Дохристианская Европа.ppt
- Количество слайдов: 28
Дохристианская Европа Тема 7. 1 Культура и искусство кельтов
• Территория современной Европы была населена многочисленными народами, именуемых греко-римской цивилизацией «варварами» . Скифы – на востоке, иберы и лигуры – на западе, фракийцы, иллирийцы, германцы и кельты – в центре. • Наиболее влиятельны из них – кельты. • К 5 в до н. э. кельты захватили Галлию, Богемию, Англию, Ирландию, Северную Италию и Средний Дунай. Совершали набеги на южную Европу.
Культура кельтов оказала значительное впечатление на античный мир. Достижения в области искусства: - Очень высокий уровень в области обработки металла. - Значительно развито гончарное искусство - Мощные оборонительные укрепления и архитектурное оформление городов
• Основа культуры – развитые религиозномистические представления • Основа общества – клан (включал в себя до 1000 человек) • Право «обычное» • Война носит частный характер. Её основа – поединок • Нет городов в античном понимании этого слова
Различие эстетических принципов античного и кельтского искусства: - У кельтов нет стремления к гармонии и соразмерности. - Зачастую искусство воплощает устрашающие, гротескные образы - Особый мистицизм кельтского искусства. - Экспрессия и динамика кельтского искусства - Нет монументальности. Основной жанр – декоративно-прикладное искусство
• Основные материалы – дерево и металл (особенно популярно золото) • Строительный камень – только с начала галло-римской эпохи. • Нет повествовательных рельефов. • Господство орнамента • В изображении людей и животных нет реализма, нарочитое искажение
- Активно декорировались предметы быта. - С особым тщанием украшалось оружие, доспехи.
Искусство скифов • Тема 7. 2
• Территория, которую занимали племена скифов и родственных им кочевников в течение почти всего 1 -го тысячелетия, простирается от Подола на западной границе европейской части России до границ Китая • Этот регион чрезвычайно богат животным миром, что отражается на изделиях скифов
• исходной точкой истории скифов считаться приблизительно 1700 г. до н. э. , когда первые индоевропейские племена достигли Енисея. • Поселенцы овладели искусством литья и ковки меди. Они изготовляли коричневатую керамику, на которой царапали геометрические узоры, использовали бронзовые орудия для рубки деревьев. Поначалу они хоронили своих мертвых в неглубоких могилах, отмеченных кругом из камней, но к 1200 г. до н. э. они начали возводить большие курганы.
• В пору своего процветания скифы большую часть богатств получали благодаря торговле, прежде всего с Грецией • захоронения, самые лучшие из которых датируются началом VII — концом VI в. до н. э. , содержат великолепные предметы из золота — многие из них являются образцами высочайшего мастерства, — а число коней, убитых в ознаменование смерти одного вождя, в этом регионе часто доходило до сотен голов
• отсутствие у скифов изображений богов, алтарей и храмов, и действительно, за исключением весьма скромных акрополей позднего периода в скифских городах, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний. Вместо храмов и святынь скифы расточали все благоговение, на которое только были способны, могилам своих умерших
• Самые значительные из скифских захоронений — царские могилы на юге России • Чертомлыкская: • центральная погребальная камера с четырьмя камерами меньшего размера, расходящимися в разные стороны от центральной. В первой камере -небольшой скифский котел, великолепный колчан, полный стрел, и пять ножей с костяными ручками и железными лезвиями. В главной камере - фрагменты ковра
• Умерший лежал на спине лицом на восток, окруженный предметами роскоши. На его шее было прекрасное бронзовое крученое ожерелье, в одно ухо была вставлена золотая серьга, а золотые кольца унизывали все пальцы. Согласно обычаю, нож с ручкой из слоновой кости лежал в пределах досягаемости левой руки; там же находился и отделанный золотом колчан с шестьюдесятью семью бронзовыми наконечниками для стрел и хлыстом для верховой езды с ручкой из слоновой кости. .
• Здесь лежали также фрагменты шкатулки из слоновой кости, серебряные ложки, многочисленные золотые бляшки с его одежд, подвески, золотые трубочки, бусины и пуговицы. В третьей небольшой камере находились два тела, каждое из которых имело в виде украшения золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца и пояс, отделанный золотыми бляшками, а также золотые бляшки, которые когда-то прикреплялись на одежду. Рядом стояли бронзовая чаша, серебряный кувшин, колчан со стрелами и кнут
• В четвертой камере находились останки бронзовых похоронных носилок, которые когда-то были украшены замысловатым рисунком, выполненным в синих, голубых, зеленых и желтых тонах. На них лежало тело женщины, на котором все еще были надеты золотые браслеты, кольца и серьги. Двадцать девять чеканных золотых бляшек, двадцать золотых кружков и семь золотых пуговиц лежали, перемешавшись с ее костями. На ее голове были остатки пурпурной вуали с пятьюдесятью семью золотыми бляшками.
• На расстоянии вытянутой руки от тела женщины лежало бронзовое зеркало в голубой оправе. Поблизости лежало тело мужчины, возможно слуги, с бронзовым браслетом на руке, а нож и наконечники для стрел находились на расстоянии его левой вытянутой руки.
• Скифы также очень любили нарядные украшения на одежде. Они могли выполнить аппликацию с такой точностью и мастерством, что она походила на самую изысканную вышивку • Скифов также отличала особая любовь к ювелирным изделиям, которые, в огромном разнообразии, находят в скифских могильниках
• Звериный стиль - исторический художественный стиль, сложившийся в VIIIV вв. до н. э. на территориях Евразии от Нижнего Дуная, Северного Причерноморья и Прикаспийских степей до Южного Урала, Сибири и северо-западной части Китая. Истоки этого стиля следует искать в первобытном тотемизме и в "натуральном стиле" искусства первобытных охотников. В то же время "звериный стиль" отличается от абстрактного звериного орнамента VI-XIII вв. . Более широкое понятие - зооморфные мотивы.
Нащитная бляха в виде оленя (7 в. До н. э. )
Нащитная бляха в виде пантеры (7 в. До н. э. )
Уздечная бляха (5 в. До н. э. )
Уздечная пронизка
Оружие скифов
Секира – 7 в. До н. э.