структура ответов.ppt
- Количество слайдов: 56
Досократические школы. 1. Понятие бытия, бытие у Парменида и досократиков 2. Милетская школа 3. Понятие архэ, стохейнона 4. Атомисты 5. Пифагорейцы 6. Гераклит 7. Элейская школа 8. Софисты
Элейская школа. • Бытие и мышление, бытие и ничто • Два пути знания – мнение и доказательное знание • Следствия из положения «небытия нет»
Апории Зенона о невозможности движения. • Смысл термина «апория» • Особенность доказательства от обратного • Апории «Дихотомия» , «Ахиллес и черепаха» , «Стрела» , «Стадион»
Этика Сократа. • Исследование добродетелей и значение общих понятий • Возражения против тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей» • Значение разума в этической сфере
Сократический метод. • Рождение истины в споре и значение этого принципа для философии Сократа. Полемика с софистами. • Негативное доказательство ( «Я знаю, что я ничего не знаю» ) • Приоритет этического знания над знанием природы • Майевтика • Ирония • диалектика
Учение Платона об идеях. • Философская система Платона • Различие бытия идей и бытия вещей • Зависимость онтологии и гносеологии в системе Платона – истинное бытие и знание как припоминание • Идеи и «подобие» вещей идеям • Идеи вещей и отношений • Проблема единого и многого – Благо как идея идей • Соотношение онтологии и этики – идеал поведения, идеальное государство
Гносеология Платона. • Различие знания, чувственного восприятия и мнения (докса и теорейя) • Знание как припоминание • Совершенство знания и совершенство идеи (проблематичность идеи «лишенности» ) • Знание и «доказательства бессмертия души»
Этика Платона. • Учение о справедливости как высшей полисной добродетели • Значение закона в действиях граждан полиса • Справедливость и идеальное государство • Высшее Благо как идея идей • Критика демократии у Платона
Метафизика Аристотеля. • Интерпретация понятия бытия у Аристотеля, бытие как «чтойность» . • Сущность отдельно от сущего и сущность, принадлежащая существующему – то, что делает вещь такой, а не иной • Первопричины и первая философия • Действительность и возможность. Умперводвигатель
Критика Аристотелем теории идей Платона. • Если сущность отделена от существования, возникают парадоксы • Проблема движения • Проблема «третьего мира» (идеи и числа) • «идей больше, чем вещей»
Учение Аристотеля о первопричинах. • Причины действующие и конечные • Преимущество «неподвижного» и «самостоятельно существующего» • Первая философия как метафизика • 4 причины, почему вещь такая, а не иная • Виды движущих причин • Материя и форма как возможность и действительность
Учение Аристотеля о материи и форме. • Критика отсутствия движущих причин в философии Платона • Форма как активность. Форма и сущность. Истинное и ложное и проблема многих видов сущего. • Действительность и возможность • Материя как потенция и кондиция
Учение Аристотеля о категориях. • Категории как предельные виды высказывания • Десять категорий • Важнейшая из категорий - сущность
Классификация наук у Аристотеля. • Разделение наук на теоретические и практические • Разделение теоретических наук на физику, математику и первую философию
Этика Аристотеля. • Учение о добродетелях • Предельные цели человеческой жизни и преимущество добродетели по отношению к другим целям • Строение души и добродетели • Дианоэтические и этические добродетели – их существенное отличие • Правило золотой середины
Этические и дианоэтические добродетели в этике Аристотеля. • • Добродетели нрава и добродетели ума Различие обучения и воспитания Примеры этических добродетелей Примеры дианоэтических добродетелей
Правило золотой середины в этике Аристотеля. • Невозможность выведения моральных максим из идеи Блага или естественного стремления к счастью • Учение о первых сущностях и индивидуальность человека • Добродетели как отсутствие избытка и недостатка • Динамический характер «золотой середины» . Примеры
Эллинистическая философия. Стоицизм, скептицизм, эпикуреизм. • Онтология, гносеология, этика стоицизма. • Этика эпикурейской школы. Теория потребностей и критика страхов • Скептики, специфика их доктрины
Декарт. Правила метода. • Значение метода в философии • 4 правила метода
Доказательство существования Бога у Декарта. • Проблема параллелизма мыслительной и протяженной субстанции – «порядок идей тот же, что и порядок вещей» • Необходимость согласования порядков субстанций • Идея высшего существа в уме и реальность.
Принцип cogito в философии Декарта: обоснование и значение. • Необходимость безусловного основания в философии • Методическое сомнение и генезис принципа cogito: сомнение в авторитетах, в данных чувств, в безусловности элементарных истин, положение «сомнительно все» • Выведение протяженной субстанции из субстанции интеллегибельной • «Я» как мыслящая вещь
Дуализм Декарта. • Проблематичность естественных интуиций, неразличимость иллюзии и реальности • Значение ясных и отчетливых истин • Безусловность «я мыслю» и мышление как необходимая деятельность • Когитации • Субстанциональное качество не интеллигибельных вещей
Критическая часть и позитивная часть философии Бэкона. • • • Необходимость «Нового Органона» Критика идолов Дедукция и индукция Индукция как теория опытного знания Практическая значимость знания (знание – сила)
Смысл и виды индукции у Бэкона. • Достоверное и вероятностное знание • Различие дедукции и индукции • Полная индукция и неполная индукция
Пантеизм Спинозы. • Мыслительная и протяженная – одна и та же субстанция • Единство Бога и природы • Значение необходимости в системе Спинозы
Основная проблематика философии Канта. • Кантовское решение проблемы обоснования всеобщности и необходимости научного знания. • Различие априорного и апосториорного знания. • Условия возможности опыта и синтетическое суждения априори. • Обоснование математического и естественно научного знания. • Понятие трансцендентального субъекта.
Задачи критики разума и три вопроса, на которые отвечает трансцендентальная философия • критику разума как критика способности разума вообще в отношении всех знаний. Проблема источника знания и границ разума. Паралогизмы разума. • Синтетические априорные понятия как основания естественных наук (как возможна математика, чистое естествознание, метафизика)
Трансцендентализм Канта. • Трансцендентальное познание как познание не предметов, а видов нашего познания. • «коперниканский переворот» , «наш разум видит только то, что сам вложил в представления» • Необходимость и всеобщность априорного знания • Учение о чувственности, рассудке, разуме
Вещь в себе и явление в гносеологии Канта. • Предмет, данный нашему созерцанию (явление) и предмет, как он существует (вещь в себе) • Пассивность чувственности, спонтанность рассудка. Аффицирование чувственности извне.
Пространство и время как формы чувственности в гносеологии Канта. • Пространство и время как свойства вещей и как формы представления, внутренний и внешний опыт • Форма и содержание представлений (форма и материя) • Признаки пространства как формы представления
Этика Канта. • Что я могу знать? Что я должен делать? (законы того, что происходит; законы того, что должно происходить) • Идея свободы как автономии воли (произвол и законосообразная воля – действие по принципам) • Невозможность обоснования морали из обобщения опыта – невозможность знать мотивы поведения человека. • Возможность обоснования морали как указания принципа доброй воли.
Категорический и гипотетический императив в этике Канта. • Понятие максимы и императива • Внешние цели поступков и последние цели • Гетерономия и автономия воли • Добрая воля, которая добра сама по себе • Закон и законосообразность • Закон воли и принципы
Формулировки категорического императива в этике Канта. • Невозможность обоснования морали путем обобщения эмпирических форм поведения • Понятие свободы. Произвольная и автономная воля. Закон, полагаемые себе волей. Первая формулировка категорического императива • Человек как последняя цель. Вторая и третья формулировки категорического императива
Критика христианства и заката западной культуры в философии Ницше • Неакадемическая философия Ницше • Подлинная и неподлинная воля к власти. • Ценности жизни и «высшие ценности» . Декаданс и нигилизм • Тезис «Бог умер»
Критика морали у Ницше. Понятие нигилизма. • Понятия морали рабов и рессентиманта как ее основы. • Нормативность морали и мораль как индивидуальное изобретение. • Позитивные и негативные ценности. Нигилизм • Ложный путь философии. Этика Сократа. Христианские заповеди и моральная философия Канта.
Воля к власти и сверхчеловек в философии Ницше. • «заразительная слабость» морали рабов • Воля к власти и воля к жизни • Современный человек как «последний человек» • Необходимость «переоценки ценностей» • Сверхчеловек и новая свобода
Учение о бессознательном Фрейда • Бессознательное, предсознание, Оно-ЯСверх-Я. Понятие цензуры сознания • Принцип удовольствия и принцип реальности • Законы динамики бессознательного: замещение и смещение. • Философское значение открытия бессознательного.
Теория бессознательного Фрейда в объяснении генезиса культуры • Социальная концепция Фрейда. Образование социальной связи на основе бессознательного. Эдиков комплекс в индивидуальном развитии и символическое отцеубийство в культуре. Тотем и табу. • Эрос и танатос. • Бессознательное и религия. Культура как принуждение. Неудовлетворенность культурой. • Коллективное бессознательное, архетип. • Применение метода психоанализа к явлениям художественной культуры
• • Проблема первоэлемента в досократической философии (архэ, стохейнон, атом) Проблема первоэлемента как проблема бытия как предельного основания всего сущего Бытие как «то, из чего» Проблема неделимого и континуальности Проблема движущих сил
Критика неподлинного знания (докса) у Парменида и Платона • Значение сравнения и меры сравнения в знании. • Безусловное как доказательное • Невозможность знания изменчивого • Невозможность небытия
Проблема отсутствия небытия и доказательства невозможности движения в элейской школе. • Тождество бытия и мышления, немыслимость небытия • Противоречивость движения • Одна из апорий в качестве примера
Обоснование первичности синтетического единства самосознания в теоретической философии Канта. • Трансцендентальная аналитика как учение об априорных формах рассудка • Синтез и категории • Трансцендентальное единство апперцепции как условие синтеза • Отличие «Я мыслю» от содержания представления – его априорный характер
Виды суждений. Таблица категорий у Канта • • • Различие суждений по количеству по качеству по отношению по модальности
Соотношение веры и нравственности в философии Канта. • Различие познавательных и ценностных суждений • Регулятивные идеи разума • Опровержение Кантом доказательств существования Бога и доказательство через моральный закон • Этикотеология и моральная вера
Проблема Бога в философских концепциях Декарта и Лейбница. • Необходимость координации двух субстанций в философии Декарта. Окказионизм в истолковании Бога • Теодецея Лейбница. Понятие предустановленной гармонии
Гносеология Демокрита и Парменида (аргументы в пользу возможности и невозможности чувственного познания) • Детерминизм Демокрита: случайность как недостаток знания • Объяснение механизма познания с помощью принципа атомов и пустоты у Демокрита • Чувственное знание как случайное, о котором не может быть знания.
Космология Эмпедокла и Платона • 4 начала и значение любви и ненависти в философии Эмпедокла • Бытие идей и материя как меон • Знание и о пещере. Значение доказательства бессмертия души в космогонии Платона
Учение о душе у Платона • • • Три части души Рассуждение как внеопытное знание Миф о пещере: вещи как тени теней Знание как припоминание Доказательства бессмертия души
Различие бытия вещи и бытия Ума у Аристотеля. • Возможность и действительность • Оформленная материя и материализованная форма • Ум-перводвигатель как чистая актуальность, форма форм • Первоматерия как чистая возможность.
Принцип различения на первые и вторые сущности у Аристотеля • Сущность, существующая отдельно от вещи и принадлежащая вещи • Противоречивость первого варианта • Сущности рода и вида
Сравнительный анализ принципов добродетельного поведения эпикурейцев и стоиков. • Воля и судьба у стоиков. Свобода как осознанная необходимость. • Отрицательное определение счастья у эпикурейцев • Борьба с аффектами как общее с эпикурейским учением. Апатия стоиков и ниши свободы, калокагатия у эпикурейцев. • Разумность как общий принцип: критика невежества у стоиков, сопротивление страхам у эпикурейцев
Различие автономной и гетерономной воли в этике Канта • Поступок из чувства долга и поступок ради внешней цели • Действие по законам (в природе) и действие из уважения к законам – действие по принципам. • Добрая воля и автономная воля • Автономная воля и категорический императив
Проблема справедливости в «Государстве» Платона. • Справедливость как главная полисная добродетель • Оценка разных подходов к справедливости (справедливое как должное, как право сильнейшего, как право слабейшего) • Значение закона • Невозможность содержательного определения закона • Идеальное государство и Благо само по себе и их значение для определения справедливости • Критика демократии как способа правления.
Понятие синтетических суждений априори в философии Канта. • Аналитические и синтетические суждения • Априорные и апостериорные суждения • Априорные синтетические суждения как основные виды математических суждений • Природа синтетической способности в истолковании Канта
Понятие ressentiment в философии Ницше. • Рессентимант (злоба и бессилие) как установка морали рабов. • Активность и реактивность. Творческий импульс в морали аристократов, импульс отрицания в морали рабов. • Рессентимант и нигилизм
Категория субстанции / «чтойности» / в философии Аристотеля. • Сущее как сущность • Сущность как первая категория. Существующее самостоятельно и не существующее самостоятельно • Субстанция как то, что делает вещь такой, а не иной (чтойность)
структура ответов.ppt