история дизайна.pptx
- Количество слайдов: 34
ДПИ и народные промыслы ОСНОВЫ ДИЗАЙНА «История возникновения дизайна» Разработка: Дёгтева Т. А. преп. Бобровского филиала УКСАП. п. Бобровский. 2012 г.
Основные понятия Дизайна: • Дизайн (от англ. design - проектировать, чертить, задумать, а также план, рисунок, чертёж) – художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика. • В более широком смысле дизайн – художественное оформление среды, интерьера, где все элементы мебель, драпировки, осветительные приборы, декоративно-прикладные изделия решены в едином стиле и составляют ансамбль. • Мало того, что слово многозначно, им называют и процесс создания, зарождения, воплощения, и результат деятельности.
Основные понятия Дизайна: • • • В различных культурах принято называть дизайнерскую деятельность по-разному: польский язык использует выражение "wzornictwo przemysłowe"; немецкий язык употребляет термин "formgebung"; русский язык склоняется к следующему словосочетанию: "художественное конструирование" В истории нашей страны также встречались такие обозначения, как "Декоративное искусство" или "Техническая эстетика". Восприятие и разнообразное использование термина "дизайн" в разных странах говорит об уникальности каждой из культур и об их особом отношении к этому виду искусства. В 1959 году в качестве международного обозначения слова и смысла "Дизайн" все же был принят термин "industrial design""индустриальный дизайн".
Основные понятия Дизайна: • Художественное проектирование - эстетизация промышленной среды. Создание духа вещи! • Художественное конструирование - эстетизация техники. Творческая деятельность по созданию технических систем индустриальным способом в соответствии с художественными и утилитарными закономерностями. • Техника - искусственные материальные средства человеческой деятельности. • Design (англ. ) - производное от итальянского "disegno", означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - всю область работы художника. • Дизайн - англ. проект, образ, замысел, идея, необычность нестандартность деятельности, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, чертеж, расчет, конструкция, эскиз, рисунок, узор, композиция, искусство композиции, произведение искусства.
Основные понятия Дизайна: • Дизайн - теория (техническая эстетика) + практика (художественное конструирование). • Дизайн - это специфический ряд проектной деятельности, объединивший художественно-предметное творчество и научно обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства. • Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим. • Художественно-утилитарная деятельность - архитектура и дизайн (искусство) + конструирование (красота и польза). Красота + функциональность – основной принцип дизайна.
Основные понятия Дизайна: • С уверенностью можно сказать, что дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды. • Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. • Понятие дизайнер объединяет в себе множество названий профессий специалистов, которые трудятся в области дизайна (модельеры, архитекторы, конструкторы, декораторы, стилисты и т. п. ).
История дизайна Возникновение дизайна • Кто же первый дизайнер? • Отсчитывая историю дизайна с момента возникновения должности дизайнера, мы отметим 1907 г. , когда немецкий архитектор Петер Беренс получил пост художественного директора немецкой компании «AEG» '. • Он отвечал за дизайн электротехнических изделий, внешний имидж компании, рекламу продукции и архитектуру цехов.
История дизайна Возникновение дизайна • Вещь как инструмент. Когда в Европе понятие дизайна уже стало привычным, на некоторых островах Полинезии еще в конце XIX – начале ХХ вв. пользовались каменными топорами и каменными рубилами. • Рабочие части этих «стамесок» , предназначенных для выдалбливания лодок и черпаков для воды, изобретательно прикреплены к причудливо изогнутым рукояткам. • Столетиями выбирались единственно возможный угол наклона рубила, форма и длина рукоятки, расположение центра тяжести и с точки зрения дизайна они были безупречны.
История дизайна Возникновение дизайна • Вещи как связующее звено между людьми. • Кроме функции инструментальной вещи выполняют не менее важные для человека коммуникативные, информационно-статусные (от родовых знаков и гербов до знаков различий, эмблем, систем информации и коммуникации), эмоционально-психологические и магические функции.
Предпосылки дизайнерской деятельности Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. Предпосылками дизайнерского искусства являются: • естественное человеческое стремление к прекрасному • желание воплощения новых и все более совершенных образов • экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна • использование свойств новых материалов и возможностей новых технологий.
История дизайна Возникновение дизайна • История дизайна — наука о становлении и развитии проектно-художественной деятельности дизайна. • Определить точку отсчета, когда же появилось такое явление, как "дизайн", достаточно сложно. Трудно представить себе дизайнера в грязных шкурах и с дубиной в руках, однако потребность человека сделать орудие труда более удобным, красивым, функциональным появилась именно вместе с этими орудиями труда, не так ли? Пример дизайна стула от древности до наших дней.
Обрати внимание! • Проанализируйте изменение дизайна стула: 1. Стиль примитив. 2. Стул «клисмос» - Др. Греция. 3. Стул в стиле классицизм. 4. Стул Макентоша. 5. Современный стул с имитацией плечиков вместо спинки. Пример дизайна стула от древности до наших дней.
История дизайна • По инициативе прогрессивных художников Англии создается первая дизайнерская организация - "Общество поощрения искусства мануфактуры и коммерции" (1836), а в 1849 году стал издаваться первый журнал по проблемам эстетизации предметного мира - "Journal of design". Входят в употребление понятия "промышленное искусство" и "прикладное искусство". • Журнал объявляет борьбу тем, кто на практике придерживался формулы художника О. Пьюджина ("…Создай удобную форму, а потом укрась ее"), воплощение которой приводило к возрастанию роли украшений. Письменный стоилик со скамеечкой. Неизвестный автор - изготовлено для магазина "Лорд и Тейлор", Нью. Йорк, 1931 Марсель Бройер, кресло, 1928 -1933
История дизайна Хронология исследований • Античный мир. Первые теории о соотнесении красоты и пользы принадлежат древнегреческим ученым Сократу, Аристиппу, Протагору, Платону, Аристотелю. Уже тогда философы впервые задумывались о различия между искусством и наукой по их целеполаганию. • Уже тогда были и работы по комбинаторике: о соединении человека и машины «Театр автоматов» Герона Александрийского.
История дизайна Хронология исследований • Ренессанс. Подобные альбомы получили большое распространение под именем «Театры машин» в эпоху Возрождения. Отдельное место в этом списке занимают трактаты Леонардо да Винчи. • Далее в хронологическом порядке появляются работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529), Готфрида Лейбница «Об искусстве комбинаторики» (1666), «Театриум Махинарум» Андрея Нартова (1720). • «Трактат о природе человека» Дэвида Юма (1740), «Размышления о природе и принципах чувств» Арчибальда Алисона (1790), «О влиянии живописи на художественную промышленность» Эмиля Экмерид-Давида (1805), «Теория органопроекции» Павла Флоренского. Леонардо Да Винчи «Ренессансная Антиква» Жофруа Тори
История дизайна Хронология исследований • Возникновение промышленного производства способствовало развитию критической мысли. • Европа 19 в. Одним из первых критических трудов стала «Практическая эстетика» Готфрида Земпера, развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначивших взаимоотношения искусства и ремесла. • Эпоха американского функционализма дала миру творения теоретиков дизайна: Горацио Грино эстетические эссе; Джон Гриффит «Трактат по архитектуре гражданских и военных морских судов» (1856); Уолт Уитмен - «Листья травы» ; Луис Салливен манифест «Высотные административные здания с художественной точки зрения» (1896); Фрэнк Ллойд Райт - доклад «Искусство и ремесло» (1903); и т. п.
История дизайна Хронология исследований • Значительный вклад в становление теоретических воззрений истории дизайна и его популяризации сыграли и играют периодические издания: • Первый специальный журнал Генри Кола по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию «Journal of Design and Manufactures» (1849). • Позднее уже появились специализированные журналы «Pan» (1895), «Decorative Kunst» (1897), «Kunst und Handwerk» (1898). • Это и журнал «Югенд» , от которого произошел немецкий вариант названия стиля «модерн» — «югендстиль» . • Широкую известность в центральной Европе получил скандинавский журнал «Форма и функция» , • в СССР — «Техническая эстетика» .
История дизайна Этапы становления дизайна • На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. • Процесс изготовления любого предмета являлся не только следованием простой технологической схеме, но и священнодействием. Мастер вкладывал в работу свою душу, представления о мире, от чего сам предмет наполнялся жизнью. Карета ручной работы 18 в. Автомобиль Г. Даймлера, 1886. В 1885 Даймлер и его коллега В. Майбах в 1885 «Фольксваген «Жук» , 1964 Современный компьютерный проект авто - 21 в.
История дизайна Этапы становления дизайна • Всё стало иначе, когда на рубеже ХIХ в. в. возникла потребность "наполнить жизнью" предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее её создают машины. Машинный труд во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, обнажилась и проблема "то", чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно "поместить" в каждой из тысячи предметов - близнецов, выбрасываемых из машины конвейером. Карета ручной работы 18 в. Автомобиль Г. Даймлера, 1886. В 1885 Даймлер и его коллега В. Майбах в 1885 «Фольксваген «Жук» , 1964 Современный компьютерный проект авто - 21 в.
Обрати внимание! • Проанализируй как изменились формы и конструкции средств передвижения за последние триста лет. Карета ручной работы 18 в. Автомобиль Г. Даймлера, 1886. В 1885 Даймлер и его коллега В. Майбах в 1885 «Фольксваген «Жук» , 1964 Современный компьютерный проект авто - 21 в.
История дизайна Этапы становления дизайна • • • История развития художественного конструирования берет начало с середины 19 в. Исторические этапы формообразования: 1. Кустарное, ремесленное производство (от начала человеческой цивилизации до конца 18 века) - предтеча дизайна 2. Индустриальное машинное производство - конец 18 века начало 20 века Стул А. Аалто 3. Этап дизайна - начало 20 -21 вв. 20 в. Фабрика Ч. Макинтоша 1 Стул ремесленного производства. Др. Египет 2 3 Стулья Макинтоша 19 в.
Контрольные вопросы: • • • Как переводится термин «дизайн» ? Когда возник дизайн? Что явилось предпосылками возникновения дизайна? Каковы периоды становления дизайна? Какие исследования проводились в области дизайна? Кто из известных всему миру дизайнеров стоял у истоков современного дизайна?
Виды дизайна • Виды дизайна – специфические формы специализация дизайнерской деятельности отличающиеся предметом проектирования (областью приложения профессиональных знаний), целями и методами проектной работы и её конечным результатами. • Деление дизайна на виды способствует эффективной организации профессиональной деятельности и качественной постановке специального образования.
Виды дизайна • Принцип дизайна – гармоничное сочетание красоты и функциональности проектируемого изделия.
Классификации видов дизайна № 1. Виды дизайна графический промышленный • работа с визуальными • коммуникациями, • информационной • графикой, • • рекламой формирование бытовых вещей приборов, станков, средств транспорта, • одежды и т. д. средовой • дизайн интерьера • открытых пространств различного назначения
Классификации видов дизайна № 2. По сфере дизайнпроектирования. • • футуродизайн, дизайн ландшафтный, экспозиционный, инженерный и т. д
Классификации видов дизайна № 3. По характеру результатов деятельности: • • • арт-дизайн, шрифтовый, дизайн, ленд-арт, дизайн одежды дизайн архитектурный, компьютерный и пр.
Классификация № 4. По виду объектов проектирования. • Промышленный дизайн. • Строительный (архитектурный ) дизайн. • Графический (текстовой, знаковый) дизайн. • Имидждизайн. • Ландшафтный дизайн. • Фитодизайн. • Светодизайн. • Компьютерный дизайн.
Практическое задание Технический рисунок • Технический рисунок аксонометрическое изображение предмета, выполненное от руки в глазомерном масштабе. Для придания рисунку большей наглядности на нем показывают распределение светотени, которая состоит из падающей тени, отбрасываемой предметом на какую-либо поверхность, и из собственной тени на неосвещенной его части. • Собственная тень разделяется на тень и рефлекс. С помощью полутени на кривых поверхностях осуществляют плавный переход от тени к свету.
Практическое задание Технический рисунок • В теории теней условно считают, что источник света находится сверху, слева или сзади рисующего. • Тона светотени распределяются условно. • Передача объема применяется и на аксонометрических проекциях. Для выявления объема на техническом рисунке применяют: точечный способ, аксонометрическую штриховку. • На аксонометрических проекциях штрихи светотени выполняют с помощью чертежных инструментов, а на техническом рисунке - от руки.
Практическое задание Технический рисунок • Выполните технический рисунок сувенира с элементами рельефной резьбы (с натуры), в количестве 3 -4 штук. • Размер формата А 4. • Тушь, карандаш или гелевая чёрная ручка.
История дизайна Литература • Михайлов С. М. История дизайна. Том 1, 2: Учеб. для вузов. — М. : Союз Дизайнеров России, 2004 • Михайлов С. М, Михайлова А. С. История дизайна. Краткий курс. Учеб. для вузов. М. : Союз Дизайнеров России, 2004 • Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. Издательство: ОМЕГА-Л, ГРУППА КОМПАНИЙ, 2007 г. • Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. — М. : Архитектура-С, 2006. • Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учеб. пособие для вузов. — М. : ГАРДАРИКИ, 2007 г. • Вячеслав Глазычев Дизайн как он есть - М. : Европа, 2006.
История дизайна Интернет источники: • www. sredaboom. ru • http: //www. rosdesign. com/info. htm • Euro. Web. Ru
Спасибо за внимание!