские фараоны, уподобляясь солнцу Ра, изображались сынами Небесной Коровы – либо • Часто египетские фараоны, уподобляясь солнцу Ра, изображались сынами Небесной Коровы – либо в виде младенца, сосущего ее молоко, либо в виде зрелого мужа, стоящего под ее защитой.

По иным преданиям, возникновение мира было связано с другими животными. Например, существовал миф, по По иным преданиям, возникновение мира было связано с другими животными. Например, существовал миф, по которому небо представлялось свиньей, а звезды – рожденными ею поросятами. Различные животные или пресмыкающиеся вообще часто встречаются в космогонических сказаниях в разных ролях. Так, на изображении рождения Ра из лотоса позади Небесной Коровы можно увидеть обезьян, приветствующих солнечного младенца поднятием рук.

В других сказаниях создателями мира являются не животные и птицы, а боги и богини. В других сказаниях создателями мира являются не животные и птицы, а боги и богини. В одной из таких легенд небо мыслится в виде богини-женщины Нут, тело которой изогнуто над землей, а пальцы рук и ног опираются на землю. Нут рождает солнечного младенца, творящего затем богов и людей.

 • Богиня Нут некогда почиталась величайшей матерью и самого Солнца и всей вселенной. • Богиня Нут некогда почиталась величайшей матерью и самого Солнца и всей вселенной. «Тексты Пирамид»

Миф о солнечной ладье Наибольшей популярностью, однако, пользовался образ солнца, плывущего в ладье по Миф о солнечной ладье Наибольшей популярностью, однако, пользовался образ солнца, плывущего в ладье по небу, представлявшемуся голубой рекой или озером, которое является продолжением моря или Нила.

Ладья Вечности, свита Ра и дневное плавание по небу • Боги во главе с Ладья Вечности, свита Ра и дневное плавание по небу • Боги во главе с Ра перевозят Солнце по небесной реке с востока на запад; ночью же Ладья по подземному Нилу, протекающему через Дуат (загробный мир), возвращается с запада на восток, к месту восхода и воссияния Светила. • В распоряжении солнечною бога две ипостаси Ладьи: дневная - Манджет, и ночная - Месктет. • Ра восседает на золотом троне посреди священной Ладьи. Его царская корона украшена Оком-змеей - это богиня Уаджет в ипостаси урея. Она зорко смотрит вперёд, и горе злым демонам, если они встретятся на пути Ладьи - Уаджет превратит их в пепел своими раскалёнными лучами.

 • На носу Ладьи стоят две богини - Маат и Хатхор в ипостасях • На носу Ладьи стоят две богини - Маат и Хатхор в ипостасях Солнечного Ока. Маат следит за соблюдением установленного ею мирового порядка, а Хатхор защищает справедливость и закон. Сопровождают Ра и мудрый бог Тот, писец и посыльный владыки, и непобедимый Хор Бехдетский, и Хор - сын Исиды и Осириса, и Шу, и Онурис. • На вёслах восседают четыре бога в облике мужчин с бородками: Ху, Сиа, Сехем и Хех. Это - воплощения тех сил, которые поддерживают в мире порядок и гармонию.

Дневное путешествие Ра полно опасностей. Враг Солнца, змей Апоп, подстерегает Ладью, затаясь в небесной Дневное путешествие Ра полно опасностей. Враг Солнца, змей Апоп, подстерегает Ладью, затаясь в небесной реке, и бросается на неё, едва завидев. С помощью Уаджет-урея, Хора Бехдетского, Онуриса и Хатхор бог Солнца одерживает победу в смертельной схватке и низвергает Апопа в бездну, в пучину вод. Но иногда злому змею всё-таки удаётся временно взять верх. В такие дни устанавливается ненастье, тучи затягивают небо, и из пустыни налетает горячий ветер. Если же Апоп проглотит Ладью, наступает солнечное затмение.

Завершив дневное путешествие по небесной реке - по животу Нут, Ладья Манджет подплывает к Завершив дневное путешествие по небесной реке - по животу Нут, Ладья Манджет подплывает к западным горам, где находятся врата, ведущие в Загробный Мир. Когда бог Солнца приближается к вратам, священные горные павианы запевают приветственный гимн:

 • Под торжественное пение богов Ра покидает дневную Ладью Манджет и переходит на • Под торжественное пение богов Ра покидает дневную Ладью Манджет и переходит на ночную - Месктет. Начинается плавание по той части Великой Реки, которая протекает через Дуат. Передача солнечного диска с дневной Ладьи на ночную.

Ночное плавание Путешествие через Дуат ещё опаснее, чем дневное путешествие. Начинается оно с торжественного Ночное плавание Путешествие через Дуат ещё опаснее, чем дневное путешествие. Начинается оно с торжественного восхождения Ра и его свиты на западную гору. Затем богов садится на золотой трон - солнечное святилище, которое расположено в центре Ладьи Месктет. Трон обвивает кольцами своего тела гигантский змей Мехен, защитник ночной Ладьи. Ху, Сиа, Сехем и Хех занимают места гребцов, дружно взмахивают вёслами, - и начинается плавание, полное опасностей и приключений.

 • Подземная долина Нила разделена двенадцатью вратами на двенадцать частей - • Подземная долина Нила разделена двенадцатью вратами на двенадцать частей - "провинций", "номов", соответствующих двенадцати ночным часам. Каждую провинцию Ладья проплывает строго в определенный час. Все врата охраняются чудовищами и огнедышащими змеями. Самостоятельно Ра не смог бы преодолеть ни одной преграды: для того, чтобы изрыгающие пламя демоны открыли врата и пропустили Ладью, надо знать их имена и волшебные заклинания. Эти заклинания известны только богу, который командует демонами, тянущими Солнечную Ладью. Им приходится это делать, поскольку в Дуате нет воздуха, - Шу не может проникнуть в подземный мир - и ставить парус не имеет смысла. Повелителю демонов помогает Хека, бог волшебства и магии. Он придаёт заклинаниям магическую силу.

Нехебкау Вход в Дуат охраняют боги Упуаут и Нехебкау, а также змей по имени Нехебкау Вход в Дуат охраняют боги Упуаут и Нехебкау, а также змей по имени "Страж Пустыни". Нехебкау - змееглавое божество, властелин времени и покровитель урожая. Он присоединяется к свите Ра и сопровождает Владыку Всего Сущего через все двенадцать провинций Дуата. Волк Упуаут, воинственный, до зубов вооруженный бог, тоже присоединяется к богам в Ладье Вечности. Упуаут

Все врата Дуата имеют свои названия. Первые, Все врата Дуата имеют свои названия. Первые, "Вход в Тайный Зал", охраняет Страж Пустыни. Во второй провинции навстречу Ладье выходит бог урожая Непери и его супруга Непит. Тело Непери обвито пшеничными колосьями. Он кормит в Дуате умерших, а его загробная ипостась носит эпитет "Тот, кто живёт после смерти". Ночная Ладья плывёт мимо захоронений, и Ра посылает мумиям животворящий свет своих лучей.

Мёртвые выходят из гробниц, приветствуя Солнце и наслаждаясь его сиянием. Они поют: Мёртвые выходят из гробниц, приветствуя Солнце и наслаждаясь его сиянием. Они поют:

Перед пятыми вратами расположен Великий Чертог Двух Истин - зал, где Осирис вершит Суд Перед пятыми вратами расположен Великий Чертог Двух Истин - зал, где Осирис вершит Суд над умершими. Пятые врата называются "Владыки Времени". Врата открываются, Ладья Месктет плывёт дальше.

 • Но близится полночь - час страшной битвы Ра с его извечным врагом, • Но близится полночь - час страшной битвы Ра с его извечным врагом, змеем Апопом. Апоп еженощно подстерегает Ладью. Завидев её, он с утробным рыком разевает свою гигантскую пасть и в один миг выпивает всю воду подземного Нила. Ладья ложится днищем на речной песок, и богам приходится вступить в битву с Апопом. Коварного змея не одолеть даже великому Ра, если всемогущий бог не прибегнет к помощи волшебства. • Боги вступают в битву. Воинственный Упуаут, Онурис, Хор и другие боги поднимают свои остроконечные копья, Уаджет-урей испускает ослепительные лучи, змей Мехен вонзает в тело Апопа зубы.

Под предводительством Ра боги его свиты одерживают победу над злым Апопом - пронзают его Под предводительством Ра боги его свиты одерживают победу над злым Апопом - пронзают его гигантское туловище копьями и заставляют изрыгнуть всю проглоченную воду. Змей скрывается в пучине подземного Нила и до следующей ночи залечивает свои раны. Лечиться ему помогает злая богиня Селкет.

Одержав победу над Апопом, боги ликуют: Одержав победу над Апопом, боги ликуют:

В конце своего путешествия, в двенадцатой провинции Дуата, Ладья Месктет заплывает в тело гигантского В конце своего путешествия, в двенадцатой провинции Дуата, Ладья Месктет заплывает в тело гигантского змея и, пройдя сквозь утробу чудовища, выходит к подножию восточных гор. Затем через пещеру, зияющую в одной из гор, Ладья вылетает на небосвод. Распахиваются "Двери Горизонта", Ра умывается в священном загробном озере и торжественно переходит на дневную Ладью Манджет.

Огдоада (Гермопольская восьмерка) Огдоада — восемь изначальных богов города Гермополя (Хемену). В Огдоаду входили Огдоада (Гермопольская восьмерка) Огдоада — восемь изначальных богов города Гермополя (Хемену). В Огдоаду входили четыре пары космических божеств, из которых возник мир. Боги изображались с головами лягушек, а богини — с головами змей. Их имена известны из «Текстов саркофагов» : Нун и Наунет (водная стихия), Хух и Хаухет (бесконечность в пространстве), Кук и Каукет (темнота), Амон и Амаунет (сокрытое). Последняя пара, по-видимому, заменила богов Ниау и Ниаут (отрицание, ничто) и была внесена в Огдоаду фиванскими жрецами. С превращением в период Нового царства Амона в главного бога Египта был создан миф о возникновении Огдоады во главе с Амоном в Фивах. В птолемеевскую эпоху возник миф о путешествии Амона с целью утверждения Огдоады из Фив вниз по Нилу и его возвращении в Фивы.

Боги Огдоады как олицетворения созидательных сил – стихий природы (бесконечность – Хух и Хаухет, Боги Огдоады как олицетворения созидательных сил – стихий природы (бесконечность – Хух и Хаухет, вода – Нун и Наунет, темнота – Кук и Каукет, воздух – Амон и Амаунет) часто противопоставлялись отрицательным силам Первозданного Хаоса – Исчезновению или Мраку (Тенему и Тенёмуит), Ничто и Пустоте (Ниау и Ниаут), Отсутствию и Ночи (Герех и Герехт). Хух и Хаухет, Амон и Амаунет

Нун — существовавший в начале времён первозданный океан, из которого вышел Ра и начал Нун — существовавший в начале времён первозданный океан, из которого вышел Ра и начал творение мира Атум. Изображается в виде человекоподобного мужского божества. Изображение Нуна, держащего на руках солнечную ладью, можно увидеть в Осирийоне храма Сети I в Абидосе. Вместе со своей супругойпродолжением Наунет были покровителями разлива Нила, а также зимнего солнцеворота и сезона дождей в Дельте. Нун и Наунет - олицетворение неба, по которому солнце плавает ночью. Нуна считали отцом Хапи, Хнума и Хепри.

Хух Хех или Хух — абстрактное божество египетской мифологии, ассоциировавшееся с постоянством времени и Хух Хех или Хух — абстрактное божество египетской мифологии, ассоциировавшееся с постоянством времени и вечностью, олицетворение бесконечности, бескрайнего пространства. Его аналог — греческий Хаос и Апейрон. Изображался в облике мужчины с головой лягушки. Кроме того, его часто изображали с пальмовой веткой в руке или на голове, что должно было символизировать долгую жизнь египтян.

Хух и Хаухет поднимают молодое солнце над восточным горизонтом Хух и Хаухет поднимают молодое солнце над восточным горизонтом

Кук и Каукет Кук вместе с Каукет представляли темноту хаоса – темноту, предшествовавшую свету. Кук и Каукет Кук вместе с Каукет представляли темноту хаоса – темноту, предшествовавшую свету. Кук довольно редко упоминается за пределами мифов, связанных с Огдоадой. Богиня Каукет (справа) и богиня Хатхор Он был связан со светом в качестве утренних сумерек, из которых появляется солнце утром (в отличие от его жены Каукет, олицетворявшей закатные сумерки, в которые скрывается солнце вечером). Бог Кук в облике лягушки

Амон и Амаунет в образе змеи Амон и Амаунет. Карнакский храм Амон и Амаунет в образе змеи Амон и Амаунет. Карнакский храм

Согласно мифу, боги Великой Восьмерки создали из земли и воды Яйцо и возложили его Согласно мифу, боги Великой Восьмерки создали из земли и воды Яйцо и возложили его на Изначальный Холм – «Огненный остров» . И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри – «молодой Ра» .

Гелиополь Гелиополь

Гелиополь • Гелиополь (библ. Он) - один из древнейших и важнейших городов в Древнем Гелиополь • Гелиополь (библ. Он) - один из древнейших и важнейших городов в Древнем Египте, расположенный к северо-востоку от современного Каира. • С эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода Гелиополь сохранял значение важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. • Космогоническая версия Гелиополя, сложившаяся в V династию, была наиболее распространенной, а главные боги гелиопольского пантеона – особенно популярными во всей стране. • Египетское название города - Иуну ( «Город Столбов» ) связано с культом обелисков.

Гелиопольская космогония • В начале был Хаос, который назывался Нун, - бескрайняя, Нун неподвижная Гелиопольская космогония • В начале был Хаос, который назывался Нун, - бескрайняя, Нун неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым.

 • Но однажды из океана появился бог Атум – Атум первый бог во • Но однажды из океана появился бог Атум – Атум первый бог во вселенной. • Вселенную по-прежнему сковывал холод, и все было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном океане твердое место – какойнибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна.

 • Тогда Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и произнес волшебное заклинание. • Тогда Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и из пучины вырос холм Бен-Бен. • (Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом. ) • Атум опустился на Холм Бен и приступил к сотворению мира и богов.

 • Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул • Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха, и изрыгнул Тефнут, богиню мирового порядка. • Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: «Да возрастут они!» . И Атум вдохнул в своих детей Ка.

Шу • При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба Шу • При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. • Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря» . После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба» ), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом и Хонсом.

Тефнут, также Тефнет, хвалебное имя Нубийская кошка — в египетской мифологии богиня влаги. Её Тефнут, также Тефнет, хвалебное имя Нубийская кошка — в египетской мифологии богиня влаги. Её земное воплощение —львица. Тефнут — дочь Ра, его любимое око. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу» . Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Тефнут отождествлялась с богиней Уто (Уреем). Ипостасью Тефнут являлась богиня пламени Упес, другой её ипостасью нередко выступала богиня письма Сешат. Известен миф, согласно которому Тефнут — Око Ра удалилась в Нубию (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе своего отца, пославшего за ней Тота и Шу (в древнем варианте — Онуриса), вернулась обратно. Приход Тефнут из Нубии и последовавшее за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы. Тефнут отождествлялась с Мут, Баст, а также с Хатор, Сехмет и другими богинями-львицами, почитавшимися в Египте.

Из «Книги познания творений Ра» • Изречения слов. Говорит владыка вселенной после того, как Из «Книги познания творений Ра» • Изречения слов. Говорит владыка вселенной после того, как он воссуществовал: 'Я тот, кто воссуществовал как Хепра. Я воссуществовал, и воссуществовали существования. Воссуществовали все существования после того, как я воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст. • Не существовало еще небо, и не существовала земля. Не было еще ни почвы, ни змей в этом месте. • Я сотворил их там из Нуна, из небытия.

 • Не нашел я себе места, на которое я мог бы там встать. • Не нашел я себе места, на которое я мог бы там встать. • Я размыслил в своем сердце, задумал пред моим лицом. И я создал все образы, будучи единым, ибо я (еще) не выплюнул Шу, я (еще) не изрыгнул Тефнут, и не было другого, кто творил бы со мною. • Я задумал в моем собственном сердце, и воссуществовали многочисленные существования от существ в образах рождений и в образах их рождений. • Я соединил с моим кулаком, совокупился с моей рукой, упало семя в мой собственный рот. • И я выплюнул Шу, я изрыгнул Тефнут. И мой отец Нун сказал: 'Да возрастут они!"

 • И мое Око было для них защитой вечно, когда они удалялись от • И мое Око было для них защитой вечно, когда они удалялись от меня. • После того как я существовал как бог единый - вот три бога со мною. • Я был на этой земле, и Шу и Тефнут возликовали из Нуна, в котором они были, и они привели ко мне мое Око с собой после того, как я соединил мои члены. Я оросил их слезами, и воссуществовали люди из моих слез, вытекающих из моего ока. И оно разгневалось на меня, когда оно пришло и нашло, что я сотворил другое на его месте, заменив его Великолепным. Но я поместил его на моем челе, и после этого оно господствовало над всей землей. . .

 • Свет еще не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма, и • Свет еще не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма, и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. • Атум послал на поиски Шу и Тефнут свое Око. Но поиски затянулись. И, потеряв всякую надежду вновь увидеть своих детей, Атум сделал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу. Атум назвал новое Око «Великолепным» .

 • Однако, после многолетних поисков первый Глаз все-таки нашел детей Атума в океане • Однако, после многолетних поисков первый Глаз все-таки нашел детей Атума в океане и вернулся. • Едва Шу и Тефнут ступили на холм, старый Глаз, весь пылая от ярости, подскочил к Атуму и гневно прохрипел: • - Что это значит? ! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты. . . • - Не гневайся, - сказал Атум. - Я помещу тебя на лоб, и ты оттуда будешь созерцать мир, который я создам, будешь любоваться его красотой. • Но оскорбленный Глаз не желал слушать никаких оправданий.

 • Стремясь во что бы то ни стало наказать бога за предательство, он • Стремясь во что бы то ни стало наказать бога за предательство, он превратился в ядовитую змею кобру. Однако бог не испугался, взял змею в руки и поместил ее к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов и называется урей

 • Помещенный на лоб или на корону, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют • Помещенный на лоб или на корону, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Урей защищает и оберегает законы мироздания. Бог Атум

 • Согласно мифу, когда Атум увидел своих любимых детей, возвращенных ему первым Оком, • Согласно мифу, когда Атум увидел своих любимых детей, возвращенных ему первым Оком, Бог заплакал от радости. Его слезы упали на холм Бен-Бен и превратились в людей. • В другом варианте мифа, из вод океана вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог Солнца Ра, который принес миру долгожданный свет. Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.

В некоторых вариантах гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Бену, как и Бену В некоторых вариантах гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Бену, как и Бену Атум, никем не сотворенная. В начале мироздания Бену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на Холме Бен-Бен. (Поэтому верба считалась священным растением. )

 • На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя – святилище Ра-Атума. • На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя – святилище Ра-Атума. Символами Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые листовой медью или золотом, считались местом пребывания Солнца в полдень. • Карнакский храм

 • От брака Шу и Тефнут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб • От брака Шу и Тефнут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут.

 • Геб и Нут очень любили друга еще во чреве матери и появились • Геб и Нут очень любили друга еще во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

 • Нут по вечерам рождала звезды, а утром, перед восходом Солнца, проглатывала их. • Нут по вечерам рождала звезды, а утром, перед восходом Солнца, проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался на Нут за то, что она поедает звезды, и назвал ее свиньей, поедающей своих поросят. • Владыка всего сущего Ра был очень недоволен ссорой Нут и Геба. Он призвал к себе бога ветра Шу и велел ему разорвать объятия Геба и Нут, разделить небо и землю: если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь. • Шу исполнил приказ Ра: отделил небо от земли и привел в движение сотворенный мир. Поэтому считается, что Шу – воплощение творческой энергии Ра-Атума. • Существует и другая версия мифа, согласно которой Шу ревновал Нут к Гебу так сильно, что не мог позволить им быть вместе.

Нут часто представлялась в виде Небесной Коровы, рождавшей Солнце и всех богов. Нут часто представлялась в виде Небесной Коровы, рождавшей Солнце и всех богов.

Нут На этой картинке Нут выступает в виде Небесной Коровы в тот момент, когда Нут На этой картинке Нут выступает в виде Небесной Коровы в тот момент, когда на своей спине поднимает на небо уставшего престарелого бога Ра. Ей было так тяжело, что у нее стали дрожать ноги, и другие боги пришли к ней на помощь и стали ее поддерживать. Под животом Коровы-Нут стоит и подпирает ее бог воздуха Шу.

 • Как защитница и покровительница мертвых, возносящая их на небо, Нут изображалась на • Как защитница и покровительница мертвых, возносящая их на небо, Нут изображалась на саркофагах.

Геб • В «Текстах пирамид» бог земли Геб выступает как воплощение подземного мира и Геб • В «Текстах пирамид» бог земли Геб выступает как воплощение подземного мира и бог Дуата, принимающий участие в суде Осириса над умершими. • Геб часто изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями.

Геб • Если Геб изображается отдельно и в виде стоящего или сидящего человека, то Геб • Если Геб изображается отдельно и в виде стоящего или сидящего человека, то голова может быть как человеческой так и змеиной. Обычно над головой Геба рисуется священный белый гусь. • По одной из версий белый гусь – Великий Гоготун – снес первичное яйцо, давшее начало Миру.

 • Нут родила Осириса (егип. Усир(е)), Хора (Хора Бехдетского, или Хора Старшего), Сета • Нут родила Осириса (егип. Усир(е)), Хора (Хора Бехдетского, или Хора Старшего), Сета (егип. Сутех), Исиду (егип. Исет) и Нефтиду (егип. Небтот, Небетхет). • Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Сет, Исида и Нефтида составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.

Гелиопольская Эннеада Гелиопольская Эннеада

Мемфис Мемфис

Мемфис • Мемфис - древнеегипетский город, располагавшийся на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, на Мемфис • Мемфис - древнеегипетский город, располагавшийся на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, на западном берегу Нила. Существовал с начала 3 -го тысячелетия до н. э. и до второй половины 1 -го тысячелетия н. э. • По преданию, передаваемому Геродотом, Мемфис заложил объединивший Северный и Южный Египет в единое государство первый фараон Менес. Мемфис был столицей всю эпоху Древнего царства – до распада централизованного государства (VI династия). • Первоначальное название города – Хут-Ка-Пта – «Дом Ка Птаха» . Со времен VI династии город получил название Меннефер ( «Прекрасное обиталище» ), которое звучало по-коптски «Менфе» и трансформировалось греками в Мемфис.

Мемфисская космогония • В начале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам Мемфисская космогония • В начале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть - тело и стал богом.

 • Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и других богов. Сперва он создал их • Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и других богов. Сперва он создал их Ка и знак жизни «анкх» , затем – творческую силу будущих богов, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Так как других материалов для деятельности у Птаха не было, он решил, что будет создавать все сущее из себя – из земли, которая была его плотью. Бог Птах Барельеф гробницы Хоремхеба

Знак жизни Анх Знак жизни Анх

 • Творение свершилось так: в сердце великого бога возникла Мысль об Атуме, а • Творение свершилось так: в сердце великого бога возникла Мысль об Атуме, а на языке Слово «Атум» ; бог произнёс это имя - и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, однако действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, был ее проводником. По воле Птаха Атум создал Великую девятку; Птах же дал всем богам могущество и наделил их мудростью. Атум

 • После того как Птах сотворил мир, он создал божественные волшебные словазаклинания и • После того как Птах сотворил мир, он создал божественные волшебные словазаклинания и установил справедливость на земле. Из «Стелы Шабаки»

 • Птах построил города, основал номы, воздвиг святилища богов и установил там их • Птах построил города, основал номы, воздвиг святилища богов и установил там их каменные изваяния, учредил священные празднества и назначил обряды жертвоприношений. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев своё творение, Птах остался доволен.

 • Плоть и дух этого великого бога пребывают во всем живом и неживом, • Плоть и дух этого великого бога пребывают во всем живом и неживом, что есть в мире. Он почитаются как покровителя искусств, ремесел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена грозная богиня-львица Сохмет и их сын - бог растительности Нефертум составляют мемфисскую триаду.

Сохмет (Сехмет) Сехмет ( «могучая» ) — богиня войны и палящего солнца, грозное око Сохмет (Сехмет) Сехмет ( «могучая» ) — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск.

Сехмет считалась истребительницей врагов богов. В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта Сехмет считалась истребительницей врагов богов. В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с горящими стрелами. Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни» . Была хранительницей мира и защитницей людей.

Нефертум изображался в виде младенца на цветке лотоса или в виде юноши в головном Нефертум изображался в виде младенца на цветке лотоса или в виде юноши в головном уборе, напоминавшем цветок лотоса, из которого поднимаются два пера. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра» . Его имя обозначает «прелестное дитя богов» . Нефертум был мягким, исцеляющим божеством. Священное растение Нефертума - лотос (эмблема Верхнего Египта), олицетворяющий красоту, процветание, рождение и воскресение после смерти.

Мемфисская триада Мемфисская триада

Фивы Фивы

Фиванская космогония • Фивы (егип. Уасет) были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего и Фиванская космогония • Фивы (егип. Уасет) были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего и Нового царств. До выдвижения Фив как политического центра там почитались: небесный бог Мин, бог Мин Амон ( «Невидимый» , «Незримый» ) и бог Амон войны Монту. Супругой Монту в Фивах Монту считалась богиня Рат-тауи, в Гермонте (егип. Иуни), втором культовом центре Монту, - богиня Тененет и отождествлявшаяся с нею Иунит.

Бог плодородия Мин В Первый Переходный период культ Мина приобретает иное качество: Мин становится Бог плодородия Мин В Первый Переходный период культ Мина приобретает иное качество: Мин становится божеством плодородия, влаги, размножения скота и сексуальной потенции человека.

Культ Монту • Первое выдвижение Фив как политического центра происходит в эпоху правления XI Культ Монту • Первое выдвижение Фив как политического центра происходит в эпоху правления XI династии и связывается с объединением Севера и Юга в единое государство под эгидой этого города. К этому периоду относится наибольший расцвет культа Монту. Фараоны XI династии берут имена в честь Монту: например, Ментухотеп – «Монту доволен» .

Монту • Монту становится главным богом пантеона, его почитание делается всеобщим и тесно переплетается Монту • Монту становится главным богом пантеона, его почитание делается всеобщим и тесно переплетается с солнечным культом: Монту выступает как одна из ипостасей Ра, именуется «Живая душа Ра» , «Бык гор Восхода и Запада» .

Монту • Иногда Монту олицетворяет могущество Солнца. С этого времени появляются изображения Монту, иконография Монту • Иногда Монту олицетворяет могущество Солнца. С этого времени появляются изображения Монту, иконография которых сходна с иконографией Ра – в виде человека с головой сокола.

Культ Амона В эпоху Среднего царства резко возрастает значимость культа фиванского Амона. Фараоны XII Культ Амона В эпоху Среднего царства резко возрастает значимость культа фиванского Амона. Фараоны XII династии берут имена уже в его честь: например, Аменемхет – «Амон во главе» . Фиванское жречество заменяет культ Монту культом Амона. Культ Амона быстро сравнивается по значимости с древним традиционным культом бога Солнца Ра, и вплоть до Нового царства культы Ра и Амона сосуществуют параллельно. В Новом царстве происходит их слияние.

Амон изображался в виде человека в короне «атеф» (короне из двух высоких перьев) и Амон изображался в виде человека в короне «атеф» (короне из двух высоких перьев) и в виде барана. Священные животные Амона – баран и белый гусь.

Амон-Ра • Возникает божество Амон-Ра. В то же время продолжают существовать культы Ра и Амон-Ра • Возникает божество Амон-Ра. В то же время продолжают существовать культы Ра и Амона как самостоятельных ипостасей. • Амон(-Ра) объявляется творцом мира, он – отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю, […] образ единственный, создавший все сущее. • В древнейших космогонических мифах он отныне выступает как главный персонаж, при этом разные космогонии часто сливаются воедино: вышли люди из (слез) его глаз, стали боги из его уст (то есть были сотворены его Словом), - говорится в гимне. • Он – самый могущественный бог, царь над всеми богами, владыка мира, отец и покровитель фараонов.

Амон-Ра изображался в виде человека в короне «атеф» и с солнечным диском. Его священные Амон-Ра изображался в виде человека в короне «атеф» и с солнечным диском. Его священные животные – баран, белый гусь, змея. Вместилищем души Амона-Ра считались бараноголовые сфинксы.

Аллея сфинксов. Карнакский храм Аллея сфинксов. Карнакский храм

 • Супругой Амона-Ра считалась богиня Мут, их сыном – Хонсу. Вместе они составляли • Супругой Амона-Ра считалась богиня Мут, их сыном – Хонсу. Вместе они составляли фиванскую триаду.

Мут – царица неба, богиня-мать и покровительница материнства. Мут считалась матерью, супругой и дочерью Мут – царица неба, богиня-мать и покровительница материнства. Мут считалась матерью, супругой и дочерью Амона, «матерью своего создателя и дочерью своего сына» — выражением божественной предвечности. Среди её имен также «богинямать» , «царица богинь» , «владычица (царица) неба» , «матерь богов» . Постоянный эпитет Мут — «владычица озера Ишру» , по имени священного озера при ее храме, выстроенном Аменхотепом III к северо-востоку от главного Карнакского храма Амона-Ра и соединенном с ним аллеей сфинксов. Мут изображалась в виде женщины с коронами и грифом — ее иероглифом — на голове. Имея собственного сына Хонсу, Мут усыновила также Монту, включив его в состав фиванского пантеона, что подтверждало её статус как богини материнства.

 • Священное животное Мут - корова. • Мут сближалась с различными богинями-матерями - • Священное животное Мут - корова. • Мут сближалась с различными богинями-матерями - Нехбет, Уто, Нут и другие. Так как Амон отождествлялся с Птахом, на Мут были перенесены образ и функции жены Птаха, богинильвицы Сехмет (множество львиноголовых статуй Сехмет стояло в фиванском храме Мут). Отождествлялась Мут и с другими богинями-львицами - Хатор, Тефнут, Мехит, с кошкой Баст. • Поскольку Амон был объединен в единый образ с Ра, Мут иногда называли Райт ("жена Ра").

Хонсу • Хонсу – лунное божество, бог времени. • Изображался юношей с лунным серпом Хонсу • Хонсу – лунное божество, бог времени. • Изображался юношей с лунным серпом и диском луны на голове, иногда - как бог-ребенок с пальцем у рта и "локоном молодости" (который мальчики носили сбоку головы до совершеннолетия). Отождествлялся с Тотом (Хонсу-Тот) (в этой ипостаси Хонсу часто именовался «писцом правды» ), лунным богом Яхом (Хонсу-Ях).

Различались две формы Хонсу: Неферхотеп ( «Прекрасный милостью» ) и Ар-сехру ( «Управитель» ). Различались две формы Хонсу: Неферхотеп ( «Прекрасный милостью» ) и Ар-сехру ( «Управитель» ). Хонсу также считался богомцелителем. До нас дошла сказка о чуде его статуи, якобы совершенном в Месопотамии над бесноватой дочерью царя (так называемая надпись о Бентрешт). В Фивах находился большой храм Хонсу между храмом Амона и Мут. Его весьма чтили и украшали Рамессиды, а также цари XXI и XXVI династии; от этого времени на стенах сохранились гимны в честь Хонсу.

 • Текст Птолемеевского периода сообщает поздний компилятивный космогонический миф. • Согласно ему, в • Текст Птолемеевского периода сообщает поздний компилятивный космогонический миф. • Согласно ему, в начале мира существовал змей по имени Кем-атеф (ипостась Амона), который, умирая, завещал своему сыну Ир-та создать Великую Восьмерку. Возникнув, Восьмерка отправилась в путь к низовьям Нила, в Гермополь, чтобы там породить бога Солнца, а затем в Мемфис и Гелиополь, где она породила Птаха и Атума. Завершив эту великую миссию, восемь богов вернулись в Фивы и там умерли. Богов похоронили в Мединет-Абу (совр. , егип. Джеме), в храме их создателя Кем-атефа, и учредили там культ умерших. • Таким образом жрецы Амона решили вопросы творения, подчинив все существовавшие ранее концепции возникновения мира и богов Амону, сделав его главным в египетском пантеоне, «господином над всем миром» .

Осирис Согласно мифу, Осирис (егип. Усир) был старшим сыном бога земли Геба и богини Осирис Согласно мифу, Осирис (егип. Усир) был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора и Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Осирис - бог возрождения, умирающей и воскресающей природы, царь Дуата (загробного мира), покровитель и судья мертвых.

Осирис Обычно его тело изображается в виде мумии. Зеленый цвет кожи связан с представлением Осирис Обычно его тело изображается в виде мумии. Зеленый цвет кожи связан с представлением о нем как о боге растительности или земли. В руках он держит атрибуты царской власти – крюк и цеп, иногда еще и жезл. У Осириса своя корона – такой нет ни у кого больше: она похожа на корону Южного Египта, но имеет еще два пера.

Иногда встречается и такое изображение Осириса. Бог изображен в виде мумии с головой овна, Иногда встречается и такое изображение Осириса. Бог изображен в виде мумии с головой овна, увенчанной солнечным диском. Мумия стоит на небольшом подиуме; с двух сторон ее поддерживают сестры Нефтида (слева) и Исида (справа). На каждой – белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста: «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе» . В этом изображении Ра и Осирис как бы сливаются в фотография участка фрески из единое предвечное божество. гробницы Нефертари

Хор Старший (Бехдетский) Вторым, как говорит предание, Нут родила Гора Старшего. Из-за того, что Хор Старший (Бехдетский) Вторым, как говорит предание, Нут родила Гора Старшего. Из-за того, что в Египте был еще один Гор – сын Осириса и Исиды, – их часто либо путают, либо объединяют искусственно. Функции у них совершенно различные, но есть общее в иконографии: изображение в виде сокола. Однако у Гора Старшего есть и собственное особенное изображение: в виде Крылатого Диска.

Гор Старший – солярное божество – был главной военной силой бога Ра. Он – Гор Старший – солярное божество – был главной военной силой бога Ра. Он – покровитель города Бехдет в северо-восточной Дельте, а также города Эджбо (современное название – Эдфу). Отсюда за Гором укрепилось название Бехдетский, реже встречается Эдфусский. Во всех самых опасных конфликтных ситуациях именно его Ра посылал сражаться с врагами. И Гор неизменно побеждал. За это и был пожалован символикой Крылатого золотого Диска. Со временем изображение этого бога стало всеобщей эмблемой божественности и высшей святости, помещаемой при входе во все египетские храмы, чем-то вроде священного герба, символизирующего единый Египет, а крылья диска – Верхний и Нижний Египет.

Хатор (Хатхор) Статуя Хатхор. Луксорский храм Хатор (Хатхор) – супруга Хора, богиня неба, любви, Хатор (Хатхор) Статуя Хатхор. Луксорский храм Хатор (Хатхор) – супруга Хора, богиня неба, любви, женственности и красоты. Имя этой богини переводится как «Дом Гора» , и даже один из вариантов иероглифов, обозначающий «Хатор» , изображается в виде вытянутого по вертикали прямоугольника с маленьким квадратиком в нижнем правом углу. Сверху на прямоугольнике сидит Горсокол. Хатор – хозяйка Дендеры. Она – великая египетская богиня, дочь самого Ра, его правое огненное Око.

Хатор в облике коровы Часто встречаемое изображение Хатор - женское лицо с коровьими ушами Хатор в облике коровы Часто встречаемое изображение Хатор - женское лицо с коровьими ушами

Сет Третьим родился Сет (или Сетх). Сет считался богом хаоса и беспорядка, повелителем пустынь, Сет Третьим родился Сет (или Сетх). Сет считался богом хаоса и беспорядка, повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался покровителем далеких стран и чужеземцев. Сет воспринимался также как антипод Осириса, узурпатор власти, олицетворение зла.

Сет Однако существовал также и другой облик Сета. В архаические времена Сет был одним Сет Однако существовал также и другой облик Сета. В архаические времена Сет был одним из самых почитаемых богов. Он выступал в роли защитника Ра и убивал вечного носителя зла – змея Апопа, врага Ра. Существовал культ Сета, строились в его честь храмы. Несмотря на проигранный спор за престол Осириса, Сет остался повелителем южных областей Египта и «спутником Ра» , источником штормов и плохой погоды, силы которой ему подвластны. Вместе с солнечным божеством Сет участвует в ночном странствии солнечной ладьи через иные пространства, защищает Ра и души усопших от грозного змея Апопа.

Чаще всего Сета изображали в облике человека с головой загадочного животного. Сет может представать Чаще всего Сета изображали в облике человека с головой загадочного животного. Сет может представать и полностью в форме странного животного с высоко поднятым раздвоенным хвостом, а также принимать облик осла, свиньи или гиппопотама.

Как бог хаоса и беспорядка, он, с одной стороны, является силой, противостоящей созданной и Как бог хаоса и беспорядка, он, с одной стороны, является силой, противостоящей созданной и упорядоченной Вселенной, а, с другой, выступает в качестве необходимого дополнения к божественному порядку. В египетском мировоззрении идеальным всегда считалось равновесие между двумя противостоящими началами. Хор и Сет, традиционно противостоящие другу, могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи.

Исида (Изида), сестра и супруга Осириса, мать Гора Младшего, – одна из величайших и Исида (Изида), сестра и супруга Осириса, мать Гора Младшего, – одна из величайших и любимейших богинь Египта, ставшая образцом египетского идеала женственности, материнства и супружеской верности. В египетской мифологии она же – богиня плодородия, мореплавания. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть, ткать, лечить болезни, учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету с цивилизаторскими целями, Исида заменила его и мудро правила страной.

Иконография Исиды довольно разнообразна. Обычно она представлена в виде женщины, иногда – соколицей с Иконография Исиды довольно разнообразна. Обычно она представлена в виде женщины, иногда – соколицей с лицом женщины. На голове у нее могут быть либо ее персональный знак – трон, либо коровьи рога, между которыми находится солнце (иногда оба знака вместе). Иногда Исида изображалась с крыльями.

Исиду считали жрицей высшей магии, богиней тайной мудрости. Она убедила Ра открыть ей свое Исиду считали жрицей высшей магии, богиней тайной мудрости. Она убедила Ра открыть ей свое истинное имя. Узнав это имя, Исида получила доступ к пониманию высшей магии. Исида – «великая чарами, первая среди богов» , повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывали в беде, произносили ее имя для защиты детей и семьи от злой магии.

Сокровенное имя Ра Существует легенда, согласно которой Исида захотела сделать своего сына Гора могучим Сокровенное имя Ра Существует легенда, согласно которой Исида захотела сделать своего сына Гора могучим и непобедимым в любой схватке. Для этого ей нужно было, чтоб Ра отдал Гору свое Око Уаджет - символ власти и урей, уничтожающий злых демонов. Ра к тому времени стал уже дряхлым стариком: руки его тряслись, губы дрожали, изо рта на землю капала слюна. Исида собрала эту слюну, смешала ее с пылью и песком и из этой смеси создала змею в виде стрелы. Ядовитого гада она положила на дороге, по которой, осматривая свои владения - Верхний и Нижний Египет, - часто ходил солнечный бог.

 И вот змея ужалила великого бога! Ра закричал от невыносимой боли. Голос его И вот змея ужалила великого бога! Ра закричал от невыносимой боли. Голос его достиг небес и привлек внимание Великой Девятки. - Что случилось? - воскликнули боги, но у Ра не было даже сил, чтоб ответить им. Его челюсти дрожали, и все его члены тряслись, и яд заливал его тело подобно тому, как Нил заливает землю. Превозмогая боль, с неимоверным усилием солнечный бог проговорил: - О боги, созданные из моего тела и вышедшие из меня! Я расскажу вам, что случилось со мною. Меня пронзило нечто болезненное, и мое сердце знает что, но мои глаза не видят его, и моя рука не схватила его. Не ведаю я, кто сделал это со мною! Никогда я не испытывал боли, подобной этой, и нет боли сильнее ее! Поразил меня змей, которого я не ведаю!

И Ра попросил привести к нему всех богов: может быть, кто-нибудь из них знает И Ра попросил привести к нему всех богов: может быть, кто-нибудь из них знает магию и сможет его излечить? Боги пришли. Среди них была и Исида. - Я излечу тебя, - сказала Исида, - но для этого ты должен сообщить мне свое тайное имя, ибо все, даже люди, живут, когда их имена произносятся другими! - Мое имя? - переспросил солнечный бог. - Знай же: я - создатель неба и земли, я сотворил горы и все, находящееся на них. Я создал Время. Я - Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером. Но это не помогло Ра. Яд не выходил, и великий бог не чувствовал облегчения. Ведь он хотел обмануть Исиду: он не сообщил ей своего тайного, сокровенного имени, в котором заключалось все его могущество. Исида поняла это и сказала солнечному богу: - Не было твоего имени в том, что ты мне говорил! Скажи его мне, и выйдет яд, ибо живет человек, чье имя произнесено.

Ра понял, что нет у него другого выхода, как открыть Исиде свое тайное имя. Ра понял, что нет у него другого выхода, как открыть Исиде свое тайное имя. Солнечный бог велел всем остальным богам удалиться и, оставшись с Исидой наедине, сообщил ей свое сокровенное имя. Он не произнес его устами, а передал Исиде из сердца в сердце, поэтому сокровенного имени Ра никто, кроме Исиды, не узнал. И когда он сообщил свое имя, Исида, великая чарами, сказала: - Вытекай, яд, выходи из Ра! Я творю, я заставляю упасть на землю яд, ибо он побежден! Теперь, зная сокровенное имя Ра, Исида обрела великое могущество и могла наделить могуществом Хора.

Нефтида ( Нефтида ("владычица дома") - младшая из детей Геба и Нут. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Нефтиду можно рассматривать как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным» .

Осирис, Исида, Гор мифы Осирис, Исида, Гор мифы

Заговор Сета После того, как Осирис возвратился из миссионерского путешествия, Сет, завидовавший Осирису, задумал Заговор Сета После того, как Осирис возвратился из миссионерского путешествия, Сет, завидовавший Осирису, задумал убить его и захватить земной трон. Он вошёл в сговор с владычицей Эфиопии Асо, поддержавшей его умысел, и к ним присоединились ещё 72 демона, недовольных правлением Осириса. Сет тайком измерил рост Осириса и по снятой мерке изготовил сундук, украшенный золотом и узорами из поделочных камней. Когда сундук был готов, Сет и остальные заговорщики устроили званый пир, на который пригласили и Осириса.

В разгар празднества Сет принёс сундук в зал. Гости наперебой стали выражать умиление великолепным В разгар празднества Сет принёс сундук в зал. Гости наперебой стали выражать умиление великолепным изделием. Тогда Сет, как бы в шутку, сказал: - Ложитесь по очереди в сундук! Кому он придется впору, тот и получит его в подарок. Пьяные гости стали забираться в сундук, но для одних он оказывался слишком велик, для других - чересчур мал, для третьих - слишком широк или слишком узок. Наконец подошла очередь Осириса. Ни о чём не подозревая, бог улёгся в сундук. В тот же миг заговорщики захлопнули крышку, обвязали сундук ремнями, отнесли его к Реке и бросили в воды Танисского устья. С тех пор это устье считалось у египтян ненавистным и проклятым.

Узнав о том, что произошло, Исида остригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась Узнав о том, что произошло, Исида остригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась искать сундук с телом Осириса. Спустя много дней, пройдя через труднейшие испытания, Исиде удалось отыскать его. По возвращении в Египет она спрятала сундук в Дельте Нила, в зарослях камыша. Однажды Сет отправился на ночную охоту в Дельту Нила и там, бродя по камышам, случайно наткнулся на сундук, спрятанный Исидой. Он развязал ремни, откинул крышку и, увидев мёртвого Осириса, пришёл в ярость. Изрыгая проклятия, злодей выхватил меч, разрубил тело брата на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту.

Узнав о новой беде, Исида отправилась на поиски останков любимого супруга. Она смастерила папирусную Узнав о новой беде, Исида отправилась на поиски останков любимого супруга. Она смастерила папирусную ладью и поплыла в ней по рекам и болотам. Исиде во всем помогала Нефтида, бежавшая от Сета. Поиски частей тела Осириса продолжались двенадцать дней. На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она ставила надгробную стелу, чтобы Сет думал, будто Осирис похоронен, и чтобы культ Осириса распространился по всему Египту. Единственной частью тела, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы. Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса.

Затем Исида смазала труп Осириса божественными маслами, тем самым предохранив его от тления. В Затем Исида смазала труп Осириса божественными маслами, тем самым предохранив его от тления. В создании этой первой на земле мумии Исиде помогали Нефтида, Тот и Анубис - знаток секретов бальзамирования. Через 70 дней мумия была изготовлена.

Исида очень горевала из-за того, что при жизни Осириса не успела родить ему сына. Исида очень горевала из-за того, что при жизни Осириса не успела родить ему сына. Но она знала магию и тайны колдовства. Превратившись в самку коршуна - птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и зачала сына Гора. Гор был рожден для того, чтобы отомстить за смерть отца и занять его место на земном троне.

Воскресение Осириса. Битва с Сетом Когда Хор стал взрослым юношей, он вступил в битву Воскресение Осириса. Битва с Сетом Когда Хор стал взрослым юношей, он вступил в битву с Сетом. Во время сражения Сету удалось вырвать глаз Хора. Сет разрубил глаз на 64 части и разбросал их по всему Египту. На помощь Хору пришёл Тот. Он отыскал 63 части изрубленного глаза, срастил их и возвратил юноше его исцелённое Око - Око Уаджет. Существует очень много противоречивых версий этого мифа. Иногда Сет возвращает вырванное Око добровольно, иногда Око отбирает обратно сам Хор, иногда предметом борьбы является не Око Хора, а Око Ра - Солнечное Око.

Заполучив Око обратно, Хор отправился к мумии Осириса и дал мёртвому Осирису проглотить Око. Заполучив Око обратно, Хор отправился к мумии Осириса и дал мёртвому Осирису проглотить Око. И Осирис воскрес. Но Осирис не мог оставаться на земле. Он должен был уйти в Дуат и стать царём потустороннего мира, властвовать там, как он властвовал в Египте, когда унаследовал трон Геба. Он умер и воскрес, - и с тех пор, подобно ему, в Загробном Царстве воскресает каждый умерший египтянин, если его тело мумифицируют и сохранят, как некогда Исида сохранила тело Осириса от тления. И воскресает каждую весну, подобно Осирису, природа.

Хор отправился мстить за отца. Много раз он вступал в битву с Сетом и Хор отправился мстить за отца. Много раз он вступал в битву с Сетом и неизменно повергал его. Один раз он даже изрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама. Но убить своего врага сын Исиды так и не смог. Всякий раз Сету удавалось спастись и излечиться от ран. Хор считал, что трон Осириса и сан владыки Египта по праву принадлежат ему, а не узурпатору Сету; Сет же отказывался сложить корону и добровольно уступить власть.

После многочисленных битв Сет и Хор, наконец, решили обратиться к суду богов: пусть Ра После многочисленных битв Сет и Хор, наконец, решили обратиться к суду богов: пусть Ра и Великая Девятка разрешат их спор, длившийся к этому времени уже восемьдесят лет. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство.

Анубис, сын Осириса и Нефтиды, - бог и покровитель мертвых. Организуя погребение умершего Осириса, Анубис, сын Осириса и Нефтиды, - бог и покровитель мертвых. Организуя погребение умершего Осириса, он сделал первую мумию. Поэтому Анубиса считали создателем погребальных обрядов, называли богом бальзамирования. Изображали Анубиса в виде шакала. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Кроме того, Анубис – бог-хранитель всего сокрытого, сакрального, тайного, поэтому часто его изображали лежащим на ларе, в котором находятся священные документы и атрибуты.

Тот (Джехути) - бог мудрости и знаний. Первоначально почитался в качестве гермопольского божества, не Тот (Джехути) - бог мудрости и знаний. Первоначально почитался в качестве гермопольского божества, не принадлежавшего к Огдоаде, и как бог Луны и времени, но позже его представляли, в первую очередь, как мудрейшего бога, подарившего людям письменность и бывшего писцом бога Ра (в этом качестве он присутствовал на суде мёртвых Осириса). Священными животными Тота были птица ибис и обезьяна (павиан). Он чаще всего изображался в образе человека с головой ибиса и палеткой писца в руках, иногда встречаются изображения Тота в образе павиана.

Маат – супруга Тота, богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую Маат – супруга Тота, богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой. На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.

Сешат - богиня письма. Считалась дочерью или сестрой (реже женой) бога мудрости Тота. Священным Сешат - богиня письма. Считалась дочерью или сестрой (реже женой) бога мудрости Тота. Священным животным Сешат считалась пантера, поэтому богиня представлялась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки. Над головой изображалась семиконечная звезда. Богиня почиталась как глава «дома жизни» , то есть собрания рукописей, архива. Одна из её функций — записывать на листьях дерева «шед» годы жизни и правления фараона. Кроме того, она заведовала искусством счёта (военных трофеев, пленных, даров, дани) и составлением строительных планов, покровительствовала строительным работам.

Себек (Собек, Собк, Сохет, Собки) - бог воды и разлива Нила, изображавшийся с головой Себек (Собек, Собк, Сохет, Собки) - бог воды и разлива Нила, изображавшийся с головой крокодила. Считалось, что он отпугивает силы тьмы и является защитником богов и людей. Сопоставлялся с Сетом, богом земли Гебом, с солнечным божеством Ра в форме Себек-Ра и с Осирисом. Себек почитался главным образом в Файюме, на берегах Меридова озера, в Ком. Омбо (Омбосе), а также некоторых других местах, большей частью, близких к воде. Его культ был особенно распространён во времена Среднего царства, многие фараоны которого имели резиденции в Файюме и иногда носили имена, производные от имени Себек (например, Себекхотеп или Нефрусебек).

Баст (Бастет) — богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага. Баст (Бастет) — богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага. Традиционно связывалась с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Бастет – дочь Солнца и Луны-Хатор, сестра Нут и Хонсу, жена Бэса, мать Махеса. Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. , — город Бубастис. Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. Фараоны совершали жертвоприношения в храме Бастет.

Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана, хранитель Нила. По одному Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана, хранитель Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай. Хнум считался владыкой опасных Нильских порогов. По его приказу бог Хапи каждый год поднимал уровень воды в Ниле. Входил в Элефантинскую триаду (Хнум, Сатис и Анукет), но почитание Хнума было распространено по всему Египту и в Нубии.

Сотворение человека Появление людей в разных мифах описывается поразному. Согласно одним, люди появились из Сотворение человека Появление людей в разных мифах описывается поразному. Согласно одним, люди появились из слез бога Ра, или же из слез Атума – одной из ипостасей Ра (Гелиопольская космогония).

Другие мифы рассказывают, что бог Хнум вылепил людей из глины на гончарном круге. Хнум Другие мифы рассказывают, что бог Хнум вылепил людей из глины на гончарном круге. Хнум лепит на глиняном круге тело ребёнка и заставляет его в семени (зародыше) попасть в живот матери. Так он создал богов. Его прозвище "Ваятель, который оживляет". Он - "отец отцов, мать матерей". Считалось, что в процессе создания, Хнум вкладывал в человека Ка - жизненную силу.

Хнум создает детей, а Хекет дает им жизнь Вместе с богиней Хекет он помогает Хнум создает детей, а Хекет дает им жизнь Вместе с богиней Хекет он помогает при родах. В Эсне, на юге Египта, Хнум - творец всего сущего, он даже сам - весь мир. В нём объединены Ра (солнце, небо), Шу (воздух), Осирис (нижний мир) и Геб (земля).

Человеческая душа Ка – двойник Ка Ба – душа, жизненная сила Ба Рен – Человеческая душа Ка – двойник Ка Ба – душа, жизненная сила Ба Рен – имя Рен Шу (Шуих) – тень Шу Шуих Ах (блаженный, просветленный) – дух, сияние Ах Сах (Саху) – мумия, духовное тело Саху ( «священные останки» ) Хат – физическое тело Хат Ибх – сердце Ибх Аху - сияющая полупрозрачная оболочка тела Аху

Ка Ка являлось двойником человека и продолжало существовать даже после его смерти, обеспечивая своему Ка Ка являлось двойником человека и продолжало существовать даже после его смерти, обеспечивая своему хозяину жизнь в загробном мире. Ка хранилось в усопшем теле, поэтому египтяне мумифицировали тела умерших. А в гробницах размещали портретные статуи усопших, на случай если мумия повредится.

Ба Ба обозначало глубинную сущность и жизненную энергию человека. По верованиям египтян, душа-Ба состояла Ба Ба обозначало глубинную сущность и жизненную энергию человека. По верованиям египтян, душа-Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений, могла свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. Также она могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. Оставаясь в полном единстве с умершим, Ба способна отделиться от человека и перемещаться, сопутствуя ему в загробном мире. Ба можно увидеть на изображениях церемонии взвешивания сердца на суде Осириса. Ба возвращается к своей мумии

 • Атон провозглашается единственным богом, Амону и всем старым богам объявляется война. • • Атон провозглашается единственным богом, Амону и всем старым богам объявляется война. • В честь Атона фараон приказывает основать новую столицу – Ахетатон ( «Горизонт Атона» )

Гимн Атону (фрагмент) Гимн Атону (фрагмент)

 • 4 -й год правления: Эхнатон объявляет себя абсолютным божеством, вечным существом, спасающим • 4 -й год правления: Эхнатон объявляет себя абсолютным божеством, вечным существом, спасающим и приводящим к вечной гибели. • Атон провозглашается небесной «иконой» фараона Эхнатона.